Валькирия. Сопротивление в Германии

Сопроводительные материалы к политическому роману-расследованию "АнтиЛиттелл"


С января 1940 года, а возможно, и с ноября 1939 года, папа был в курсе планов Германии нанести удар на Западе, а также и того, что началом такого удара станет стремительный бросок через нейтральную терриорию стран Бельгии, Голландии и Люксембурга. В начале 1940 года папа ещё не был уверен в том, что он обязан был предпринять; направить предостережения в Брюссель и Гаагу о готовящемся вторжении его побудили лишь прямые запросы на этот счёт, сделанные этими странами.

Практически с уверенностью можно утверждать, что папа передал аналогичное предупреждение и Осборну, перед которым он имел гораздо более чётко выраженные обязательства, чем перед французским послом.

О том, насколько папу беспокоили вступление войны в более активную фазу и последствия этого для западных стран и сколь сильно он хотел предупредить их об опасности, видно из событий, произошедших накануне. В ходе частной аудиенции, которую папа дал 21 марта 1940 года Альфреду Мишлену, бизнес-менеджеру издательства "Ля Бон Пресс", выпускавшего католические журналы, Пий XII специально подчеркнул свою озабоченность в связи с возможным наступлением, поинтересовавшись, насколько сильна Франция с военной, политической и моральной точек зрения.
Говоря о вероятности германского наступления, откладывание которого он всецело связал с усилиями оппозиции внутри германского Генштаба, Пий XII откровенно высказал свои опасения и беспокойство по поводу того, насколько сильным и эффективным может быть такое наступление.

Вопрос был обсуждён с Беком, после чего было решено, что Мюллер должен вновь ехать в Рим. По мнению Бека, в противном случае союзники могли прийти к выводу, что их вновь ввели в заблуждение нацистские агенты, как это было в Венло, на этот раз для того, чтобы ослабить их бдительность и подставить под удар Гитлера, не дав должным образом к нему подготовиться.


По книге
"Заговор против Гитлера" Гарольда С. Дойча


Людвиг Август Теодор Бек (нем. Ludwig August Theodor Beck; 29 июня 1880 Бибрих, королевство Пруссия, Германская империя[3] — 20 июля 1944 Берлин) — генерал-полковник германской армии (1938 год). Начальник Генерального штаба сухопутных войск в 1935—1938 годах. Лидер выступления военных против Адольфа Гитлера 20 июля 1944 года.

Учёба и служба до Первой мировой войны

В 1886—1891 учился в реальной гимназии в Бибрихе.
В 1891—1898 учился в гуманитарной гимназии в Висбадене, получил аттестат с отличием.
12 марта 1898 поступил фаненюнкером в 15-й (1-й Верхнеэльзасский) полевой артиллерийский полк в Страсбурге.
В 1898—1899 учился в военном училище в Нейссе.
С 8 октября 1898 — фенрих (прапорщик).
В 1899 окончил военное училище с отличием.
С 18 августа 1899 — лейтенант, продолжил службу в своём полку.
В 1902—1903 учился в объединённом артиллерийском и инженерном училище в Шарлоттенбурге (Берлин).
С 18 сентября 1903 — адъютант 1-го дивизиона своего полка.
В 1908—1911 учился в Берлинской военной академии, которую успешно окончил.
С 17 сентября 1909 — обер-лейтенант.
С 1911 вновь служил адъютантом 1-го дивизиона своего полка, переведенного из Страсбурга в Саарбург-Мёрхинген.
22 марта 1912 причислен к Генеральному штабу и откомандирован в Большой Генеральный штаб.
С 1 октября 1913 — гауптман (капитан).
22 марта 1914 зачислен в штат Большого Генерального штаба.
Участие в Первой мировой войне
С 2 августа 1914 — 2-й офицер Генштаба в штабе 6-го резервного корпуса (возглавлял квартирмейстерский отдел штаба).
С 1915 — 1-й офицер Генштаба в штабе 117-й пехотной дивизии (возглавлял оперативный отдел штаба).
В 1916 — 1-й офицер Генштаба в штабе 13-й резервной дивизии.
С 25 ноября 1916 служил в штабе группы армий «Кронпринц» (в ноябре 1918 года, после свержения в Германии монархии, переименована в группу армий «Б»).
С 18 апреля 1918 — майор.
В 1918—1919, продолжая служить в штабе группы армий «Б», служил в ликвидационной комиссии Большого Генерального штаба.
Всю войну прослужил на Западном фронте. Был награждён многими орденами.

