Милан-23-27. 02. 2015

Лирическое вступление.
Попытка использовать отрицательные ситуации с позитивным посылом, в прогрессивных продвинутых целях. В моём случае это непросто. Надо обладать нестандартным мышлением ума, чтоб неожиданно разросшуюся шишку на левом глазу (или глазе...) использовать для прогрессивных креативных целей... Мажу шишку специальной мазью и параллельно думаю о прогрессии (конечно, не с целью - вырастить шишку...); креативно заворачиваю свои мысли относительно использования этого инородного тела - вскочившей шишки, в смысле... Ничего не приходит в голову - кроме того, что в первую очередь надо заставить себя полюбить эту шишку. Она ведь часть меня...А себя ругать негоже! Внушаю себе, что данная шишка - это очередное испытание. Все знакомые и незнакомые убеждают меня, что она непременно пройдёт. Через пару дней. И что я ещё и скучать по ней буду. Последнюю реплику я сама придумала. Надо же как-то работать в позитивном самоироничном направлении. Обрабатываю шишку любя... Она заметна невооружённым глазом. Величиной с горошину. Не зелёную, а сушёную, жёлто-белую, которой одноимённые супы заправляют. И тут же после обработки нацепляю очки с британской символикой вместо стёкол. Потому что других очков, за которые можно спрятаться, - нет. А эти очки ещё пока что живы у меня со времён поездки в Англию, лет 6-7... Это такие специальные очки - полусувенирные-полупрофилактические - в мелкую  дырочку. Но общий рисунок выполнен в виде окраса и рисунка с изображением британского флага. Со стороны дырочек не видно, а виден флаг. Создаётся впечатление, что в этих очках невозможно разглядеть окружающий мир. А нет - ! Всё видится. И очень прикольненько в таких очочках бегать. Правда, внимание слишком привлекается...
.... И надо же - шишка пошла в рост накануне отъезда в Милан! Вот, блин, "подарок" на ДР! Ну что ж, буду выгуливать свою шишку в солнечной Италии. Ей круто повезло! Она увидит премьеру оперы Моцарта "Луций Сцилла" в Ла Скала! Какая шишка может похвастаться, что присутствовала и наблюдала оперное действо в зале прославленного на весь мир Ла Скала!
               

После пересадки в Риге я рыхлая. Андрей перекормил меня. Думали за 7 часов ожидания рейса Рига-Милан и позавтракать, и поланчевать/подесертничать, и пообедать. В результате завтрак получился настолько сытным, что я не ощущала голода ещё следующих полтора дня... Точно. Вот меню моего завтрака, достойное конкуренции купеческих трапез, если верить Гиляровскому. Хотя, нет, до тех трапез мне далеко - с бараньими и поросячьими ножками, с 50-ю блинами в сметане и масле и т.д... В общем, к завтраку Андрей заказал мне кашу из 5 злаков с натуральными ягодами, омлет, жареное яйцо, свежие овощи, кофе эспрессо, сливки, свежевыжатый морковный сок, гренки, пару картофельных драников. Всё было необыкновенно вкусно. Но завтрак великоват получился. Особенно на фоне кофе и вкусненького десерта, который я выкушала ещё в аэропортовом кафе "Лидо", ожидая Андрейчика. Но десерт - чудо! Многослойный - из пюре натуральных фруктов и ягод - манго, киви, малина, взбитые сливки, и ещё были два слоя неизвестного для меня происхождения - что-то такое ароматно-ванильно-шоколадно-панировочно-хрустящее и необыкновенно-вкусно! Для моего облегчённого желудка это большая нагрузка. Ну вот, объевшись, поехали в исторический центр - в Старую Ригу. Бросили машину и бродили, бродили по старым узким улочкам...
