Дворянская любовь - главы 30, 31, 32
Через несколько дней Игнатьев вернулся в Петербург к жене. Настроение у него из-за Марфы не улучшалось, и он ходил по квартире грустный и задумчивый.
- Лизонька, я хочу напиться, - чуть не плача, обратился он к жене.
- Что случилось, дорогой? На тебе лица нет, - с удивлением посмотрела она на него, и принесла к нему в кабинет бутылку виноградного вина и два бокала.
- Плохи дела по хозяйству? – заглянула она к нему в глаза, с озабоченным видом.
- В хозяйстве всё в порядке и с деньгами тоже. Заходил я к Марфе, - стал рассказывать жене Леонид, - и видел своего, якобы, сына. Но ничего в нём похожего на меня я не нашёл.
Он рассказал ей всё, как было, как учтиво его встретили родители и, как Марфа уговаривала его остаться с ней, но он отказался.
- Лизонька, я виноват перед тобой, в том, что связался с Марфой. Жаль, что я поздно тебя встретил.
- Но после венчания ты ведь мне не изменял?
- Нет, конечно, - клялся он. – И никогда больше тебя не обижу в этом отношении. Но я обещал Марфе платить за ребёнка и взять его к себе на воспитание, если это понадобиться.
О существовании ребёнка Лиза уже знала и то, что он, возможно, рождён не от Лёни. Но переживания мужа из-за этого её обеспокоило.
- Тогда почему ты так расстраиваешься? Плюнь на всё и не расстраивайся, - посоветовала она.
- А ты не будешь на меня сердиться, если я возьму этого малыша к себе в дом?
Лиза задумалась и потом стала рассуждать:
- Дом у нас в деревне большой, места всем хватит. А ребёнка пусть воспитывают няньки и воспитатели. Я тоже, кажется, забеременела, - предположила она и погладила рукой живот. – Уже второй месяц месячные не приходят.
Леонид обрадовался и решил, что вино ей теперь пить нельзя и сам тоже выпивать не стал, потому что настроение и так наладилось.
31 - Знакомство с художником Брюлловым
Всю осень, до самого декабря, Лёня и Лиза ходили по театрам, посещали рестораны и познакомились с интересными людьми, в том числе, с известным художником Александром Брюлловым.
Познакомились они с ним случайно, в театре, на спектакле, с называнием: «Горе от ума» — комедия в стихах Александра Сергеевича Грибоедова. Само действие происходит через десять лет после войны с Наполеоном. Молодожёны смотрели спектакль в так называемом, Большом Каменном театре, который находился на Карусельной площади. (Ныне Театральная площадь).
Спектакли проводились платные и бесплатные. Придворные спектакли были бесплатными. Зрителей собирали повестками от Придворной конторы. Присутствовать на таких зрелищах было почётно. Но и явиться туда приглашённые люди были обязаны. Для простого народа тоже иногда проводились спектакли бесплатно.
Лиза и Лёня ходили на спектакли за купленные билеты. В начале декабря у Лизы уже появился небольшой животик. Утягиваться корсетом муж ей не разрешал, и они решили, что пришли на спектакль в последний раз, пока она не родит. С большим животом появляться в свете считалось не приличным поступком.
Места у супругов Игнатьевых были куплены в партере, за высокую цену. По этой причине там собирались очень состоятельные люди. Игнатьевы почти первыми заняли там кресла. Лиза с интересом ожидала, кто сядет рядом с ними. Справа сели пожилой мужчина с длинными завитыми усами и с ним дама, лет на двадцать моложе его. Молодая его спутница оказалась соседкой Леонида. Слева два места оставались свободными до открытия занавеса. Лиза шепнула:
- Лёня, неужели рядом со мной никто не сядет? Как ты думаешь, придут или нет?
