Заступница Усердная
1
Вонми, Заступница Усердная,
Призри на нас с высот святых.
Прими смиренные моления
Душ бедных, немощных, слепых.
Ты - бедных грешников Споручница,
Нас любишь, как своих детей,
Избавь, Небесная Владычица,
От бед, болезней и скорбей.
Свое нам даришь милосердие,
Что положу я на алтарь?
Слова любви, благодарения,
Прими от сердца скромный дар.
2
На душе печаль, небо мглистое,
Ветры, стужу, дождь надо выстоять,
За свои грехи я сама плачу,
Перед образом затеплю свечу.
Матерь Божия, не оставь меня,
Лишь с Тобой меня не страшит судьба,
Ты Заступница нам усердная,
Ходатаица Милосердная,
Ты в печалях нам утешение,
Отводящая искушения,
Подающая телу здравие,
Приведи меня к покаянию.
3
Пречистая, всем нам Благая Матерь:
Всем православным, простецам и мудрецам.
Склоняется, Дитя держа в объятьях
На той иконе, что является сердцам.
Нам Матерь Божия родною стала,
Чтоб плоть и дух сроднились со Христом,
Чтобы небес молитва достигала,
И благодать сходила к нам лучом.
Заступница усердная, благая
Пред образом склоняемся в мольбе,
На милосердье Божье уповаем
С надеждой избавления от бед.
4
Мира Заступница, Мати Благая
Мира Святая Любовь,
С верой, надеждой к Тебе прибегаю
Под всемогущий Покров.
Я виновата сама в своих бедах,
Некого больше винить,
Но материнским Своим Милосердьем,
Душу мою освети.
Сердце наполни любовию к Богу,
Радостью теплых молитв
Вновь укажи мне благую дорогу,
Минут печальные дни,
Не осуди меня грешницу строго,
и от беды защити
5
Святые очи Богородицы
В часы тревоги предо мной,
Прогонят скорби и бессонницу,
И возвратят душе покой.
Сияют в небе звезды ясные,
Их безразличен льдистый свет.
Тех звезд взор Матери прекраснее -
На все вопросы в нем ответ.
Задумчив светлый взор таинственный.
В нем кротость нежная, печаль,
Ты учишь нас Любови истинной,
И отверзаешь двери в рай.
Иконы Божьей Матери.
Божья Матерь «Умиление»,
«Умягченье злых сердец»,
Ты — «Отрада, Утешение»,
На главе из слез венец.
«Всецарица», «Всеблаженная»,
«Прибавление ума»,
«Воспитание», «Дверь Небесная»,
«Нерушимая Стена».
«Скоропослушница», «Заступница»,
«Все печали утоли»,
Божья Матерь «Троеручица»,
Под «Покров» Свой нас прими.
Утихает в душе непогода
И ложится на сердце покой.
Догорает свеча пред иконой
Богородицы Девы «Страстной».
Матерь Божия Страстная. 2010-04-24
Матерь Божия Страстная.
С ранами в груди,
На коленях припадаю,
Маму помяни.
Всецарица, Всеблагая!
Лик не отврати.
На Тебя лишь уповаю,
Маме помоги!
Отпустить все прегрешенья
Сына умоли,
Ниспослать души спасенье
И благословить.
Матерь Божия Страстная. 2010-04-24
Матерь Божия Страстная.
С ранами в груди,
На коленях припадаю,
Маму помяни.
Всецарица, Всеблагая!
Лик не отврати.
На Тебя лишь уповаю,
Маме помоги!
Отпустить все прегрешенья
Сына умоли,
Ниспослать души спасенье
И благословить.
***
Дево Пресвятая!
Скорбный тихий лик,
Нас, как мать, спасая,
Господа моли.
Нет без Тебя нам спасения, Мати,
Образ небесной Любви,
Всею душою на Тя уповаю,
Не отвергай за грехи, защити!
Молитва.
Зажгу в углу лампаду, пред иконой встану,
За внуков и детей я Господа молю.
Пошли Господь им мир, здоровье и отраду,
За все, Отец Небесный, тебя благодарю.
Господи, помилуй детей моих и внуков!
Матерь Пресвятая, прими под Свой Покров!
Господи, услыши, благослови их Боже,
Защити от зла их Отеческой рукой.
За все их прегрешенья накажи меня лишь,
Путь укажи к спасенью, опору им подай.
Вина моя огромна – не воспитала в Вере,
Идут путем ошибок, не дай ступить за край.
Господи, помилуй! Мы – Твои создания.
Господи, услыши, как детей прости.
