Сведения о якутах из документов 18 века

В Национальном архиве Республики Саха (Якутия) в описи № 1 фонда И-1 «Якутская воеводская канцелярия» в деле № 105 хранится 2 документа 18 века, касающихся генезиса, истории, антропологических особенностей, традиционных занятий, обычного права, материальной культуры, верований, обрядов, питания, привычек, спортивных состязаний якутов.

Дело № 105, в котором хранятся данные документы, состоит из 49 листов. Физическое состояние дела удовлетворительное, оно переплетено в твёрдую обложку. Как и все дела этого фонда, в силу многовекового возраста, это дело относится к категории особо ценных. Текст написан скорописью 18 века, поэтому читается с некоторыми затруднениями. Крайние даты: 14 марта 1767 г. – 2 марта 1787 г. В деле подшито 26 документов.

Каково происхождение вышеозначенных документов?

О первом документе. 29 ноября 1767 г. был опубликован сенатский указ, который потребовал от Якутской воеводской канцелярии представить описание народов, живущих в пределах Якутского уезда Иркутской губернии. Почти год ждали ответа. Вторичное требование последовало 6 ноября 1768 г., после чего, в 1769 г., описание было составлено и отправлено по назначению.

Из сведений, собранных в 1769 г. назначенными для этой цели якутскими чиновниками, дворянами, детьми боярскими и казаками (орфография и стилистика сохранены):

«Означенные якуты мужеска и женска полу возраста болшаго среднего и малого лицем смуглы волосы черны у мужеска полу остригают, а у женска не стригут увеселения имеют борбою раздевшись донага толко оставя на себе одне штаны и з разбегу соединясь друг з другом и ударя одним другова по бокам а потом ухватясь за свои штаны и ногами сплетясь поборяются брасают о землю а кулашного боя не знают а конное рыскание бывает поровнясь друг з другом по два в ряд и бегут во весь опор. Веру содержат кланяютца идолам деревянным и берестяным а паче солнцу месяцу и огню бросают на огонь жирные мяса выливают масло и во время собрания на питье квашеного кобылья по их ысэху молока а без того не начинают и тем весма по соображенному их суеверству боготворят а закону которой бы могли хранить никакого издревле не имеют».

«Пьяны бывают зделав и сквася ис кобыльего млека то есть по их званию кымыс с которого напиваются яко же с вина и в том своем пьянстве весма бывают неспокойны и злонравны а коль паче и злопамятственны добродетелей не чювствуют а зла никогда забыть не могут и продолжается у них веселость и гулба в одно время каждой год майя с 1-го июня по 20-го числа и окончавше исэхи запасают себе в зиму сосновую кору и оную сушат в пищу и напоследок страдуют ко удовольствию собственного скота кошением сена. А жительством состоят по еланям около озер и по край Лены реки вверх и вниз а строения имеют для зимовки деревянные юрты и обмазывают вокруг к пособу теплоты коровьим калом а летнее время наставя тычинами жердин тонких и покрывают вокруг тисками то есть берестом сшивным которое оне мочат разваривая в воде и оное у них служит до трех и более годов».

«А клянутся и ротятца якутские народы в правде наливая на огонь масло и стоя на коленах посыпают на головы свои пеплом горячим и целуют убитого медведя головную кость и почитают то за большую важность [никогда] той клятвы не преступают и боятся нарушать».

Теперь о втором документе. 23 ноября 1784 г. исполняющий должность иркутского и колыванского наместника генерал-поручик Иван Варфоломеевич Бриль сообщал в указе, что согласно высочайшему повелению ему поручено, избрав честного и сведущего человека, собрать сведения о живущих в Иркутском наместничестве (Якутская область в составе Якутского, Олёкминского, Оленского, Зашиверского и Жиганского уездов входила в это наместничество) иноверцах. В 1785 г. требование было исполнено.

Из сведений, собранных в апреле 1785 г. коллежским асессором Осипом Матушевским по требованию иркутского и колыванского наместника И.В. Бриля (орфография и стилистика сохранены):

«Якуты называют себя соха».

