Печали стакан?..

Уже не один раз во время консультаций я предлагала тест (или практику) самонаблюдения «Что останется от меня, если?..»


Тест самонаблюдения


Представьте, пожалуйста, во всех деталях, например, определенную ситуацию, событие из вашей жизни.

И далее начните освобождать ситуацию или событие от разного рода деталей.

Предлагаю поступательно:
- убрать (удалить, растворить) все внешние детали пространства той ситуации или того события, о котором Вы вспоминаете;
- освободить ситуацию, событие от всех участников и их действий;
- освободить ситуацию, событие от ваших мыслей, присутствовавших в ней или о ней, также освободить от мыслей других людей;
- вывести из ситуации, из события все ваши слова и слова любых других людей;
- освободить ситуацию от всех телесных ощущений.

Вопрос:
Осталось ли что-то?
Осталось ли что-то от Вас?





«Ничего».

И такой ответ также звучал.

Ответ «Ничего не остается» свойственен чаще мужчинам.

Данный ответ объясним тем, что без внешних действий, без внешних целей и результатов жизнь человека пуста.

И человек находится в перманентном поиске и вовлечении себя во внешнюю активность.

И это тоже замечательно.

Это одна из стратегий проживания себя и своей жизни.

Жизнь через событийность, через внешние действия, цели, результаты, карусельно сменяющие одни другие.

Нет их (этих действий, событий, целей, результатов) равно «ничего нет».


Если человек находится только в данной магистральной линии, а таких людей достаточно, то любая остановка, спад активности могут легко ввести в состояние от уныния, скуки до стресса, депрессивных эпизодов и далее, поскольку картинка внешних действий оказалась лишь картинкой без содержания.


Есть другая стратегия.

Еще одна стратегия – это осознание того, что, проживая любые, самые разные обстоятельства, ситуации, я оставляю своего рода эмоционально-чувственные слепки прожитого, я оставляю свои состояния, колебания своих состояний, и я осознаю это.

И именно эмоционально-чувственная составляющая - возможно, это и есть то единственное, ради чего мы здесь живем человеками...


Данная стратегия о том, что я допускаю и принимаю, что от меня остается нечто, некое звучание, некая вибрационно-энергетическая составляющая с ее уникальным рисунком, нечто, соотносимое с вибрацией воздуха, когда смычок касается струны и создает звучание, которое мгновенно и вроде бы улетучилось, и при этом сохранилось, впечаталось в пространство со всеми своими эмоционально-чувственными нюансами состояний.

Эмоционально-чувственные состояния соотносятся, с одной стороны, с мыслями, привязаны к ним, связаны с ними и, с другой стороны, выражаются телом.
И если проанализировать любой свой день на предмет своих эмоционально-чувственных состояний, то можно и графики своих состояний построить, и среднее значение за день вывести.

И не только за один день, и за неделю, за месяц, за год, за жизнь.
От меня и после меня остается вот эта совокупность моих состояний.

Если к определенному моменту жизни полученная картина меня больше не устраивает, то я имею возможности сделать так, чтобы управлять своими состояниями, чтобы понимать их, чтобы уметь возвращаться в сбалансированное состояние, чтобы эмоции свободно протекали, чтобы не застревать в них и не удерживать, не капсулировать, не контейнировать их.

Если эмоционально человеку стабильно плохо в разных степенях, если верхи экстремально высоки, а падения максимально низки, и если в этом уже видится проблема, то остается – начать решать и найти решения.

Вторая стратегия именно о том, что приоритетно не проживание события как такового, а прежде всего то, как мне и какой я во время этого проживания.

И тогда, например, ситуация «я на паузе» не будет заводить в стресс, поскольку и она наполнена и переполнена, но не внешней событийностью, а внутренней.

Эмоционально-чувственное проживание может являться самым ценным и так называемым «сухим остатком» от человека.

И если сравнить эмоции с потоками воды, с течениями в морях и океанах, то ключевое – эмоциональная вода может быть самых разных характеристик, она может быть не только стоячей, заболоченной, мутной, она может быть и прозрачной, чистой родниковой, и горно-кристаллической.

И эмоционально-чувственный диапазон проживаний человека может включать не только «печали стакан» (аллюзия на известную композицию).


И каждый выбирает сам.
Каждый выбирает сам то,
как он звучит
и
что оставляет.



Из диалога в группе после теста:

Мужчина: Не могу понять. Пока ничего не осталось…

Куда все делось?

Ирина: Спасибо за ваше наблюдение и за то, что поделились им! Ценно.

Ключевое в "Пока ничего не осталось" именно "пока".

Пока на периферии вашего пространства восприятия оказалось то, что называется эмоционально-чувственная составляющая, эмоциональный опыт.

Значимость этого опыта пока настолько невелика, что он вытеснен из восприятия мира, в целом, и себя, в частности.

Это ни плохо, ни хорошо.

Это очень по-мужски.

Женщины часто не понимают, что Буратино соответствует именно по-мужски безэмоциональный стиль жизни, который при этом активно наполнен всякой всячиной. У Буратино много дел, про эмоции ему некогда, он занят решением своих вопросов.

Быть и жить как Буратино может быть спасительным для мужчин в отношениях. У меня есть статья «К Мальвине тянется Пьеро, а Буратино ускользает».

Дело в том, что сознание человека принимает характеристики тех явлений, куда оно течет.

Это также как с картиной мира: если какой-то элемент для меня отсутствует в моих представлениях о мире, если я его не допускаю в качестве возможного, то я его и не увижу, не смогу воспринять.


В качестве резюме:

если начать направлять внимание на свои эмоционально-чувственные состояния, то на месте «ничего» может раскрыться сказочная картина того, что останется.

С уважением.


Рецензии