Даруй нам смирение, сердцу покаяние,
К свету и спасению душу приведи.
И на моих чадах, да будет Твоя милость
На Тебя надеюсь, под Кровом сбереги.
От врага лукавого им не дай погибнуть,
Веру и надежду в сердце укрепи.
Господи, помилуй детей моих и внуков,
Матерь Пресвятая, прими под Свой Покров.
Господи услыши, благослови их, Боже,
Защити от зла их Отеческой рукой.
Зажгу в углу лампаду, пред иконой встану,
За внуков и детей я Господа молю.
Пошли Господь им мир, здоровье и отраду,
За все, Отец Небесный, тебя благодарю.
Господи, помилуй детей моих и внуков!
Матерь Пресвятая, прими под Свой Покров!
Господи, услыши, благослови их Боже,
Защити от зла их Отеческой рукой.
За все их прегрешенья накажи меня лишь,
Путь укажи к спасенью, опору им подай.
Вина моя огромна – не воспитала в Вере,
Идут путем ошибок, не дай ступить за край.
Господи, помилуй! Мы – Твои создания.
Господи, услыши, как детей прости.
Даруй нам смирение, сердцу покаяние,
К свету и спасению душу приведи.
И на моих чадах, да будет Твоя милость
под Кровом сбереги.
От врага лукавого им не дай погибнуть,
Веру и надежду в сердце укрепи.
Господи, помилуй детей моих и внуков,
Матерь Пресвятая, прими под Свой Покров.
Господи услыши, благослови их, Боже,
Защити от зла их Отеческой рукой.
О, Господи, прости, кругом я виновата. 34
О, Господи, прости, кругом я виновата,
Опутали цепями прочными грехи.
Гордыня — корень зла, одела душу мраком,
Молю, о Господи, спаси меня, спаси.
О, Всеблагой, Всемилостивый Боже!
Пошли смиренье и веру укрепи,
От зла и суеты омой больную душу
Лучом небесным озари.
Даруй, о, Господи, мне веру и надежду
С земли подняться, в небеса взглянуть,
Как блудный сын, потерян и отвержен,
К Отцу стремлюсь упасть на грудь.
Господи Всеславный,
Господи Всесильный,
Помоги мне слабой,
Спаси и помилуй!
Услыши и помилуй!
Очисти от греха.
Своей не справлюсь силой,
О, не оставь меня!
Иконы Божьей Матери.
Божья Матерь «Умиление»,
«Умягченье злых сердец»,
Ты — «Отрада, Утешение»,
На главе из слез венец.
«Всецарица», «Всеблаженная»,
«Прибавление ума»,
«Воспитание», «Дверь Небесная»,
«Нерушимая Стена».
«Скоропослушница», «Заступница»,
«Все печали утоли»,
Божья Матерь «Троеручица»,
Под «Покров» Свой нас прими.
Утихает в душе непогода
И ложится на сердце покой.
Догорает свеча пред иконой
Богородицы Девы «Страстной».
Тропарь, глас 4
Засту;пнице усе;рдная,/ Ма;ти Го;спода Вы;шняго,/ за всех мо;лиши Сы;на Твоего; Христа; Бо;га на;шего,/ и всем твори;ши спасти;ся,/ в держа;вный Твой покро;в прибега;ющим./ Всех нас заступи;, о Госпоже; Цари;це и Влады;чице,/ и;же в напа;стех и в ско;рбех, и в боле;знех обремене;нных грехи; мно;гими,/ предстоя;щих и моля;щихся Тебе; умиле;нною душе;ю/ и сокруше;нным се;рдцем,/ пред пречи;стым Твои;м о;бразом со слеза;ми,/ и невозвра;тно наде;жду иму;щих на Тя,/ избавле;ния всех зол,/ всем поле;зная да;руй,/ и вся спаси;, Богоро;дице Де;во:// Ты бо еси; Боже;ственный покро;в рабо;м Твои;м.
протопресвитер Александр Киселев
Чудотворные иконы Божией Матери в истории России
Святая икона, особенно икона Пресвятой Богородицы, всегда была любима русским народом, и, насколько мы себя как народ помним, с нами всегда был образ Пречистой и Преблагословенной. В Своих особых, чудотворных иконах пришла Она к нам впервые в половине XI века как «Одигитрия» – «Путеводительница». Пришла с греческой царевной Анной, дочерью византийского императора, выданной за великого князя Всеволода Ярославича, и стала именоваться у нас «Смоленской». Век спустя, с князем Андреем Боголюбским, уже в другой Своей иконе – Владимирской, пришла Она из Киева на север. После Смутного времени как Феодоровская-Костромская благословила нам на царство отрока Михаила, а накануне небывалых потрясений революции взяла землю Русскую под покровительство Своей Державной иконой.
