Финно-угры

  (ст."О влиянии финно-угров",Катехизис и Катарсис,2024) "Вопрос о вкладе финно-угорского субстрата в сложение населения Северо-Восточной Руси долгое время– до появления массового антропологического материала и начала исследований в области популяционной генетики– был весьма загадочны.И в силу своей загадочности давал почву для допущений того,что фактической основой для формирования средневекового населения региона были финны,а отсюда уже легко выводятся спекуляции на тему того, что соответственно и современные русские– никто иные,как ославянившиеся финны.С одной стороны,археологическая культура второй половины I тыс.н.э.,суще-ствова-вшая в междуречье Волги и Клязьмы,перерастает в древнерусскую культуру без заме-тных следов притока какого-то иноэтничного населения.С другой стороны, такие вполне точные науки,как антропология,а с недавнего времени и популяционная генетика,говорят о незначительном вкладе финно-угров в сложение населения Севе-ро-Восточной Руси,равно как и лингвистика не фиксирует значительного пласта фин-ских заимст-вований в русском языке.Собственно,данные антропологии и генетики ставят в вопросе о том,сыграли ли финны какую-либо серьёзную роль в формировании великоросов жирную точку.И после накопления массы антропологического и генетиче-ского материала в науке этот вопрос всерьёз не поднимается.Но как же быть с дан-ными археологии? Это кажущееся противоречие недавно разрешилось благодаря наблю-дениям В.В. Седова,показавшего,что культура Волго-Клязьминского междуречья второй половины I тыс.н.э.,которую принято было называть «мерянской» и относить к финно-угорскому миру,на самом деле связана с продвижением в регион переселе-нцев из Центральной Европы,родственных тем,которые создали культуру длинных кур-ганов.Среднеевропейские мигранты-славяне,пришедшие в середине I тыс.н.э.на тер-риторию будущей Ростово-Суздальской земли, создали здесь культуру,характерным атрибутом которой стали браслетообразные височные кольца– украшения,отсутств-ующие в финно-угорском мире,ассимилируя постепенно аборигенное финское население края.Таким образом,приход славян в будущую Северо-Восточную Русь и ассимиляция ими местных финнов относятся ко времени существенно более раннему,чем считалось, а те памятники,предшествующие древнерусским,которые раньше считались финскими, на самом деле являются славянскими или смешанными славяно-финскими.Имя славян-ского «племени»,заселившего междуречье Волги и Клязьмы,в летописях не сохранил-ось,вероятно,именно оно и фигурирует там под именем мери.Возможно,славяне пере-няли этноним ассимилированных финнов,как считает В.В.Седов,но,на мой взгляд,бол-ее логично полагать,что мерей это славянское «племя»,дальше всего продвинувшееся на восток,в земли финнов (мери),стали называть его западные соседи,то есть это экзоэтноним,а настоящее имя этой славянской группировки нам неизвестно.Цитируе-тся по: Жих М.И.«Бегство из русских» как социокультурный феномен."Злой Московит.

  (ст."Выражение лица сильное и дерзкое»- современник о казни Степана Разина", Катахизис и Катарсис,2024) "В 1655 г.Кристоф Кох- родившийся в Ревеле немецко-язычный подданный шведской короны,впервые приехал в Москву и получил должность секретаря при шведском резиденте Иоганне де Родесе.Одновременно Кох являлся куп-цом и занимался торговлей.С 1670-х гг.Кристоф Кох стал главным шведским информа-тором в России.Был очевидцем казни Степана Разина,о чем составил описание: Бун-товщик Разин и его брат Фрол были с позором доставлены на жалкой триумфальной по возке в Москву через Тверские ворота в прошлую пятницу,2-го числа,в первой пол-овине дня.Потом их заключили на Земском дворе,расположенном у красной стены.У той повозки было четыре высоких колеса и плоская верхушка,покрытая со всех стор-он лубом,иначе липовой корой,так что колес было почти не видно.В центре повозки была установлена виселица высотой чуть больше человеческого роста,к которой жел-езными цепями был прикован бедный герой Разин,— он словно висел на них [цепях], как муха в паутине: во-первых,его голова была прикреплена цепью к верхней пере-кладине виселицы; руки ниже плеч также были прикованы цепями к столбам виселицы, а запястья были прикованы с помощью наручных кандалов к нижним частям столбов.
Еще одна цепь перехватывала туловище поперек,с обеих сторон,и,наконец,оба колена также были прикреплены цепями к столбам.Перед его грудью была укреплена деревян-ная поперечная балка,на которую он время от времени мог опираться.Именно в таком виде— стоя на этой триумфальной повозке,прикрепленный вышеописанным образом к виселице— он был ввезен в город.Его брат был прикован длинной цепью за шею к по-возке с левой стороны.Его ноги также были связаны,так что ему пришлось более тр-ех верст идти через весь город,подпрыгивая рядом с повозкой.Повозку тянули три жалкие клячи,запряженные тройкой. На них сидели трое невзрачных юношей в рваной одежде,которые должны были вести повозку очень осторожно.На этой повозке по всем четырем ее углам сидело по стрельцу,а за ней следовал пешком еще один человек, несший на себе незакрепленные цепи.Впереди всех ехал верхом командир стрельцов, и одна половина его полка следовала непосредственно за ним; другая же половина расположилась по бокам и позади повозки.За передним отрядом стрельцов,сразу пер-ед повозкой,ехал верхом на коне донской атаман Корней Яковлев,захвативший бунто-вщика при помощи хитрости.Рядом с Корнеем ехали примерно пятеро его лучших каза-ков,причем один из них нес казацкое знамя,остальные казаки Корнея числом около 80 следовали чуть позади.Смотреть на Разина,стоящего на своей повозке и ввозим-ого в город,было довольно потешно.О его внешности можно сказать,что он был дово-льно высок,имел широкие плечи и светлокаштановые кудрявые густые волосы,пример-но наполовину закрывавшие уши; у него была короткая густая борода округлой формы ,выражение лица сильное и дерзкое.Ему примерно от 36 до 40 лет от роду.Его брат лицом и волосами довольно на него похож,ему около 26 лет.Посмотреть на Разиных собралось как в городе,так и за его пределами большое количество народа,знатно-го и самого простого,среди них можно было заметить и много женщин,также как зна-тных,так и простолюдинок.У Земского двора на большой рыночной площади были расставлены многочисленные приказы стрельцов, а за полчаса до привоза Разина на Земский двор там собрались все бояре и думные дьяки в ожидании бунтовщика.Как только же его доставили на этот двор,его сняли с повозки и вместе с братом пов-ели наверх ко всем боярам,где обоим в течение примерно получаса задавали кое-какие вопросы.Сразу после этой пытки братьев повели вниз на двор,причем за ними последовали и все бояре.Они сразу же приказали утомленным Разину с братом вытян-уть руки над спиной,приказали их бить кнутом,положить на огонь,выбрить им на ма-кушке голое место и постепенно лить туда холодную воду.Степана спросили,зовут ли его Степан Разин,что он подтвердил словом “да”,после чего князь Долгорукий зая-вил:“Ты,шельма и изменник,так безрассудно выступил против Его Царского Величе-ства и причинил столь большой вред”,на что Разин отвечал,что не он шельма и изм-енник,а сам князь,из-за которого пролилось так много невинной крестьянской крови .И если бы князь был настоящим героем,то вышел бы против него,Разина,сам,а не посылал бы царских людей.В целом бунтовщик никого не щадил в своих обвинениях, говорил мало,но очень дерзко.Говорят,что он также заявил:“Несмотря на то,что Корней теперь и выдал вам меня головой,но он сам и весь Дон были со мной заодно, и я с их общего согласия привлек к себе в войско людей”.В прошедшую субботу на большой рыночной площади были расставлены несколько стрелецких приказов и загот-овлены для каждого из братьев Разиных по два деревянных бруса и пять заостренных кольев,чтобы после казни,намеченной на 10 часов,их отрубленные ноги,руки и голо-вы были насажены на эти десять кольев.Для нас же иностранцев,в том числе и для персидского купца,а также для посланников запорожских казаков было выделено спе-циальное место для лучшего обозрения казни.Однако,поскольку обоих братьев было решено перед казнью еще раз подвергнуть пытке,казнь перенесли.Вчера Разина вмес-те с братом в присутствии государственных советников пытали в третий раз.Говорят ,что Степан получил лишь два удара кнутом и мало говорил.Сегодня же в 12 часов его вместе с братом привезли на большую рыночную площадь,после чего зачитали сп-исок его преступлений и приговор.Канцлер Ларион Иванович сказал:“Кладите Степана и четвертуйте его”, после чего Разин бодро подошел к обоим брусам, помолился и перекрестился, попрощался со стоящими вокруг словом “прости” и лег на живот.Ему отсекли правую руку по локоть,затем левую ногу по колено,затем левую руку,прав-ую ногу и наконец голову.Эти пять от рубленных частей тела воткнули на пять кол-ьев и водрузили последние в землю.В это же время брат Степана сказал,что ему ну-жно еще кое-что рассказать,и его сразу отвели обратно на Земский двор и пытали. Говорят,что от этой пытки он потерял сознание.Но как бы сильно ни пытали до это-го Степана,он не проронил ни звука.Его же брат при первой пытке сильно кричал, из-за чего Степан обратился к нему со словами:“Сучий ты сын,что ты орешь? Вспо-мни,какую честь мы с тобой имели и управляли не только всем Доном,но и всей Вол-гой”.Этот Степан принял смерть бесстрашно и не позволил упрекнуть себя в малод-ушии.О чем же собирается рассказать его брат,я попытаюсь разузнать.До оглашения приговора Разину на протяжении полу часа был зачитан документ,рассказывающий обо всех его деяниях,от начала его выступления восемь лет назад и до его поимки 14 апреля этого года; этот документ я постараюсь получить и переслать.Руки,ноги и голова Разина все еще нанизаны на те пять кольев; туловище же осталось на земле. Так настал конец бунтовщику.Говорят,что три дня назад сюда приехал гонец от кн-язя Ромодановского с сообщением,что Астрахань и все города,которые до того были покорены Разиным,вновь перешли под власть Его Царского Величества и просят его о милости.О том,что дальше произойдет в этой связи,услышим позже.Кристоф Кох.Сум-марное донесение из Москвы от 6 июня 1671 г.Злой Московит.