Служба в рейхсвере
1 октября 1919 был зачислен в штаб 4-го командования рейхсвера, выполнял особые поручения командующего рейхсвером генерала Ганса фон Секта.
С 1 октября 1920 служил в штабе 2-й кавалерийской дивизии.
С 1 октября 1922 — командир артиллерийского дивизиона 6-го артиллерийского полка, расквартированного в Мюнстере.
С 15 апреля 1923 — оберст-лейтенант (подполковник).
С 1 октября 1923 служил в штабе 6-го военного округа и 6-й пехотной дивизии, расквартированной в Мюнстере, руководил вспомогательными армейскими курсами, на которых осуществлялась подготовка офицеров Генштаба (создавать военную академию в рейхсвере было запрещено по условиям Версальского мирного договора).
С 1 октября 1925 — 1-й офицер Генштаба в штабе 4-го военного округа и 4-й пехотной дивизии (штаб в Дрездене).
С 1 февраля 1927 — начальник штаба 4-го военного округа и 4-й пехотной дивизии.
С 1 ноября 1927 — оберст (полковник).
С 1 февраля 1929 — командир 5-го артиллерийского полка, штаб которого был размещён в Ульме. В 1930 выступил в защиту троих своих подчинённых — молодых лейтенантов, вступивших в нацистскую партию, несмотря на запрет военнослужащим участвовать в политической деятельности. Офицеры были отданы под суд и осуждены, тогда как Бек считал, что в их отношении можно ограничиться дисциплинарными взысканиями.
С 1 февраля 1931 — генерал-майор.
С 1 октября 1931 — начальник штаба 1-го командования группы сухопутных войск, расположенного в Берлине. Соавтор (вместе с Карлом Германом фон Штюльпнагелем) капитального военно-теоретического труда «Управление войсками».
С 1 февраля 1932 — командующий артиллерией 4-го военного округа.
С 1 октября 1932 — командир 1-й кавалерийской дивизии (штаб во Франкфурте-на-Майне).
С 1 декабря 1932 — генерал-лейтенант.

С 1 октября 1933 года сменил генерала Вильгельма Адама на должности начальника Войскового управления (аналога Генерального штаба, создание которого было запрещено Германии Версальским мирным договором). В 1934 году награждён Почётным крестом фронтовика (как и другие ветераны Первой мировой войны). Был сторонником достаточно осторожного увеличения численности германских вооружённых сил на основе планов, разработанных ещё до прихода к власти нацистов: с 10 до 21 дивизии, тогда как Гитлер принял решение увеличить армию до 36 дивизий.

1 июля 1935 года после официального переименования Войскового управления в Генеральный штаб стал начальником Генштаба сухопутных войск (1935—1938). Считал, что вермахтом должны руководить военные профессионалы, сыграл основную роль в создании на основе небольшого Войскового управления масштабного органа — «мозгового центра» германской армии. С 1 октября 1935 года — генерал артиллерии.

Бек не участвовал в совещании 5 ноября 1937 года, на котором Гитлер объявил о подготовке к военным действиям. Но уже 9 ноября 1937 года он встречался с главнокомандующим сухопутными войсками генерал-полковником Вернером фон Фричем и министром иностранных дел Константином фон Нейратом — во время этого неформального совещания его участники пришли к выводу о крайней опасности последствий вовлечения страны в войну, однако Гитлер отказался изменить свои планы. В начале 1938 года Бек поддержал генерала фон Фрича,  обвинённого в связи с геем (движение ЛГБТ признано экстремистским и запрещено в РФ, внесено в список террористических организаций Росфинмониторинга) и уволенного в связи с этим от занимаемой должности. В 1938 году подготовил ряд меморандумов, в которых подверг критике агрессивные планы Гитлера, считая, что они носили слишком рискованный характер. В мае 1938 года выступил против плана нападения на Чехословакию.