Смею думать, что Россию можно было бы назвать Богородичной страной. Любовь и благоговейное отношение русского человека к иконе Той, Которая – честнейшая Херувим и славнейшая Серафим, и милость Самой Царицы Небесной к земле нашего отечества сделали то, что в России явлено более 468 именований Ее святых икон. Но сколько бы ни было у нас икон и как бы ни были различны их названия, происходящие главным образом от названий мест, где они были явлены, у нас ни на йоту не уменьшилось сознание, что эти различные изображения есть изображение все Той же единой Матери Божией.
Однако, все же может возникнуть вопрос: не слишком ли мы за двадцать веков существования Христовой Церкви на земле ушли от исторической правды? He примешалось ли в нашу иконопись много исторических погрешностей – воображаемого, принимаемого за действительность? Что ж, вопрос вполне законный.
На вопрошание апостола Фомы о реальности Его ран, Господь ответил словами: «Прииди и виждь». На вопрос о правильности иконописных традиций Господу было угодно на протяжении двадцати веков сохранить людям ответ почти той же осязаемости, как и ответ апостолу Фоме, то есть «приди и посмотри».
Был всемирно известный скульптор, художник, математик, архитектор, изобретатель – редчайший талант первой величины – Леонардо да Винчи.
Был отец Павел Флоренский – писатель, математик, богослов, физик, философ, которого называли русским Леонардо да Винчи. В книге о.Павла Флоренского «Столп и утверждение Истины» мы читаем: «По преданию, сохраненному церковным историком Никифором Каллистом, Богородица была роста среднего или, как иные говорят, несколько более среднего; волосы златовидные; глаза быстрые, со зрачками как бы цвета маслины; брови дугообразные и умеренно черные; нос продолговатый; лицо не круглое и не острое, а несколько продолговатое; кисти рук и пальцы длинные».
Приведем еще один отрывок из книги отца П.Флоренского: «Могучее и неизгладимое впечатление, которое производила на очевидцев Дева Мария, изображено яркими словами в замечательном памятнике, известном под названием «Письма св.Дионисия Ареопагита к апостолу Павлу». Вот что значится в этом письме, повествующем о посещении Божией Матери Ареопагитом: «Исповедую перед Богом, о славный учитель и путеводитель наш, что мне невероятным казалось, чтобы могло быть Существо, такобильно исполненное Божественной силы и дивной благодати, кроме Самого Вышнего Бога. Но я видел не только душевными, но и телесными очами то, чего никакой ум человеческий постигнуть не может. Да! Да! Я видел собственными очами Богообразную и выше всех Духов небесных Святейшую Матерь Христа Иисуса нашего».
Нужно ли нам после этих потрясающих свидетельств, после этого почти физического осязания первых десятилетий христианской эры еще доказывать, что православная иконописная традиция за двадцать веков не уклонилась в сторону с правильного пути? Что Бог, Тот Бог Истинный, Который «с человеки поживе», – изобразим, что и делается иконописанием; что честь, воздаваемая иконе, относится к ее первообразу, как учили святые отцы. И что поклоняющийся иконе поклоняется изображенному на ней? Ничего не нужно! Ничего больше не нужно после того, как мы «вложили персты» и от святых Игнатия Богоносца и Дионисия Ареопагита причастились к духоносному свидетельству Истины! Добавим разве только, что икона вполне становится иконою, т.е. предметом религиозного почитания, лишь через освящение. «Освящением проводится непроходимая грань между религиозной картиной, как бы она ни была высока по своему религиозному содержанию и художественным достижениям, и иконой, сколь бы она ни была скромна в этом отношении». «Освящается икона сия благодатию Пресвятаго Духа, окроплением воды сия священныя, во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Требник). Вот что делает икону иконой!
Грань между чудотворной и не чудотворной иконой не безусловная и не принципиальная, a лишь фактическая. В молитве из Требника на освящение иконы Божией Матери говорится: «И даждь ей силу и крепость чудотворнаго действия».
Благодаря этому можно сказать, что каждая икона потенциально, через присутствующую в ней благодать, чудотворна. Проявляя чудеса, становясь чудотворной, икона из места прикровенного присутствия Божественной силы становится местом ее явления. Этим, так сказать, выявлением себя и отличается икона чудотворная от не чудотворной.
