Новелла об Аннушке

   Жил в одной деревне вдовец. Раньше была у него жена, трое дочерей и двое сыновей. Дочери замуж в другие деревни вышли, сыновья кто куда разъехались, а жена умерла.
   Пока жена жива была дочери внуков присылали родителям, а как мать померла, перестали, да и внуки выросли.
   После смерти жены старик впал в меланхолию и совсем хозяйство забросил: корову и лошадь продал, осталась коза, да десяток кур с петушком. Хорошо, что соседка-вдова приходила: козу доила, кур кормила, огород обхаживала, да старика кормила-обстирывала. За это она часть молока, яиц и плодов с огорода себе брала.
   Вот ранней весной сидел старик у ворот на лавочке и дремал, да вдруг слышит, что его окликают: «Дедушка, это я».
   Открыл дед глаза и увидел свою жену Анну, да не такой, какая она перед смертью была – старой, да беззубой, а молодую, какой она была, когда он первый раз её увидал: глаза как синие звёзды, румянец во все щёки, губы алые, а русая коса – до пояса.
   - Аннушка! Вернулась!
   - Дедуся, узнал меня. А я от матушки убежала, она меня за старого вдового соседа замуж выдать хочет. А ему 60 лет, а мне всего 16, и он уже двух жён уморил.
   Понял старик, что это не его жена, а внучка Аннушка и обрадовался.
   Аннушка сразу порядок в избе навела, всё вымыла, вычистила, огород прополола, козу подоила, кур покормила, деду еду сготовила и накормила.
   А тут матушка её приехала и стала Аннушку домой требовать, мол, пора свадьбу играть.
   А дед и говорит: «Катерина, ты помнишь, что твоя мать сказала, когда нам сосед вдовый за тебя посватался?»
   - А сказала она: «Мы лучше сухую корку грызть станем, дочь старой девой останется, а за тебя старого Катерину не отдадим. Так почему ты свою дочку за старика отдать хочешь? Не отдам я тебе Аннушку, ступай туда, откуда приехала. Коли тебе это старик так дорог, сама за него иди».
   Уехала Катерина несолоно нахлебавши. А Аннушка осталась. Она с чердака прялку и ткацкий станов сняла, кудель по соседям набрала и ниток напряла, а из ниток ткань наткала и рушников наделала и вышила.
   А через год замуж за хорошего парня вышла. У того хоть и «ни кола, ни двора» не было, зато руки золотые, сердце доброе и голова светлая. А это дороже золота-серебра.
   Соседка к старику перешла, молодым свою избу отдала.
   Парень избы подправил, огород вскопал-засеял и стали они жить-поживать: дед веники вязал и корзины плёл, старуха по дому хозяйствовала, Аннушка пряла-ткала-вышивала, да по дому-огороду хлопотала, а Ваня-муж её все остальные дела выполнял и дом берег.
   Хоть и не разбогатели, но хорошо жили-не тужили.


Рецензии