И вот, в последний момент, между рядами стали пробираться молодые мужчина и женщина лет тридцати пяти. Только они сели, как представление началось. Оба они выглядели молодо и одеты были по моде. Леонид не стал обращать ни на кого внимание, а с интересом смотрел спектакль. Его он видел в будущем, но теперь воспринимал эту историю как-то по-другому, окунувшись в действительность нынешней повседневной жизни. Лиза познакомилась с соседкой, сидящей от неё слева, и периодически с ней шепталась.
- Лиза, не разговаривай, - тихо сказал ей Лёня, - мешаешь другим смотреть спектакль. Но молодые женщины продолжали шептаться.
- Этот полковник Скалозуб мне напоминает нашего знакомого, - услышал Леонид шёпот соседки, с которой познакомилась Лиза.
Другие соседи тоже шептались и узнавали в персонажах своих знакомых и близких людей. Во время антракта Лиза договорилась с соседкой вместе сходить в буфет. Во время спектакля она шепнула мужу, что её соседку звать Александрой, а её мужа зовут тоже Александр.
- Они приглашают нас в буфет, - сообщила она.
В тесном помещении буфета молодые люди не смогли найти себе места, по причине своей скромности.
Пойдёмте в коридор и там поговорим, предложила Александра, симпатичная молодая женщина. Леонид отметил, что Лиза была гораздо симпатичней её и моложе. Александр оказался не разговорчивым человеком и молча кивал, соглашаясь с женщинами, которые обсуждали первую часть спектакля.
- Александр, приходите, завтра к нам в гости, - обратился Леонид к этому скромному с виду мужчине.
- Завтра я буду очень занят, - ответил он. – У меня много работы, я архитектор.
- А что вы сейчас проектируете? – поинтересовался Леонид.
- Проектирую новый театр, по заказу супруги императора, - ответил он.
- А я сейчас в отставке, бывший военный, - сообщил о себе сведения Леонид.
- А как ваше отчество? – спросил Игнатьев. - Неудобно интеллигентным людям фамильярничать.
- Моего отца звали Павел Брюлло. А нас с братом записали, как Брюлловы, на русский манер. Леонид слышал в той жизни о знаменитом архитекторе и художнике портретисте
Художник Брюллов «Автопортрет». 1828 год.
с этой фамилией. «Неужели этот скромный человек и есть Брюллов?» - подумал он, и радостные мысли посетили его.
В последний сеанс связи, из лаборатории Игнатьеву передали большую просьбу, чтобы он познакомился с Пушкиным. Ему поручили сложный эксперимент, спасти великого поэта от дуэли. А Брюллов был близок к Пушкину. Он писал портрет жены Пушкина Натальи. Соболев обещал познакомить его с Пушкиным, но в настоящий момент Соболев был за границей.
- Я слышал, что вы пишете портрет Натальи Пушкиной? – спросил Брюллова Леонид.
- Да, - подтвердил художник, - я его закончил в прошлом году.
Зазвонил колокольчик, оповещая публику, что антракт закончился, и все пошли в зал на свои места. Далее, Леонид не внимательно смотрел спектакль, а всё обдумывал, как заманить в гости супругов Брюлловых. И ничего лучшего придумать не смог, как просить написать портрет своей жены Елизаветы.
После спектакля публика начала расходиться по домам. Игнатьевы проводили своих новых знакомых до стоянки извозчика. Леонид опять пригласил их в гости, но Брюллов отказался, сославшись на свою занятость.
- Сколько стоит портрет, если вам сделать заказ? – спросил Игнатьев.
- Пятьдесят тысяч, - ответил Александр, - я пишу портреты акварелью на плотной бумаге.
Брюллов заинтересованным взглядом окинул собеседника и задержался возле кареты извозчика. На улице в это время дул холодный морозный ветер, но снегу ещё не было. И большинство людей были не в шубах, а в осенней одежде.
- А вы можете написать портрет моей жены, - указал Леонид на Елизавету, которая ёжилась от холода.
Художник согласился и они договорились.
Дома Лиза упрекнула мужа за расточительность.
- Зачем ты заказал портрет за такие большие деньги? – говорила она. – Посчитай, сколько коров можно купить за пятьдесят тысяч, если в наших деревнях корова взрослая стоит, в среднем, десять рублей?
