От лангобардов до Карла Великого

(Из цикла «Азбука Рима»)
                «Вот идет народ от севера… Держат в руках лук и копьё;
                они жестоки и немилосердны»
                Иеремия 50:41-42)

- Удивительно, какой притягательной силой для переселенцев с холодных берегов Скандинавского полуострова обладала солнечная Италия с прекрасным климатом и обширными плодородными землями, и древняя римская империя, овеянная немеркнущими легендами, - начал свой очередной рассказ Александр Иванович.- От эпопеи про остготов нить истории неминуемо приводит нас к следующей волне завоевателей – к лангобардам.   
     По легенде, когда-то давным-давно, на холодных берегах Скандинавии  жило многочисленное племя лангобардов, или «длиннобородых». Они поклонялись древнегерманским языческим богам  Одину и его мстительной  жене Фрейе.  Воздавая почести   огромному дереву в округе, лангобарды устраивали вокруг него игрища: вешали шкуры диких зверей, и, соревнуясь в меткости, стреляли в них из лука. Но в тот страшный год обитателям полуострова было не до развлечений. Долгая, суровая зима и холодное, дождливое лето завершились страшной бескормицей и неминуемым голодом. Старейшины решили, чтобы прокормить остальных, часть молодых и сильных парней должны оставить родовое гнездо и отправиться на поиски лучшей доли. Не прибегая к насильственному изгнанию, островитяне просто тянули жребий, и по велению слепой судьбы покидали родные места. По преданию, первой в лодку села молодая вдова Гамбара вместе с сыновьями, на одного из которых выпал роковой жребий. Передвигаясь на юг к плодородным и благодатным землям,       лангобарды к концу пятого века переселились на  берега Дуная, в Паннонии, где им пришлось сражаться с местными  древнегерманскими обитателями. Уходя от соперников,  разросшиеся племена лангобардов со временем неминуемо придвинулись к границам римской империи.
        Поначалу  лангобарды не  осмеливались вступать в борьбу с Византией, а  случалось, даже искали у неё защиту от других  варварских племен. Некоторые из лангобардов  становились федератами  римской империи, то есть поступали на военную службу к римлянам и нёсли охрану её границ. За это  они получали пограничные земли для поселения и жалованье. В 552 году  отряд лангобардов даже помогал византийцам разгромить последних остготов в битве при Тагинах. (См. «Век остготских королей»). Однако вскоре подступающие орды аваров вынудили короля лангобардов Альбоина  оставить свои земли в Паннонии.   
- Авары…Название знакомое. Александр Иванович, напомните,  кто они такие?
- Это  кочевой монголоязычный народ, который в эпоху переселения народов в VI веке пришёл в центральную Европу  и создал на правом берегу Дуная  могучий Аварский каганат, просуществовавший до IX века.
    Сознавая слабость Византии после  готских войн, предводитель лангобардов Альбоин  решился  переселить свой народ в Италию.         Весной  568 года туда хлынули полчища  лангобардов «со своими женами, детьми и всем своим имуществом", а также с вместе покорёнными ими племенами соседних народов.  За короткое время лангобарды  практически без сопротивления захватили почти все земли северной и средней Италии, разоренные войной с остготами. Замечу, что поселения,  занятые осевшими в Италии остготами, лангобардам не сопротивлялись.   Неокоренными оставались только  Рим,  Равенна  да некоторые города на побережье Адриатики.
     В соответствии с вековой традицией лангобарды предпочитали жить не в городах, а родовыми общинами под властью герцогов. Первое герцогство на территории Италии король Альбоин основал в городе  Фриули.    Вскоре лангобардам сдалась  Верона, позднее был захвачен Милан. Города, оказывавшие лангобардам сопротивление, подвергались разграблению, в то время как города, признающие власть лангобардов (например,  Тревизо  и  Виченца), остались в неприкосновенности. По сравнению с остготами, которые довольно быстро перенимали римские законы и порядки, завоевание Италии лангобардами оказалось  более  жестоким и опустошительным. В отличие от остготов лангобарды уничтожали административные учреждения  Римской империи,  истребляли знатных римлян и  отбирали их землю, пленных обращали в рабство и продавали в другие страны.