Лечу в Милан. Всё ещё перевариваю десертики и завтрак. Перед вылетом - в 14.30 по местному времени - в рижском аэропорту решительно начистила зубы. В надежде, что на сегодня приём пищи окончен. Хорошо бы, если бы и на деле вышло так, как задумано. Чревоугодное пресыщение до добра не доводит. На этой почве очень благоприятно развивается депрессняк... Желудочно-кишечный тракт тяжёлый, голова - свинцовая, мысли без широкого полёта - еле ворочаются... Желаний никаких... И смысла - тоже - ни в чём, ни в ком, нигде...  Всё! Всё! Хватит жрать! Надо срочно мобилизоваться! Силы все уходят в переваривание элитно-гламурной латвийской кондитерской и прочей кулинарии; хоть и  вкусной. До Милана полтора часа лёту.  В окно иллюминатора  "бьётся" голубое солнце... Хорошо, что аирбалтик на своём борту не кормит. Вернее, кормит,  но за дополнительную плату. Но полтора часа смехотворно мало для переваривания такого объёма принятой пищи. Совсем мало "разбега" для восстановления привычной мозговой деятельности. А мне ещё предстоит быстро и оперативно сориентироваться в аэропорту Мальпенса. Чтоб поскорее в центр, заселиться и отправиться на поиски театра Пикколо. Узнаю, уже узнаю себя, хоть и обожравшуюся вусмерть, но мысль, мысль уже бьётся в нужном направлении! И то верно! - красота, искусство спасут мир! А буквально ещё при посадке в аэрбас я с ужасом ощущала себя рыхлой, вялой, заторможенной, - что ооооочень противоестественно для меня. Мне в тот короткий отрезок времени казалось, что я по прибытии в Милан не в состоянии буду даже приобрести транспортный проездной билет в сторону центра города. О, какое отягчающее чувство... Так нельзя, нельзя, надо брать себя в руки. Целенаправленно, уверенно, определённо. И - результат последовал незамедлительно! Всё решаемо! Надо только оооооочень захотеть! И можно горы свернуть! Билет на экспресс приобрела быстро и легко. Продавец проездных документов вполне сносно владел необходимыми русскоязычными фразами. И вот я уже в экспрессе, в поездах чисто, нелюдно, туалеты блестяще-ароматные, с белой бумагой и с чистыми полотенцами. И отель быстро отыскался! Практически в центре. Станция метро Republica. Как позже выяснилось - от моего отеля 20 минут пешком - и я на главной миланской площади - Duomo. На которой возвышается потрясающий собор. Но я в первый свой вечер поехала на метро до площади. Две станции до Duomo. Собор красивейший. Нежданно-негаданно в первый свой вечер я попала на службу. Мессу то есть. А уж потом, через день я подробно ходила с путеводителем в руке внутри собора. Нашла благодаря плану собора, помещённого в моём путеводителе, все отличительные черты "дуомского феномена". И крипту (1606), в которой похоронен св. Карл Барромей, и Меридиан, помещённый сюда в 1786 г. астрономами Брера. Этот Меридиан отмечал астрономический полдень: в это время на него падал луч света из первого круглого окна южного придела (по правой стороне). Справа - сразу при входе в Собор - находится саркофаг архиепископа Ариберто Интиминьяно. В плане собора отмечено более 20 интереснейших объектов - мозаичные витражи, статуи, распятия, надгробия... Но мне не удалось отыскать необычную статую св. Варфоломея, с которого снимают кожу - работы Марко д`Аграте (подписанную и датированную 1562 г.) Убегалась, углубляясь то в план  путеводителя, то в план, который в соборе на стенде. Тщетно. Варфоломея не нашла... и не осмелилась пристать к кому-либо с этим волнующим меня вопросом...
24-го попала на сп. в студию при театре Дж. Стреллера "Пикколо". По Гольдони. "Лодка комиков" называется сп. Спектакль воплотил идеи самогО (ударение на последний слог!) режиссёра. Идеи интересные -  и общий "рисунок" спектакля, и детали. Но актёрская игра оставляла желать лучшего. Не вдохновили меня актёры... Как-то так... Но, конечно, я рада, что попала в легендарный театр Пикколо, который в 1947 г. основал не менее легендарный Джорджо Стрелер. Я отметила, что зрительный зал очень уютный. Небольшой. Удобные мягкие диваны, обитые красным бархатом, полукругом обрамляют небольшой помост - здесь, собственно, и разворачивается комическое действо.
