Русские. тоска и восторг. цитаты
РУССКИЕ. ТОСКА и ВОСТОРГ
Цитаты великих деятелей XVIII- XX в.в. о России, русском народе, русском языке.
Идея этой статьи возникла после просмотра постов русофобов, людей лживых, безнравственных, публикующих на различных сайтах в интернете примеры цитат, якобы принадлежащих известным русским и зарубежным деятелям, в которых отрицается причастность русских к цивилизации, унижается достоинство и умственные способности русского народа. Для западных русофобов русские– «варвары, дикое скопище пьяниц». Опровержение этим лжецам написано в глубоком исследовании Александра Бангерского в статье « Русофобские лжецитаты.
Информационная война против России».
Я же хочу предложить читателям цитаты всемирно известных деятелей культуры, XVIII - XXв.в. В них выражена любовь и уважение к России, русскому народу, русскому языку..
ГЕОРГИЙ СВИРИДОВ, русский композитор
Для меня Россия – страна простора, страна
песни, страна печали, страна минора,
страна Христа.
ВАСИЛИЙ РОЗАНОВ: Русский народ — мирный народ. Кажется, трудно против этого спорить. Но бывает, когда и голубь кусается. Это бывает, когда у него у живого начнут по одному выдёргивать перья из крыл.
ВАСИЛИЙ РОЗАНОВ: Бисмарк был послом Германии в России....
однажды он ехал на службу в карете-санях и на повороте… его выбросило из саней… кучер остановил лошадь помог подняться Бисмарку… и отрехая его от снега приговаривал…
НИЧЕГО БАРИН, НИЧЕГО ВСЁ НОРМАЛЬНО… ДОВЕЗУ ДО МЕСТА…Придя на службу, Бисмарк стал расспрашивать всех, что это слово значит в русском языке… ему объясняли, но до него не доходило…МОЛ НИЧЕГО… ЭТО И ЕСТЬ, ЧТО НИЧЕГО НЕТ…
Так и не понял Бисмарк, значение этого загадочного русского слова…
КАК ДЕЛА??? ДА НИЧЕГО… ЧТО ДЕЛАЕШЬ? НИЧЕГО СЕЙЧАС НЕ ДЕЛАЮ…КАК ПРОШЛА ВСТРЕЧА… НИЧЕГО НОРМАЛЬНО… Н И Ч Е ГО…Приехав в Германию, он пошел к ювелиру, заказал себе платиновую печатку и на верху выгравировал русское слово наискосок - НИЧЕГО…это исторический факт.
ВАСИЛИЙ РОЗАНОВ: Счастливую и веселую родину любить не велика вещь. Мы ее должны любить именно когда она слаба, мала, унижена, наконец глупа, наконец даже порочна. Именно, именно когда наша «мать» пьяна, лжет и вся запуталась в грехе, — мы и не должны отходить от нее.
ИВАН ТУРГЕНЕВ
Русский язык (Стихотворение в прозе)
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий
о судьбах моей родины,
ты один мне поддержка и опора,
о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!
Не будь тебя —
как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома?
Но нельзя верить, чтобы такой язык не был ДАН ВЕЛИКОМУ народу!
МАКСИМ ГОРЬКИЙ: В разное время почти каждый народ чувствовал себя МЕССИЕЙ, призванным спасти мир, воскресить в нём к жизни и деянию его лучшие силы.
И вот, очевидно, история ныне возложила эту великую роль на русский народ; голодный, изнурённый трёхсотлетним рабством, истощённый войною, под угрозой порабощения грабителями, он говорит трудящимся и честно чувствующим людям всего мира:
”Идите с нами к новой жизни, ради создания которой мы работаем, не щадя себя, ошибаясь и страдая, с великой радостью труда и пламенной надеждой на успех, отдавая все деяния наши честному суду истории будущего… идите с нами к свободе и красоте жизни!”»
(Обращение к народу и трудовой интеллигенции, 1927 год).
