Мастер и Маргарита. Неповторимый спектакль

Исследование сохранения живого произведения театрального искусства

Заметки о жизнеописании спектакля "Мастер и Маргарита"

Заметка

"Постоянство истории и неповторимость спектакля"

        "история, одна для всех"

(спектакль "Мастер и Маргарита" С.Э.Алдонина Музея-Театра"Булгаковский дом", постановка для ДК "Выборгский" 20 июля 2024 года)

В данной заметке - продолжение жизнеописания постановки "Мастер и Маргарита" С.Э.Алдонина, и тема самой истории. Здесь и новое, и прежнее, поскольку всего не охватить в одной заметке, и это захватывающее ум и душу глубокое погружение в историю не только романа - но через него в нашу общечеловеческую историю.

Обращали ли вы внимание на то, что и в романе, и в постановке - повторение истории. И повторение истории в жизни - физическая закономерность: повторяются отдельные истории и события, и все жизни - часть единой истории,  которая идёт как жизнь беспрерывно, но нужен повествователь, писатель этой истории - историк, тот, кто запечатлеет её и явит эту правду другим.

И вот оно повторение историй - в "истории не совсем обычной", единой для всех. История страданий Иисуса, Иешуа, воплотилась в жизнях писателя и его героев, Мастера, Ивана Бездомного. Ученики Иешуа, и ученик Мастера... И спустя две тысячи лет урок истории повторяется и преподаётся "тем же людям". Добро не может совершать зло, иначе оно не было бы добром, и творящих зло может ставить на место только другое зло - об этом писал и Гёте, и Михаил Афанасьевич Булгаков... Вновь неверие событиям, фактам, требование доказательтв бытия. Снова люди стараются подвергнуть сомнению самую правду, которая была в начале времён, и снова явлена Мастером в его труде, его романе. Именно поэтому явление Воланда в это время не случайно, и "фаустовская" сила, желающая зла, но делающая добро, расставляет всё на места, соединяя многовековую историю с действительностью. И передача истины - главное дело историков, и эту эстафету принял от Мастера Иван. И история романа передаётся его же словом, рукописным и устным, читаемым и говорящим живым языком, и в живом произведении театрального искусства - всеми средствами воплощения.

Живое произведение театрального искусства всегда неповторимо, но меняясь как и всё в мире, говорит ту же постоянную, повторяемую историю неповторимой жизни. Например, по-разному воплощаемые в каждой постановке слова романа: это могут быть диалоги, которые в самом тексте, а может быть включение описания из текста в новые диалоги, как в случае включения первых строк романа о часе небывало жаркого заката в описание Фаготом Москвы в момент появления Воланда в столице. Или меняемый стихотворный текст, как в диалоге Воланда и Стёпы Лиходеева. По-новому в данной постановке в самом начале звучит и музыка - с глубиной и будто в несколько слоёв, из двух частей - подвижной, с мистическими нотами, и постоянным фоном в низких частотах, и эта многозвучность как раз соответствует многомерному "пятому" измерению. Более того, находкой акустики является размещение того же голоса в центре зала, и распространение звука получается по всему объёму помещения равномерным и заполняющим всё пространство, что позволяет достичь эффекта присутствия магической свиты буквально везде - как тут не вспомнить гения музыки Призрака Оперы, направлявшего свой голос куда угодно. Многообразие иностранных языков, которыми владел Иешуа и Мастер, также воплощено в живом произведении. И это не только русский, английский, немецкий язык и латынь, но и передача акцентов. И далее, это многоголосие, составляющее единый текст и разговор героев из множества монологов и диалогов в параллельных беседах и в одном повествовании: например, общение Берлиоза и Бездомного и будто ответ свиты Воланда, ведущей свой разговор, но слышащих каждое слово и отвечающих на их слова, продолжая свою беседу. Повторяются отдельные фразы, вторя тем же мыслям, о последних словах романа, о чувствах Мастера и Маргариты... И символическим моментом передачи ученику знаний истории, является момент, когда Мастер поднимал выбрасываемые критиками листы рукописи а Иван поднял оставшиеся листы, как позже в момент прощания Мастер говорит своему ученику "вы о нём продолжение напишите".

Сцена явлений повествования прошлой истории в настоящем, рассказ о Понтии Пилате и Иешуа, также усовершенствована, и с ходом повествования высвечиваются всё новые конструкции на сцене, являя сначала эфир розового масла, дым, а затем будто и сами очертания зданий флигелей благодаря конструкции "пятого" измерения. И ещё большего эффекта можно достичь с постепенным, по ходу рассказа, явлением всё больших подробностей истории, воплощая и постепенно прорисовывая и дорисовывая всю картину повествования. И в постановке этот путь эффектно намечен - и зрительское сознание само вовлекается в эту единую историю стольких судеб многих времён.