    В 571 году лангобарды основали ещё одно южное герцогство  Беневент, неподалеку от Неаполя. На другой год после трёхлетней осады пала Павия. Несмотря на долгое сопротивление, лангобарды, отступя от своих правил, город не разрушили. Средневековые хронисты усматривали в этом божественный промысел. Со временем Павия  стала столицей лангобардского королевства. Здесь в скором времени был убит    основатель его, первый король Альбоин. В «История лангобардов» средневекового хрониста Павла Диакона говорится, что Альбоин стал жертвой заговора, устроенного  его супругой  Розамундой.  Так она отомстила  Альбоину, который, убив в битве её отца,  принудил Розамунду к браку. А потом сделал из  черепа отца Розамунды кубок, и даже  предлагал ей испить вина из этой  чаши.   
    После  смерти первого короля в  Лангобардском королевстве  установилось междуцарствие, получившее название  «Правление герцогов». Захватив земли Италии, лангобарды поделили их на 36 герцогств. Король сносился с этими, довольно независимыми герцогами через своих  эмиссаров. Надо отметить, что такое разделение лишало королевство единства и силы.  Что и привело к десятилетнему периоду насилия и беспорядков, после чего престол  занял в 584 году  Аутари. Время его правления   прошло в непрерывных войнах с Византией,  повстанцами и франками.
- Уже начинаются вторжения франков?
- К этому времени из мозаики разнородных племен на территории Европы начали складываться два независимых, соседних  этноса, германцы и франки, каждый из которых уже говорил на своём языке.  Чтобы усилить свои позиции, король Аутари  женился на Теоделинде, дочери соседнего баварского герцога. Христианка Теоделинда,  как при муже, так и при сменившем его сыне,  начала ратовать  за  установление мира  между лангобардами  и  Римско-католической  церковью.  Она построила собор Святого Иоанна Крестителя в Монце, где по сию пору хранится  Железная корона лангобардов. По легенде,  лангобардские короли венчались  ею на царство. Но эта история требует отдельного рассказа.
    В 641 году герцог Ротари, женившись на вдове очередного лангобардского короля и, соответственно,  получив королевский титул, захватил  Геную  и остальную часть Византийской Лигурии, а затем вторгся в Равенну и разгромил армию византийского правителя Равенны. Впрочем, более всего Ротари запомнился в исторической памяти своим законодательным  «Эдиктом Ротари». Это был первый правовой кодекс Лангобардского королевства, и хотя он был написан на латыни,  действие его распространялось только на лангобардов, а римляне продолжали жить под нормами римского права.
     Более всего  лангобардское государство в это время ослабляли религиозные распри между сторонниками язычества, арианства и католичества. Сам Ротари был ярым сторонником арианства, а его супруга и сын уже исповедовали ортодоксальное христианство.
- А какая между ними разница?
- Арианство, то есть учение  александрийского пресвитера Ария, отрицает Троицу. Арий почитал Иисуса Христа просто Сыном Божиим. По мысли Ария,  Христос  не Бог, а Божие творение, не единосущное и не подобное Богу.  Но на  Первом Все¬лен¬ском  со¬бо¬ре  в 325 году арианство было осу¬ж¬де¬но как ересь,  и  к началу VII века оно практически исчезло.
    Дальнейшему сплочению и упрочению лангобардского государства способствовал король Лиутпранд, который   дополнил «Эдикт Ротари», добавив к нему более ста пятидесяти законов в двенадцати томах. Причем законы Лиутпранда уже базировались на римском праве. Король Лиутпранд был христианином, и стремился к укреплению христианской церкви. Лиутпранд был первым королём лангобардов, который построил для себя молитвенную часовню. Позднее он воздвиг  в Павии базилику Святого Петра ин Чьел Д’оро, которая из-за обилия золотых мозаик получила название «Святого Петра в золотом небе».  Поскольку в ту пору особым почитанием пользовались христианские святыни,  Лиутпранд  выкупил у сардинских арабов и поместил в храме  главную его реликвию - мощи Святого Августина, одного из самых известных и почитаемых христианских богословов и философов.