А вот ответ Горького на «дрянненькое письмо» оппоненту в том же 1927 году:
«Господин Дан, очевидно, вы не понимаете, что есть жестокость, возникающая в народе из чувства мести за те бесчисленные и циничные мучения, которые он пережил»
(«Красная газета», 1927 год).
ВИССАРИОН БЕЛИНСКИЙ: Да, в нас есть национальная жизнь, мы призваны сказать миру свое слово, свою мысль, но какое это слово, какая мысль – об этом пока еще рано нам хлопотать. «Мы верим и знаем, что назначение России есть всесторонность и универсальность: она должна принять в себя все элементы жизни духовной, внутренней, гражданской, политической, общественной и, принявши, должна сама быстро развить их из себя.
КОНСТАНТИН АКСАКОВ Было время, когда у нас не было публики… Возможно ли это? - скажут мне. Очень возможно и совершенно верно: у нас не было публики, а был народ. Это было еще до построения Петербурга. Публика - явление чисто западное и была заведена у нас вместе с разными нововведениями. Она образовалась очень просто: часть народа отказалась от русской жизни, языка и одежды и составила публику, которая и всплыла над поверхностью… Публика выписывает из-за моря мысли и чувства, мазурки и польки, народ черпает жизнь из родного источника. Публика говорит по-французски, народ - по-русски. Публика ходит в немецком платье, народ - в русском. У публики - парижские моды. У народа - свои русские обычаи… Публика спит, народ давно уже встал и работает. Публика работает (большей частью ногами по паркету) ; народ спит или уже встает опять работать. Публика презирает народ; народ прощает публике. Публике всего полтораста лет, а народу годов не сочтешь. Публика преходяща, народ ВЕЧЕН. И в публике есть золото и грязь; но в публике грязь в золоте, в народе - золото в грязи. "
ВАЛЬТЕР ШУБАРТ, немецкий философ
«Немец от Бога награждён чувством страха, русский – чувством доверия… Западноевропейский человек рассматривает жизнь, как рабыню, которой он наступил ногой на шею… Он не смотрит с преданностью на небо, а, полный властолюбия, злыми враждебными глазами глядит вниз, на землю. Русский человек одержим не волей к власти, а чувством примирения и любви. Он исполнен не гневом и ненавистью, а глубочайшим доверием к сущности мира. Он видит в человеке не врага, а брата….
Англичанин хочет видеть мир — как фабрику, француз — как салон, немец — как казарму, русский, — как церковь. Англичанин хочет добычи, француз – славы, немец – власти, русский – жертвы («Европа и душа Востока. Взгляд немца на русскую цивилизацию». 1939 г.)
ИВАН ИЛЬИН: Вера в Бога давала русскому народу живую совесть, мудрое терпение, тихое трудолюбие, умение прощать и повиноваться, храбрость, преданность, любовь к родине и способность освещать и освящать лучами этой веры весь свой жизненный уклад – и быт, и труд, и природу, и самую смерть» («Россия в русской поэзии» 1937г.).
МИХАИЛ САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН: Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России.
Я люблю эту бедную природу, может быть, потому, что какова она ни есть, она всё-таки принадлежит мне: она сроднилась со мной, точно так же, как я сжился с ней; она лелеяла мою молодость, она была свидетельницей первых тревог моего сердца, и с тех пор ей принадлежит лучшая часть меня самого.
Перенесите меня в Швейцарию, в Индию, в Бразилию, окружите какою хотите роскошной природой, накиньте на эту природу какое угодно прозрачное и синее небо, я всё-таки везде найду милые мне серенькие тоны моей родины, потому что я всюду и всегда ношу их в моём сердце, потому что душа моя хранит их, как лучшее моё достояние.
ИВАН ШМЕЛЁВ: И какой же светлый народ, какой же добрый и благостный!..
