Боярыня Морозова
Скор на расправу царский суд.
Боярыню в цепных оковах,
Как татя, по Москве везут.
Принять церковную реформу,
Пускай неискренне, притворно,
Она не смела, не могла
И очень скоро поняла,
Что ради жизни быстротечной
Не стоит душу продавать
И веру предков предавать.
Себя готовя к жизни вечной,
Она намерена страдать
И гибель лютую принять.
Боярыню сковали цепью
И «на позорище» везут.
Трагический ей выпал жребий,
Но зло, что власти ей несут,
Морозову не подавляет.
Она себя оберегает:
Сложив ладонь свою в двуперст,
Рукой выписывает крест,
Который дух ей укрепляет.
И, как невидимым щитом,
Старообрядческим крестом
Себя от мира ограждает.
Реформой запрещённый знак
Пугает многих из зевак.
Дорогу дровням пролагая,
Конвой с секирами идёт.
По-разному воспринимает
Событие честной народ.
Тех, что злорадствуют, бранятся
И над раскольницей глумятся,
Немного. Большинство людей
Сочувствуют невольно ей.
А нищенка ей сострадает,
С колен к ней тянется рукой.
Юродивый же, муж святой,
За Феодосьей повторяет:
Как прежде, исполняя крест,
Сложил привычный всем двуперст.
Картина В.И. Сурикова «Боярыня Морозова»
Свидетельство о публикации №224072100251
Но ведь и само старообрядческое движение раскололось на много частей.
Может, ради единства народа, надо было принять реформу и не ослаблять единство страны? А то ведь то время сродни гражданской войне.
Григорий Рейнгольд 18.11.2024 17:20 Заявить о нарушении
Причины церковного раскола хорошо известны. После падения Византии прошло двести лет. Две ветви православия (греческая и русская) до этого имевшие общий ствол значительно разошлись. И патриарх Никон взялся устранить накопившиеся различия в богослужении, но почему-то решил не вернуться к месту расхождения, а взять за основу современную обрядовую традицию греческого народа, давно потерявшего независимость. Заручившись поддержкой молодого царя, Никон стал проводить реформу жёстко и беспощадно к инакомыслящим. Войну "сродни гражданской" начал именно он. Староверы никого не убивали, а принимали смерть как мученики.
Между прочим, уже в наше время русская православная каноническая церковь признала свои ошибки в методе проведения реформы и примирилась со старообрядцами.
Эта тема мне близка, поскольку мои предки были старообрядцами и платили двойную дань за свои убеждения. Их так и называли - двоедане.
Социалистическая революция 1917 года все перемешала. Мой отец 1935 года рождения стал коммунистом и своих детей не крестил. Уже в сознательном возрасте я сам крестился в православном храме, т.е. по каноническому обряду.
Благодарю Вас за неравнодушный отзыв.
Юрий Глухих 18.11.2024 20:40 Заявить о нарушении