Этноним mangut - значение

Википедия

Мангуты (монг. мангуд — букв. «монголы») — монгольский род, участвовавший в походах Чингисхана. Название мангут в источниках встречается в различных формах: мангыт, манкгут, мангхит, мангкит. Возможно, слово «мангут» происходило от древнего звучания слова «монголы».

Как мы видим, реальной этимологии нет, а есть лишь предположение, что это одна из архаичных форм этнонима "monghol" ( в халх. произн. "монгъолъ"). Окончание "-ол" в этнониме "монгъол" имеет параллель в ауарском как показатель род. п., и таких слов. в которых улавливается ауарский род. падеж в монг. лексике  много. Монг. ХОЛБОО "смычка, союз, ассоциация, конфедерация" явно производит впечатление производного от ав. ХЬИБИЛ "ребро" (мнг, ХОЛБИ "наклоняться на бок", ХЭВИЙХ "наклоняться, крениться") дающее в род. п. ХЬОЛБОЛ при ав. ГЬОБОЛ (hobol) "гость, кунак". Сюда же андийское обозначение ауарского народа HALBI, HAYBULE. Внешних параллелей мы не знаем, за исключением народа HALBI в индийском штате Махараштра в центр. Индии с языком маратхи. Носители языка маратхи проживают также в штате Гуджарат, связанного с миграцией племён известных в источниках как Sveta Huna ("белые гунны") и Hala Huna ("красные" или "тёмные гунны"). Гурджары (гургары/горгары?) - являлись одним из племён этого круга. 

Основа meng/mang сохранилась в ауарском диал. и чеченском языках со значением "скамья, трон, стропила" и т.п. изделие деревянной конструкции, служащие для восседания или поднятия над поверхностью земли. В ауарском диал. также отсек закромов. В монг. языках отсутствует.

С помощью подобного импровизированного деревянного помоста и были задушены пленённые русские князья после битвы на Калке в 1223 г.

Концовка "-ут" типичный для мнг. языков показатель мнж. числа.

Считается, что этноним "монгол" закрепил за монгольскими племенами лично Чингисхан. Предпологается, что само слово бытовало в каких-то мнг. языках и диалектах, но до Чингисхана оно не объединяло монголов. Современным монголам значение этнонима "монгол" непонятно.

Существуют также формы "монгор" и "могъул/могъол".

Деревянные скамьи, столы и пр.всё это имелось у монгольской знати. Высота трона/скамьи имела значение при рассаживании собравшихся в юрте (гэр) и строго регулировалось традициями- нельзя было садиться куда попало и каждая деталь рассаживания указывала на статус.

Ав. humer "лицо, лицевая сторона" свидетельствует о том, что представителям ауарского народа было знакомо правильное рассаживание людей в юрте/доме, ср. ойратское Синьцзяна "хоьмоьоьр" - "почётное место для гостя в юрте: красный уголок". 


Рецензии