Чудный день рождения я себе устроила! Как задумано - покреативнее, позакрученнее, поинтереснее, понестандартнее... С утра я "взяла" хороший разбег, чёткий ритм. Подъём по будильнику планировала в 7 утра. Но пробудилась гораздо раньше. В 5.40. И - чувствуя, что сна было "принято" достаточно - немедленно выпрыгнула из кровати, и в этом утреннем полёте я себе мгновенно пожелала лллллллёгкости! На весь день!! Физическая ллллллёгкость - точно мне обеспечена. На период пребывания в Милане - точно. Потому что после рижского обжорства у меня прекрасная диета, без перееданий,  без чревоугодных пресыщений. Часиков в пять вечера каждый день был у меня лёгкий ужин. И всё - до утра следующего дня, когда в отеле завтрак в 7-8, состоящий из капучино или чайкА с молочком, круасанчиков фруктовых, сока морковно-апельсинового или грейпфрутового, мёда, яблок и гренок. Так что ллллёгкость в теле обеспечена была. И это здорово! Хорошо ведь себя чувствуешь, не объедаясь, а принимая пищи ровно столько, чтоб производить необходимые жизненные действия. Ну вот. Приняв 26 февраля свой обычный италианский - денрожденный завтрак, не рассусоливая, не рассиживая, - программа сегодняшняя оооочень насыщенная - отправилась на ж/д вокзал. Поезд до станции Lecco стартует с миланского центрального вокзала в 8.20 и везёт меня на север Италии, в сторону живописнейшего озера Комо. Ещё в Москве по интернету я разглядывала прекрасные виды озёр Северной Италии: Марджори, Комо, Гарда... Но выбрала озеро Комо. Его окрестности меня поразили более всего. Доехав за 40 минут до Lecco, вышла к живописному водному пространству. Здесь - самая южная оконечность озера. И уже - красота неописуемая. Но дальше - на островках, и вдоль озёрного побережья - ещё красивее. До этих мест можно (по совету путеводителя) доплыть на лодочках/паромчиках. Но февраль - невысокий сезон. И паромы/лодочки ездят не в столь ранний час, в который я нарисовалась 26 февраля... Автобусы, как выяснилось тоже крайне редко курсируют. И я не раздумывая радостно и позитивно - пошла. И как пошла, как пошла!  Легко, непринуждённо, печатая шаг. Без остановки - не преувеличиваю - 2 часа 40 минут... Не забывая ни на мгновенье любоваться сногсшибательными видами! - Озеро широченное, глубочайшее - по сведениям того же путеводителя - глубина 410 метров! Самое глубокое в стране. А площадью - 37 квадратных километров. Теперь обрисую день - ясный, светлый, солнечный! Огромное озеро, а над ним возвышаются горы с живописно заснеженными сверкающими вершинами... И вот как мимо такой красотищи просто прошагать?.. Поэтому я и не просто шагала... а со значением. И с глубоким осознанием...  Именно поэтому и был у меня лёгкий шаг!.. А вокруг никого. Только машины шастают по автостраде. И велосипедисты. И я такая именинница - одна, по обочине. С одной стороны проезжая дорога, с другой - умопомрачительные пейзажи озера Комо... И сбоку, и спереди маячили высокие снежные горы... Красота!.. Причём, фото с моего телефона не передаёт и десятой доли этой красоты! Позже я прекратила мучится и фотографировать. Просто шла и наслаждалась вживую, визуально. Параллельно со своим именинным шествием вдоль озёрного побережья и автострады я приводила в замешательство итальянских водителей. И не только итальянских... По двум причинам. 1) - то, что шла пеше, с рюкзаком, но совсем не по-походному одета. А по-праздничному. У меня всё-таки сегодня ДР! Конечно, я была не в вечернем платье-коктейль и не на "шпильках". Но и не в штормовке и не в болотистых сапожках. 