– Русский народ создан как бы для искания правды Божией /.../ Русская душа жадно воспринимала свет Христианства, которым озарились все стороны русского быта. И вот уже тысячу лет наш народ живет ради правды, ищет ее, падая и поднимаясь,.. В поисках этой правды он пошел и за большевизмом.
– Никакие испытания не страшны, только бы душа России сохранилась.
– Русский народ выдержит. И крестом (как-то!) обратит в прах дьявола. Своим внутренним-невидимым крестом. Ибо дано России БЫТЬ сестрой милосердия у одра тяжко больного мира… И это не от гордыни: это — сверхлогика. Это — вывод из всей мировой истории.
МИХАИЛ ЛЕРМОНТОВ
Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой…
С отрадой, многим незнакомой,
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями окно;
И в праздник, вечером росистым,
Смотреть до полночи готов
На пляску с топаньем и свистом
Под говор пьяных мужичков.
АЛЕКСАНДР ПУШКИН Я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя; но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог её дал». В письме к Чаадаеву от 19 октября 1836г.
2. Неуважение к предкам есть первый признак дикости и безнравственности. Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, не уважать оной есть постыдное малодушие.
СЕРГЕЙ ЕСЕНИН .
Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты — в ризах образа…
Не видать конца и края —
Только синь сосет глаза…
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».
***
Спит ковыль. Равнина дорогая,
И свинцовой свежести полынь.
Никакая родина другая
Не вольет мне в грудь мою теплынь..
Знать, у всех у нас такая участь,
И, пожалуй, всякого спроси —
Радуясь, свирепствуя и мучась,
Хорошо живется на Руси.
АЛЕКСЕЙ ТОЛСТОЙ: Цитата из рассказа «Русский характер»
Человек он простой, тихий, обыкновенный, — колхозник из приволжского села Саратовской области. Но среди других заметен сильным и соразмерным сложением и красотой. Бывало, заглядишься, когда он вылезает из башни танка, — бог войны! Спрыгивает с брони на землю, стаскивает шлем с влажных кудрей, вытирает ветошью чумазое лицо и непременно улыбнется ОТ ДУШЕВНОЙ ПРИЯЗНИ.
АЛЕКСАНДР БЛОК
Река раскинулась. Течет, грустит лениво
И моет берега.
Над скудной глиной желтого обрыва
В степи грустят стога.
О, РУСЬ МОЯ! ЖЕНА МОЯ! До боли
Нам ясен долгий путь!
Наш путь — стрелой татарской древней воли
Пронзил нам грудь.
Наш путь — степной,
наш путь — в тоске безбрежной —
В твоей тоске, о, Русь!
И даже мглы — ночной и зарубежной —
Я не боюсь.
Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами
Степную даль.
В степном дыму блеснет святое знамя
И ханской сабли сталь…
И вечный бой! Покой нам только снится
АЛЕКСАНДР СУВОРОВ
– Кто любит своё Отечество, тот подаёт лучший пример любви к человечеству.
– Природа произвела Россию только одну. Она соперниц не имеет. Мы русские, мы все одолеем.
– Крепость сильна, гарнизон — целая армия. Но ничто не устоит против русского оружия — мы сильны и уверены в себе.
– Россиянин отличается верой, верностью и рассудком. Тщетно двинется на Россию вся Европа: она найдёт там Фермопилы, Леонида и свой гроб.
– Я русский! Какой восторг!
НИКОЛАЙ БЕРДЯЕВ – великий русский философ. Русский народ создал могущественнейшее в мире государство, величайшую империю. С Ивана Калиты последовательно и упорно собиралась Россия и достигла размеров, потрясающих воображение всех народов мира.
НИКОЛАЙ БЕРДЯЕВ Без изначальной и стихийной любви к России невозможен никакой творческий исторический путь. Любовь наша к России, как и всякая любовь, — произвольна, она не есть любовь за качества и достоинства, но любовь эта должна быть источником творческого созидания качеств и достоинств России. Любовь к своему народу должна быть творческой любовью, творческим инстинктом. И менее всего она означает вражду и ненависть к другим народам. Путь к всечеловечеству для каждого из нас лежит через Россию.
