Мой принцип литературной экономии

Мой принцип литературной экономии
(теория и практика)

______________ Что наша жизнь-игра? Плетение словес!
______________ Затем продажа их — построчно и на вес...
______________ (Семён Г., «Игра не новая, игра бубновая»)

Сухая теория
Не откладывая в долгий ящик, сразу беру литературного быка за рога и формулирую суть моего принципа литературной экономии: по возможности, не сочинять новые художественные тексты, а многократно использовать ранее сочинённые измышления или любые их фрагменты, укладывая указанные в разных сочетаниях под новым заголовком. Но делать это, само собой, надобно умеючи. Конец теории.

Вечнозелёная практика
В качестве примера представляю глубокоуважаемому читателю… «Введение в Конспект» (факультативного курса лекций о худлитном творчестве Семёна Г., которые, возможно, нигде, никогда и никому не будут прочитаны).
А может быть, чем чёрт не шутит («ведь нынче кто не шутит»), этот курс будет прочитан в ПЕН-клубе, уже в этом году, специально отобранным молодым сочинителям (не старше 74-летнего автора Конспекта) юмористических текстов.
Итак, полный вперёд, и будь что будет.

Введение в Конспект

Я — кандидат технических наук, а также доцент с 20-летним стажем преподавания компьютерных дисциплин. Но курс лекций, который я имею Честь и Наглость (или в обратном порядке) представить глубокоуважаемым читателям, весьма далёк от компьютеров и весьма близок к литературе. И притом к литературе отнюдь не технической, а, так сказать, художественной.
Однако, в моём тематически разнообразном худлите нашлось место и компьютерам. Вот, например, несколько начальных строчек из стихотворения «Компьютерное»:

«Безымянная.GIF», что подбросил пси-фактор в эпиграф, —
это дань старине Фигурнову и DOS для ПиСишек.
Это бренность и тризна мейнфреймов Евфрата и Тигра,
искушенье растратить на хадвер валютный излишек.
Кто-то помнит ещё, как гламурно шуршит кинолента
перед вводом программы в ОЗУ мастодонтов «Уралов»?
Инженерных расчетов в ОМИТРах достойную лепту?
Речь Никиты на съезде и пенье партийных хоралов?

Это я к тому, чтобы глубокоуважаемый читатель начал потихоньку «въезжать» в манеры автора Конспекта и удивляться его «плетению словес».

Попутно, об «удивляться». Один из глубоких рецензентов словес «словатора Семёна Г.», глубокоуважаемый Карен А., выразился так:
«Давно интересуюсь творчеством этого автора. Не могу сказать, что он раскрыт для меня. Каждый раз открываю новые измерения и ипостаси, каждый раз передо мной новый Семён Г. […] На юмор от Семёна Г. нужно основательно настроиться. А лучше махнуть стопочку, чтобы легче было удивляться. Проще всего сказать, что, мол, ничего не понял. Но я не сдаюсь и стараюсь вникнуть в замыслы автора. Знаю, за Семёном Г., т. е. за его мыслью, нужно тщательно следить (но не подглядывать)».

Одним из «возбудительных толчков» к причудливой задумке Конспекта лекций явился отклик (10.04.2020) очень даже продвинутого читателя Андрея Я. на моё рифмованное измышление «Под влиянием Стерна и не только его»:
« :)) Однако, метатекстуально... :)) Сразу и не укусишь — так широко рот у меня не открывается... :)) Вас, Семён, нужно рекомендовать к изучению на фил-факах! :)) Шучу. :)) А вообще — интересно Вас читать. И действительно — Ваши произведения нужно изучать. :) »

Для тех, кому лень искать указанное измышление, чтобы, прочитав, выработать собственную оценку, привожу полный текст (с подзаголовком, эпиграфом и «неотъемлемыми комментариями») прямо здесь.

Под влиянием Стерна и не только его
(признание без покаяния)

______________ Это только две осадные мортиры
______________ для будущей летней кампании,
______________ я их сделал из пары ботфортов.
______________ (Л. Стерн, «Жизнь и мнения
______________ Тристрана Шенди, джентльмена»)

Я переделал парочку ботфортов
для тёпленьких продвинутых компаний,
калоши приспособил для офортов,
а кеды изорвал в бреду исканий.

Я разработал дюжину эскизов —
мортир, ракет и пушек-самоходок,
чтоб ими обуздать садизм маркизов,
в порядке поэтических находок.