2) на носу у меня были мои британские очки. В которых вместо стёкол - британская символика - фрагмент флага. И сквозь "свой" британский флаг я обозревала проплывающий пейзаж. А со стороны кажется, что сквозь эту картинку ничего не видно. Экспансивные итальянские водители по-разному реагировали. Большей частью высовывались из окон, сигналили с восторженными воплями, с изумлённой мимикой.  Меня такая реакция забавляла. Мне всё было прекрасно, в тему ДР! Я весело шла, не чувствуя усталости. Но время шло, но я не намного приблизилась к городку Варена. Это самый ближайший городок от станции Лекко. Т.к. во времени я была ограничена. Поездка к озеру предпринята на один день. В 20.00 у меня премьера. В Ла Скала. Опера Моцарта "Луций Сцилла". Варена - городок, полностью сохранивший средневековую архитектурную планировку. А за 2.40 я допёхала до первого населённого пункта. Под названием Abbatio Loreano. У бабушек, которые шли мне навстречу я выяснила, что до Варенны ещё 14 км. Но пешком такое расстояние мне уже не осилить... Те же разговорчивые бабушки с авоськами мне поведали, что до Варенны я могу доехать на поезде. Рядом ж/д станция. Смотрю расписание на станции - до моего поезда час 15. Ожидание. И тут мне приходит неожиданная мысль - попытаться тормознуть машинку в целях автостопа. Иду решительно к краю дороги и высоко показываю кулак с вытянутым вверх большим пальцем... В своих крутых очках. Я их не снимала. Постояла так минут семь. Никакого результата. Только кулак затёк. Ни одно авто не затормозило. Может, водителей смущали мои очки? Но это их проблемы. Я не пыталась никого шокировать. Были солнечные миланские денёчки. И эти очки всё-таки спасали от ярких лучей. Других солнечных очков у меня не было. Либо растерялись, либо сломались, либо украдены, либо смыты океанами... Стоять надоело, - рука устала, солнце подогревает, ещё и есть хочу. Ушла от дороги со своим затёкшим кулаком, он чё-то у меня не сразу и разжался!! Мышцу, видать, свело. Но ничего, - на солнце подержала , помассировала и кулачок - отошёл! Иду по направлению к станции - там чудный садик разбит. С фонтанчиком, с лавочкой, с цветниками и клумбами. И дивный туалет с водой и мылом. Всё рядом, всё отлично. Решено тут и позавтракать. У меня с собой был банан, ассорти из свежих ягод: малина, клубника, черника. Накануне в супермаркете прикупила набор в коробочке. И сыр ещё. Прекрасный второй завтрак! На солнце - просто чудо! Сижу расслабленная, наслаждаюсь теплом, отдыхом, красивым видом - с моей лавочки отлично просматривались горы со снежной окантовкой на вершинах. Эта красота - неописуема, я всё никак не могла насладиться такой картинкой! Да вообще - всё замечательно!! Но в одиночестве мне долго не пришлось побыть. Меня атаковали итальянские агитаторы. Христиане, распространители библии. Две с виду тихие скромные женщины направились ко мне. Я сразу дала понять, что я русскоязычная и диалога меж нами не получится. Но они, видно, опытные агитаторы, у них всё под контролем! И на русском имеются флайеры, воззвания, призывы. Они мне тут же подсовывают планшет, на котором моментально загружается текст на русском языке... Я покивала им, поблагодарила и уверенно простилась. Сегодня я не намерена вести подобные беседы. Отправила их восвояси. Вскоре и поезд подошёл. Всё продумано в миланских поездах. На маленьких