  (ст."Новгородские купцы против балтийских пиратов",Катехизис и Катарсис,2024) "На морских коммуникациях свобода передвижения русских гостей не была вполне ос-уществима.Одним из самых существенных факторов,препятствовавших этому,являлись разбойные нападения на торговые корабли,участившиеся в XII-XV вв.Наиболее ранние летописные сведения о подобных случаях относятся к 1134 г.,когда новгородские купцы были убиты в Дании.О причинах убийства летописи не сообщают,однако,учиты-вая мирный характер отношений между Новгородом и Данией в этот период,можно счи-тать этот факт проявлением разбоя.В 1142 г.шведский князь с епископом на 60 шне-ках приходили в устье Невы «на гость,иже изаморья шли в 3 лодьях».В результате последовавшего сражения все три новгородских судна были захвачены и разграблены. В 1157 г.датский король Свейн IV захватил под Шлезвигом большое количество рус-ских купеческих кораблей,а товары раздал войску.Сложные отношения русских земель со скандинавскими и немецкими крестоносцами в XII-XIII вв.привели к свёртыванию русской морской торговли.Однако её бурный рост с XIV в.вновь привлёк внимание балтийских пиратов,которые снова начали грабежи русских и ганзейских судов.Около 1300 г.новгородский архиепископ в своей грамоте просил у рижан помощи в рассле-довании дела о нападении на новгородскую торговую лодью,которая была захвачена немцами и разграблена.Владыка требовал возврата товара по «крестному целованию», то есть на основе имевшихся ранее соглашений Новгорода с немецкими городами.В летописях под 1317 г.зафиксированы сведения о проникновение немцев в Ладожское озеро,где они «побиша много обонижьских купец».Нападение на купцов в центре нов-городских владений свидетельствовало о слабой защите торговых коммуникаций от нападений разбойников.В 1338 г.пираты напали на новгородское судно купца Волоса и его товарищей и разграбили его,убив двух членов экипажа.Для урегулирования ко-нфликта в Новгород прибыли послы из Любека,которые договорились о том,что,если обвиняемый в грабеже Гинзе Фельтберге прибудет в какой-либо из городов Ганзейск-ого союза,он будет задержан и предан суду «по крестному целованию».Как правило, в подобных случаях новгородцы старались решить дело полюбовно и после возврата товара конфликт впредь не вспоминать.Гибель людей во время нападений на новгоро-дские лодии фиксируется при этом в целом ряде случаев.Немецкие купцы долгое вре-мя не приезжал торговать в Новгород из-за того,что в 1372 г.«новгородского гостя убили на море и взяли товар у новгородцев».В следующем году новгородцы заявили властям Любека,что «братьи нашей побито на море 12 человека в единои лодьи,и тыи товаръ розбоиники привезли к вамъ в Любокъ».Таким образом,новгородцы обвинили немецкие власти в покупке товаров полученных в результате грабежа,что являлось прямым нарушением новгородско-ганзейских соглашений.Схожая ситуация наблюдалась и на псковско-ливонском приграничье. В 1403 г.ливонские немцы убили девять пско-вских гостей на озере (вероятно,Псковском или Чудском)и захватили их товар.Нес-мотря на то что этот регион традиционно являлся местом открытых столкновений в связи с неразрешённостью пограничного размежевания,нападения на купцов здесь бы-ли чрезвычайными событиями.В 1441 г.новгородец Пётр жаловался ливонским властям, что у него «взяле лодью на море с товаромъ и головы посекли.И мы посылали свои-хъ,и наши наехали туго лодью в томъ месте,где розбили лодью,пустой,а люди побиты и на берегу похоронены».После проведения новгородцами расследования выяснилось, что награбленный товар находится на ливонской территории в Полной реке,а разб-ойники пойманы.В связи с этим новгородские власти просили рассудить дело по сп-раведливости.Не редкими были случаи,когда купцы задерживались грабителями в кач-естве заложников.В 1421 г.новгородцы предъявили претензии Юрьеву,что «наша брат-ья поехала в Колывань,и ваша братья,немцы,захватили наших на Неве и увезли их за море с их товаром,и наша братья задерживается вами в ваших городах,в Любеке,в Висмаре и в других местах».Гибель купцов и незаконное задержание их немецкими разбойниками приводили к ответным действиям со стороны Новгорода.Не имея воен-ного флота и возможности осуществлять карательные операции против пиратов,новго-родцы прибегали к так называемому «рубежу»- задержанию немецких купцов до выясн-ения всех обстоятельств дела и наказания виновных.Зачастую «рубеж» применялся к целым группам гостей.Так,новгородско-ганзейский договор 1423 г.предваряется све-дениями о том,что у Новгорода с немецкими городами была «нелюбовь» из-за того, что «11 немецких детей были посажены в железо,и русский разбойник был повешен на немецких воротах».Это произошло,несмотря на то,что ещё в 1338 г.в договоре с Лю-беком,Готским берегов и заморским купечеством о спорных делах было постановлено: если «учинилось зло на Неве или в Стокгольме новгородскому гостю,на земле или на воде,где ни учинилось,немецкому купцу дела до того нет,где бы ни было.А учини-лось какое зло немецкому гостю, где бы ни было, новгородскому гостю дела до того нет».Все спорные дела должны были решаться только на двусторонней основе между истцом и ответчиком.В таких случаях судебные иски о возмещении вреда могли прод-олжаться годами,ставя под вопрос возможность безопасных торговых отношений."

  (ст."Разделение русских на «литвинов» и «русов",Катехизис и Катарсис,2024)
"Важную роль Ливонская война сыграла для формирования этнокультурной идентич-ности русских,причем по обе стороны фронта: и русских Российского царства,и рус-инов Великого княжества Литовского.Они и раньше были разделены,воевали между со-бой.С каждой войной ощущение взаимных различий нарастало и достигло апогея в го-ды Ливонской войны.Если раньше не возникало проблем с адаптацией местного насе-ления на присоединенных к России территориях Великого княжества,то теперь Рос-сия,захватив Полоцкий повет,заселила его своими людьми.То же сделала Речь Поспо-литая в 1579 г.Конфессионального единства (православия) становится недостаточно для этнокультурной идентичности. В ХVI веке благодаря русско-литовским войнам начинает активно формироваться понятие «других православных»,«других русских», причем в обоих лагерях.Каждая сторона все более приходила к выводу,что подлинные русские,русь,русины— "это мы",а противник— "литва дворовая",литвины или "моска-ли".Воины Ивана Грозного без колебаний стреляют в "литвинов",а на невольничьем рынке в литвинском Могилеве всю войну успешно торгуют "девками москальскими" и пленными «москаликами».Культурные и этнические различия были и до конфликта,но война их необычайно обострила и сделала в чем-то необратимыми.Набирал обороты процесс этнического размежевания населения Восточной Европы,на землях которой позже возникнут русский,украинский и белорусский народы.Своего развития он дос-тигнет в ХVII в.,после Брестской унии 1596 г.,когда православных Речи Посполитой в Москве стали просто перекрещивать,считая,что в окружении униатов,католиков и протестантов православный русин все равно не мог сохранить чистоту веры.На наш взгляд,именно Ливонская война вкупе с другими русско-литовскими войнами ХVI в. запустили процесс дискредитирования роли конфессии как маркера этнокультурной идентичности. Православие русинов уже не обеспечивало их «русскости».По матери-алам: Филюшкин А.И.Первое противостояние России и Европы: Ливонская война Ивана Грозного.Злой Московит.