- Да, стадо получится огромное, - согласился Леонид. – Меня просили из будущего, чтобы я поговорил с Пушкиным и убедил бы его не участвовать в дуэли. Эта дуэль с Дантесом должна состояться в тысяча восемьсот тридцать седьмом году. А Брюллов хорошо знаком с Пушкиным и, возможно, познакомит меня с ним.
- Но ты же знаешь, что у нас осталось около ста тысяч рублей, и то они взяты под проценты в банке, - продолжала говорить жена.
В конце концов, Леониду удалось успокоить супругу, сказав, что у него ещё есть вклад в другой банк в сумме двухсот тысяч рублей, где ему идут проценты. А в конце будущего года он получит с крестьян оброк по триста рублей с хозяйства. Кроме этого будет доход от магазина и от барского хозяйства.
- Я ещё надеюсь, - сказал он Лизе, - что нас заберут скоро обратно в будущее. Наши учёные думают, как это можно сделать.
Лиза с интересом взглянула на мужа, и её глаза радостно засветились.
- Ты меня тоже возьмёшь с собой?
- Конечно, - успокоил её Лёня, - я без тебя никуда не уеду. И нашего ребёнка тоже возьмём.
---------------------------------------------
В назначенный день к Игнатьевым в квартиру пришёл Александр Брюллов вместе с женой. Её хотела видеть Лиза. Она заказала прислуге праздничный обед и, прежде чем начать писать портрет, хозяева усадили гостей за стол в гостиной. На столе были, кроме закусок, красивые бутылки с вином. Оказалось, что жена Брюллова тоже беременная и отказалась от вина. Выпили по рюмочке лишь мужчины. Когда поели, то художник спросил, в какой комнате рисовать. «Надо выбрать комнату с окнами на южную сторону, чтобы было светлей», - сказал он.
Для этих целей подошёл кабинет. У художника был с собой этюдник для акварели и листы бумаги в папке из прочного картона. Он долго выбирал, как лучше посадить Лизу, чтобы освещение было, как ему требовалось. Леонида и свою жену он предупредил, чтобы не критиковали раньше времени.
Леонид с интересом наблюдал, как Брюллов рисует. Бумага у него была плотная, с жёлтым оттенком. Художник объяснил, что жёлтый оттенок подходит в качестве основы для написания лица и других частей кожи.
Первый листок он испортил и не законченный портрет отложил в сторону. Однако на бумаге уже выглядывали знакомые черты Елизаветы. Так он не закончил ещё три листа бумаги размером примерно, сорок на пятьдесят сантиметров.
Брюллов А.П. Императрица Александра Фёдоровна 1830г
Последний пятый листок он закончил быстро, едва успев до начала сумерек. В декабре уже в три часа дня становится пасмурно. Лиза тоже устала позировать. Она с перерывами просидела почти три часа. Но позу она плохо держала, какую требовал художник. И не смотря на это, портрет получился идеальный.
В процессе работы Лёня расспрашивал Александра о его знакомстве с Пушкиным, и тот обещал вместе с ним сходить к Пушкину прямо домой, где-то после Рождества, когда у него будет свободное время.
- Зачем вы хотите познакомиться с поэтом? – поинтересовался Александр.
И Леонид объяснил, что ему иногда во сне приходят видения, о том или ином человеке. Эти видения-предсказания часто бывают трагическими и всегда сбываются.
- Я должен предупредить Пушкина, что он может быть убитым на дуэли. Дуэль будет с неким Дантесом. Она состоится двадцать седьмого января тысяча восемьсот тридцать седьмого года, на Чёрной речке. Пушкин будет смертельно ранен, и умрёт десятого февраля, в пятницу, в четырнадцать часов сорок пять минут. (Все эти сведения Игнатьев прочитал в интернете по смартфону и долго заучивал).
Брюллов с недоверием выслушал и сказал: «Бред какой-то. Я в такие предсказания не верю». И Лёня ожидал такую реакцию. Он приготовил для четы Брюлловых тоже печальное предсказание, которое состоится скоро.
