Трамвай Варвары

Спектакль «Поехали!», по пьесе Полины Бородиной «Варвары», театра "Спичка" - это необычный сюрреалистический спектакль-трамвай с актёрами, и зрителями; он едет из наших 90-х годов, с остановками-судьбами его героев-пассажиров. Сложные это были годы, со своими «заморочками», и вспоминаешь себя и своих друзей... сложно рассказать об этом времени в одном спектакле.

Непростой это «трамвай» — мы все в нём едем, до сих пор, хотя его подремонтировали, на ходу, и мы устроились на более комфортабельных сидениях. Этот «трамвай» и на знаменитую тему «маленького человека», начатую ещё А.С. Пушкиным в «Медном всаднике», где бедный Евгений, не Онегин, попадает под его копыта. Этот Медный всадник — поступь самой истории, под копыта, колёса или модные телефоны которой мы всё равно попадаем. И сама жизнь заставляет нас всех танцевать или кривляться под её музыку, не нравится? Но с этого трамвая сойти можно только в вечность...

В центре спектакля — столкновение двух героинь, неудачницы Вари, водителя трамвая, из бедной семьи, да ещё только что похоронившей, от инсульта, мужа, и успешной, неприступной Розалии Всеволодовны, преподавателя университета: это столкновение «бедной» и «богатой» жизни, но обе они — несчастны, по-своему. Так несчастны, что подружились.

У Розалии обнаружили злокачественную опухоль и... здравствуй, алкоголь. И вот уже Варя становится опорой Розалии. Две трагедии, «бедная» и «богатая», почему же? Да жили не своей естественной, а придуманной жизнью, занимались не своим делом, а искали «негров в чёрном квадрате Малевича». Не только искусствовед Розалия, но и Варя, за рулевым колесом трамвая.

Луч надежды в этом «трамвае» 90-х — младший брат Вари — Валерка, дитя улицы и англоязычной масс-культуры, с её планшетами-стрелялками и сленгом, попавшийся ещё и на мелком воровстве. В конце спектакля, может быть, уже в тюрьме, он запевает вдруг старинную народную песню, и хорошо поёт, и даёт надежду, что этот трамвай поедет и дальше... Алексей Ничипорук, на удивление, очень тонко сыграл двойственную натуру Валерки, убедителен и как хулиган, и глубокий страдалец...

В спектакле сошлись две актрисы «Спички», новенькая Арина Толдинова, в роли Вари, и давно полюбившаяся зрителям Соня Путинцева, в роли Розалии. И новичок составил конкуренцию, и было здорово на них смотреть. Вообще, все актёры спектакля создали живые, запоминающиеся образы своих героев, были органичны на маленькой сцене, совсем рядом с пассажирам-зрителями «трамвая», которые заполнили весь салон.

...От тюрьмы, сумы и смерти, может быть, всего несколько шагов, и «неудачнику» и «успешному» человеку... Всё — суета сует, а завтра, может быть, вдруг опухоль, или инсульт, или ещё что, и что? И остаётся только напиться, чтобы забыться? Вечный вопрос бытия нашего? Да какое твое «бытие»? - вспоминается Иван Васильевич в комедии Гайдая.

«А мы попробуем любовью», - давно сказал об этом бытийном вопросе поэт Фёдор Тютчев, а больше ведь ничего и не остаётся, всё остальное уже перепробовали, все «практические руководства, как жить счастливо», а трамвай жизни идёт своим путём, и сойти с него нельзя...

Жизнь сложна и трудна всегда и для всех, напоминает нам Оксана Половинкина этим своим спектаклем, по-разному, конечно, но все мы — человеки, и знаменатель будет у всех один, понимает, в конце концов, Розалия, и становится просто человеком, и другом Вари.

Что ж в итоге?... Какой восторг, мы - «варвары», мы вырвались из «чёрного квадрата Малевича», и едем дальше! Нас ожидают опасности? - так посмотрите, что мы только что проехали, в 90-е годы... Поехали!

Ё моё
Фото: из архива "Спички"
14.07.2024
#белгород#театр_спичка#театр


Рецензии