  (ст."Московия»- страна общественного договора?",Катехизис и Катарсис,2024)
"Традиционно, с легкой руки "интуристов" Россию XVI-XVII веков принято считать классической восточной деспотией, страной рабов, страной господ, в которой государь имеет абсолютную власть над своими подданными и волен делать с ними и их имуществом все, что ему вздумается. Одним словом, ужас-ужас-ужас. Но вот что примечательно- если поработать с актовыми материалами,то складывается совершенно иная картина.И так,и этак,но складывается четкое ощущение,что в Русском госуд-арстве,грубо говоря,действовал своего рода "общественный договор",в рамках кото-рого "дело государево" (война, дипломатия, внешняя политика) и "дело земское" (местное самоуправление)довольно четко разграничивались,но при этом взаимодей-ствовали - на правах партнерства, где старшим, ведущим партнером была верховная власть, а земство выступало младшим, ведомым партнером, но обладающим своими правами, о которых оно знало и которые оно защищало.Одним словом, "земля" была не бессловесным скотом, но субъектом права, и верховная власть, которая не могла обойтись без поддержки "земли" в управлении страной, не могла не учитывать этого и шла на компромисс с нею. И те же "реформы" Ивана Грозного можно расценивать как своего рода конституирование, узаконение этой системы.Почему же "интуристы" этого не видели? Опять же, складывается впечатление, что они приняли за чистую монета официальные декларации верховной власти ("яз волен в холопех своих..."), но из-за закрытости московского общества и его самодостаточности они, не будучи "впущены" на "кухню" московской политики, не были осведомлены об особенностях московских административных и правовых практик.Московиты не были поклонниками писаного права,ориентируясь на традиционное обычное,неписаное право,и закрытость московского общества не позволила "интуристам" вникнуть в особенности московск-ого обычного права.Отсюда и видимое противоречие между описанной "интуристами" картины всевластия Московита и той политической,административной и правовой реа-льностью,в которой жили и действовали сами московиты.В Русском государстве,в особенности в досмутное время,в XVI в.,сложилась своеобразная(впрочем,так уж ли она своеобразная,если она существовала повсеместно в то время по всей Европе) "система" взаимоотношений между верховной властью,государством,и обществом,"зем-лей",система,построенная на отношениях своего рода "партнерства" и разделения компетенций и сфер управления.И в этой системе "земля","земство","земское" само-управление играло роль чрезвычайно важного и необходимого(без которого система управления государством просто не функционировала бы)элемента государственной машины с чрезвычайно широким полномочиями и правами.Если хотите,то тогда реально существовало то,что сегодня назвали бы "гражданским обществом"(кстати,я его сов-сем не идеализирую,поскольку и тогда,и сейчас в этом обществе так или иначе бу-дут всем рулить "лучшие люди"- "цапки" местного розливу или,если хотите,некто вроде семейства Клергов в Монтайю- читай одноименную работу Ле Руа Ладюри).И если вас не устраивает засилье нынешней бюрократии(глупость какая-то- а без нее точно лучше будет? В этом есть уверенность?),тогда,быть может,лучше обратиться к опыту "земского" самоуправления Московии XVI- начала XVII вв.(которое,кстати, было конституировано окончательно во времена Ивана Грозного и спасло Россию в Смутное время,когда центральная власть рухнула).Правда,для этого придется помен-яться нам самим, встать с дивана и отложить в сторону клавиатуру,а заняться чем-то более конкретным и полезным для общества(однако это тема для отдельного разг-овора).Как бы то ни было,но царство осталось,Казань и Астрахань- наш,да и Сибирь тоже наш,Крым после Молодей так и не оправился,Великое княжество Литовское захи-рело и было поглощено Польшей,Судебник остался,равно как и книгопечатание,прик-азы будут эффективно работать до самых петровских реформ(и еще неясно,что лучше - приказы или коллегии),и,самое главное(на мой взгляд)- конституированное и лег-итимизированное свыше земское самоуправление.То самое,которое по факту было лик-видировано Петром- поскольку,по его словам,«…и с крестьян выборным при судах и у дел не быть для того,что всякие наряды и посылки бывают по указом из городов,а не от церквей,к тому ж и в уездех ис крестьянства умных людей нет».Для Ивана ум-ные были,а для Петра таких не нашлось,увы.Земское самоуправление набралось опыта и,в тяжкую годину,когда венец Мономахов стал игрушкой в руках придворных интри-ганов,самозванцев и чужестранцев,взяло на себя функции управления страной и спа-сло Россию.Но за все это, конечно,Иван недостоин ни памятника,ни даже простой благодарности потомков."Виталий Пенской-Злой Московит."

  (ст."Когда появились прозвища у русских князей?",Катехизис и Катарсис,2024)
"Многие князья средневековой Руси в исторической литературе традиционно упомин-аются с прозвищами.Некоторые из таких прозвищ настолько прочно вошли в массовое историческое сознание,что воспринимаются практически как фамилии.Например,как еще называть князя Александра Ярославича,победителя шведов в Невской битве и немецких крестоносцев в Ледовом побоище,как не Александром Невским? Или киевс-кого князя Ярослава Владимировича иначе чем Ярославом Мудрым? Позволю себе вспо-мнить недавний курьез: в анонсах передачи канала «Россия» «Имя России» Алексан-дра упоминали вообще без имени— просто «Невский» и все!Но действительно ли названные и другие князья носили при жизни прозвища, под которыми мы их ныне знаем? Возьмем десять князей, чьи прозвища наиболее популярны в литературе. Это Владимир Святой, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо, Мстислав Удалой, Александр Невский, Иван Калита и Дмитрий Донской.Прозвище «Святой» по отношению к киевскому князю Влади-миру Святославичу, крестителю Руси, встречается в источниках со второй половины XIII века. Назвать человека «святым» можно, естественно, только после того, как он признан таковым, чего при жизни не бывает. Церковная канонизация Владимира имела место много позже его кончины, не ранее середины XIII столетия. И вполне естественно, что только с этого времени к нему начинает применяться прозвище «Святой».С Владимиром Мономахом (киевский князь в 1113—1125 годах) ситуация иная. Он выступает как «Мономах» в источниках, созданных при его жизни,в том числе сам называет так себя в собственноручно написанном «Поучении».Но «Мономах» — это,строго говоря,не прозвище.Прозвища— то,что получают люди при жизни за какие-то свои деяния или особенности.«Мономах» же — это родовое имя матери Владимира, дочери византийского императора Константина IX Мономаха. Оно было у князя, таким образом, с рождения, и прозвищем в собственном смысле этого понятия считаться не может. Ведь, скажем, из того, что черниговские князья назывались «Ольговичами», потому что их общим предком был Олег Святославич, не следует, что «Ольгович» было прозвищем каждого из них.Сын Мономаха Юрий Владимирович, ставший родоначальником суздальской княжеской ветви и основавший будущую столицу нового единого русского государства Москву,с прозвищем «Долгорукий» упоминается в ист-очниках с XV в.,т.е.три столетия спустя после эпохи,в которую он жил.Сын Юрия Андрей,перенесший столицу Суздальской земли во Владимир-на-Клязьме,под прозвищем «Боголюбский»(по его загородной резиденции в селе Боголюбове под Владимиром)наз-ывается в источниках с XIV столетия,два века спустя после своего времени.У сына Юрия и младшего брата Андрея — владимирского князя Всеволода Юрьевича не было прозвища «Большое Гнездо». «Большое» в данном случае перевод на соврем.русский язык эпитета «великое».«Великое Гнездо»— под этим прозвищем(связанным с многоде-тностью князя,от которого пошли все многочисленные династии Северо-Восточной Руси)Всеволод действительно упоминается в источниках,но опять-таки через много времени после его кончины— только с XV столетия.Аналогичная ситуация— с князем новгородским,киевским и владимирским Александром Ярославичем,внуком Всеволода. Прозвище «Невский»,связанное с его победой над шведами на реке Неве в 1240 г.,в известных нам источниках прилагается к Александру начиная с XV в.,почти два века спустя после смерти князя.Причем наряду с ним встречается и другое прозвище—«Хр-абрый»(позже,с XVI столетия,осталось только «Невский»).Внук Александра москов-ский и великий владимирский князь Иван Данилович(ум.в 1340 г.)именуется «Кали-той»(«калита»— сумка для денег)в известных нам источниках начиная с конца XIV столетия.Внук Калиты великий князь Дмитрий Иванович, победитель Орды в битве у Дона,на Куликовом поле,в 1380 г.,с прозвищем «Донской» упоминается лишь с XVI в.Итак,получается,что,если не считать Владимира Мономаха,все перечисленные княз-ья известны под прозвищами,ныне ставшими хрестоматийными,в эпохи более поздние, чем времена,когда они действовали.Возможно,какие-то из этих прозвищ все же были прижизненными,просто прозвище не попало в современные князю источники.1Но тот факт,что большинство прозвищ появляется в источниках в XIV—XVI вв.,вряд ли случ-аен: по-видимому,перед нами осмысление деяний князей не современниками,а потом-ками.Читатель мог заметить,что автор,перечисляя князей по хронологии,двоих— Яро-слава «Мудрого» и Мстислава «Удалого»— пропустил.Пропустил не случайно: если в рассмотренных случаях прозвища читаются в средневековых источниках,пусть и спу-стя долгое время после кончины князей,то с Ярославом и Мстиславом случаи особые.