Действие в живом произведении связано на всём протяжении постановки, что отражено даже в конструкциях, соединённых канатом, словно это тот самый мост, о котором говорит создатель живого произведения театрального искусства, связывающий прошлое с настоящим, и эта связь воплощается с помощью переходящих от начала и до конца атрибутов, например, это зажжённые Воландом в начале постановки три свечи, и те же свечи, по отдельности или во множестве, их огоньки, можно наблюдать в течение всей постановки, а в конце - это живой свет душ, тех самых героев, что покидают это место и время, воплощённый светом фонариков. Со светом в живую историю вторгается и цвет, на этот раз это весь спектр цветов жизни. Для живой картины цвет значит многое - живопись художника произведения театрального искусства всегда заодно с действием, и выбор цвета может как окрасить всю картину в единый тон, так и добавлять штрихи, делать акценты на определенных моментах, смыслах, действии, самих действующих лицах, их характерах, и на этот раз можно было увидеть контрастные, противоположные друг другу, как в 3Д изображениях, оттенки прежнего красного и нового бирюзового. К слову сказать, этот цвет любят создатели современных кинематографических картин, и если вы обратите внимание, например, на работы База Лурмана "Ромео и Джульетта" и "Гэтсби", то заметите этот бирюзовый цвет, окрашивающий и фон и оставляющий блики на всём в картине - и это даёт целостность "живой" картины уже через цвет. И в постановке вы увидите постоянную скрупулёзную работу над цветом и художественно расставляемые акценты: в рассказе Воланда о Пилате - оттенки красного цвета, в явлении Маргариты через рассказ Мастера - контрастную и извечно сочетающуюся с красным бирюзу.

И постоянство истории и её "сквозное действие" заключается как в пространстве, так и во времени, его цикличности, повторении, как те же роковые два часа, в которые опомнился Иван в клинике, и в которые обычно Мастеру являлся спрут. И музыка своим полотном также связывает это непрерывное сквозное действие, говоря за него и вместо слов, как в диалоге Мастера и доктора Стравинского, когда он осматривал Ивана, и тут же вживую через отзвуки пианино воплощались сразу два тревожных состояния, Мастера и поэта.

И конечно же, связь в истории - это её движение. Ход истории движется и сам по себе, но в романе и живом произведении театрального искусства это движение вместе с действующими лицами. С перемещениями Воланда и его свиты открывается "окна" в мир романа, а с другой стороны это выход для истории романа в действительность. Пластика самого движения также проработана для воплощения мистической пятёрки. Как виртуозны и быстры действия Фагота, изысканно пластичны и изящны движения Воланда. Внезапность и быстрота, необычность движений и действий, отличных от привычных людям,- всё являет перед зрителем недостижимую людям магию этой великолепной пятёрки. К примеру, воплощение силы Воланда над окружающей действительностью, во время беседы на Патриарших прудах одним только взглядом Воланд останавливал мгновение и как это воплощено в постановке. Или другой пример - разговор Фагота и Босого при посещении последним квартиры номер 50: то Коровьев властвует над волей председателя жилтоварищества, то и сам отзывается на обращения Босого, как в случае с требованием остановиться, и Фагот буквально замирает в движении как на стоп-кадре - вот она, та необычность, что отличает воплощение мистических героев, обладающих неограниченными возможностями и способностями. Или воплощение движения участников бала: для движения тех же явленных духов "негодяев" тонко продуман танец с плащами - словно тени, воплощение этих душ мечутся и парят в головокружительном движении.

И история передана писателем нам, и с постановкой транслируется в жизнь, с каждым разом воплощения в живом произведении, и постановка всё усложняется, бесконечно совершенствуясь, и это жизнь самого произведения, живое театральное искусство, что интеллектуально и духовно радует всегда. История повторяема, и только жизнь остаётся единственной и неповторимой, но черкз историю мы можем воплощать эту жизнь в устремлении к постоянству, и так помнить истории жизни тех, кого любим, как запечатлена история Мастера и его любимой и любящей Маргариты. И это история "одна за всех", и все за одну общую историю, её сохранение, передачу, и дление в жизни...

2024, Ксения Мира, исследование сохранения живого произведения театрального искусства

Фото К.Мира "Импрессионизм одного дня"
(момент из жизни до и после спектакля)


Рецензии