Я извратил рифмовкой прозу Стерна,
а дочку капитана осквернил стихами. 1)
Умело биться головой о стены 2)
осталось мне, объятому грехами... 3)

Однажды в голове так было пусто...
И вдруг: Одетты грех и ревность Свана! 4)
Был сочинён рассказик в стиле Пруста,
направленный на Свету и Ивана. 5)

Пуант порока: шахматист Аксёнов,
Со МНОЙ сыгравший в культовой «Победе». 6)
Прошёл огонь воды и шум клаксонов...
И затоваренной журнальной меди! 7)

Однако я не плачу, не жалею, 8)
по-прежнему известности желаю.
Как некий Альхен, щёчками алею 9)
в предчувствии критического лая. 10)

Неотъемлемые комментарии
1) Семён Г., «Лошади Пушкина А. С. шли шагом».
2) Виктор П.: «Сейчас ведь надо по башке молотком бить, чтобы обратить на себя внимание».
3) Семён Г., «Шокирующая история любви».
4) Марсель П., «По направлению к Свану».
5) Семён Г., «Ревность и грусть».
6) Василий А., «Победа».
7) Семён Г., «Затоваренная победа» (журнал «64 – Шахматное обозрение», № 4, 2018).
8) Как однажды выразился поэт Сергей Е.
9) Не стану оскорблять глубокоуважаемого читателя указанием авторов, породивших Альхена, и названием их измышления.
10) «Фу, чёрт! […] из всего моего стихотворного гардероба я ничем так не дорожу, как этими ботфортами». Догадайтесь, кто автор этого высказывания? Правильно — Лоренс С., а Семён Г. в него только одно словечко — по привычке — добавил.

Я тогда ему (не Лоренсу С., а Андрею Я.) ответил:
«Глубокоуважаемый Андрей Я., спасибо за рекордный (по количеству закрывающих кругленьких скобочек; они ведь для меня — главные! :)) ) отклик. Про «фил-факи» Вы попали в десяточку. У меня давно готов к (круглой или треугольной) печати факультативный курс псевдолекций «Абсурдные литературные задачи и их умопомрачительные решения». Аннотация-микроминиатюрморт к нему — ниже. :))

Аннотация и Выходные данные
«Яблоко-груша раздора» — шикарная геометрическая повесть для средних и старших школьников о сексуально одарённой девушке Груше, прихотливо разлёгшейся в основании равнобедренного любовного треугольника. Кто из Яблоковых — сиамских близнецов-братьев — опустит неизбежный перпендикуляр из общей точки их жуткого инцеста в самую середину женского естества, разрубив пополам тупой гордиев угол однополой любви? С ответом. С непредсказуемым ответом!!
Гарнитура Times New Roman.
С цветными иллюстрациями и гигиеническим сертификатом».

Всемирно известный Виктор П. устами одного из своих литературных героев выразил такую здравую мысль: «Сейчас ведь надо по башке молотком бить, чтобы обратить на себя внимание».
Тщеславно желая обратить на себя внимание, но при этом сохранить (свою) башку в целости, автор конспекта ухватился за другую здравую мысль, приписываемую (тоже всемирно известному) Владимиру У.-Л.: «Мы пойдём другим путём».

Однако найти свой путь в худлите отнюдь не легко, ибо там...
«Чёрт забирай — всё было! Все уже придумали всё. Куда ни ткнись. На днях проверочно ткнулся в литературу художественную. А там...
И Каштанка, и бедный Руслан, и старик, и море, и Улисс, и Сван. А также гроза в начале мая, которую умом ни за что не понять (а любить можно), и сложная суперсовременная экстраметафоричная мегачувственная поэзия, включая двусмысленные одностишия. И облако в оригинальных штанах с дубликатом бесценного груза, и непорочно белеющие паруса (держащие путь, конечно же, в Зурбаган) в романтическом голубом тумане всех твёрдых и мягких поэтических форм. О миллиардах зарифмованных лирических цветов, времён года и астрономических тел (особенно о Луне, Солнце и звёздах нашей Галактики) даже помыслить страшно. (И не буду!) А на другом битком набитом фланге: Электра и любовь к электричеству, тропики раков и козерогов, обольстительные агенты спецслужб, лагеря, зоны и тюрьмы, и соответствующие побеги из них, КГБ и вампиры. И ещё эти фэнтезийные гоблины и орки. Плюс ко всему перечисленному: мемуары от всех-всех-всех бойцов, вспоминающих минувшие дни, и любовные страсти женских (и мужских тоже!) романов. И престарелый постмодернизм, и вечно юный реализм. А последняя капля, переполняющая (бездонную?) литературную чашу, — мёртвое море солёных и перчённых юмористов всех цветов и оттенков.
Так что в вышеуказанной «литературе художественной» опоздавшему сочинителю ловить совершенно нечего...»

