Kishotenketsu - секрет Миядзаки и студии Ghibli
Но для этого, важно понять как Миядзаки конструирует свои сюжеты. Чем его подход отличается от западного, от Голливуда и от Диснея. Что такое “серая мораль”, как она придает глубину истории. Какими качествами должны обладать персонажи, чтобы зритель поверил в их существование.
*** Европейские методы повествовани ***
Трехактная структура.
Трехактная структура повествования является одной из самых распространенных форм в западной литературе и кинематографе. Она состоит из трех основных частей:
1. Введение (Экспозиция): Представление персонажей, установление основного конфликта и контекста.
2. Развитие (Конфликт): Усиление конфликта, его эскалация, развитие сюжета и напряжения.
3. Заключение (Разрешение): Кульминация конфликта и его разрешение, завершение истории.
Путь героя.
"Путь героя" Джозефа Кэмпбелла, также известный как мономиф, включает в себя 17 этапов, которые можно сгруппировать в три основные фазы:
1. Вызов к приключению: Герой получает призыв к действию, часто покидает привычный мир.
2. Инициация: Герой сталкивается с испытаниями, получает поддержку, встречает наставника, проходит через основные кризисы и преображение.
3. Возвращение: Герой возвращается в обычный мир, но уже изменившийся и с новыми знаниями или силами.
*** Kishotenketsu: Азиатский подход к повествованию ***
Kishotenketsu — это традиционная японская методика построения историй, впервые она появилась в Китае, примерно 1200-1300 года н.э. От туда она проникла в Корею, а затем в Японию. Kishotenketsu включает в себя четыре основные части:
1. KI (Введение): Представление персонажей и ситуации, установление контекста без значительного развития сюжета.
2. SHO (Развитие): Углубление в детали и расширение контекста, но без значительных конфликтов или поворотов.
3. TEN (Перелом): Неожиданный поворот, твист который радикально изменяет направление истории, но не обязательно предполагает конфликт.
4. KETSU (Заключение): Завершение истории, связывание всех элементов и предоставление завершенного и гармоничного финала.
Далее мы рассмотрим, как эти элементы реализуются в аниме "Унесенные призраками" Хаяо Миядзаки, чтобы лучше увидеть, как Kishotenketsu работает на реальной истории.
KI (Введение)
На первом этапе KI, мы знакомимся с главной героиней и её жизненной ситуацией. В "Унесенных призраками" это происходит в начале фильма, когда Тихиро вместе с родителями едет в новый дом. Мы видим, как они случайно оказываются в загадочном городе, который кажется странным и заброшенным. KI устанавливает контекст и подготавливает зрителя к тому, что произойдет дальше, не давая намека на дальнейшие события.
SHO (Развитие)
Второй этап SHO, продолжает развивать представленные элементы. В "Унесенных призраками" это момент, когда Тихиро вступает в волшебный мир духов, а её родители совершают фатальную ошибку и превращаются в свиней. Это развитие ситуации, где героиня сталкивается с новыми, непонятными для нее правилами и опасностями. SHO углубляет представление о мире и персонажах, расширяя пространство для дальнейшего развития сюжета.
TEN (Перелом)
Третий этап TEN, представляет собой неожиданный поворот, сюжетный твист. В "Унесенных призраками" этот момент наступает, когда Тихиро решает остаться в волшебном мире и работать в бане для духов, чтобы спасти своих родителей. Она направляется к Юбабе и просит дать ей работу. Этот шаг кардинально меняет её положение и ставит перед ней новые задачи и вызовы. Поворот внезапно открывает перед Тихиро другие возможности и глубже раскрывает ее характер и силу воли.
KETSU (Заключение)
На последнем этапе KETSU, все элементы соединяются и приводят к завершению истории. В "Унесенных призраками" KETSU наступает, когда Тихиро, пройдя через множество испытаний и трудностей, спасает своих родителей и находит путь домой. В этом заключительном этапе все сюжетные линии и персонажи приходят к своему логическому завершению, подчеркивая изменения, произошедшие с героиней и её развитие.
*** Различия Kishotenketsu и европейского метода сторителлинга ***
1. Фокус на конфликте: Европейские методы, особенно трехактная структура и путь героя, часто основываются на конфликте как основном двигателе сюжета. Kishotenketsu, напротив, не требует конфликта для развития истории, а основывается на неожиданном сюжетном повороте.