- Я для вас тоже приготовил печальное пророчество, - произнёс он тихим голосом. – Всё написано в записке в этом конверте. Откроете конверт в Рождество. Если там прочитаете правду о свершившемся факте, то сообщите Пушкину обо мне. Возможно, он сам захочет со мной встретиться. Заранее я вам не хочу сообщать о том, что произойдёт. Это предотвратить не возможно.
На прощание, Игнатьев вручил художнику банковские векселя на пятьдесят тысяч рублей и конверт с пророчеством.
Когда они ушли, Лиза спросила: «Что за пророчество ты им написал?»
- Я нашёл в интернете фотографию надгробного мраморного памятника тёще Брюллова. На памятнике написана дата смерти и даже время, когда она скончалась. Это произойдёт шестого января 1833 года. Но спасти её они вряд ли смогут. Ей уже восемьдесят девять лет.
32 – Знакомство с Александром Сергеевичем Пушкиным
После рождественских праздников, у Лизы живот стал совсем выделяться. Под одеждой его уже было заметно. С утра Леонид помолился перед иконой, попросил Господа, чтобы у Лизы было всё хорошо со здоровьем. После молитвы он вспомнил, что обещал сегодня выйти на связь с лабораторией. Ещё вспомнил, что давно нет известий от Александра Брюллова. О нём напомнил портрет Лизы, висящий на стене, в рамке и под стеклом.
По распоряжению Елизаветы, прислуга теперь приносила завтрак, обед и ужин в гостиную, где стояла красивая мебель, висела хрустальная люстра под свечи, и сама атмосфера здесь была торжественная, не то, что в столовой. В столовой даже стены не были оклеены обоями, и она совмещалась с кухней. Там обедали рабочие, приносившие воду, дрова и выносившие помои.
Прислугу Лиза поменяла, и теперь в квартире Игнатьевых работали две женщины, лет сорока, из деревни Пеньково. Лиза их хорошо знала и ручалась за их честность. Предыдущие женщины не раз были замечены в хищении и поэтому их уволили.
Новых служанок звали Дарья и Акулина. Обе они были энергичные, голосистые и остры на язык. Лиза им часто делала замечания, чтобы сильно не кричали, а то соседи подумают невесть что. Женщины были замужние, имели детей, и раз в неделю, поочереди, ездили домой в деревню. Через них Леонид держал связь с управляющим имением Гаврилой Яковлевым. С ним они обменивались письмами.
Сегодня завтрак в гостиную подавала Акулина, сухощавая с суровым, грубоватым лицом. В противоположность ей Дарья была розовощёкая и полноватая баба. Она сегодня должна была вернуться из деревни. Акулина принесла в большой тарелке манную кашу и поставила на стол, покрытый белой скатертью. Кроме каши на столе уже стояли тарелки с серым хлебом, селёдка под горчичным соусом, которую любил Леонид, и графинчик с малиновой наливкой. Наливку он употреблял перед едой по рюмочке.
- Акулина принеси мне кофе с сахаром и молоком, - приказным тоном сказала Лиза.
- Слушаюсь, барыня, - слегка поклонившись, ответила Акулина и ушла в кухню готовить кофе.
Лиза не давала служанкам послаблений и вела себя с ними официально. Сказывалось в ней дворянское воспитание. Леонид же всегда говорил со служанками в просительном тоне, вежливо. Он и жену убеждал, что не следует быть строгими со слугами. Но она оставалась при своём мнении.
После завтрака Леонид поспешил к себе в кабинет, чтобы позвонить в Лабораторию. Направляясь туда, он сказал Лизе, что закроется в кабинете и будет разговаривать с людьми из лаборатории.
- Если хочешь послушать, то пошли со мной, - предложил он.
Но жена отказалась, сославшись на плохое самочувствие из-за беременности.