НИКОЛАЙ БЕРДЯЕВ Бесконечно трудная задача стояла перед русским народом — задача оформления и организации своей необъятной земли. Необъятность русской земли, отсутствие границ и пределов выразились в строении русской души. Пейзаж русской души соответствует пейзажу русской земли: та же безграничность, бесформенность, устремлённость в бесконечность, широта.
НИКОЛАЙ ГОГОЛЬ
1. Поблагодарите Бога прежде всего за то, что вы русский. Для русского теперь открывается этот путь, и этот путь есть сама Россия. Если только возлюбит русский Россию, возлюбит и все, что ни есть в России. К этой любви нас ведёт теперь сам Бог.
НИКОЛАЙ ГОГОЛЬ Вы ещё не любите Россию: вы умеете только печалиться да раздражаться слухами обо всем дурном, что в ней ни делается, в вас всё это производит только одну чёрствую досаду да уныние. Нет, это ещё не любовь, далеко вам до любви, это разве только одно слишком ещё отдалённое её предвестие.
НИКОЛАЙ ГОГОЛЬ Если у русских останется ОДИН ХУТОР, то и тогда Россия возродится.
НИКОЛАЙ ГОГОЛЬ Русь – Птица-Тройка!
«Эх, тройка! Птица- тройка, кто тебя выдумал? Знать, у БОЙКОГО народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи...
Не так ли ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несёшься?
ФЁДОР ДОСТОЕВСКИЙ.
1. Неужели и тут не дадут и не позволят русскому организму развиться национально, своей органической силой, а непременно безлично, ЛАКЕЙСКИ подражая Европе? Да куда же девать тогда русский-то организм? Понимают ли эти господа, что такое организм? Отрыв, «отщепенство» от своей страны приводит к ненависти, эти люди ненавидят Россию, так сказать, натурально, физически: за климат, за поля, за леса, за порядки, за освобождение мужика, за русскую историю, одним словом, за всё, за всё ненавидят.
2. Назначение русского человека есть, бесспорно, всеевропейское и всемирное. Стать настоящим русским, стать вполне русским, быть может, и значит только — стать братом всех людей, всечеловеком, если хотите. Наш удел и есть всемирность, и не мечом приобретенная, а силой братства и братского стремления нашего к воссоединению людей.
3. Высшая и самая характерная черта нашего народа — это ЧУВСТВО СПРАВЕДЛИВОСТИ и жажда ее.
МИХАИЛ ЛОМОНОСОВ Величие, могущество и богатство всего государства состоит в сохранении и размножении русского народа.
ФЁДОР ТЮТЧЕВ Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать — В Россию можно только верить.
ФЁДОР ТЮТЧЕВ Если вам встретится ветеран наполеоновской армии, напомните ему его славное прошлое и спросите, кто среди всех противников, воевавших с ним на полях сражений Европы, был наиболее достоин уважения, кто после отдельных поражений сохранял гордый вид: можно поставить десять против одного, что он назовет вам русского солдата. Пройдитесь по департаментам Франции, где чужеземное вторжение оставило свой след в 1814 году, и спросите жителей этих провинций, какой солдат в отрядах неприятельских войск постоянно выказывал величайшую человечность, высочайшую дисциплину, наименьшую враждебность к мирным жителям, безоружным гражданам, — можно поставить сто против одного, что они назовут вам русского солдата. А если вам захочется узнать, кто был самым необузданным и самым хищным, — о, это уже не русский солдат.
ПЁТР I Я предчувствую, что россияне когда-нибудь, а может быть, при жизни нашей пристыдят самые просвещённые народы успехами своими в науках, неутомимостью в трудах и величеством твёрдой и громкой славы.
Русский тот, кто Россию любит и ей служит!