станциях никаких касс нет. Билеты продают поездные контролёры. В одном лице кассир и контролёр. Меня благополучно обилетили. И через 35 минут я была в Варенне. Какой приятный городишко! Сразу же от ж/д вокзала отправилась в замок  Vezia. А это на горе. Поднималась по крутому склону. По пути к замку меня сопровождали лавровые заросли. Я не раздумывая нарвала в пакетик этой экологически чистой приправы. Такой душистый лавровый лист с горных вершин Комо! (Эти лаврушкины листочки я по возвращении на родину передала своей Вере, она большая кулинарка!) На высоте, рядом с  замком кладбище. Сверху превосходный вид - обозревается озеро, красивые горные вершины. Такая картина умиротворяющая... Во-первых, ноль народу! Чуть позже к замку поднялись мужчина, женщина и собачка. И всё - более - НИКОГО!! Тихо, солнечно, тепло, Денрожденно!!  Полюбовавшись на все 360 градусов окружности - красотами городка, озера, всеми превосходными окрестностями, не спеша пошла на спуск, вниз к озеру. А вдоль озера прекрасно оформлена набережная дорожка. И я по ней отправилась. От набережной поднимались "лучи" витиеватых дорожек - вверх, к историческому центру Варенны. Иногда я сворачивала на эти лучи и поднималась вверх по узким лестницам. Такие сказочные улички... Оформлены по-игрушечному: опрятные, ухоженные, аккуратненькие.  Такие премиленькие домишки с крошечными балкончиками, садиками, мансардами. Вдоль озёрной извилистой дорожки везде лавочки, я периодически присаживалась, на солнышке грелась. Потом поднялась от озера до исторического центра. Там на площади собор 14 века San-Giorgio. Собор знаменит работами Пьетро Брентани (1467). Поздно прочла в путеводителе про висячие сады на вилле Чипресс (Villa Cipressi). Но если верить моему путеводителю, в период с ноября по февраль вилла с садами закрыта. Но когда я прогуливалась по центру Варенны, я увидела за оградой интересное садово-парковое сооружение. Я проходила мимо красивого ландшафтно-паркового ансамбля. Через изгородь хорошо просматривалась аккуратно убранная парковая территория. Со скульптурами, фонтанчиками, ухоженными цветочными клумбами, высокими кипарисами. Но ни одного прогуливающегося я там не заметила. Побродивши по средневековой Варенне, от души нагулявшись вдоль озера, поворотила назад, доехала до города Lecco - там пересадочный пункт, на другой поезд - уже в Милан. У меня было 2 часа времени до отправления поезда Лекко-Милан. И я по прибытию в Лекко с удовольствием прошла от станции до озера и часок ещё сидела на берегу, - опустилась на лавочку и на солнышке потягивала кофе с круасанчиком. Как сегодня всё замечательно складывается: и непредсказуемо, и не спеша, и красиво, и солнечно-тепло, и спокойно, и радостно, и умиротворённо... И многое успела! Приехав в Милан, дошла до отеля, приняла душ, переоделась к спектаклю в Ла-Скала. Не спеша дошла пешком до театра. Билет у меня был куплен на самый верхний ярус, но всё прекрасно было видно, и лица певцов я отчётливо различала. Сразу же я попала под власть великолепной чарующей музыки Моцарта! Какое чудо! Я слушала и наслаждалась. И благодарила судьбу за такой прекрасный подарок - такой День Рождения! Милан, Озеро Комо, - трёхчасовая пешая прогулка вдоль Комо! Посещение средневекового городка Varenna! И прекрасное, великолепное Денрожденное завершение - чудесный вечер в Ла-Скала на премьере оперы Моцарта "Луций Сцилла"! Какое счастье!! Я просто "таяла" от счастья!