Тем не менее Семён Г. свой путь в худлите и бродящие по русскоязычной Европе призраки признания таки нашёл!!
И это при том, что «В десятых годах XXI века жестокая схватка внутри многомиллионного легиона писателей за каждую капельку драгоценной влаги признания из огорчительно быстро усыхающей речки глубокоуважаемых и дорогих читателей принимает, порой, чудовищные формы».

А не пора ли заканчивать введение? Может быть… Вот только одно ещё соображение о трудности сочинительства (стихов), и набегаю на финиш.
«Многие люди полагают, что сочинить стихотворение очень трудно, и, якобы, это удел избранных. Они заблуждаются — сочинять художественные тексты (в частности, стихи) очень даже легко, и в наши дни миллионы людей уже подтвердили эту декларацию своим многомиллиардным творчеством, разбросанным по (образно говоря) капищам литературных порталов. Ведь суть сочинительства стихотворения заключается в подборке всякой всячины слов по звуковому сходству. Ну и ещё привнесение в получившийся текст некоторого смысла. Не без этого...»

Всякая всячина рифмой охвачена:
штампик «уплачено», царская Гатчина,
жалкая пенсия, город Валенсия,
к мэру претензия, кустик гортензии.
Уши осла в безрукавной жилеточке,
белка, свисток, Фаберже, яйцеклеточка,
оси Декартовы, рельсы трамвайные,
шприцы, наследственность, воры карманные.
Горы, буддисты, рассветы, пирожные,
«Город Зеро», ожиданья тревожные,
Мао Цзэдун, гепатит и амброзия,
кофе, аппендикс, село Новороссия...
Если вы сжились с идейной находкою,
нет раздраженья, а чтенье с охоткою,
вас ознакомим со свойствами автора,
старого телом, но с мозгом новатора.

(Это — начало стихотворения-самопознания, кто «запал» на продолжение — ищите и обрящете.)

Указанная многомиллионность, в соответствии с законом больших чисел, превращает ранее гордые звания «поэт» и «прозаик» в, математически говоря, бесконечно малые. Автор Конспекта («с мозгом новатора»), категорически не желая ходить в бесконечно малых, раз и навсегда отказался от вышеуказанных наклеек, но придумал и присвоил себе многосмысленную этикетку — «словатор».

Второй раз спрашиваю себя: не пора ли заканчивать введение? Может быть, может быть...
Вот только сформулирую один такой — себе! — лозунг и введению конец-венец.
Долой литературную скуку мастеровитого мейнстримного однообразия, даёшь причудливые литературные задачи и их супермастеровитое решение!

P. S.
Шутки шутками, но и над настоящим Конспектом лекций к указанному курсу Семён Г. раздумывал. Результатом этих раздумий явился...

Перечень лекций в справедливейшем алфавитном порядке
(горячая сороковка)

Авангардизм
Апокрифы
Безобсценность лексики
Белостишия
Дань абсурдизму
Детскость
Диспуты с рецензентами
Идиостиль
Интеллектуальность
Информативность
Квазисоперничество с выдающимися мастерами слова
Конкурсные страсти
Криптограммный эпистолярий
Лимерики
Литпроцесс — новый жанр прозы
Любовь к худлиту
Мениппеи
Миниатюрморт — новый жанр прозы
На стыке худлита и тенниса
На стыке худлита и шахмат
Неподсудный плагиат — новое литературное понятие
Памфлеты
Пародии
Перманентная ирония
Перманентная самоирония
Подражания
Поэзия с примесью прозы
Прибамбасы — подзаголовки, посвящения, эпиграфы, комментарии
Принцип литературной экономии
Провокативность
Проза с примесью поэзии
Раскованность
Рекорды
Систематичность и полноохватность
Словоновшество
Тематическое разнообразие и разнообразие персонажей
Фантазийность
Экспериментальная поэзия: новые виды, новый класс
Эмоциональность
Эссе о шахматистах

N. B.
Определения надлежащих терминов и понятий очень легко почерпнуть в Википедии. Ещё легче пристроить к ним «умопомрачительные» примеры из словесного творчества Семёна Г. Потом получившийся полуфабрикат следует обработать (для стройности и стильности) кувалдой самокритики и киянкой самоиронии — это тоже без проблем. И все дела — «утка испечена»? Конечно же, нет. Вот только теперь и появляется из-за ширмы настоящая трудность писательского ремесла — поиск Издателя, готового, как минимум, прочитать рукопись. А как максимум — готового рискнуть своими деньгами и предложить Автору — ха-ха! — достойный (обсуждения) гонорар...


Рецензии