В лабораторию он передал два репортажа о Невском проспекте и сообщил о знакомстве с художником Александром Брюлловым; обещал при следующей встрече попробовать его сфотографировать скрытой видеокамерой. А также сказал, что есть маленькая надежда познакомиться через него с Пушкиным.
- Как складываются дела в поместье? – спросил руководитель лаборатории Костя Смирнов.
Леонид рассказал ему о письме управляющего, полученном в прошлую неделю. Он писал, что обучает молодого мужчину, себе на замену.
- Этого парня я сам выбрал, - сказал Игнатьев, - его зовут Павел Никитин, крепостной, бывший гончар. Толковый и не глупый человек. Гаврила и его дочка обучают его грамоте. Я уже вам сообщал, что Гаврилу я скоро отпущу на пенсию.
В конце разговора Игнатьев спросил: «Когда вы придумаете способ, вернуть меня назад? Скоро все мои смартфоны испортятся, и связь будет прекращена». Смирнов ничего конкретного не обещал, но сказал, что Скапцов над этой проблемой работает.
Долго разговаривать Леонид не мог, так как смартфон быстро разряжался. Батареи начали портиться. Всё же он жил в девятнадцатом веке уже четвёртый год. Следующий сеанс связи он предложил провести через неделю. Около двенадцати часов дня в прихожей раздался звонок. Это почтальон принёс почту. Для Игнатьева было два письма: одно от Сергея Соболева и другое от Александра Брюллова. Александр сообщал, что встречался с Пушкиным, всё ему рассказал, и он предложил встретиться в ресторане, который находится в здании на углу Невского проспекта.
Художник Тропинин В.А. «Пушкин 1827 год».
и Большой Садовой улицы. Пушкин там часто обедает. И будет двенадцатого января, в 14 часов, обязательно. Леонид отметил, что этот день будет завтра.
Соболев написал о том, что его смартфон испортился и не может больше с его помощью поддерживать связь. Сейчас он находится в Испании. Своего обратного адреса он не прислал, так как путешествует по Европе.
И вот, наступило двенадцатое января. Леонид волновался и насилу дождался до обеда. В этом ресторане они с Лизой ещё не были, он открылся совсем недавно. Поэтому Игнатьев решил пораньше прогуляться до ресторана и посмотреть, как он выглядит.
В этот день был сильный мороз, под ногами, одетыми в валенки, скрипел снег, и небо окрасилось в розовый цвет, как это бывает в такие морозы.
Извозчиков поблизости не было, и он пошёл пешком. Кругом было пустынно, люди сидели по домам. Иногда выходил из подъезда какой-нибудь бородатый дворник с лопатой и сразу исчезал. Не дойдя до нужного здания, нос у Леонида стал замерзать, он поднял свой воротник, краем которого прикрыл лицо. Возле здания на углу Большой Садовой улицы и Невского проспекта, он посмотрел на вывеску и прочитал: «Ресторан Павла Палкина». Внутрь он не решился зайти, потому что забыл взять с собой деньги. Но вдруг, мимо него прошёл мужчина и открыл дверь. Оттуда повалил пар вместе с вкусными запахами различных кулинарных изделий с ванилином. Лицо мужчины тоже было прикрыто высоким воротником, из-под его мохнатой шапки торчали клочки кудрявых чёрных волос. Ноги у Леонида стали замерзать, да и сам он сильно продрог. Поэтому, он тоже вошёл в ресторан и оказался в просторном холле с гардеробом. К нему подошёл швейцар: «Сударь, вам помочь раздеться?»
- Нет, спасибо, я погреться зашёл, - смущённо ответил Игнатьев.
Рядом на стене, под стеклом, висел список мероприятий, которые проводились в ресторане. Он опустил воротник и стал читать список. Среди различных концертов и конкурсов, крупными буквами было написано: «Игра в вист». «Вот, почему сюда ходит Пушкин», - решил он, зная, что у поэта имелась такая слабость играть в карты на деньги.