Сейчас хочу рассказать, как я пыталась приобрести проездной билет в центре Милана, когда 23 февраля благополучно доехала из аэропорта на Центральный вокзал. Самое интересное, что мой отель находился в 7 минутах ходьбы от этого Центрального вокзала! Но я об этом только догадывалась. А билет мне надо было всё равно приобрести - билет, действующий  48 часов. Это удобно. Ездишь везде, на всех видах транспорта и не задумываешься. Ну вот, стою у автомата, торгующего проездными билетами. Ничего не понимаю. Тут же попадаю в центр внимания массивного итальянского бомжа. Очень энергичный бомж... Всеми силами принялся мне помогать в покупке билета. С чувством и очень активно при этом нажимал на все кнопки автомата. И ждал, когда я обналичу денежные знаки европейско-шенгенской принадлежности. Но до моей платёжеспособности как-то всё не доходило дело. Потому что я, хоть и не особо имела опыт покупки билетов у автомата, но поняла, что машина предлагает разовые билеты, самое большое - на 10 поездок. А меня это не устраивало. Говорю бомжу: уно диас - по-итальянски ведь, должен был понять - мол, нужен билет на 1 день. А бомж не внемлет. Но никак не отвяжется... Потом уж я подошла к сотрудникам метро - они меня направили к киоску, который находился тут же, в двух метрах. И там в наличии эти билеты - на сутки и на двое суток. Бомж провожал меня с тоской во взгляде... Не заработал на мне ни центика... Но - бог с ним, каждому - своё в этой жизни... А про суточные проездные я потом,  "задним числом" вспомнила, - что именно в киосках такие проездные и продаются. Зато потом каталась везде по этому билету, не глядя - по всему городу, на трамваях, автобусах, метро и по всем зонам, без ограничения! Удобно.
В первое своё миланское утро я поспешила в гости к Леонардо. Да Винчи. К его уникальной "Тайной вечере". С которой он столь вдохновлённо экспериментировал. Главным образом, с красками экспериментировал. Знаменитая фреска "Тайная вечеря" находится в церкви Санта-Мария-делле-Грацие, расположенной на одноименной площади Милана. А точнее – эта работа находится на одной из стен трапезной. Как утверждают историки, художник специально изобразил на картине точно такие же стол и посуду, какие были на тот момент в церкви. Этим он пытался показать, что Иисус и Иуда (добро и зло) гораздо ближе к людям, чем кажется. Далее сведения из официальных источников.
"Заказ на написание произведения живописец получил от своего патрона - миланского герцога Людовико Сфорца в 1495 году. Правитель славился распутной жизнью и с юных лет был окружен юными вакханками. Ситуацию нисколько не меняло наличие у герцога прекрасной и скромной жены Беатриче д’Эсте, которая искренне любила супруга и в силу своего кроткого нрава не могла перечить его образу жизни. Надо признать, что Людовико Сфорца искренне почитал свою жену и был по-своему к ней привязан. Но истинную силу любви распутный герцог ощутил только в момент скоропостижной кончины своей супруги. Скорбь мужчины была столь велика, что он на 15 дней не покидал своей комнаты. А когда вышел, то первым делом заказал Леонардо да Винчи фреску, о которой некогда просила его покойная супруга, и навсегда прекратил все развлечения при дворе. Произведение было выполнено в 1498 году. Его размеры составили 880 на 460 см. Многие ценители творчества художника сошлись во мнении, что лучше всего «Тайную вечерю» можно рассмотреть, если отойти на 9 метров в сторону и приподняться 3,5 метров вверх. Тем более что посмотреть есть на что. Уже при жизни автора фреска считалась его лучшим произведением. Хотя, назвать картину фреской было бы неправильным. Дело в том, что Леонардо да Винчи писал произведение не на мокрой штукатурке, а на сухой, чтобы иметь возможность редактировать ее несколько раз. Для этого художник нанес на стену толстый слой яичной темпры, которая впоследствии сослужила дурную службу, начав разрушаться всего через 20 лет после написания картины. «Тайная вечеря» изображает последний пасхальный ужин Иисуса Христа с учениками-апостолами, состоявшийся в Иерусалиме накануне его ареста римлянами. Согласно писанию, Иисус сказал во время трапезы, что один из апостолов предаст его. Леонардо да Винчи постарался изобразить реакцию каждого из учеников на пророческую фразу Учителя. Для этого он ходил по городу, говорил с простыми людьми, смешил их, расстраивал, обнадеживал. А сам при этом наблюдал за эмоциями на лицах. Целью автора было отображение знаменитого ужина с чисто человеческой точки зрения. Именно поэтому он изобразил всех присутствующих в ряд и никому не пририсовал нимба над головой (как это любили делать другие художники). Как утверждают историки, сложнее всего Леонардо да Винчи далось написание двух персонажей: Иисуса и Иуды. Художник старался сделать их воплощением добра и зла, поэтому долго не мог найти подходящих моделей. Однажды итальянец увидел в церковном хоре юного певчего – настолько одухотворенного и чистого, что сомнений не осталось: вот он – прототип Иисуса для его «Тайной вечери». Но, несмотря на то, что образ Учителя был написан, Леонардо да Винчи еще долго корректировал его, считая недостаточно совершенным.
