Может, надо что-то делать?
А начался его диссидентский путь ровно вот с чего.
В сентябре 1965-го года были арестованы писатели Синявский и Даниэль, и вся продвинутая интеллигенция страны об этом событии знала. (Суд состоялся лишь в январе 1966 г)
Сергей Ковалёв рассказывает: "В начале зимы 65-го года мы гуляли с мои приятелем и он мне сказал, Серёж, ну смотри что происходит... вот может, надо что-то делать?" И, собственно, всё. Больше он, со слов Ковалёва, ничего не сказал.
Будущий диссидент крепко задумался и ответил следующее: а что можно сделать, накопить взрывчатки и зайти их "вонючий дом", где они проводят свои "вонючие съезды", дождаться съезда и взорвать всех их к чёртовой матери. Но, продолжает он после небольшой паузы, даже если бы у меня и была такая возможность, то я бы этого искушения избежал - иначе бы сам стал таким же, как они.
В данном случае ответ Ковалёва не так важен - допускаю даже, что ответ мог быть и другим... в конце концов, "я не хочу быть таким, как они" это весьма распространённый интеллигентский пафос. Важен вопрос.
"МОЖЕТ, НАДО ЧТО-ТО ДЕЛАТЬ?" Как обыденно просто. На прогулке с приятелем в начале зимы. Банальнейшие слова, но так перевернули человеку жизнь. История ни имени приятеля не сохранила, ни продолжения разговора, но факт, что уже феврале следующего года Ковалёв организовал в своём институте сбор подписей под обращением в Президиум Верховного Совета СССР в защиту Синявского и Даниэля. С тех пор он стал заниматься диссидентской деятельностью всерьёз.
* * *
"МОЖЕТ, НАДО ЧТО-ТО ДЕЛАТЬ?" Вот тот вопрос, который полноценный человек должен задавать себе и другим как можно чаще.
* * *
8 июля 2024-го года другой деструктивный режим на глазах у всего мира бросил на 6 лет за решётку двух девушек, режиссёра и сценариста. Формально - за содержание сценария спектакля. Теперь хрупкие создания, для которых вся жизнь - театр, будут 2190 дней работать где-нибудь в швейном цеху и 2190 ночей спать в бараке с прочифирёнными воровками в одном бараке.
Так что? "МОЖЕТ, НАДО ЧТО-ТО ДЕЛАТЬ?"- слышится вопрос из не столь далёкого прошлого. Вопрос, он же упрёк, адресованный всем нам.
Свидетельство о публикации №224072100240