Прозвище киевского князя Ярослава Владимировича, умершего в 1054 году и ставшего предком всех позднейших Рюриковичей,кроме полоцкой ветви,очень прочно закрепи-лось за ним в историографии(включая зарубежную— скажем,в англоязычных работах он последовательно именуется «Jaroslav the Wise»).Оно вошло и в современную общест-венную жизнь: имя «Ярослава Мудрого» носит университет в Великом Новгороде,орд-ен «Ярослава Мудрого» является государственной наградой Украины.Однако стоит задаться вопросом об употреблении этого прозвища в средневековых источниках,как возникают серьезные сложности.Автор недавно вышедшей научной биографии Ярослава в серии «Жизнь замечательных людей» А.Ю. Карпов написал по поводу прозвища героя книги следующее:«Правда,в летописи или в других памятниках древнерусской общест-венной мысли мы не найдем или почти не найдем этого прозвища».Несколько загадоч-ное «почти» иллюстрируется цитатой из статьи Ипатьевской летописи 1037 г.: «Сии же премудрый князь Ярославъ.»Но здесь,во-первых,стоит эпитет не «мудрый»,а «пр-емудрый»; во-вторых,часть фразы,содержащая данный эпитет,является добавлением в текст «Повести временных лет»(ее не содержат другие сохранившие текст «Повести» летописи,кроме Ипатьевской),внесенным,скорее всего,в конце XII в.;в-третьих же, и главное,эпитет «премудрый»,стоящий перед именем князя,является единичным опре-делением,а вовсе не прозвищем: реальные княжеские прозвища помещались после име-ни князя,иногда с пояснением (например— «зовомый Великое Гнездо»).В другом,науч-но-популярном сочинении о Ярославе про его прозвище говорится так: «Московские летописцы XVI в.назвали его Мудрым— и под этим именем киевский князь навеки вош-ел в историю».Это утверждение одновременно и имеет под собой некоторые основания ,и является неверным.В «Степенной книге царского родословия»,памятнике московск-ой литературы 60-х годов XVI в.,в степени,посвященной Ярославу,о нем в двух раз-ных местах говорится следующее: «Яко же сии богомудрыи Георгии»; «Богомудрыи же Ярослав».Здесь вновь мы видим не слово «мудрый»,а включающий его составной эпи-тет «богомудрый»,во-вторых же(и это опять-таки главное)— перед нами и в данном случае не прозвище,а всего лишь стоящее перед именем князя определение; таких определений по отношению к Ярославу в посвященной ему степени немало— помимо «богомудрого» он называется «благоверным»,«благочестивым»,«христолюбивым».Перв-ым из историков,кто назвал Ярослава «Мудрым»,был Н.М.Карамзин,среди источников которого были и Ипатьевская летопись с определением «премудрый»,и Степенная кни-га с определением «богомудрый».Завершая рассказ об эпохе Ярослава,он писал: «Яр-ослав заслужил в летописях имя Государя мудрого».Ссылки историограф не дал и вообще выразился очень осторожно— не «носил» имя «мудрого»,а «заслужил» (причем слово «мудрый» напечатано со строчной буквы).Строго говоря,привычного ныне сло-восочетания «Ярослав Мудрый» нет и у Карамзина.Оно начинает закрепляться в исто-риографии только в конце XIX— начале XX в.Таким образом,князь Ярослав Владими-рович не носил прозвища «Мудрый» ни у современников,ни у потомков,не «входил с этим именем в историю»: оно появляется только под пером историков Нового време-ни.Прозвище «Удалой» по отношению к князю из смоленской ветви Мстиславу Мстис-лавичу(ум.в 1228 г.),долгое время занимавшему новгородский,а затем галицкий стол ,применяется в историографии начиная с С.М.Соловьева.Оно вроде бы хорошо соотве-тствует личным качествам этого князя,отличавшегося как полководческим талантом, так и личной храбростью.Основанием для такого прозвища является посмертная хара-ктеристика Мстислава в Галицко-Волынской летописи:«Потом же Мстиславъ великыи оудатныи князь оумре».Однако дело в том,что «удатныи» означает вовсе не «удалой» (это слово в Средневековье писалось почти так же,как сейчас,— «удалый»),а «удач-ливый».Некоторыми учеными данная неточность осознается,и они называют Мстислава Мстиславича не «Удалым»,а «Удатным».Но исправление сути дела принципиально не меняет,поскольку «удатный» в сообщении о смерти Мстислава не является прозвищем. Хотя это определение и стоит в тексте ниже имени,относится оно не к нему,а к последующему слову «князь»:«Мстиславъ великыи оудатныи князь оумре»— т.е.«Мсти-слав— великий,удачливый князь— умер».Таким образом,перед нами единичное опред-еление,констатация,что Мстиславу в жизни сопутствовала удача.Итак,прозвища древ-нерусским князьям,как правило,давались не современниками,а потомками.Некоторые же из них,такие,как «Мудрый» по отношению к Ярославу Владимировичу и «Удалой» (равно как и «Удатный»)по отношению к Мстиславу Мстиславичу,и вовсе не существ-овали в эпоху Средневековья: они являют собой фикции,возникшие под пером истор-иков Нового времени.Цитируется по: Горский А.А.Русское Средневековье.Злой Моско-вит."
  (ст."Власы русые,власы разные…",Родович,2024) "Самым главным Природным источ-ником жизненных сил для всех Родов Расы Великой являются собственные волосы.Это отражено даже в заповеди Бога Сварога:»Не стригите свои власы русые,власы разн-ые,да с сединами,ибо Мудрость Божию не постигнете и здоровие потеряете».С дре-внейших времён считалось,что,обрезав волосы, у человека можно отнять силу и здо-ровье.Силы мрака и служащие им люди используют волосы в своих тёмных ритуалах, чтобы из молодого человека сделать старика и даже навести на человека смерть.Сл-авяне и Арии с бережным уважением относились в прошлом и относятся ныне к своим волосам,ибо всё,что даровано человеку Небесными Богами и Матерью– Природой. Это необходимо для его гармоничного существования в данном Явном Мире.Волосы,испок-он Веков,образно сравнивали с засеянным полем пшеницы: как колосья пшеницы воло-сы впитывают в себя все соки и живительную силу Матери Сырой Земли и чистый свет Ярилы– Солнца.Так и волосы человека получают и сохраняют живительную силу от Не-бесных Богов,от Земных Родителей и Предков Рода,от Матери— Природы,от космиче-ских лучей Ярилы— Солнца и Небесных Звёзд.Недаром же волосы издревле называли космами,т.е.связанные с космосом,откуда человек подпитывается энергией Рода.Вол-осы символизируют множество светлых Природных и Божественных Сил,которые помога-ют человеку в жизни.Они также означают достаток в Древнем Роду,изобилие и счас-тье в семье.Девушкам с малолетства волосы заплетают в одну трёхлучевую косу,ибо это символизирует объединение жизненных сил Миров Яви,Нави и Прави.Коса распол-агается вдоль позвоночника и считается,что все светлые вселенские силы через волосы переходят в позвоночник и наполняют Тело, Душу и Дух девушки особой жизн-енной силой,подготавливая её к будущей Священной миссии Материнства.Когда деву-шка выходит замуж,её девичью косу расплетают и взамен ей заплетают две косы,ибо с этого времени она получает через волосы,собранные в косы,жизненные вселенские силы не только для себя,но и для будущего ребёнка.Мужчины также бережно относя-тся к своим волосам,они придают волосам большое значение,нежели женщины.Борода является символом зрелости,мужественности и самостоятельности мужчины.Борода,это не только мужское достояние,она является символическим подтверждением принадлеж-ности к Божьему Роду,т.е.носящий Бороду,есть потомком Древних Небесных Богов.По-этому у Славян и Ариев сохранилось утверждение:» Боги наши,суть Отцы наши,а мы— дети их,и будем достойны Славы Богов наших,и сотворим благих деяний множество, да во славу Родов наших,троекратно более,чем влас в браде нашей».Повреждение бо-роды мужчины или насильственное отрезание её в древние времена считается тягч-айшим преступлением против своего древнего Рода Великой Расы и оскорблением Неб-есных Богов,покровительствующих этому роду.Оскорбление Небесных Богов не прощае-тся никому,из-за этого в прошлом произошло немало воин,а подпалённая борода пос-ла в старое время считалось объявлением начала войны.Мужчины с древнейших времён берегли свои бороды как зеницу ока и бились с обидчиками очень жестоко,иногда насмерть,ибо лучше смерть принять в битве с супостатом,чем дать опозорить свой древний род и своих Небесных Богов.Зрелых,безбородых мужчин издревле называли женоликими.С ними старались не заключать военных и иных договоров.Ибо считается, что женоликие мужчины ведут женский образ жизни(говоря современным языком,они являются людьми противоположной половой ориентации).Это подтверждается различ-ными историч.источниками,повествующие о том,что до реформы Петра I,когда было объявлено » брить бороды и носить немецкое платье»,безбородыми были именно евро-пейцы с нетрадиционной половой ориентацией,которые окружали Петра.Но не только к волосам бороды было бережное отношение у мужчин, они берегли все волосы на голове и на теле, ибо знали, что через них они получают все жизненные силы от своих Богов, Природы и Предков. И за сохранение жизненных Родовых источников нашим Предкам приходилось сражаться не на жизнь, а насмерть и принимать иные смертельные муки. Поэтому, когда появились Указы императора-узурпатора Петра I : » брить бороды и носить немецкое платье», а также отказаться от традиций своих древних Богов и Отцов и присягнуть на верность императору-узурпатору, то против насильственного острежения бород и отречения от Родных традиций и Веры нашими Предками были подняты восстания по всей Сибире и Беловодью, которые впоследствии были подавлены войсками.Особо жестоко было подавление восстания в городе Таре, так называемый Тарский Бунт Лета 7230 (1722г). За восстание и не повиновение людей вешали, четвертовали, колесовали, сжигали на кострах и сажали на кол. Казням подвергались не только Православные Староверы-Инглинги, но и поддержавшие их Праведные христиане, Старообрядцы-Раскольники.В Европе, первым организовал стрижку волос Римский Император Нерон, а в Русских землях стрижка волос начала практиковаться только с появлением христианства. Никто не может объяснить, зачем и для чего они подстригали последователей своего учения и своих жрецов-свящ-еннослужителей.Даже в Библии повествуется о Самсоне,который никогда не стригся и был сильным и непобедимым до той поры,пока ему не обрезали волосы(Книга Судей. Глава 16,стихи 17-19).Всё выше сказанное повествует об отношении наших Предков к своим волосам.Следует добавить,что волосы,выпавшие при чесании,нельзя бросать на пол или на землю,ибо человек лишает себя жизненной силы,которую дарует нам Мать-Природа,Небесные Боги и Великие Предки Родов наших.Поэтому из поколения в покол-ение передаётся древняя Мудрость,чтобы волосы сжигали или повязывали на молодое плодовое дерево для того,чтобы волосы хорошо росли и были крепкими,как дерево.
Детям до 12 лет,в Родах Расы Великой,даже кончики волос не подстригают,чтобы не состричь ум.Ибо в это время Чадо постигает Жизнь,Законы Рода и Мироздания.Нельзя лишать детей жизненной Силы,даруемой Природой и Обереговой силы,коию дают Боги-Покровители и Родители.Подравнивание кончиков волос на длину не более одного но-гтя у молодых людей старше 16 лет совершается для того,чтобы волосы быстрее рос-ли,и это деяние можно совершать только в дни новолуния.Расчёсывание волос являе-тся Священным ритуалом,во время которого можно прикоснуться к космическим пото-кам и почувствовать в прямом смысле этого слова нисходящие с Небес потоки жизне-нной силы.Детям в малом возрасте волосы расчёсывают Родители,потом Чада делают это самостоятельно.Доверить расчёсывать свои волосы могут только тому,кого хоро-шо знают и кого любят.Девушка может позволить расчёсывать свои волосы только св-оему избраннику или мужу.Наши Мудрые Предки учат нас содержать свои волосы в чистоте,ибо,когда у человека волосы чисты,тогда у него и помыслы чисты.Теперь я знаю зачем Петр первый бороды запрещал носить."

