Ремарка к Новелле 3 из книги Я, прохожий...
Но сначала позвольте напомнить вам всего лишь один абзац из того отрывка – именно тот, который теперь и не даёт мне покоя:
«Брюки-клёш, длинные волосы, гитарный бум: вот такая была у нас тогда атрибутика.
Что это было? Неосознанный протест против напрочь заорганизованной комсомольской жизни, когда она, жизнь, вроде бы и кипит, но всё при одной и той же, установленной кем-то сверху (но не Господом Богом!) температуре и по одним и тем же неизменным правилам? Или наполовину осознанная потребность в живительном глотке чего-то нового, запретного, дотоле недоступного советским людям и в особенности - молодёжи, как, например, турпоездка в Западную Европу или Америку? Или просто не обуздываемое никакими увещеваниями и запретами желание выразить своё «Я» как-то по особенному - ярко и даже яростно, каким-то экстраординарным способом?»
Перечитал я этот абзац не раз и не два – и призадумался: а не тогда ли, уже в те годы, мы, сами того не осознавая, встали на путь, в конце концов приведший к разрушению Великой Державы? Нет, мы не разуверились в идеях социализма и коммунизма (хотя к возможности построения последнего уже начинали весьма сильно сомневаться), тем более что нам при социализме жилось пусть и небогато, но вполне комфортно: бесплатные образование и здравоохранение, сильные и действенные профсоюзы, возможность получить от государства квартиру, полное отсутствие безработицы (даже совсем наоборот – статья УК за тунеядство). Путёвки в санатории, пансионаты, дома отдыха, пионерские лагеря, чуть ли не на 100% оплачиваемые профсоюзом предприятия или организации, в которой человек работал...
Я, будучи школьником, сам трижды ездил из Клина в Анапу, в пионерский лагерь, принадлежавший Клинскому комбинату химического волокна – одному из крупнейших предприятий нашего небольшого подмосковного города.
Но самое главное, что у нас, советских людей, тогда было, – это уверенность в завтрашнем дне (я уже об этом как-то писал): цены буквально на всё были стабильными и везде, во всех магазинах страны одинаковыми: коробок спичек стоил 1 копейку, буханка чёрного хлеба – 14. Ну, и т.д. Да, дефицит имел место быть, причём – весьма существенный: как говорится, сл;ва из песни не выкинешь. Поэтому в обиходе слово «достать» приходилось слышать не реже, чем слово «купить».
Так чего же нам, особенно молодёжи 60-70-х годов, тогда не хватало? Почему мы тайком слушали нещадно глушимый «Голос Америки» и «Би-Би-Си» на русском? Да из-за музыки слушали, а не из-за политики и пропаганды, которые нас тогда не интересовали от слова «вообще»! Нам интересно было послушать «Битлз», «Роллинг Стоунз», «Пинк Флойд»... И плевать было на то, о чём они там поют: интересной нам была только музыка. Ибо ничего похожего у нас в СССР до самого конца 60-х и близко не было.
Ну почему же, почему в то время не нашлось в «верхах» человека, который догадался бы каким-то легальным способом дать советской молодёжи доступ к музыке, вызывающей у неё такой жгучий интерес? Что, не знали об этом интересе, не замечали его? Или не хотели замечать?
Видимо, сохранять и всячески и далее укреплять «железный занавес» кому-то казалось более оптимальным решением. Во что это в конечном итоге вылилось – я уже рассказывал, да вы и сами всё не хуже меня знаете...
Можно (и, безусловно, нужно) винить в политическом развале Советского Союза и Горбачёва, и Ельцина, и иже с ними. Да, они предали страну, а вместе с ней – и нас, её народ. А кого винить в развале духовном, как-то незаметно, исподтишка начавшемся за много лет до этой трагедии?
И вот это и есть тот главной вопрос, на который я пока что безуспешно пытаюсь найти ответ.
И не знаю, найду ли его когда-нибудь...
И вот, перечитывая тот абзац, о котором я напомнил вам выше, решил я спросить об этом самого себя.
Вопрос первый: почему я, когда-то активный член ВЛКСМ, вернувшись из армии, на стал вставать на учёт в местном райкоме комсомола? Причём сделал это вполне сознательно, прекрасно зная, что через определённое Уставом ВЛКСМ время меня за это из комсомола исключат.
Вопрос второй: почему, когда на предприятии, на котором я работал после демобилизации, было решено создать комсомольскую организацию, я под каким-то надуманным предлогом отказался от предложения начальства стать её секретарём?
Вопрос третий: почему, ещё во время службы в Советской Армии и будучи активным комсомольцем, я отказался от предложения стать кандидатом в члены КПСС, хотя мне это предлагал сам замполит полка? До сих пор помню его неприязненный взгляд, когда он услышал мой отказ...
Вопрос четвёртый: почему точно так же, как замполиту полка в армии, на аналогичное предложение я отказал секретарю местного райкома КПСС? А было это в 1975 году, задолго до краха Великой Страны...
И – последний вопрос самому себе: а нет ли в той беде, которая случилась с моей Родиной, и моей вины? Пусть и не особо большой, но всё же, всё же?
И вот теперь мне почему-то кажется, что есть...
Хотя я, разумеется, прекрасно понимаю, что рыба гниёт с головы.
Но осадочек от моих по этому поводу воспоминаний вон когда наружу-то вылез...
Свидетельство о публикации №224072101287