   Основной задачей своего правления Лиутпранд  провозгласил «исполнение божественной воли».  Поддерживая права церкви, Лиутпранд, отвоевал у Византии крепость  Сутри  в северной части папской области и  отдал его  папе римскому.
    Одновременно Лиутпранд стремился поддерживать мир с соседними  Баварией  и франками. С 725 года,  когда Карл Мартелл  женился на  родственнице ломбардской королевы, между Лангобардским королевством и Каролингами были установлены тесные связи.   Карл Мартелл даже послал в Павию своего сына Пипина Короткого. Лиутпранд принял Пипина с радостью. Причем, отправляя его обратно к отцу с богатыми дарами, он уговорил юношу побриться в соответствии с римскими обычаями.
- Значит, лангобарды, не оправдывая своего названия, уже не носили длинных бород?
- Лангобарды со временем романизировались. Добавлю, что в  738 году  Карл Мартелл попросил помощи у Лиутпранда  для борьбы с подступавшими с юга арабами. Одержанная лангобардским королём победа над «неверными» принесла Лиутпранду славу  защитника христианства.
      Лиутпранд умер в январе 744 года. Его прах поместили  в построенной им  базилике « Святого Петра в Золотом небе».
   После смерти Лиутпранда и  краткосрочного правления нескольких наместников, королём лангобардов стал  тосканский герцог Дезидерий. Своим избранием он был обязан армии, а также поддержке со стороны папы римского и короля франков Пипина  Короткого. Союз франков и лангобардов упрочился благодаря браку  Карла, сына короля франков, с дочерью Дезидерия.
- Это будущий Карл Великий?
- Да. Но уже через год Карл развёлся с лангобардской принцессой, отправил её к отцу, а сам женился  на другой. Оскорбленный Дезидерий обратился, было, к понтифику, но  вновь избранный папа  Адриан I  с помощью не торопился.  Когда же рассвирепевший Дезидерий вторгся в   Папскую область, понтифик отправил посла к королю франков.   Оценив ситуацию, благоразумный   Карл Великий решил прийти на помощь Святому Престолу.
   Узнав об этом, лангобарды перекрыли все  перевалы. Но Карл по тайным тропам обошел противника и неожиданно ударил с тыла.  В рядах ошеломленных лангобардов началась паника. Сын короля Дезидерия бежал, а сам Дезидерий укрылся в своей столице Павии. Оставив часть войск осаждать Павию, Карл пошел дальше, попутно захватывая встречающиеся города. Весной  774 года Карл подошёл к  Вечному городу, где папа Адриан I подготовил ему торжественную встречу. Приблизившись к собору Святого Петра, Карл спешился и, опустившись на колени, поцеловал ступени храма. После чего подошёл к Адриану и приложился к руке понтифика. На другой день Адриан  присвоил Карлу титул римского патриция и помазал на царство его сыновей.
       Летом  774 года  Дезидерий, не выдержав многомесячной осады, сдал Павию. Так, по прошествии почти двух веков, Королевство лангобардов прекратило своё существование. Последнего короля лангобардов  как пленника отвели Франкское государство и заставили постричься в монахи. Остаток дней Дезидерий вместе с женой и дочерью провели в монастыре, где они и умерли со временем.
     И тут Карл Великий  принимает неожиданное решение. Провозгласив себя королём лангобардов и «римским патрицием», Карл  разослал  своих гонцов по  лангобардским крепостям, призывая их сдаться и  подчиниться его власти.
- А почему такое нестандартное решение?
- Видимо, Карл осознавал, что разделение огромного лангобардского королевства на многочисленные герцогства таит в себе не только слабость, но и силу, которую не удастся одолеть разом.  Ведь принадлежавшие лангобардам земли к югу от Папской области, так никогда и не были покорены ни Карлом Великим, ни Византией. Лангобардские герцоги  ещё долго, вплоть нашествия норманнов в XI веке, продолжали править южными землями Итальянского полуострова и Сицилией, которую в норвежских рунах именовали "землей лангобардов".      Кстати сказать, в северной Италии память о лангобардах сохранилась в  названии  Ломбардии.
   А может статься, что уже тогда Карл  вынашивал планы  создания единого государства под общим знаменем – знаменем христианства. 


Рецензии