2. Культурные ценности: Европейские структуры повествования часто подчеркивают индивидуализм и личные достижения, в то время как Kishotenketsu больше акцентирует внимание на гармонии, внезапности и коллективных переживаниях.
3. Структурные элементы: Трехактная структура и путь героя делят историю на три основные части, в то время как Kishotenketsu использует четыре элемента, что придает повествованию другую динамику и ритм.
*** Комбинируйте оба подхода для создания великих историй ***
Хотя европейские и азиатские подходы к повествованию могут показаться конфликтующими из-за своих различий, они скорее близки, чем противоположны. Они предлагают различные инструменты и перспективы для создания историй, которые могут быть использованы в зависимости от целей автора и культурного контекста.
Например, вы может комбинировать элементы из обоих подходов, чтобы создать уникальное и многослойное повествование, которое сочетает западные элементы конфликта и кульминации с японским акцентом на гармонию и неожиданность.
Вместо того чтобы выбирать между двумя методиками, лучше осознайте их разнообразие и богатство. Используйте оба подхода, для создания глубоких, увлекательных миров. Именно так работает студия Гибли.
*** Сложные и многогранные персонажи. Ломайте стереотипы ***
1.Сильный характер.
Миядзаки известен сильными женскими персонажами. Героини его фильмов, это не типичные для Диснея “принцессы в беде”. Миядзаки создает образы героинь которые отличаются храбростью, решимостью, которые не зависят от мужчин. Но в то же время сочетают в себе человечность и эмоциональность. Сочетание “сильных” и “слабых” черт в характере придает персонажу многослойность и глубину. Такие герои близки и понятны зрителю.
2.Моральная неоднозначность.
Персонажи Миядзаки не делятся на "добрых" и "злых". Ведь в реальных жизни тоже не бывает абсолютных святых и подонков. Любой человек это совокупность плохих и хороших качеств, у каждого свои мотивы и своя правда. Если персонаж будет сочетать в себе обе стороны медали, он станет реалистичным и зритель поверит в его существование. Избегайте “картонных злодеев”
3.Человечность и уязвимость
Женские персонажи Гибли не супергерои, они обладают своими слабостями и страхами, что делает их реальными и близкими зрителям. Например, Сан из "Принцесса Мононоке" — сильная воительница, но внутренняя борьба и поиски своего места в мире делают её образ сложным и глубоким.
4.Эмоциональное развитие
Героини Миядзаки проходят эмоциональное развитие на протяжении всей истории. Тихиро в "Унесенных призраками" начинает как испуганная девочка, но постепенно превращается в уверенную и смелую личность. Это развитие персонажей показывает их способность к изменениям и росту, что вдохновляет зрителей.
5.Влияние на окружающих
Персонажи часто оказывают положительное влияние на окружающих. Наусика своим примером вдохновляет людей и меняет их взгляды на мир. Тихиро, несмотря на свои страхи, показывает другим персонажам, что даже в самых трудных ситуациях можно найти выход, если проявить смелость и решимость.
*** Вывод ***
Хаяо Миядзаки совмещает методику Kishotenketsu с необычными характерами своих персонажей, что позволяет создавать прекрасные фильмы, оставляющие глубокий след в душе зрителей. Kishotenketsu, с его акцентом на гармонию и неожиданные повороты, предоставляет структуру которая дает истории развиваться без жесткой привязки к конфликту. Это создает пространство для глубокой эмоциональной и философской интерпретации, что усиливает воздействие на зрителей.
Нетрадиционные характеры персонажей, особенно сильные и глубокие женские героини, придают фильмам Миядзаки особую уникальность. Они отличаются независимостью, эмоциональной глубиной и способностью к росту, что делает их близкими и понятными зрителям. Эти героини тянут сюжет вперед, оказывают положительное влияние на окружающих и противостоят привычным стереотипам, что придает фильмам Миядзаки невероятную популярность.
Сочетание Kishotenketsu с великолепными персонажами позволяет Миядзаки создавать истории, которые не только визуально и эмоционально впечатляют, но и вызывают глубокие чувства. Это синергия структурного мастерства и богатого характера персонажей делает его фильмы незабываемыми шедеврами, которые продолжают восхищать зрителей всего мира.
Свидетельство о публикации №224072200040