Вводные слова

Солидный том, автор Лидия Гинзбург. Записные книжки, воспоминания, эссе.

Распахиваю, совершаю открытие.

Вступительная статья Александра Кушнера «Прямой разговор о жизни».

«…о ней и о её вкладе в науку о литературе, об открытии, которое исследовательница сделала ещё в молодые годы. «Это открытие, – пишет А. Чудаков – теория промежуточной литературы. К ней относятся эссе, дневники, записные книжки, мемуары, автобиографии, невыдуманные рассказы и проч. … их собственно эстетическая специфичность до работ Л. Я. не была осознанна вполне».
   Идея промежуточной литературы была сформулирована ею в записных книжках 1927 года…»
   
Промежуточная литература – определение принимаю сразу, давно искал. В промежуточном есть эстетическая специфичность. Очень хорошо. Специфическая промежуточность. Найти своё место…

С местом более или менее понятно, ищу невыдуманные сведения о действующих лицах, Сеть в помощь.

Лидия Яковлевна Гинзбург, родилась 18 марта 1902 года в Одессе, умерла 17 июля 1990 года в Ленинграде. Литературовед, писательница, мемуаристка, доктор филологических наук. Исследователь литературы, но её интересовали люди, а не только процесс творчества.

Да, люди. Присоединяюсь. Процесс творчества – предмет филологов, психиатров и психологов. Мне интересны авторы, их жизнь, характеры и окружение, историческая сцена, подробности, дающие воображению повод представить себе… себя… и в промежуточном состоянии от выдуманного никуда не деться.

С филологами рядом, за рабочим столом, представить себя трудно, глубоко копают, но любопытно, до чего докапываются. Уловить, понять в общих чертах, найти общее, путаясь и фантазируя, получая удовольствие в хорошей компании.

Александр Семёнович Кушнер родился 14 сентября 1936 в Ленинграде. В поэзии следует принципам, заложенным акмеистами и близкими по поэтике авторами: описание предметного мира, быта и одновременно включённость в мировую культуру (цитатность).

Слово греет душу – цитатность. Интерпретирую как позволение заимствовать, извлекая из поля культуры фрагменты, имена, даты, переиначивая в попытке освоить и освоиться.

В поисках подробностей интерпретации промежуточной литературы в записных книжках Л. Я. (Кушнер во вступлении так именует Лидию Яковлевну) отправляюсь в год 1927, листаю.

Замечательно. Пара поэтов прошлого века.

«   Маяковский по целым вечерам твердит строфу Пастернака, которую он назвал гениальной:
   
       В тот день всю тебя, от гребёнок до ног,
       Как трагик в провинции драму Шекспирову,
       Носил я с собою и знал назубок,
       Шатался по городу и репетировал.

    Пастернак пишет так, что прочтёшь и задохнёшься от удивления».
   
Маяковский в указателе имён присутствует 47-ю номерами страниц. Всего в книге 734 страниц текста Л. Я.

Слова, слова, слова – свои и чужие.

«Откуда эта потребность подбирать чужие слова? Свои слова никогда не могут удовлетворить; требования, к ним предъявляемые, равны бесконечности. Чужие слова всегда находка – их берут такими, какие они есть; их все равно нельзя улучшить и переделать. Чужие слова, хотя бы отдаленно и неточно выражающие нашу мысль, действуют, как откровение или как давно искомая и обретенная формула. Отсюда обаяние эпиграфов и цитат».

Запахло одеколоном…

«Тынянов сказал вчера: "Литература живет не общим, а частным – ненужными частностями. Чем заметен Наполеон у Толстого? Тем, что от него пахнет одеколоном"».

Промежуточная литература, трагик в провинции, запахи и мир предметный… пожалуй, надо прочесть что-то у Кушнера; во-первых, завершу этот текст-коллаж; во-вторых –  стихи его мне до сих пор неизвестны, первое, сейчас прочитанное, послужит введением…  вводное…

       Возьмите вводные слова.
       От них кружится голова,
       Они мешают суть сберечь
       И замедляют нашу речь.

       И все ж удобны потому,
       Что выдают легко другим,
       Как мы относимся к тому,
       О чем, смущаясь, говорим.

       Мне скажут: «К счастью…»
       И потом
       Пусть что угодно говорят,
       Я слушаю с открытым ртом
       И радуюсь всему подряд.

       Меня, как всех, не раз, не два
       Спасали вводные слова,
       И чаще прочих среди них
       Слова «во-первых», «во-вторых».

       Они, начав издалека,
       Давали повод не спеша
       Собраться с мыслями, пока
       Не знаю где была душа.

Душа требует собраться с мыслями.


Рецензии
Вот в вашу копилку Кушнера, ловите:

"Человек привыкает
Ко всему, ко всему.
Что ни год получает
По письму, по письму

Это в белом конверте
Ему пишет зима.
Обещанье бессмертья –
Содержанье письма.

Как красив ее почерк! –
Не сказать никому.
Он читает листочек
И не верит ему.

Зимним холодом дышит
У реки, у пруда.
И в ответ ей не пишет
Никогда, никогда.

Ааабэлла   24.07.2024 22:05     Заявить о нарушении
Пишем, пишем в ответ, не одному же Кушнеру...))
Нынешним жарким летом воздушные шары облаков уносят корзины писем, адресованных зимнему холоду.
Холод улыбается на льдинах лёжа, - погрейтесь, ребята; скоро пришлю строки снега на чёрных листах долгих ночей...
Состоим в переписке, пока ещё.

Владимир Каев   25.07.2024 16:59   Заявить о нарушении