Вскоре из зала вышел тот мужчина, который первый вошёл в ресторан. Он был не высокого роста, в зимнем пальто и, видимо, не раздеваясь, зачем-то заходил в зал. Увидев его смуглое лицо и чёрные бакенбарды, Леонид спросил мужчину:
- Извините, сударь, вы Пушкин?
Мужчина, похожий на южного человека, испуганно взглянул на незнакомца:
- Деньги я отдам в понедельник. Сейчас их не имею-с.
- Александр Сергеевич, я не о деньгах, - задержал его Игнатьев. – Вам, должен был Брюллов рассказать обо мне. Я хочу вас предостеречь об опасности.
Пушкин с недоверием взглянул на Игнатьева и сказал:
- Я сейчас спешу на службу, пойдёмте со мной, и по пути расскажете, что хотели.
Они вышли из здания, и пошли, по Большой Садовой улице в сторону от Невского проспекта. Леонид представился, назвал своё имя и фамилию, а затем изложил ситуацию с дуэлью, которая должна состояться в 1837 году.
- Всё человечество переживает за вас, - сказал он в завершение своего рассказа.
Пушкин усмехнулся: «Я верю только в предсказания цыганок. А вы, как я вижу, не цыган и не цыганка. С Дантесом я тоже не знаком».
Они подошли к императорскому архиву, где работал Пушкин. Шли не долго, но успели озябнуть. Леонид решил дополнить свои мысли и спросил разрешения зайти на пять минут погреться в коридор архива. Там он тихо произнёс:
- Александр Сергеевич, мне деньги от вас не нужны, у меня они есть. Я искренне хочу вам помочь. В газетах и литературном журнале я читал, что время Пушкина закончилось, что ваши творческие силы иссякли. В связи с этим мнением прессы у вас паническое настроение. Я это понимаю, но большинство людей вас очень ценят. Чтобы вы поверили моим предсказаниям, я расскажу, что ждёт вас в ближайшее время. К двадцатому января этого года, вы закончите повесть «Пиковая дама» и поместите её в журнале: «Библиотека для чтения». За это произведение вам заплатят тридцать тысяч рублей без задержки, и вы частично покроете свои картёжные долги.
Выслушав эту речь, Пушкин с удивлением спросил:
- Как вы узнали, что я закончу Пиковую даму? Я хочу её закончить, но не уверен, что закончу к двадцатому января.
- Это ещё не всё, - продолжал Леонид. – Двадцать пятого июня этого года, вы подадите в отставку с должности титулярного советника, с просьбой сохранить право работать в архиве. Архив вам нужен, чтобы закончить «Историю Петра». Вам откажут пользоваться архивом, и Жуковский посоветует отозвать это прошение, и вы последуете его совету.
- Непостижимо, - снова удивился Александр Сергеевич, - моих намерений никто не знает, кроме меня самого. Вы читаете мои мысли? Я даже жене о своих намерениях не рассказывал.
В этот момент подошёл один чиновник, коллега Пушкина, и Леонид сказал:
- Если захотите узнать, как я всё это угадал, то приходите ко мне. Брюллов знает, где я живу.
Игнатьев не хотел при постороннем человеке раскрывать свою тайну, что он появился из будущего. Поэтому вышел на улицу, и решил при встрече, наедине, показать Пушкину смартфон и доказать, что он из двадцать первого века. С такими мыслями он добрался до дома.
Жене он с восторгом описывал свою встречу с великим поэтом: «При общении с ним я не сразу почувствовал, что передо мной великий человек. Но в конце нашей встречи, от его пронизывающего, умного взгляда, стала исходить какая-то притягательная сила. И мне не хотелось с ним расставаться».
- А как он выглядел? – спросила Елизавета.
- На известный портрет художника Ореста Кипренского, похож мало. У него длинный нос, кудрявые волосы, и курчавые бакенбарды; он имеет малый рост, вначале кажется не красивым, но при общении притягивает к себе своим обаянием.
Вся повесть на моём сайте.
Приглашаю в гости в мой сайт с книгами и картинами. https://kn553kn.turbo.site/
Свидетельство о публикации №224072101237