Андрей Андреевич Сигсон
Молодой Сигсон поступил на службу к фотографу Сергею Зимулину, занимавшемуся также преподаванием рисования, черчения и чмстописания в уездном училище. Фотография его помещалась напротив городского бульвара в доме Батырева. Сигсон зарекомендовал себя как способный и самобытный мастер. Зимулин, человек уже пожилой, предложил ему стать своим компаньоном. Уже после смерти хозяина Сигсон выкупил у вдовы фотографию и она перешла в полную его собственность. Фотография Сигсона дважды меняла прописку, пока в 1876 году не остановилась в доме Переславцева напротив собора.
Андрей Андреевич занимался не только привычной съёмкой портретов в павильоне, но использовал и разного рода заказы. Он фотографировал всю постройку Рыбинско-Бологовской железной дороги: пути, станции, мастерские, перевозы, мосты. По заказу Министерства путей сообщений им было сделано около сорока снимков волжских судов. Получал он заказы и от пароходного общества «Самолёт», и от канатной фабрики Журавлёва, которая считалась образцовой. Кстати, последние снимки канатной фабрики были отправлены за границу и послужили примером при строительстве некоторых аналогичных германских фабрик. Сигсон также занимался и съёмкой видов Рыбинска и его окрестностей.
В области портретной фотографии Андрей Андреевич славился у заказчиков как специалист по увеличению изображения даже с самых старых пожелтевших карточек. Способ этот был разработан Сигсоном и заключался в соединении нескольких мехов от фотокамер для изготовления увеличенного негатива. Экспозиция длилась от сорока минут до часа и дольше.
Но особенно ценной и замечательной работой А. А. Сигсона является фотографирование снежинок, принёсшее ему после Парижской выставки 1900 года мировую известность. В 1900 году А.А. Сигсон по приглашению профессора Броунова представляет свои фотографии на Парижскую всемирную выставку, где его снимки оказались лучшими в этом виде работ. За свои работы он был награжден золотой медалью, обойдя профессора Берлинского университета Гельмана (de Gustav Hellmann ).
История их создания такова: в начале 1870 годов Сигсон, постоянно следивший за успехами фотографии и нередко проверявший на опыте вычитанные в специальных журналах способы и приёмы, занялся микроскопическим фотографированием. Опыты оказались настолько удачными, что он решает представить свою работу на Политехнической выставке 1872 года в Москве. За первые свои результаты в области микрофотографии Сигсон получил Большую серебряную медаль.
Первый успех дал повод заняться работой более тщательно. Он обратил внимание на снежинки, фотографий которых видеть ему не приходилось. А рисованные изображения не давали полного представления об их строении. Фотографирование снежинок оказалось делом далеко не простым. Основным препятствием стало то, что при соприкосновением со стеклом, на которое обычно помещают мелкие предметы для рассматривания через микроскоп, снежинки быстро начинали терять резкость и отчетливость очертаний. Пытаясь устранить это препятствие, Андрей Андреевич решает заменить предметное стекло редкой сеткой из шелковинок, на которую и улавливались снежинки. Сетка эта, напоминавшая паутинку, помещалась в вырезе кусочка картона, величиной подходящего для микроскопического стекла. Чтобы тепло рук и дыхания не ускоряли таяние снежинок, приходилось охлаждать руки и дышать через респиратор в виде согнутой трубки, отводившей выдыхаемый воздух в сторону. Уловленная на сетку снежинка помещалась под микроскоп и фотографировалась при слабом, от 15 до 24 раз, увеличении. изображение нитей сетки ретушировалось. Для рельефного изображения снежинок Сигсон применял сильное боковое освещение. А из-за несовпадения при слабом увеличении оптического фокуса микроскопа с химическим, свет приходилось пропускать через синее стекло.
Оба сына Андрея Андреевича Сигсона также были фотографами. Евгений стал директором отдела фотографии Рыбинского научного общества, носившего имя А. А. Сигсона. Второй, Георгий ( 1883–1937), стал кадровым офицером. Он, работая после 1917 года механиком в Рыбинском порту, снимал сцены из военной жизни, виды рек Волги, Шексны, Черёмухи, городов Рыбинска, Пошехонья, Сергиева Посада, Углича.
За все годы работы Сигсон сфотографировал около двухсот форм снежинок, причем он отметил зависимость формы снежинок от погоды. Зависимость эта была установлена метеорологами значительно раньше, но фотограф заметил, что когда длительное время стоит ровная погода, снежинки падают одинаковой формы. При частых и резких переменах погоды наблюдается необыкновенное разнообразие форм снежинок. В течении двенадцати лет работы только одну зиму он наблюдал исключительно редкую двенадцатилучевую форму снежинки.