  (ст."Зачем мы сжигаем кукол,Родович,2024) "Традиционные славянские куклы не принадлежат миру людей. Они – Богини-Берегини, и у нас в доме только временные гости. Да не просто гости, а по делу мы их сюда позвали, у каждой своя миссия. Кто-то урожай помогает собрать, а кто-то – сберечь. Кто-то достаток в дом несёт, а кто-то – здоровье, кто-то хозяйство бережёт-стережёт, а кто-то деток в мир приводит. Разные куклы, но все при деле, и от всех есть польза.В явленном мире нет ничего вечного. Вращается Коло, и работать вечно никто и ничто не может, поэтому возникает закономерный вопрос: сколько кукла будет нам помогать? Каждая кукла делается к определённому празднику кологода, в честь какого-то Бога, и, соответственно, работает до следующего аналогичного праздника,то есть– год. А потом она перестаёт быть помощницей и хранительницей. Из нее уходит светлая созидательная сила, и она начинает тормозить развитие жизни. Её путь в нашем мире закончился,пора и честь знать.Теперь ей пора домой.В Навный мир уходят цел-ительные,в светлый Ирий отправляются кологодные обережные куклы.Есть несколько ворот для перехода в иной мир,они соответствуют Стихиям.Наиболее часто использ-уется огненный путь.Отработавшую свой срок или сделавшую своё дело куклу сжига-ют.Она уходит из мира Явного в мир духов и сливается с Божественной силой.Всё, её командировка закончилась.Второй путь– водный поток,он уносит куклу в мир пре-дков,туда плывут купальские венки и Мартинички.Третий путь– отпустить куклу к Природным Духам.Например,на Русалии,в обряде заплетания берёзки,часто в её ветви сажают Веснянок и Кукушек, а осенних Багача и Крупеничку можно скормить птицам.
Четвёртые ворота – Мать Сыра Земля, например, Багача, которого делают на Велеса, сеют в землю, чтобы она приумножила богатство, как приумножает упавшее в неё зерно. Так же иногда сеют первый и последний снопы и Житную Бабу.Но всегда есть исключения из правил. Куклы, которые живут с нами долго – это домашние Свято, изображающие Богов, они занимают своё место в Красном углу на долгие годы. Есть куклы, срок жизни которых всего несколько часов – это большинство целительных кукол. Они уничтожаются (чаще сжигаются) сразу после проведения целительного обряда, ведь в них из человека переходит Дух Болезни, и теперь они опасны,от них надо быстро избавиться. Пусть уходят и уносят все немочи и невзгоды.Осенняя кукла Десятиручка делается перед тем, как девушки сядут за своё рукоделие и за собирание приданого.Делается куколка– и сразу сжигается,чтобы была у рукодель-ницы небесная помощница в работе, ведь у куколки целых десять рук.Есть ещё одна очень интересная куколка с коротким сроком жизни– это Крестушка-Загадайка или Крестец.Куколка простенькая,но совсем не простая.Она используется как игровая детская кукла и в игре– символизирует Мужчину.Если её поставить на видное место в доме и незамужняя женщина её будет видеть при пробуждении от сна,Крестец вол-шебным образом приведет в дом жениха.А если её отправить вместе с требой на пра-здничную краду,то наша Загадайка превращается в нашего представителя в мире Бог-ов и ходатая перед ними по исполнению наших желаний. Один праздник– одна Крест-ушка– одно желание,но в году-то столько праздников,что нам и желаний-то может не хватить.Оксана Павлова Журнал "Родно-верие" Выпуск №3."

  (ст."Сказ, сказка, быль,небыль",Родович,2024) "Сказ– информация,записанная со слов очевидцев,т.е.«Словом КАЗ»– показ образа словом.Сказы записывали Образами, потому что образ передаёт больше информации.Иногда образы были сравнительными, допустим, некоторые слова народов Китая, Кореи и др. напоминали лай, про таких говорили: «лающие люди», что потом превратилось в понятие – песиголовые, т.е. это не значит, что человек с собачьей головой, а означало, что из этой головы раздаются непонятные звуки,как собачий лай.Сказка– это одна из форм сказа,когда присутствует некий намёк на достоверность.Сказки передавали в точности из покол-ения в поколение, слово в слово, потому что любая сказка– образно-зашифрованная информация. Такую информацию жрецы отдавали в народ, чтобы она не потерялась, они знали, что старики передадут молодым без искажения. Это сейчас могут сказки приукрасить,добавить что-то от себя,а раньше такого не было: как дед рассказал, так и внук передаст слово в слово сыну,внуку и т.д.и информация будет без искаж-ения,а кто знает ключи,сможет понять информацию.Быль(от др.-слов.«быти»)– то что было.Небыль – то чего в Яви не было, но это происходило в Нави или Слави, Прави, т.е.не в этой форме бытия,но всё равно происходило.Баять— некоторые сказки,пре-дания напевали, т.е. баяли, обычно баят перед сном, чтобы ребёнок уснул.Даже у Пушкина: «Бают люди или врут, в свете вот какое диво…», т.е.«Бают или врут»– правильно говорят или искажают информацию. Поэтому очень многое из того,что вы изучали,т.е.узнавали с самого детского возраста (сказки,предания,песни, былины, небылицы)— это всё древняя правдивая информация, на которой ребёнок обучался окружающему миру.Сказы не воспринимались как действительность только материали-стами.Вот они не воспринимали,потому что их зашорили.Тем более,господин Луначар-ский убрал Образы из языка,поэтому и перестали понимать Мудрость Предков.На пе-рвом уроке я вам объяснил,в чём их заблуждение— когда наши Предки говорили,что Земля плоская, покоится на трёх слонах, слоны стоят на черепахе,которая плывёт в безграничном океане.А вспомните первый класс,вам говорили,что древние ошибались, Земля круглая.Т.е.всё,что было вложено,всю Образность убрали.Воспитание— перви-чно,Обучение— вторично Раньше,начиная со сказок,детей воспитывал отец,ему помо-гали деды и прадеды.Не обучали,а именно воспитывали и учили творить Образы(обр-азование).А сейчас,в советской системе главное– обучить.Родители думают,что в школе воспитают,а школа говорит: пускай родители воспитывают,в результате никто воспитанием ребёнка не занимается.Вырастают,извиняюсь,образованные сволочи,для которых понятия: Совесть,Уважение– не существуют,потому что с детских лет не привили,не воспитывали в нём.У славян всегда было главное– воспитание. Обучение вторично,знания всегда придут.Главное— в какую почву зёрна познания будут посе-яны.Даже в иудейском источнике— в Библии,Иисус приводил пример: одни зёрна упали в благодатную почву и проросли,другие– в сухую,проросли и рассохлись,третьи– на камень,и вообще не проросли.И здесь тоже самое,важно в какую почву падают семе-на."
  (ст."Тьма Евгений Тамчишин",Мудрость Бога Велеса,2024) "Волхв скинул сознание - осознание себя здесь и сейчас.Сознание души постепенно, шаг за шагом,входило в осознанность.Да,это я. Я тут,в сознании.- Как я устал в этом мире людей.Нет,мир прекрасен,природа величава,- творение бога.Но люди низки в своем потреблении и не ценят природу,уничтожая,загаживая пространство.Зачем мне этот мир,в котором не ценят любовь?Она ушла,не осознав,что ее любили.Она ушла в своем эгоистическом порыве.И эта боль отозвалась в душе.Чего бы..Он вспомнил запах ее волос,бархат-истость кожи,легкий ее стон и чувственность всего ее тела.Он воспринимал ее всей своей душой,и,понимая,что потерял ее навсегда,любил и желал еще больше.В созна-нии искра мелькнула и отозвалась болью в сердце.Чего это,вывернуло и отпустило. И это не слова,это состояние подавленности,брошенности проходило,или вновь,вол-на за волной, ударялась об энергию души,пыталась раздавить в смять.И вдруг,при-шло принятие,понимание,что любовь прекрасна итак,если эту любовь не принимают, она живет в сердце,наполняя тебя своими энергиями.Ну да,она отказалась от любви, от этих энергий,ей не надо,но…Волхв вышел из тела,сел в позе отрешения и напол-нил себя этой чистой энергией любви.Главное– любить,и неважно кого,неважно,при-нимают или нет. Главное – любить.Эта мысль прошла порывом энергий,меняя качество энергий, и поднимая вибрации.- Мы потеряли его.- Что-то прошелестело в голове, и тьма ушла.Он почувствовал,как эта темная сущность,питающаяся страданиями души, ушла.Снялась тяжесть, что-то благостное вошло в сознание.Он почувствовал состо-яние любви ко всему земному.Сознание очистилось и проявилось.Он вошел в мир богов. Перед ним стоял Велес,обернувшись,он произнес:- Иногда нужно потерять любовь,чтобы обрести вселенское понимание любви.Волхв вышел из тела,сел в позе отрешения и наполнил себя этой чистой энергией любви.Главное– любить,и неважно кого, неважно,принимают или нет.Главное– любить.Эта мысль прошла порывом энер-гий,меняя качество энергий,и поднимая вибрации.- Мы потеряли его - Что-то прош-елестело в голове,и тьма ушла.Он почувствовал,как эта темная сущность,питаю-щаяся страданиями души,ушла.Снялась тяжесть,что-то благостное вошло в сознание. Он почувствовал состояние любви ко всему земному.Сознание очистилось и прояв-илось. Он вошел в мир богов.Перед ним стоял Велес,обернувшись,он произнес:- Ино-гда нужно потерять любовь,чтобы обрести вселенское понимание любви."