Последним ненаписанным персонажем на картине оставался Иуда. Художник часами бродил по самым злачным местам, выискивая среди опустившихся людей модель для написания. И вот почти через 3 года ему повезло. В канаве валялся абсолютно опустившийся тип в состоянии сильного алкогольного опьянения. Художник приказал привести его в мастерскую. Мужчина почти не держался на ногах и не соображал, куда он попал. Однако, уже после того, как образ Иуды был написан, пьяница подошел к картине и признался, что уже видел ее раньше. На недоумение автора человек ответил, что три года назад он был совсем другим, вел правильный образ жизни и пел в церковном хоре. Именно тогда к нему подошел какой-то художник с предложением написать с него Христа. Так, согласно мнению историков, Иисус и Иуда были списаны с одного и того же человека в разные периоды его жизни. Это еще раз подчеркивает тот факт, что добро и зло идут так близко, что иногда грань между ними неощутима.
Кстати, во время работы Леонардо да Винчи отвлекал настоятель монастыря, который постоянно торопил художника и утверждал, что тот должен сутками писать картину, а не стоять перед ней в раздумьях. Однажды живописец не выдержал и пообещал настоятелю списать с него Иуду, если тот не перестанет вмешиваться в творческий процесс. Самым обсуждаемым секретом фрески является фигура ученика, расположившегося по правую руку от Христа. Считается, что это не кто иной, как Мария Магдалина и ее месторасположение указывает на тот факт, что она была не любовницей Иисуса, как это принято считать, а его законной женой. Этот факт подтверждает буква «М», которую образуют контуры тел пары. Якобы она означает слово «Matrimonio», которое в переводе означает «брак». Некоторые историки спорят с этим утверждением и настаивают, что на картине проглядывается подпись Леонардо да Винчи - буква «V». В пользу первого утверждения выступает упоминание о том, что Мария Магдалина омывала ноги Христу и вытирала их своими волосами. Согласно традициям, сделать это могла только законная жена. Более того, считается, что женщина на момент казни мужа была беременной и родила впоследствии дочь Сару, которая положила начало династии Меровингов. Нельзя не упомянуть тот факт, что во время бомбежки во время Второй мировой войны снаряд, попавший в здание церкви, разрушил почти все, кроме стены, на которой была изображена фреска. Хотя, сами люди не только не берегли произведение, но и поступали с ним поистине варварски. В 1500 году потоп в церкви нанес картине непоправимый ущерб. Но вместо того, чтобы отреставрировать шедевр, монахи в 1566 году проделали в стене с изображением «Тайной вечери» дверь, которая «отрезала» ноги персонажам. Чуть позже над головой Спасителя повесили миланский герб. А в конце 17 века из трапезной и вовсе сделали конюшню. И без того полуразрушенная фреска покрылась навозом, а французы соревновались друг с другом: кто попадет кирпичом в голову одного из апостолов. Однако были у «Тайной вечери» и поклонники. Французский король Франциск I настолько был впечатлен произведением, что всерьез задумывался над тем, как перевезти его к себе домой". Конец цитаты.
