Джон Стейнбек

FB 26 февраля 2022
«Человека понимаешь только тогда, когда чувствуешь его в себе».
Немало ценных мыслей у Стейнбека, автора 28 романов и множества книг, стоящего в одном ряду с Хемингуэем и Фолкнером, но эта одна из объективных.
Сегодня нобелевскому американскому лауреату по литературе Джону Стейнбеку - 120. Дата небывалая, ведь самому Стейнбеку было отмеряно 66. А 100 лет назад молодой парень сторожил рыбоводный завод и писал в стол. Его не печатают. В него верит только мать. Насколько это важно, знает любой литератор, кому не дают покоя не отрефлексированные бури прошлого.
Он бросил Стэнфорд. Лелея мечту стать большим писателем, ездил по стране, наблюдая за людьми, их вещественным миром, бытовыми подробностями и привычками. Чиновником, как отец, быть не хотел.
Спустя тридцать лет, после восьмикратного выдвижения, создателю южноамериканской школы вручили Нобелевскую премию за романы «Гроздья гнева» и «К востоку от Эдема». После 30-х гг. ХХ века книги Стейнбека издавались огромными тиражами. Режиссеры их хватали и снимали фильмы, имевшие оглушительный успех. Почему? Он описывал реальный, действительный, часто биографический опыт, прототипы его литературных и киногероев встречались в мелких городках, армии, на обычных фермах. Они говорили, как живущие рядом с читателем американцы; и те, и другие понимали, насколько значительна человеческая жизнь. Проблемы общие, частные, интимные – с ними люди жили, преодолевая то, на что хватало сил. Избыток жизненных сил расходовался быстро. На фоне рекламных мифов о лучших и сытых временах, которые вот-вот (конечно, знакомо!), единственная жизнь разменивалась на унизительные поиски заработка, умение выскользнуть из-под волны очередного экономического бедствия. Ну не без левацких представлений, в подтексте, конечно, зато какие характеры! Этим Стейнбек взял и издателей, и кинорежиссеров.
Почему я пишу о нем. Потому что явственно ощущается приближение эры документальной прозы. Мы на пороге настоящих (пристрастных) литературных открытий с обнаженными нервами прожитых трех последних десятилетий, яркими типажами и точными деталями неоднократно ломавшейся эпохи.
Остросоциальные портреты американцев, занимающих разные ступени общественной лестницы, мне больше всего нравятся в «Заблудившемся автобусе», по художественному построению близкому притчевой «Чуме» А.Камю. Лишенный прокурорского взгляда, Джон Стейнбек отпускает грехи персонажам, которых знает и любит. Большое сердце и большой талант.
Джон Стейнбек. Из лекции при вручении Нобелевской премии, Стокгольм, 25 октября 1962 г.:
«Предназначение писателя со времён глубокой древности остается неизменным. Его задача - выставлять напоказ недостатки и заблуждения, извлекать на свет темные и опасные помыслы - чтобы можно было их преодолеть. Ещё одна обязанность писателя состоит в том, чтобы выявлять и прославлять неоспоримые достоинства человека - величие духа, стойкость, мужество, способность к состраданию и любви».


Рецензии