  (ст."Когда 2-3,5 тысячи лет назад уральские племена гаплогруппы N по западному склону Урала спускались на Русскую равнину, то видимо, там они и встречали наших русских предков гаплогруппы R1a, которые с 5-го тысячелетия назад обитали на этой территории в одной связке (сообществе) с историческими ариями.Впрочем, ко времени прихода зауральских племен гаплогруппы N, арийская часть древнеарийской общности гаплогруппы R1a-Z93 уже отделилась от наших предков (гаплогруппы R1a-Z280 и R1a-M280), и отправилась на восток и юг.Тогда уральцы, видимо, и узнали имя этих своих новых соседей.Скорее всего,уральцы селились с русами чересполосно и были приняты хозяевами вполне доброжелательно. Иначе, трудно представить, что через тысячелетие часть уральцев, которая не продолжила свои миграции далее на запад,легко вольётся в русскую среду,перейдет на русский язык и фактически "об-русеет".Видимо, вначале уральские племена на Русской равнине встретили не славян. Иначе, почему носители гаплогруппы N в финском языке сохранили для соседей-русских довольно странное имя "венья" (ven;j;) - русский "веньялайнен" (ven;l;inen).К слову, "Новгородские русы" – Novgorodin ven;j;. Или фраза: "Игорь, князь Руси!" (Igor,Ven;j;n prinssi). Россия – Ven;j;!!! Русь - Ven;j;!Теперь многие уже знают, что вот это Венья имеет отношение к венедам. которые были известны в истории уже с 13 века н.э. Выходит, уральские племена первыми встретили на своем пути с Урала племена русов, которых и 2000 лет назад, и сегодня они запомнили как венедов. поэтому для них нет никакой разницы Русь – Россия, поскольку помнили, что всегда звали эту страну и живущих в ней русских – Ven;j;.То есть они пришли на эту землю тогда, когда имя венедов уже гремело по всей Европе. И использовали определенно известное им со стороны имя.Также, например, еще одни соседи русов эстонцы также называют – нас vene: Русь – Venemaad, Россия – Venemaa. И те, и другие тем самым этим древним внешним именем признают древнее соседство с некими венетами, которые оказываются были еще и русами, и являются русскими сегодня.К слову, если бы уральцы встретили славян, и знали, что это были славяне, то по-другому бы звали и русских. Но имя славяне появилось в их языке, видимо, позже. Потому и сохранилось в их языке, не меняя произношения – slaavit (фин), slaavlane (эст.)Так или иначе, такая привязанность к этом внешнему имени русских связана с временем,когда уральцы пришли на Русскую равнину, где впервые услышали название новых своих соседей как венеты.Впрочем, вся Европа о венетах знала и без сомнения связывала с носителями определенной лингвистической группы. Их находили в самых разных отдаленных друг от друга местах. Также и имя венетов произносилось по-разному. Сегодня уже не вызывает сомнений, что венеты, венеды, венды, вандалы, винды, энеты, генеты, инды и винделики, винулы – все это представители одного суперэтноса, означенного гаплогруппой R1a.Прибалтийские венеты снабжали древних греков янтарём, что упоминали античные авторы.А это середина II тысячелетия до н.э.– период развития Лужицкой археологической культуры, обитавшей на территории современной Германии. Венеты принесли с собой гончарный круг,неизвестный местным племенам.Между тем, немцы до сих пор продолжают называть лужицких сербов вендами, а германская область Вендланд по их имени и названа.Есть еще один народ носитель фино-угорской группы языков – венгры. Однако, видимо они пришли в Европу с Урала несколько позже своих уральских родственников, когда имя венедов, венетов, уже ушло с арены истории. Потому они уже на свой лад произносили и Русь, и Россия, по-своему – Oroszorsz;g (Орошоршаг), а русский у них – это Orosz (Орош). Здесь явно просматривается влияние неких тюркских племен входящих в состав орд угров (предков венгров). Например, вот такой набор некоторых тюркских языков с переводом слова "русский": уры; (башк.) – орыс (казахс.) – орус (кирг.) – вырвс (чувашск.). Между прочим, венгерское "орош" вполне созвучно с китайским "олоус" (русский). Как известно, китайцы звук "р" предпочитают заменять на "л", а венгры любят вставлять шипящие "ш" вместо "с".Таким образом, сохранность имени русов от Китая до Европы, указывает на его широкую известность всем проживающим рядом соседям, а значит и его заведомую древность.В принципе, лингвистический подход – через имя народа определять время его знакомства в истории с проходящими через его территорию миграциями уральских племен – это в определенной степени гадание на кофейной гуще. А, куда деваться? Источников, описывающих весь исторических процесс миграции бесписьменных племен уральцев нет. Некое подобие источника, которое представляют в качестве источника – это позднее литературное сочинение – эпос "Калевала" финского врача и профессора финского языка 19-го века Элиаса Лепрата и все.Так что, по некоторым косвенным фактам что-то, возможно, и можно и увидеть.Но все это без надёжной фактической базы со временем уходит в песок забвения. Обратимся за фактами к ДНК-генеалогии. Если найдем здесь совпадения, то и лингвистика тут сгодится.И речь идет о гаплогруппе N, носители которой и составляют основное население Эстонии,и Финляндии,а также и… Якутии.К слову, слово "русский" на якутском языке будет "нуучча". Получается, что в Сибири, якуты, которые если и встречались с русскими, то в другое время, возможно, даже много раньше уральских носителей гаплогруппы N, называли их так, как им было известно о других соседей.В этой связи напрашивается вопрос, а не могли ли якуты принести это название с более южных широт, где образовалась гаплогруппа N. Как полагают, она образовалась на Юге Сибири, возможно на Алтае. А там, в Китае, где, как известно из китайских источников, обитали некие "нюйчжи", которые китайцами не были, как не были и монголами. Но это китайское имя почему-то оказалось созвучно якутскому названию русских - нуучи.А вот, какое отношение эти "нюйчжи" могли иметь к русским, надо смотреть. Во первых, так в Китае звали чжурчжэней, предков маньчжуров, насельников Золотой династии (Цзинь).Во вторых, китайцы их звали желтоголовыми нюйчженями. Историк 12-13 вв. Е Лун-Ли в «Истории государства киданей» писал:«Желтоголовые нюйчжени живут высоко в горах и носят названия нюйчжени <…> Желтоголовые нюйчжени грубы, свирепы, и не щадят своей жизни. перед сражением кидани всякий раз надевают на них тяжелые латы и посылают вперед. У всех желтые усы, зрачки глаз по большей части черные, но много также светло-желтого цвета. Желтоголовых нюйчженей китайцы называли еще… и динлинь».К. Пензев, в книге «За китайской стеной», пишет:«В китайских источниках существует некоторое количество упоминаний о «желтоголовых» (хуантоу) народах и племенах. Светлые волосы являются неотъемлимым признаком северного раздела европеоидной расы. Между тем, цвет волос европеоидов вообще может находится в широком спектре от очень светлого, до темно-каштанового и черного. Цвет волос монголоидов (без примеси) оттенков не имеет и является исключительно иссиня-черным. Поэтому любое упоминание китайского источника о цвете волос, который отличается от угольного оттенка, должно сигнализировать историку об очевидном присутствии на китайских землях европеоидной общности».Так что, европеоидность нюйчжи, которые являются ответвлением народа динлин (ди ли),признанного многими исследователями европе-оидным народом Китая не подвергается сомнению.Динлины же по китайским источникам участвовали в этногенезе многих европеоидных народов Сибири и Дальнего Востока. Г. Е. Грумм-Гржимайло относил к динлинским ответвлениям четыре древних народа в Центральной Азии – енисейских кыргызов на верхнем Енисее, динлинов Прибайкалья, усуней на их пути от озера Лобнор на запад и народ бома в Саяно-Алтае. Можно отметить, что большинство исследователей считают усуней – асами (аланами).Таким образом, носители гаплогруппы N, которые обитатели в глубокой древности в регионе Южной Сибири-Алтая до их передвижения на север, туда, где одна из их ветвей стала якутами,могли вступать в контакт с некими из указанных европеоидов, в том числе и с нюйчжи.Это имя и отложилось в тюркском языке якутов по отношению к таким же белоголовым (желтоголовым) русам\русским.Но все перечисленные четыре «желтоголовых» народа,будучи по сути дин-,линами китайских летописей, очевидно, имели гаплогруппу R1a,но арийского субклада Z93.Древних же неарийских субкладов славян, русских, R1a-Z280 на территории Сибири не было. То есть европеоиды нюйджи\нуучи были светловолосыми поомками скифов, потомков древних ариев Русской равнины, но ни русскими, ни славянами не были. Это убедительно показано в статье А. Клесова в Вестнике Академии ДНК-генеалогии (т. 17, №7, 2024, с, 933)Сама гаплогруппа N образовалась 36 тысяч лет назад. За многие тысячелетия после ее образования она разошлась в основном по Сибири. А из 164 скелетных остатков гаплогруппы N найденных в Сибири, 68 найдены в Якутии.рис.Наиболее древние на сегодня обнаруженные образцы (представлены на сайте YFull.YTree) – это образцы из Иркутской области:- субклад N -Y147969 (вр. обр. 12600 л.н.) – датировка 6856 лет назад,
Казахстан:
- субклад N-P189.2 (вр. обр. 12600 л.н.) – датировка 5250 лет назад.