В июле 1938 года направил меморандум на имя главнокомандующего сухопутными войсками генерал-полковника Вальтера фон Браухича, в котором призвал к уходу высшего военного руководства страны в отставку, чтобы не допустить начала войны:

"На карту поставлен вопрос о существовании нации. История заклеймит руководство вооружённых сил кровавой виной, если они не будут действовать в соответствии со своими профессиональными и государственно-политическими качествами и совестью. Их послушание солдата имеет границы там, где их знания, их совесть и их чувство ответственности повелевают им отказаться от выполнения приказа. Если к их советам и предупреждениям в такой обстановке не прислушиваются, тогда они имеют право и обязаны перед народом и историей уйти со своих постов. Если все они будут действовать сплочённо в своей решимости, проведение военной операции станет невозможным. Тем самым они уберегли бы Отечество от самого худшего — гибели".

Однако германский генералитет (включая и фон Браухича) отказался последовать призыву Бека, который в августе 1938 года подал рапорт об отставке и фактически прекратил исполнять обязанности начальника Генштаба. 27 августа отставка была принята, но в условиях обострения международной ситуации в связи с Судетским кризисом об этом было объявлено позже — 31 октября 1938 года. Гитлер желал сохранить видимость единства в военной элите, поэтому отставка Бека носила почётный характер: он был произведён в чин генерал-полковника и назначен почётным полковником 5-го артиллерийского полка, которым ранее командовал (особое отличие для отставных военачальников).

Находясь в отставке, генерал Бек объединил вокруг себя офицеров, настроенных оппозиционно по отношению к нацистскому режиму. В 1938—1940 годах они неоднократно обсуждали планы государственного переворота и устранения Гитлера, однако военные успехи германской армии сделали эти планы на время неактуальными. Он пользовался уважением и со стороны гражданских противников режима, с которыми сотрудничал в рамках общества «Среда», включавшего в себя 16 интеллектуалов. Авторы книги «Июльский заговор» Роджер Мэнвелл и Генрих Френкель так характеризуют Бека:

"Он был очень умным и целеустремлённым человеком, видным теоретиком военного дела и всегда придерживался либеральных взглядов. Но он был уже далеко не молод, имел слабое здоровье, страдал от бессонницы и частой зубной боли, которую врачи считали неизлечимой… Знавшие Бека люди говорили, что это был мудрец или философ, истинный джентльмен, сочетавший милосердие и безусловный авторитет. Каждое его слово, каждый жест дышал благородством. От него, казалось, исходила аура честности и искренности. Он являлся сердцем движения и его общепризнанным главой вместе с Гёрделером. Если разгорались споры, Бек, как никто другой, умел утихомирить страсти".

Вопрос о либеральном характере политических взглядов Бека носит спорный характер. Скорее, его можно назвать умеренным консерватором, взгляды которого, однако, были шире, чем у многих коллег по вермахту. Так, находясь в отставке, он находил возможным взаимодействие с представителями левых сил социал-демократами и даже налаживание контактов с коммунистами, к которым, впрочем, относился резко отрицательно. Был кандидатом на должность временного главы государства в случае свержения Гитлера.

Бек стал одним из руководителей военного заговора, который привёл к покушению на Гитлера и попытке захватить власть в стране 20 июля 1944 года. В этот день прибыл в здание военного министерства на Бендлерштрассе в Берлине (где находился штаб армии резерва) и возглавил выступление военных. Примечательно то, что Бек надел простой гражданский костюм вместо военной формы, предпочитая видеть себя гражданским главой государства. В условиях неясности вопроса о гибели Гитлера заявил:

"Для меня этот человек мёртв. И этим определяются все мои дальнейшие действия. Мы не имеем права отступать от этой линии, иначе внесём смятение в наши собственные ряды. Неопровержимо доказать, что Гитлер — именно он, а не его двойник, — действительно жив, Ставка сможет не раньше, чем через несколько часов. А к тому времени акция в Берлине должна быть закончена".