«Некоторыя ис них слышали что их предки ис красноярских татар и якобы ходя за звериным промыслом и дошед до реки Лены сплыли оную от Верхоленска до сего места где ныне город Якутск которого там еще да и никаких людей не было, но сия их повесть не столь кажется быть вероятною по причине что естли бы оне толко за однем звериным промыслом сюда сплыли, то для чего же им столь в отдаленной стороне остатца было нужно и отколе столь изобилно конного и рогатого достали они скота, ибо живущие их соседы тунгусы никакого скота (кроме оленей для езды) не имеют. Равномерным образом от вышеупомянутых достапамятных сего народа произшествиях ничего вновь к подтверждению их истории изобразить не нахожу поелику нет у них книг ни писем да и вовсе никакого на своем языке не имеют диалекта».

«Многие охотно приемлют святое крещение да и некрещеные буде из них которому прилучитца идти мимо святой церкви кланяютца пред оною и опуская руки к земле говорят на своем языке тагара что значит великий бог не упоминая других различных имян которые в числе богов поставляют а имянно юрюн ар хомпорон хотой хан чесегей сюге тоен иахсыт, разумеется ангел наставник».

«Бедныя или посредственныя имеют по одной и по две жены а достаточные по три и по четыре или сколько пожелают и состояние их дозволяет а живут у мужа порознь каждая со своим скотом сколко которая себе от мужа при свадбе в калым или в приданое получила, а муж живет с которою сколко хочет однако ж о благоденствии всех стараится и хотя оне гораздо ретка с собой и с мужем бывают вместе но никакова меж ними несогласия и ревности не имеется и всякая о всем доволна щитает».

«Обоего пола есть некоторыя весма болшаго и малова росту но вообще большая их часть посредственной меры люди притом плотного и крепкого суть сложения лицем же смуглы волоса у всех черны однако болше мужественных нежели гнусных меж ими видится лиц, да и смугловатость есть посредственное что не воспрепятствовало ж и женскому их полу быть довольно красивыми естли бы оне не столь плоско широковатыя и на калмытских отчасти похожия имели лицы».

«А когда случатца у кого какой либо в добыче зверь, или пропащая либо убитая скотина, то едят без устатку днем и ночью, покуда оную не окончат, а естли же иногда случатца [не] иметь пищи то без крайней нужды живут дни по три по четыре и болше не ев ничего, разве оставшие из прежде держенного мяса кости избивши переваривают, а хлеба вовсе не пекут».

«Всякой год в одно время то есть майя от 10-го июня по 20-е число как уже обыкновенно исправитца их скот, наделав довольно кумыса голова или князец, или кому ис числа достаточных заблагоразсудитца пригласит к себе во первых шамана, и весь свой обоего пола род соберутца на избранное хороше у озер, или тому подобное родное место и этот то один раз в году за дарованной милосердным могуществом в их скотоводстве плод в знак благодарности и жертвы на зделанной нарочито посреди юрты огонь (вокруг которого все первейшие в роде сидят мужья) взяв помянутой шаман болшую стопу по их званию аях наполненную кумысом и оборотясь на восток льет трижды с коленопреклонением в честь милосердаго творца потом оборотясь на полдень затем и север подобным же образом и с коленопреклонением льет трижды кумыса на тот же огонь и с той самой посуды с которой и прежде в честь всем дьяволам которыя по их мнению во всех сторонах кроме восточной многочисленныя находятца и которых тут же просит, дабы как полученными плодами, равно и всеми пожитками дозволили оне спокойно восползоватца, после церемонии угощаются все кобыльим мясом, и мущины напиваются допьяна (как от простого мужики вина) кумысом и наконец мущины забавляютца конским рысканием и борбою донага раздевшись, женщины нарядны в это время в лутчее свое платье взяв одна другую за руки поют и по своим песням в круг пляшут и сие торжество называют оне исех».

Также в деле № 105 имеются этнографические сведения о коряках, чукчах, тунгусах, юкагирах и ламутах.


Рецензии