В чудотворных Своих иконах Божия Матерь являет Свою близость к нашему миру, с которым Она живет одной жизнью и скорбит его скорбями, – «во успении мира не оставила еси, Богородице».
Обратимся сейчас к непосредственному рассмотрению некоторых наших чудотворных икон Божией Матери и увидим, что приведенные слова из тропаря Успению о неоставлении Ею мира находят неисчислимые подтверждения в нашей отечественной истории.
Икона Божией Матери «Казанская»
Эта святая икона была обретена в 1579 году в Казани на месте сгоревшего дома. Матерь Божия указала во сне девятилетней девочке, где искать Ее икону. С благословения тогдашнего Казанского архиерея Иеремии будущий святейший патриарх Ермоген переносил новоявленную икону с места обретения в церковь во имя святителя Николая. В том же году с нее был сделан список и отправлен в Москву царю Ивану Васильевичу Грозному. В последствии, в 1594 году, святитель Ермоген составил сказание о явлении чудотворной иконы, совершившихся от нее чудесах и написал тропарь.
B 1612 году, когда русское ополчение, вдохновленное на защиту родины призывом патриарха Ермогена и под водительством князя Дмитрия Михайловича Пожарского, освобождало Россию от поляков, Казанская икона Божией Матери прибыла под Москву с ополчением из Нижнего Новгорода. Нижегородское ополчение встретилось с непреодолимыми трудностями: нужно было не только освобождать Москву, занятую поляками, но и отбить приближающиеся свежие польские войска и смирить разбой, пьянство и измену, господствовавшие среди своих, раньше прибывших под Москву казаков и ополченцев. Что делать? Благочестивые предки наши порешили положиться на милость Божию: после трехдневного поста и молитвы перед Казанской иконой Божией Матери пойти на штурм московского Кремля.
; т; время у поляков в Кремле находился больной греческий архиепископ Арсений. Близкий к небу по своему сану, он еще ближе был к нему по своим добродетелям. Среди полночной тишины вдруг келья его наполнилась необыкновенным светом, и он увидел перед собой святого Сергия Радонежского. «Арсений, – сказал преподобный Сергий болящему, – ваши и наши молитвы услышаны; предстательством Богоматери суд Божий об отечестве преложен на милость: завтра Москва будет в руках осаждающих, и Россия будет спасена». Как бы в подтверждение сказанного, больному архиепископу вернулось здоровье и крепость сил. Радостная весть, переходя из уст в уста, немедленно проникла за стены города к православному воинству и воспламенила его непреодолимым мужеством.
Где препятствия: несметные силы поляков, укрепленные стены, разгул бесчинников в собственных рядах? Все это стало ничтожным перед духом человека, укрепленного силою Божией! И нижегородская рать стала новым Давидом перед Голиафом, и на ней вновь оправдались слова апостола Павла: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп.4:13).
В 1633 году князь Пожарский построил в Москве Казанский собор и перенес икону на руках из своего дома на Лубянке в новый собор.
В России было три особо чтимых образа Казанской Божией Матери:
1) в Казани, в Богородичном монастыре;
2) икона царя Ивана Васильевича, перенесенная императором Петром I в Санкт-Петербург;
3) в московском Казанском соборе, дарованная князем Пожарским.
В 1904 году в Казани чудотворная икона была похищена, и ее дальнейшая судьба достоверно неизвестна.
Одним их чтимых чудотворных списков этой святой иконы является образ, хранящийся в Елоховском Богоявленском соборе города Москвы.
Иконографически эта икона соответствует своему времени, то есть концу XVI века, и несколько менее отвечает древним образцам. Казанская икона – как бы «Одигитрия», ставшая не «поясной», а «оглавной». Главная особенность этой иконы – прямое фасное положение Богомладенца.
Праздники иконы: 8/21 июля; 22 октября ст.ст. (4 ноября н.ст.)
Закончив рассмотрение восьми из наших чудотворных икон Божией Матери и вспомнив в связи с этим значительную часть нашей истории, нам приходится сделать некоторое трагическое сопоставление: святой митрополит Петр в начале XIV века строил Московское царство. Можно сказать, что на его святых мощах выросла Москва. Спустя же два века его преемник святой митрополит Филипп Московский был задушен по приказу безумного царя этого Московского царства, Ивана Васильевича Грозного, и кончилась династия Рюриковичей, и чуть не погибла Россия в начавшемся так называемом Смутном времени.