В современной Германии генерал Бек считается одним из героев антинацистского Сопротивления. Учреждена премия Людвига Бека за гражданское мужество. Выпущена почтовая марка с его портретом.

Википедия


Среди участников "военного" сектора заговора видное место занимала группа Канариса - Остера. Канарис был руководителем пресловутого абвера - германской военной разведки - в течение почти десяти лет, с 1935 по 1944 год. Остер был ближайшим помощником Канариса, руководителем центрального отдела абвера.

...



Заговор 20 июля 1944 года в Германии. Легенда и действительность (Москва, 1962 год)
Д. Мельников

МОСКВА, 20 июл - РИА Новости. ФСБ России рассекретила и предоставила РИА Новости новые архивные материалы, касающиеся обстоятельств покушения на главаря нацистской Германии Адольфа Гитлера, совершенного 80 лет назад.
Среди этих документов – фотокопии показаний бывшего начальника личной охраны Гитлера, шефа Имперской службы безопасности, группенфюрера СС (организация признана преступной на процессе в Нюрнберге, её деятельность запрещена в РФ) Ганса Раттенхубера и экс-сотрудника внешней разведки Третьего рейха, работавшего в Иране, гауптштурмфюрера СС (организация признана преступной на процессе в Нюрнберге, её деятельность запрещена в РФ) Романа Гамоты. Эти показания они давали органам государственной безопасности СССР после Великой Отечественной войны.

Двадцатого июля 1944 года произошло самое известное покушение на Гитлера. Это случилось в его ставке "Вольфсшанце" ("Волчье логово") в районе Растенбурга (Восточная Пруссия). Покушение стало результатом антигитлеровского заговора, известного как "Операция "Валькирия", спланированного прежде всего высокопоставленными офицерами вермахта. Заговорщики выступали против Гитлера, дилетантски вмешивавшегося в дела военных и ведшего Германию к неизбежному краху.
Заговор предусматривал убийство Гитлера и свержение нацистского правительства. Однако взрыв бомбы в "Вольфсшанце" во время совещания Гитлера с военными 20 июля 1944-го не решил задачи с ликвидацией нацистского диктатора - тот лишь получил травмы. Заговор провалился, большинство его участников были казнены, их родственники - репрессированы.
Раттенхубер, в частности, рассказал, что Гитлер получил нервный шок, который "выражался в дрожании рук". По его словам, "этот нервный шок не был полностью излечен, а, наоборот, в марте-апреле 1945 года (по мере приближения окончательного разгрома Третьего рейха - ред.) значительно усилился".

А по словам Гамоты, причиной того, что "в стане Гитлера появились оппозиционные элементы", была тяжёлая ситуация, в которую угодила Германия благодаря Гитлеру. Гамота перечислил предпосылки к заговору: "провал плана молниеносной войны против СССР и катастрофическое положение германских вооруженных сил на восточном фронте; поражение германских войск на юге и выход из войны основного союзника Германии – Италии; поражение германского подводного и надводного флотов на Средиземном море, Атлантическом океане и северных морях; все усиливающаяся бомбардировка союзниками Берлина и других жизненно важных центров Германии; приближение срока открытия союзниками второго фронта в Европе; рост антивоенных настроений в германском народе и, в связи с этим, усиление репрессивных мероприятий и т.д.".
 
Эксперты проводят параллели с ситуацией в Германии 80-летней давности и с нынешним положением дел в Киеве. Владимир Зеленский стал более нетерпеливым, напряжённым, испытывает постоянную усталость и приобрёл паранойю, опасаясь якобы возможных попыток покушения на него, сообщило на минувшей неделе агентство Рейтер со ссылкой на близкие к нему и европейские источники.