МИХАИЛ ШОЛОХОВ, цитата из рассказа « Судьба человека»:
Наливает мне ( рассказывает герой рассказа Андрей Соколов) комендант концлагеря Мюллер третий стакан, а у самого руки трясутся от смеха. Этот стакан я выпил врастяжку, откусил маленький кусочек хлеба, остаток положил на стол. Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть СВОЁ РУССКОЕ ДОСТОИНСТВО И ГОРДОСТЬ и что в скотину они меня не превратили, как ни старались».
ФЁДОР ДОСТОЕВСКИЙ Родина свята для русского сердца, потому что родина для него – высшая и последняя правда. И потому всё можно отнять у него, всё осмеять – стерпит. Но родину отнять у русского сердца, унизить, оскорбить её так, чтобы оно застыдилось, отреклось от неё, – невозможно: нет такой силы ни на земле, ни под землёй, нигде во всём белом свете. И пытаться не стоит – взбунтуется и в этом, может быть, единственном потрясении своём не простит. Долго не простит… И нередко не хочет даже понять того, как же это можно ещё что любить, кроме России, тосковать по чему-нибудь такой смертельной неизбывной тоской, как по родной земле».
ФЁДОР ДОСТОЕВСКИЙ Русский народ ведёт всё от Христа, воплощает всё своё будущее во Христе и во Христовой истине… Я говорю про неустанную жажду в народе русском, всегда в нём присущую, великого, всеобщего, всенародного, всебратского единения во имя Христово… И это несмотря на то, что многое у самого же народа является и выходит до нелепости не из этой идеи, а из смрадного, гадкого, преступного, варварского и греховного. Но и самые преступник и варвар хоть и грешат, а всё-таки молят Бога, в высшие минуты духовной жизни своей, чтоб пресекся грех их и смрад, и всё бы выходило опять из той излюбленной идеи их.
ФЁДОР ДОСТОЕВСКИЙ В то время КАК У ВСЕХ ЕВРОПЕЙЦЕВ ИДЕЯ ВСЕЧЕЛОВЕЧНОСТИ ВСЁ БОЛЕЕ И БОЛЕЕ СТИРАЕТСЯ… христианская связь, до сих пор соединявшая народы, с каждым днём теряет свою силу», – в русском характере «выступает способность высоко синтетическая, способность ВСЕПРИМИРИМОСТИ, ВСЕЧЕЛОВЕЧНОСТИ… Русский человек сочувствует всему человеческому вне различия национальностей, крови и почвы… у него инстинкт общечеловечности… В то же время в русском человеке… самый трезвый взгляд на себя и отсутствие всякого самовозвышения».
НИКОЛАЙ БЕРДЯЕВ «В русской природе, в русских домах, в русских людях я часто чувствовал жуткость, таинственность, чего я не чувствую в Западной Европе, где элементарные духи скованы и прикрыты цивилизацией. Западная душа гораздо более рационализирована, упорядочена, организована разумом цивилизации, чем русская душа, в которой всегда остаётся иррациональный, неорганизованный и неупорядоченный элемент. Поэтому русская душевная жизнь более выражена, и выражена в своих крайних элементах, чем душевная жизнь западного человека, более закрытая и придавленная нормами цивилизации».
НИКОЛАЙ БЕРДЯЕВ Русские моральные оценки определяются по отношению к человеку, а не к отвлечённым началам собственности, государства, не к отвлечённому добру. У русских иное отношение к греху и преступлению, есть жалость к падшим, униженным, есть нелюбовь к величию.
… Русские гораздо более социабельны (не социальны в нормирующем смысле), более склонны и более способны к общению, чем люди западной цивилизации. У русских нет условности в общении. У них есть потребность видеть не только друзей, но и хороших знакомых, делиться с ними мыслями и переживаниями, спорить. .. Всякий истинно русский человек интересуется вопросом о смысле жизни и ищет общения с другими в искании смысла… В русском мышлении нравственный момент преобладает над моментом чисто интеллектуальным.