В этот музей одной картины при соборе завели нашу группу из 10 человек. Действительно, художник изобразил всех персонажей - лица - настолько живыми, эмоционально-выразительными! Я стояла, глаз не могла отвести, потом присела на скамейку в центре зала. Очарована! Потом поехала в парк Cempione. Большой зелёный парк. С победной Триумфальной Аркой, с памятником Наполеону на лошадке, с прудами. И с библиотекой. 24-го и 25-го числа много бродила по миланским соборам, по каналам. Доехала на cеверо-восток Милана до знаменитых Ворот Порта-Нуово. Вдумчиво и дотошно исследовала квартал Брера. Пешком прошла вдоль всего канала Навильо-Мартезана - давно, в средние века здесь были рыбацкие деревушки.
На площади Santo Stefano я разыскала удивительный собор Санто Стефано-Маджоре - возникновение датируется - 5 в. По соседству с   Санто Стефано-Маджоре находится Сан-Бернардино-алле-Осса, появившаяся в средние века. Здесь интереснейшая часовня-склеп (1210 г.) с изогнутым фасадом. Часовня-склеп покрыта человеческими костями и черепами (!) Тусклый  цвет и тёмные стены резко контрастируют с яркими красками фрески на своде - работы Себастьяно Риччи (1695) - "Триумф душ среди ангелов". Черепа и кости туго набиты за проволокой - по всем стенам, потолкам. Я легонько просунула пальчик сквозь решётку - потрогала черепа. На ощупь сильно жёсткие... конечно, скажете вы, было б странно, если бы они оказались мягкие и пушистые...
Потом гуляючи по центру набрела на зелёный парк с водоёмами, фонтанами, солнечными лавочками. С удовольствием отдохнула, перекусила.
Вдруг вспомнила: кладбище! Надо обязательно доехать до кладбища! Какая поездка без посещения этого сакрального места! А в Милане имеется крупнейшее Монументальное кладбище. Целый архитектурный комплекс под открытым небом. На центральной аллее красивое надгробие "Девушка, охваченная сном". Работа выполнена Энрико Бутти в 1890 г. - этот надгробный памятник установлен на могиле Изабеллы Касати.
 Прогулки по Парку Ветра,  а также одноимённая площадь, Название никак не связано с природным ветряным явлением, как может показаться на слух. Давно, в средние века вдоль этой площади процветали кожевенные мастерские - дубильников называли "ветраски" - "vetraski". Отсюда и название площади и прилегающего к нему парка. На площади Ветра до 1840 года публично вешали приговорённых простолюдинов... Только тогда, в 19 в. площадь еще не была площадью Ветра.
25 февраля отправилась в замок Сфорцеско. В одном из залов музея замка хранится уникальная скульптура Микеланджело "Пиета". Одна из Пиет Микеланджело... Еще одну я видела несколько лет назад во Флоренции.
Ещё до поездки в Милан я посмотрела в ЦИМе премьеру "Сфорца" по пьесе Саши Денисовой. А Сфорца - это историческое лицо из Средневекового Милана! Надо же - так случайно вышло! Я шла на спектакль - не зная, что это за "Сфорца". Я думала всё, что угодно, но только не то, что это название связано с Миланом. А сидя в зале - я вдруг "образовалась" и определилась географически. И для меня таким сюрпризом явился этот спектакль! Я уже была авиаобилечена, скажу больше - и театрально-Ла-Скально обилечена. Да и спектакль превосходный! И материал, и режиссура, и актёрский ансамбль! Это просто чудо! Арина Маракулина, Инна Сухарецкая, Лёша Юдников! И озознание того, что через месяц лечу в Милан - место действия пьесы! Буквально на следующий день кинулась к путеводителю. Отыскала в Северо-Западном районе Милана замок Сфорцеско. Этот замок - символ Милана. Замок имеет большую территорию, с множеством музеев. И ясным солнечным днём 25 февраля я предприняла  экскурсию в этот замок. Впечатляет. Засняла главную башню, в которой, собственно, и развивались мощные средневековые страсти, связанные с Франческо Сфорца. И именно о зарождавшейся любви Франческо Сфорца и Бианки Марии идёт речь в спектакле Саши Денисовой.


Рецензии