Данная информация опубликована исключительно в информационных целях и имеет своей целью осуждение нацизма в любых его формах и проявлениях
ria.ru


Часть документов, датированных 25 марта 1941 года, говорит о намерении фашистской Германии напасть на СССР, что подтверждает личная переписка Адольфа Гитлера с политическим руководством Румынии. В одном из расшифрованных донесений в адрес начальника разведывательного управления Генштаба Красной армии указано, что немецкое командование рассчитывало в течение трех недель после начала Великой Отечественной войны добиться окончательной победы, взять в плен Иосифа Сталина и правительство с помощью сообщников в Советском Союзе и полностью закончить противостояние на восточном фронте в августе, чтобы в сентябре вторгнуться в Англию.
ria.ru

«Волчье логово», «Вольфсшанце», «Мауэрвальд» (нем. Wolfsschanze) — главная ставка фюрера (нем. F;hrerhauptquartier — FHQ) и командный комплекс Верховного командования вооружёнными силами Германии в лесу Гёрлиц (нем. Forst G;rlitz) недалеко от города Растенбурга, Восточная Пруссия (ныне город Кентшин в Варминско-Мазурском воеводстве Польши).

Комплекс «Вольфсшанце» использовался с 21 июня 1941 по 20 ноября 1944. За это время фюрер Германии Адольф Гитлер провёл здесь свыше 800 дней. Именно отсюда он руководил нападением на Советский Союз и боевыми действиями на Восточном фронте.

Комплекс «Вольфсшанце» использовался с 21 июня 1941 по 20 ноября 1944. За это время фюрер Германии Адольф Гитлер провёл здесь свыше 800 дней. Именно отсюда он руководил нападением на Советский Союз и боевыми действиями на Восточном фронте.

Как утверждает в своей книге «Падение Берлина» британский историк Энтони Бивор, Гитлер покинул ставку «Вольфсшанце» ещё 10 ноября 1944 года, когда уехал в Берлин, чтобы ему сделали операцию на горле. 10 декабря Гитлер перебрался в другую засекреченную ставку, расположенную в лесном массиве неподалёку от Цигенберга, менее чем в сорока километрах от Франкфурта-на-Майне. Её кодовое наименование Адлерхорст, что в переводе означает «Орлиное гнездо».

«Вольфсшанце» была окончательно покинута немецкими войсками после подрыва бункеров 25 января 1945 в связи с выходом передовых частей Красной армии к Ангербургу (нынешнее Венгожево), в 15 км от ставки.

Расчистка немецких минных полей вокруг комплекса осуществлялась армией ПНР в два этапа с 1945 по 1956 гг.

В наши дни «Вольфсшанце» представляет собой музей, действующий круглый год. На территории комплекса установлен памятник участникам заговора 20 июля.

Главная ставка фюрера «Вольфсшанце» представляла собой комплекс из более чем восьмидесяти бункеров и укреплённых строений посреди густого леса, расположенный на охраняемой площади 250 га и окружённый несколькими кольцами заграждений из колючей проволоки, минными полями, наблюдательными вышками, пулемётными и зенитными позициями. Потребности комплекса обеспечивались через находившиеся поблизости небольшой аэродром Wilamowo и железнодорожную станцию. С Берлином его связывал прямой телефонный кабель.

Строительство ставки, осуществлявшееся «Организацией Тодта», началось в 1940 г. и продолжалось фактически до 1944 г. Её местоположение (среди Мазурских озёр и болот) было изначально выбрано с учётом относительной близости к советской границе, удалённости от крупных населённых пунктов и труднодоступности.

Для того, чтобы избежать обнаружения с воздуха, использовались макеты деревьев и маскировочная сетка. Советское командование узнало о местоположении и размерах «Волчьего логова» только после того, как оно было обнаружено в ходе наступательной операции на Берлин в начале 1945 года.






АнтиЛиттелл

https://fabulae.ru/autors_b.php?id=13725
http://proza.ru/2024/06/15/1463

Продолжение следует


Рецензии