Иркутская обл:
- субклад N-Z4762-L729-N-F1360-L666 (вр. обр. 14000 л.н.), датировка – 8812 лет назад;
- субклад N-Z4762-L729-N-F1360-L666-CTS4202* (вр. обр. 10000 л.н.) – датировка 6815 лет назад;
- субклад N-Z4762-L729-N-F1360-L666-CTS4202* (вр. обр. 10000 л.н.) – датировка 7123 лет назад;
- субклад N-F1419 (вр. обр. 11900 л.н.) – датировка 5050 лет назад;;
- субклад N-Z4863-Y9023 (вр. обр. 7600 л.н.) – датировка 6071 лет назад;
и Забайкалья:
- субклад N-L708 (вр. обр. 10700 л.н.) – датировка 7393 лет назад;
- субклад N-M2126* (вр. обр. 7600 л.н.) – датировка 6555 лет назад.Что касается Саха-Якутии, то самый древний обнаруженный там образец гаплогруппы N-Z1979 (вр. обр. 6200 л.н.), имеет датировку 4220 лет назад.Также нужно отметить древний образец в Красноярском крае гаплогруппы N-Z1979 с датировкой 4186 лет назад (вр. обр. 5100 л.н.).Так или иначе, по датировкам обнаруженных субкладов гаплогруппы N можно отследить дальнейший путь их миграции, который, видимо, начинался с территории Иркутской области.Интерес представляет и время прихода уральских племен в Европу. Скажем, венгры (или угры). Ископаемые образцы обнаруженные в Венгрии имеют общего предка с якутским субкладом N-Z1979.Носители нижестоящих снипов от него примерно через 3000 лет пришли через Урал в Венгрию. Где обнаружено восемь древних ископаемых образцов с датировками – 1000, 1200, 1310, 1310, 1225, и 1300 лет назад, (два не датированы). По этим датировкам можно судить о времени прихода угров в Европу (Венгрию).С датировками угров, за исключением одного образца с датировкой 685 л.н, Практически совпадают и датировки ископаемых образцов Эстонии. Все шесть образцов датированы возрастом 1200 лет назад.К тому же, и предковым для обнаруженных снипов, в частности, снипа N-L550 эстонцев, также стала гаплогруппа N-Z1979, которую имел ископаемый образец в Якутии (4220 л.н.).Имеются также три древних образца в Швеции с датировками 900, 1000 и 900 л.н., соответственно, и два образца не датированы. Иодин в Норвегии – 1200 л.н.Таким образом, на основании имеющейся на сегодня информации вполне можно полагать, что носители гаплогруппы N1a1 мигрировали в Венгрию и Эстонию не ранее 5 века нашей эры. На этом пути длиной 2-3,5 тысячи лет часть носителей N1a1 обосновалась на территории будущей России,и обру-села.Эстонцы же свой уральский язык сохранили, а венгры уральский язык также сохранили, но исконные угры гаплогруппы N в современной Венгрии – все оказались в значительном меньшинстве (0.5% от всех). Там преобладает в основном славянская R1а на втором месте R1b и I2a."У венгров 25-30% гаплогруппы R1a (по разным выборкам), из которой две трети относятся к субкладу R1a-Z280, cубкладу Русской равнины (как и у словаков и словенцев), 10% – к субкладу R1a-M458 (западно-славянская и европейская ветви), и всего лишь 0.8% субклада R1a-Z93, южно-арийского субклада, характерного для скифов и их потомков"[1].Ситуация на этот счет в Венгрии в общем-то уникальная. Мужское население гаплогруппы N, в результате бурных европейских событий «великого переселения» народов погибло, а доставшиеся победителям женщины сохранили родной язык финно-угорской языковой группы.К слову, карта начальных миграций носителей гаплогруппы N на представленном в тексте рисунке я составил для наглядности, чтобы воочию видеть пути их перемещения. Надеюсь, она пригодится в качестве наглядного материала."

  (ст."Белокурые потомки скифов и были теми самыми "монгольскими" пришельцами на Русь",Б.НЕовицкий,2024)"Многие исследователи Дальнего Востока, Алтая, Сибири, Китая не выражали особого удивления присутствием в древности ряда каких-то белокурых народов проживающих на указанных территориях.И их численность состав-ляла заметные величины, что позволяло современным им авторам, оставлять о них соответствующие записи.Те же енисейские киргизы, динлины (ди ли), уйгуры Китая, и половцы(кипчаки)по некоторым источникам вообще-то внешне были «европеоида-ми».«Европеоидная антропологическая раса первого порядка прослеживается в Центральной Азии и Сибири с верхнего палеолита и генетически восходит к кроманьонскому типу, являясь особой ветвью, развивавшейся параллельно с расами Европы и Ближнего Востока[1].А, например, светловолосое племя динлинов Г.Е. Грумм-Гржимайло вообще считает автохтонами (аборигенами) Китая. По его данным, динлины к V веку были оказались вытеснены из долины Желтой реки на север в Манчжурию, к Байкалу и в Алтайско-Саянский горный район пришлыми китайцами. В Алтайско-Саянском горном районе они смешались с тюркоязычными племенами и образовали народ уйгуров.Также и о киргизах он пишет:«... Относительно же киргиз имеется следующее мерило: в начале IX века высокий рост, белый цвет кожи, румяное лицо, рыжий цвет волос и зеленые (голубые) глаза преобладали у них настолько, что «черные волосы считались нехорошим признаком, а [люди] с карими глазами почитались потомками [китайца] Ли-лин»; к XVII же веку, когда с ними впервые столкнулись русские, киргизы оказались уже совершенно иным народом — черноволосым и смуглым»[2]Интересна также информация о половцах южных степей России, которые были вынужденными европеоидными переселенцами из Китая, где их называли " ди-ли " (динлины)[3].Относительно ранней истории кипчаков д. и. н. И. О. Князький сообщал, что «кипчаки являлись западной ветвью динлинов и проживали в бассейне Иртыша, и впервые упомянуты в числе племен, покоренных хуннами, в 205—203 гг. до н.э. Западные динлины-кипчаки — потомки носителей андроновской культуры (2000-1200 гг. до н. э.)»[4].То есть, и динлины, половцы (кипчаки), были потомками андроновцев. О них известно, что они имели светлые волосы и голубые глаза. Сама андроновская археологическая культура, 4000 -3200 гг. до н. э., занимала территорию Южного Зауралья, юга Западно-Сибирской равнины, Казахстана, Алтайского Приобья, Хакасско-Минусинской котловины.В этом плане представляет несомненный интерес то, что по данным ДНК-генеалогии андроновцы являлись «поздними» ариями и гаплогруппа у них должна быть R1a-Z5645-Z93. По крайней мере, у всех десяти известных образцов из захоронения андроновцев в Красноярском крае (Южная Сибирь) выявили гаплогруппу R1a, но без подробностей. Впрочем, откуда подробности в 2009 году, время опубликования этих результатов, когда первые их исследователи о субкладах еще, видимо, не слышали. Это уже позже из работ А. Клёсова стало ясно, что субклады для генеалогической характеристики археологических культур имеют значение – и важное значение.В этой связи появление информации о гаплогруппах и субкладах населения Сибири, которое показано в книге А. А. Клёсова «Народы России», стоит того, чтобы к ней обратиться как к единственному на сегодня систематизированному источнику истории заселения территории России. Частично эта информация представлена в Вестнике Академии ДНК-генеалогия.Так что, R1a-Z93 в Южной Сибири это, как подчеркивает А. Клёсов, наследие древних ариев, прибывших с Русской равнины в конце II – начале I тыс до н.э., и основавших ряд археологических культур скифского круга (карасукскую, тагарскую, таштыкскую).У сибирских киргизов, например, в составе которых 50% мужского населения с гаплогруппой R1a, сохранилась снип-мутации древних ариев R1a-Z93 > Z94-Z2124 > Z2125 > Z2123. Это были те арии которые не ушли в Индию, а направились в Зауралье, где позднее стали скифами[5].Именно от скифов, потомков древних ариев, гаплогруппу R1a-Z93 и обрели половина киргизов мужчин (жителей России), которые сейчас проживают в Иркутской области, Красноярском крае, Новосибирской области, Якутии, Свердловской области – в основном в Западной Сибири. Вторая половина киргизов – это, в основном, носители сибирских и южно-азиатских гаплогрупп C2-M217 и О. Причем, C2-M217 у киргизов осталось 19-27%. А гаплогруппы О и J2, 6-8% и 5-8% соответственно[6]. И, видимо, автохтонной гаплогруппой древних киргизов была R1a-Z93.«Но исторически их предки были енисейскими киргизами, и, по данным многих историков, вышли из таштыкской археологической культуры (первая половина I тыс н.э.), которую составили скифы, с преимущественной гаплогруппой R1a-Z645-Z93»[7].Таким образом,время постепен-ного перехода ариев из фатьяновской культуры через серию последующих арийских культур (синташтинская, андроновская, карасукская, тагарская, таштыкская) в скифов составило 3600 – 2000 лет назад.Всё это подтверждается неизменностью арийской гаплогруппы R1a-Z93 на всем протяжении миграции ее носителей с Русской равнины на восток, а также последующими мутациями ветви R1a-Z645-Z93-Z94-Z2124-Z2123, присущей скифам.В этой связи и объяснима, видимо, тенденция ариев оставлять на всем пути своего обитания традиционную арийскую же топонимику юга Сибири (рис. 1). Относительно же названий рек и озер арийского содержания, идущих вплоть до крайнего севера (Индиго, Индигирка, Ганг), можно отметить, что поздние арии могли двигаться и на север, оставляя там следы своего пребывания в названиях рек и озер.Между тем, можно показанную на карте информацию попросту принять сведению.А теперь к информации о динлинах, которые шли от западных территорий Китая и под именем половцев стали известны уже в восточных пределах Русской равнины. Сама по себе версия, предложенная историками интересна, но она в определенной степени поясняет многочисленные упоминания о европеоидности "моголов", которые в южных степях России составляли некую орду, претендующую на свой барыш. Если это так, то, судя по их происхождению из андроновской кульутры, динлины-половцы в своей основной массе представляли собой, видимо, потомков скифов, носителей последующих субкладов. И впервые упомянуты в 205—203 гг. до н.э., сразу же после одобренного историками времени скифов.«По датировкам, принятым у историков, скифы жили с VII в до н.э., то есть 2700 лет назад, до конца прошлой эры, причем одни историки-археологи заканчивают скифов IV-м веком до н.э., другие – самым концом прошлой эры, третьи – любым временем в этом диапазоне, между IV и самым концом эры. Но у скифов потомство продолжало рождаться, они не знали, что будущие историки-археологи положат им конец в какое-то определенное время, поэтому потомки скифов жили еще многие столетия, и продолжают жить и в наше время. [Выделено мной – Б.