И сопоставим второе: как единое государство под властью монарха Русская земля начала создаваться благословением чудотворной Владимирской иконы Божией Матери. Это было в XII веке. Восемь веков спустя Россия стала могущественной империей. Но в начале XX века была украдена чудотворная Казанская икона Божией Матери, а через несколько месяцев после этого началась революция 1905 года. Кончилась династия Романовых небывалым зверством, и пошла Россия из революции в революцию, из братоубийственной войны в террор, голод и богохульное безбожие.
Мы читали выше, как в XVI веке уходившие из кремлевского собора вместе с иконой Владимирской Божией Матери святители сказали, что уходят потому, что «люди здесь забыли заповеди Господни».
Не о грехах ли человеческих, а следовательно, и наших, сказал пророк Осия (Ос.8:7): «Так как они сеяли ветер, то и пожнут бурю»?
Переходя к заключению, я хотел бы сказать, что люди моего поколения, пережившие две мировые войны, войну гражданскую и террор, могут ставить вопрос: при каких обстоятельствах человек в большей степени усваивает звериный образ? Уничтожение человека человеком ярко выражается во время войны. Это страшно, но не ново. Да, война зло: она несет смерть, она развязывает в человеке зверя. Но в войне имеет место и мужество, и самопожертвование, и благородство. Наше время породило нечто худшее, чем война: такое мировоззрение, которое всякое ограничение кровавой расправы – с врагом или с инакомыслящим – считает сентиментальностью. «Это – неслыханное от начала мира порабощение духа – озверение, возведенное в принцип и систему. Природа человека такова, что он не может остаться только человеком: он должен или подняться над собой, или упасть в бездну. А потому перед человеком всегда вопрос: «Чем надлежит быть вселенной – зверинцем или храмом?» – пишет E.Н.Трубецкой в книге «Умозрение в красках».
Иногда, когда человек доходит до возможного предела озверения, он становится способным увидеть бездну под ногами и ищет точку опоры над этой бездной. Такой точкой опоры является пробуждающееся в нас сознание, что над царством зверя есть иной закон жизни. Вот эту-то иную жизнь, иную действительность с поразительной ясностью и силой не словами, а образами и красками передавала древнерусская икона. Икона убеждала человека в наличии иной жизненной правды и в ином, подлинном смысле жизни. Она вдохновляла, учила, вела. Но этот язык, которым говорит наша икона, «непонятен сытой плоти, недоступен сердцу, полному мечтой о материальном благополучии» (там же).
Для того, чтобы с нами заговорила икона, или, точнее, чтобы мы были способны услышать ее голос, нужно, чтобы в нашем сознании произошло развенчивание наших надежд только на самих себя, на свой разум, только на земные блага и земную силу. Не эту ли уверенность щедро предлагает нам князь мира сего, если мы, «падши», поклонимся ему?
Сущность той жизненной правды, которая противополагается древнерусским религиозным искусством образу звериному, находит свое исчерпывающее выражение не в том или ином иконописном изображении, а в древнерусском храме в его целом. Здесь именно храм понимается как то начало, которое должно господствовать в мире и противостоять как человеческому зверству, звериности в зоологическом смысле, так и зверю в смысле мистическом.
Тот, кто видит в иконе только доску и краски, тот почти ничего не видит.
Кто видит в иконе красоту, тот видит много, но еще не все.
Тот же, кто начинает постигать духовную ее сущность, тот подошел к главному в ней.
Сопоставим же теперь икону с жизнью. Если мы видим в жизни только вещи и поступки, а не их скрытую сущность, не то, что за ними можно увидеть и почувствовать, то наши отношения с жизнью еще только поверхностные, только внешние.
«Разум, – говорит св.Ефрем Сирин, – когда бывает здоров, целомудрен и светел, то духовно созерцает соотношения тварей Божиих и возводится к Святой и Блаженной Троице» (Добротолюбие. Т.2. С.266). Вот она, премудрость!
В стихотворной форме близкая к этому мысль передана так:
Как будто внутренность собора –
Простор земли, и чрез окно
Далекий отголосок хора
Мне слышать иногда дано.
Борис Пастернак. Когда разгуляется...
Увидеть в мире не только реальность, что подвластна князю мира сего, но и другую действительность, ту, что над ним, ту, что ему не подвластна – этому учила наших предков икона. Увидеть «инобытие» и трепетно возлюбить его – вот та сила, которую почерпали предки наши через икону. Через иконы было нам дано явление той благодатной силы, которая некогда спасала Россию.
Образ Божией Матери был и есть наиболее возлюбленный образ русского Православия. Милостью Своей чрез Свои чудотворные иконы, Пресвятая Богородица никогда не оставляла наш русский народ.
Свидетельство о публикации №224072101229