Воспоминание о службе в армейке. Глава. 48 Мемуары
Глава. 48 Жуткие откровения старшего брата Юрия о службе на БАМе.
Исполняй свой долг, а остальное предоставь небесам.
Пьер Корнель (06.06.1606, Руан — 01.10.1684, Париж) — французский поэт и драматург. Один из создателей европейской трагедии Нового времени, «отец» французского классицистического театра.
Нравы среди по - настоящему озверевших от такой жизни БАМовских солдат и офицеров тоже были дикими. «Нас привезли в батальон из Тынды уже за полночь - рассказывает брат Юра, - но местные «деды» нас встретили как положено: усердно избивали до 06 часов утра, то есть до подъёма.
Ни один офицер ночью так и не появился. Жуткая дедовщина сочеталась с землячеством и межнациональной ненавистью. При этом в нашем мехбате находились ребята практически со всего Советского Союза: казахи, киргизы, литовцы, молдаване, украинцы, армяне, грузины, азербайджанцы, чеченцы, а также ингуши и русские.
Инцидент с нашим жестоким избиением сразу же замяли работники военной прокуратуры, которая и создана, видимо, для того, чтобы «не выносить сор из избы». Кстати, солдатам вилки в столовой не давали, опасаясь массовости подобных происшествий. Их могли использовать в массовых драках в качестве холодного оружия – два удара восемь дырок !
Огнестрельное оружие в железнодорожных частях на трассе отсутствовало. Владеть оружием в таких условиях являлось опасным: народ мог просто друг друга перестрелять». Вот такой скорбный рассказ мне поведал брат Юрий.
Проезжая на мощных грузовых машинах марки ЗИЛ-131 и Урал по грунтовой весенней дороге и открытому для движения участку БАМа от Ургала до станции Сулук у нас с ребятами, невольно возникало ощущение недавно прошедших здесь нешуточных боевых действий.
Везде вдоль дороги в кюветах валялись различные искорёженные и полуразобранные трактора, самосвалы, экскаваторы, грузовики, а также железнодорожные платформы и даже поезда. Создавалось невольное впечатление, что здесь совсем недавно повторилось «Курское побоище» или танковое сражение под Прохоровкой.
Разница состояла лишь во временном интервале. Так сказать постскриптум, а вместо танков и другой боевой техники здесь ржавели под открытым суровым небом останки и остовы гражданского имущества и техники.
Послевоенное ощущение усилилось, когда на одной из сопок мы вдали от трассы увидели смог и густой дым от горевших осушенных ранее торфяников. Огонь и дым растягивался на сотни километров, так как их никто не тушил.
Гасить торфяники бесполезно. Как ни странно, но в те социалистические времена на БАМе присутствовало много строительной техники из капиталистических стран. Японские краны - Като и экскаваторы - KOMATSU (Комацу - прим. от авт.), а также американские бульдозеры - Катерпиллеры и самосвалы Магирус из ФРГ. Caterpillar D 9 - тяжёлый трактор на гусеничном ходу, разработанный и производимый компанией Caterpiller Inc.
Первые их модели представили в 1954 году. Этот бульдозер сразу завоевал симпатии многих строительных фирм со всего мира - он являлся мощным, а также надёжным и работоспособным. Впрочем, имелись и классные самосвалы марки Татра из социалистической Чехословакии.
Настоящих комсомольцев, которых «в дорогу позвал комсомольский билет», а также романтиков, поехавших «за туманом и за запахом тайги», мне не довелось видеть. Большинство строителей БАМа в 1980-е годы всё-таки просто хотели заработать, так как платили здесь поначалу очень хорошо.
Поэтому песню «про туман» местные работяги переделали так: «А я еду, а я еду за деньгами, за туманом едут только дураки !». В среднем простой работяга получал на руки от 500 до 600 рублей, без учёта мотивации и различных премий за выполнение и перевыполнение планов.
В среднем зарплата по стране в это время составляла всего лишь 120 – 150 рублей. То есть БАМовцы получали как минимум в четыре раза больше чем рабочие в других регионах необъятной страны под названием СССР.
Но у строителей присутствовал один маленький, но жирный и существенный нюанс – на БАМе, заработанные потом и кровью большие деньги негде было тратить, так как в большинстве своём различные бригады находились на лоне дикой тайги.
Труженики заработанные деньги пачками складывали прямо на подоконниках своих каморок и жилищ, а также под матрац или кровать и никому в голову не приходило их воровать. Деньги как товар здесь просто не имели цену. Это лишь разрисованные лоскутки специальной бумаги.
Многие приехавшие рассчитывали накопить приличную сумму, чтобы потом уехать и купить «на материке» жилье или машину. То есть работу на БАМе люди воспринимали как временную, чтобы подзаработать и уехать домой. Но так получалось не у всех и не всегда.
Быт засасывал крепко и надёжно. К тому же в 80-е годы платить стали меньше и откладывать необходимые суммы стало уже труднее. Ехать, как правило, стало уже не на что и некуда.
Продолжение следует …
Свидетельство о публикации №224072200622
С уважением
Владимир Радимиров 14.12.2024 06:39 Заявить о нарушении
Вы правы, эта грандиозная стройка века была в те советские времена уникальным островком благополучия, в плане великолепного материального и финансового снабжения как местных сельпо так и самих участников стройки.
Я помню на свой день рождения 15 июня 1982 года сходил в местный магазин и на свой честно заработанный червонец накупил столько продуктов, что хватило почти на всё наше отделение бойцов.
Причём в магазине за бесценок продавали такие товары и продукты питания, которые на большой земле были в дефиците, либо вовсе отсутствовали.
Спасибо за прочтение.
С теплом ...
Сергей Никитин7 16.12.2024 20:40 Заявить о нарушении