НИКОЛАЙ БЕРДЯЕВ Русский народ пал жертвой необъятности своей земли, своей природной стихийности. Ему нелегко давалось оформление, дар формы у русских людей невелик. Русские историки объясняют деспотический характер русского государства этой необходимостью оформления огромной необъятной русской равнины… “Государство пухло, народ хирел” (Ключевский)».
ИВАН СОЛОНЕВИЧ о советском послевоенном поколении: «Ненасытные знания, упорство, закалка!»
ФЁДОР АБРАМОВ … горжусь, что я из деревни, городской человек обворован жизнью, он не знает по-настоящему мира природы… сказок, былин, всей духовной основы своей нации, живого слова, родников, бьющих оттуда, ещё Бог знает из каких языческих глубин, — ничего он этого не знает…
Деревня — это материнское лоно, где рождался и складывался наш национальный характер. Русская деревня — это та нива, на которой всколосилась вся наша национальная культура, наша этика, нравственность, наша философия, если хотите, наш чудо-язык…
Но мы почему-то на деревню смотрим свысока… Город имеет много преимуществ перед деревней, но многое и теряется — честность, совестливость, добросовестность.
Деревня — наши истоки, наши корни. У Абрамова звучит тревога писателя за её судьбу: «Ну как же без боли, как не болеть за своё родное, кровное?»
ФЁДОР АБРАМОВ А бОльшей беды, чем гибель деревни, для публициста и быть не может. Не обмелела ли река народной совести, народной нравственности? Игорь Золотусский писал: «Фёдор Абрамов был прекрасен тем, что, любя свой народ, веря в народ, не кадил ему, не был слеп в своей любви»
ВАЛЕНТИН РАСПУТИН Русский человек чрезвычайно чувствителен к характеру работы. Ему необходимо воодушевление в работе, азарт, соревновательность, он любит напряжение, трудность и, конечно, смысл. В размеренной, текущей работе он становится вялым, она ему не интересна, не отвечает его порывистой натуре. “Раззудись плечо, размахнись рука” – вот это по нему. Когда дело считалось гиблым, купцы прежде прибегали к последнему средству – выкатывали бочку вина. И дело спасалось. Из-за вина? Нет, это было не главным. От полетного, удалого, вихревого настроения, от азарта, в котором дух захватывает: не может того быть, чтоб не смогли! То же самое бывало на воскресниках: так взвихрить всем вместе работу, чтоб “сама пошла”… Да, схватится за самое тяжёлое, но что же в этом плохого? Другому оставит тяжесть поменьше – ну и хорошо! Но и вынослив при этом русский человек, вообще удивительно вынослив в любых обстоятельствах. Быть может, действительно работу делает рывками, меж которыми покурит, поблагодушествует, полюбуется на сделанное. Да, русский человек не умеет беречь себя. Пока он на ногах, к врачу не пойдёт и о здоровье хлопотать не будет. Он не умеет и ценить себя. В его спешке, в том, что хватается за самое тяжёлое, выбирает самое опасное, в неупорядоченной жизни есть какая-то жертвенная струна, звучащая постоянно. Он словно бы обманут, ибо задумывался Творцом и приходил в мир с иной целью, нежели предлагается здесь, и для другой жизни, нежели сложилась на земле. Я не уверен, что устремлён он к Царству Божию, по грехам этого не скажешь, но к чему-то, помимо земного пути, стремится, торопится жить и не принимает тесные формы жизни».
ВАЛЕНТИН РАСПУТИН А вот то, что русские люди не помогают друг другу выбраться из нужды, – неверно. Жалость к падшему, к бедному, к страждущему – эту черту у нас не отнять. И поплачем вместе, и рубаху с себя снимем… В народе не любят рвачей, это верно. Пьяницу, лентяя жалели, сочувствовали, считали, что, видно, Богу надобны и такие люди; к рвачу относились резко отрицательно».
НИКОЛАЙ РУБЦОВ
Тихая моя родина,
Я ничего не забыл…
С каждой избою и тучею,
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь.
Свидетельство о публикации №224072101246