Н.]. Просто археологи ориентируются на определенные материальные признаки, характерные, по их понятиям, для скифов, например, типы оружия, одежду, звериный стиль в искусстве, захоронения с конем, и другие. Это тоже, конечно, не прекратилось сразу, так что все эти временные ограничения историков, конечно, условные»[8]Первый контакт половцев со славянами произошел в 1055 году и был он мирным, как сообщает Типографская летопись:«В лето 6563 (1055) - Пришедъ Изяславъ, сьде на столе в Киеве, а Святославъ в Чернигове, Всеволод в Переаславли, Игорь въ Володимери, Вечеславь въ Смоленце. Того же лета приходи Булушь с Половци, и сътвори Всеволод миръ съ ним, и возвратишася Половци вспять, откоуду беша пришли».(В 1055 г. пришел Изяслав и стал править в Киеве, а Святослав в Чернигове, Всеволод в Переяславле, Игорь во Владимире, Вячеслав в Смоленске. В том же году приходит Булуш с половцами и Всеволод заключает с ним миро, а половцы возвращаются обратно туда, откуда прибыли).К слову, летопись спокойно себе описывает события тысячелетней уже давности на земле русской, где и речи нет ни о каких других участниках событий. Хотя, как показало настоящее, желающих нагло вписать себя в анналы истории хотя бы под именем укры, находится немало….Через пять лет после подписания мирного договора отношения между половцам и русами обостряются:«В лето 6569 (1061) приидоша Половци пръвое на Роускоую землю воевати. Всеволод же изыде противу имъ месяца февраля въ 2. И бившимся имъ, победиша Всеволода и, воевавше, отъидоша. Се бысть пръвое зло отъ поганых и безбожных врагъ. Бысть же князь ихъ Соколъ. Того же лета поставленъ бысть Новоугородоу архиепископъ Стефанъ» (Типографская летопись)(В 1061 году пришли половцы первый раз воевать на Русскую землю. Всеволод же вышел против них в феврале месяце 2 числа. И бившись с ним, они победили Всеволода и, с боями отошли. Это было первое зло от поганых и безбожных врагов. Князем же у них был князь Сокол. В том же году в Новгороде был поставлен архиепископом Сиефан.)В западной части южно-русских степей половцев звали куманами или кунами. Это название под которым они были известны по византийским источникам западным историкам.По мнению исследовате-льницы половецкого вопроса С.А. Плетневой, в южнорусских степях XI—XII вв. объединение двух близкородственных этносов – кунов-куманов, и половцев складывалось вокруг орд желтых кипчаков.«Куманы занимали земли западнее Днепра, они значительно чаще, чем половцы, сталкивались с Византией и другими западными государствами, и потому в хрониках этих последних фигурировали обычно куманы (вполне возможно, даже и в тех случаях, когда на самом деле они встречались с половцами).Половецкие кочевья располагались восточнее куманских. Их территория очень четко определяется благодаря распространению каменных изваяний, характерных, очевидно, только для шары-кипчаков (половцев)» [9].В XI-XIII веках половцы мусульманами не были, скорее всего, являлись христианами-несторианами. Несторианство же было широко распространено среди кочевников и вплоть до XIII в. имело большое влиянием от Средней Азии до Китая, а также в Иране. Ибн-Баттута (14 в.), в своих записках прямо заявляет, что «все кыпчаки — христиане» (Тизенгаузен В. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды, т. I, с. 279)Интересно, в этом плане, что есть упоминание Тахир ал-Марвази (11-12 вв.) о приходе кунов (половцев) из Китая. «Среди них есть группа племен, которые называются кун, они прибыли из земли Кытай, боясь Кыта-хана. Они были христиане-несториане».Между тем, русские князья, начиная с середины 11-го века вплоть до 13-го века, вступали в браки с половецкими девушками. Первым был отец Владимира Мономаха - Всеволод Первый, женой которого была Анна Половецкая. Также были женаты на половчанках два его сына Мономаха, Юрий Долгорукий и Андрей Добрый. Половецкой красавицей была и мать Александра Невского. В Слове о полку Игореве так прямо и озвучено – «Красны девы половецкие».Тем не менее, противостояние степи и Руси, невзирая на определенное родство не утихало. Половцы раз за разом вступали с русскими князьями в стычки. Но военные действия были, в частности, направлены на захват рабов - выгоднейшей статьи торговли.В начале XII (1111 - 1116 гг.) Владимир Мономах предпринял ряд походов в степь и навел некоторый порядок на Руси, разбив половцев. При этом некоторая часть независимых, или «диких», половцев осталась за Доном. В результате в среде половцев происходит «ордизация» кочевой массы, по типу, видимо, современных наемных армий.Чему способствовал длительный период междоусобицы среди русских князей, начавшейся приблизительно со второй половины XII века,когда половцы стали широко привлека-ться как наемники.«Половцы предпочитали быть военными наемниками русских князей, разорявших в междоусобьях собственные княжества. Это было много выгоднее им, поскольку самое главное для степняков было восстановление пошатнувшейся эконо-мики, а на русских землях они находили скот, пополнявший их стада, рабов для домашних работ и продажи,хлеб и разнообразные предметы ремесленного производ-ства. Беспрепятственный грабеж был чрезвычайно выгоден половцам»(С.А.Плетнева. Половцы.).Видимо, такая политика приносила половцам свои дивиденды – ханы половецкие богатели, а их орды крепли. И это приводило к тому, что половцы стали подрывать торговлю Руси. Так или иначе, подобная "ордизация" степи была вызвана военными потребностями самих русских княжеств, которые видели в половцах дешевый источник военной силы. И всё это приводило к широкому участию половцев в междоусобицах русских князей.так или иначе, видимо, сложившиеся взаимоотношения ордизации степи и стали предтечей того периода в истории Руси, который связан с именем монголы (могулы) и историками определен как период зависимости русских земель.Выходит, пользуется князь услугами военных орд условных "монголов", значит, - платит за услуги дань. Если же отказывается, то – его удел орды и разоряют, как это случалось видимо, с Козельском, или Рязанью.Таким образом, некоторых, пришедших с востока под разными названиями половцев, кипчаков, куманов, кумов потомков скифов, носителей R1a-Z93, позже названных монголами, вполне могли принять за истинных халха-монголов. Хотя монголами они не были. Наиболее доходчиво эту особенность степняков поясняет А. Клёсов:«Доля гаплог-руппы R1a вовсе не должна коррелировать с европеоидностью или монголоидностью. Последнее зависит исключительно от того, европеоидны или монголоидны были матери и бабушки носителей гаплогруппы R1a. Антропология не определяется гаплогруппой и наоборот.Именно потому,например,скифы были как европеоидными,так и монголоид-ными.Поэтому увлечение археологов сбором информации,монголоидными или европе-оидными(или какими другими)являются ископаемые скелетные остатки, в целом не имеет никакого значения, если только их не интересуют расовые признаки матерей и бабушек скелетных остатков»[10].В «Задонщине» читаем:- Вот уже заскри-пели телеги меж Доном и Днепром, идут хинове на Русскую землю <…>- Стреляй князь великий, по всем землям рази, князь великий, со своей храброй дружиной поганого Мамая-хиновина за землю Русскую, за веру христианскую».О половцах можно напомнить, что имя это выводится от русского слова «полова», «половый» (о цвете), то есть соломенный. Стало быть, некое подобие с половцами эти хиновины имели, хотя бы по светлому цвету волос. Но хиновинов в Задонщине всё равно называют погаными татарами:- Посмотрим на земли восточные – удел сына Ноева Сима, от которого пошли хинове – поганые татары, басурманы <…>Возможно, что хинове – это некое общее название для ряда враждебных племен, применимое в том числе и к половцам.Некоторые так и полагают,что здесь на ряд народов распрост-ранилось название одного.Интересную версию происхождения этнонима хиновины предложил К. Пензев [Князья Рос: Арийская кровь]. Так, одна из транскрипций названия династии и государства Цинь (Chin) (221 – 207 до н.э.) в Древнем Китае, – это термин «Хин» (Син, Чин). Но это не китайцы. Он полагает, что под именем «Хин» может подразумеваться и чжурчженьская империя Цзинь (Золотая империя), располагавшаяся в XII—XIII вв. на территории северо-востока современного Китая. Конечно это никакие не татары, но и не китайцы. Собственно китайцы – это хань, и их государством в ту пору была Южная Сун.То есть хинове– это чжурчжени.Почему на это стоит обратить внимание? Потому что, судя по «Слову о полку Игореве», хиновины в Половецкой степи были уже в 1185 году, когда до прихода так называемых «татаро-монголов» оставалось более полувека – 52 года.Подчеркну также, что чжурчжени были представителями белокурой расы. У Л. Гумилева («Русь и великая степь»), и у Якова Бичурина (отца Иакинфа) чжурчжени называются «белокурой расой» в Китае. Стало быть, хинове – это белокурые европеоиды из Южной Сибири и северо-востока Китая.Выше я отмечал, что это динлины были вытеснены из Китая на север, в том числе и в Манчжурию, которая в царские времена принадлежала Российской империи. Так или иначе, именно с ними, видимо, связана белокурая раса Китая, гаплогруппы R1a, носителей которой в провинции Хэнань, на востоке центральной части Китая, и сегодня по подсчетам ДНК-генеалогии более трех миллионов.При этом, гаплотипы R1a Китая пришли не из Индии, а с Русской равнины. Все китайские образцы R1a, для которых были определены субклады, оказались ветви R1a-Z93.Общие предки нескольких недавних ветвей этой гаплогруппы жили 750, 550 и 325 лет назад, как отметил А. Клёсов. Они разошлись уже в Китае от основного субклада гаплогруппы R1a, и дают датировку их общего предка 4600 лет назад.Таким образом, мы можем теперь в определённой степени понимать, какому населению "степи" противостояла Русь как в скифские времена, в «домонгольские», так и в "монгольские". Основную массу завоевателей и пресловутого ига составляли разновременные потомки скифов, а еще ранее ариев, гаплогруппы R1a-Z93, пришедших в центральную Азию с Русской равнины, современные потомки которых и сегодня живут в России (татары, башкиры и пр.)."


Рецензии