К берегам детства, продолжение 2

МИНОМЕТ НА СТОЛЕ

Мы – дети послевоенные, нас не коснулся ужас нашествия, трагического противостояния. Безрадостное время выпало предкам, легло на их плечи.

В Веребках объявились люди Кирпича. Вышли из Берещи. Это был боевой отряд, костяк которого составляли пограничники, оставившие позиции после крушения западных рубежей, отступившие с заставы. Блуждая по лесам, они нашли приют на Системе. Их не выпроводили, а разместили в одной из деревенских изб. Отряд самообороны, созданный в первые дни оккупации, уже сливался с лесным братством, не противостоял «беглым» красноармейцам - «бандитам», как их называли немцы. Авторитет новая власть не снискала. Демонстрационные расстрелы и повешания на площадях отталкивали народ, суровый «орднунг» был похлеще сталинской диктатуры.

Пришельцы откровенно выражали неприязнь к новому порядку и демонстрировали неприкрытую решимость сражаться. У них был миномет, и командир приказал выставить его на стол сельской хаты – словно утверждая: теперь оружие – главный козырь. Неизвестно, о чем велись разговоры с обитателями жилищ, но часть молодежи решила присоединиться к пришельцам. Это были обстрелянные ребята – понюхавшие пороху. Их призвал Сталин, и они участвовали в первых схватках с немцами. Но фронт развалился, и многие попали в плен. А куда девать огромную массу безоружных солдат? Их отпускали, если находились местные корни. А другие бежали, не дожидаясь выкупа. Возвращались на родину и создавали в местах проживания отряды самозащиты. Пока не пришло осознание, что оккупанты выкачивают местные ресурсы, обирают крестьян. А в лесу складывалась по-настоящему народная общность - республика, свободная от фашистского влияния, партизанская. Туда и направили свои стопы веребские парни.

На прощание Кирпич приказал ударить из миномета по Площадке - немецкому гарнизону, что располагался за Плоской горой, в устье Берещицы.

Ударил. Конечно, урона оккупантам он не нанес, но вызвал в их стане переполох. Вскоре в деревню нагрянули каратели. Они не разбирались в мотивах содеянного, их задачей было вселить страх и заставить безукоризненно подчиняться рейху. Долго не церемонились – хаты ушедших с Кирпичом сожгли, а родителей и близких приказали расстрелять. Это еще больше «подлило масла в огонь» - теперь уже вся деревня тайно сочувствовала партизанскому сообществу.

(Продолжение следует).


21.07/24


Рецензии