Хороших результатов Сигсону удалось достигнуть после нескольких лет работы. Эти результаты он опубликовал в 29 номере «Журнала Русского физико-химического общества при С-Петербургском университете» за 1892 год. После представления в 1892 году части снимков в физическое отделение Русского физико-химического общества уже упомянутой публикации, а также после Московской географической выставки того же года, работой Андрея Андреевича Сигсона, явившейся открытием в области микрофотографии, заинтересовались не только в России, но и за рубежом. Ещё более широкий интерес к его работе пробудился после четвёртой фотографической выставки в Санкт-Петербурге в 1894 году. В нескольких русских газетах были помещены восторженные отзывы. Известные метеорологи Лачинов и Воейков обратились с просьбой выслать им фотографии. По предложению профессора Броунова зимой 1895-1896 годов Сигсон занялся фотографированием инея, изморози и снежной крупы. Свыше восьмидесяти этих снимков появились впервые на всероссийской выставке в Нижнем Новгороде в 1896 г. Сигсон получал заказы из университетов Германии, Франции, Англии, Италии и Испании. Его фотографии снежинок имели Киевский, Санкт-Петербургский и Московский университеты, Главная геофизическая обсерватория. Его работы попали в «Энциклопедический словарь» Брокгауза и Эфрона. Различные научные сочинения и учебные руководства.
В 1900 году А. А. Сигсон по приглашению профессора Броунова представляет свои фотографии на Парижскую всемирную выставку, где его снимки оказались лучшими в этом роде работ. Конкурентом Сигсона явился профессор Берлинского университета Гельман, но его снимки отличались некоторой расплывчатостью и изображения не выделялись с такой рельефностью, как на фотографиях А. А. Сигсона. После триумфа на Парижской выставке Сигсон получил ряд заказов от университетов Германии, Франции, Англии, Италии и Испании. Что касается заявок от России, то он начал их получать с того времени, как впервые опубликовал свои работы.
Кроме широкой известности и почётных наград работа принесла Сигсону ревматизм пальцев рук. Материально мастер даже проиграл, не успевая выполнять работы в своей фотографии по заказам клиентов. Да и земляки, как это бывает часто, не придавали серьёзного значения работе мастера. Он приобрёл в городе репутацию оригинала и чудака, склонного заниматься пустяками в ущерб своему выгодному делу – портретной фотографии. Это впечатление усугубляла и его внешность: характерное лицо с редкой растительностью; лёгкая чёрная шапочка на голове вроде тех, которые носят немецкие профессора; добродушно-суровая манера в обращении надолго
оставалась в памяти. Люди, близко знавшие Андрея Андреевича, не могли не испытывать к нему симпатию и уважение. Тем более, что обладал он живым умом, наблюдательностью и добротой. Со многими рыбинскими фотографами- любителями он делился не только советом, но и фотоматериалами, которые ему приходилось выписывать из столицы. Возникшее в начале 1900-х годов Рыбинское фотографическое общество избрало А. А. Сигсона своим почётным членом. Андрей Андреевич умер от порока сердца 1 июня 1907 года в Рыбинске, и похоронен на Новогеоргиевском (Всехсвятском) кладбище. Его захоронение сохранилось. К сожалению, фотографий, на которых изображен Андрей Сигсон не найдено.
Какая же судьба архива А. А. Сигсона? Негативы и работы его хранились у сына Евгения Андреевича. После смерти отца Евгению делались предложения некоторыми иностранными предпринимателями продать негативы снимков снежинок, инея и др. Но условия ставились неприемлемые. Один издатель, например, предлагал продать ему отдельные снимки из коллекции по его выбору. Другой ставил непременным условие издание снимков без указания имени автора. Таким образом фотографии гидрометеоров, как называются все формы воды в твёрдом состоянии в воздухе, до сих пор не воспроизведены, не считая нескольких снимков в периодических изданиях, в энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона, в некоторых научных сочинениях и учебных руководствах. Рыбинское научное общество мечтало издать всю коллекцию работ А. А. Сигсона. Было получено согласие сына Сигсона, Евгения. Но из-за отсутствия в то время хорошей фотобумаги работа была отложена, и фотографии так и не были опубликованы полностью.
Статья написана по материалам Википедии и архивов Рыбинского научного общества под председательством А. А. Золотарёва.
Свидетельство о публикации №224072200787