29. Читаем вместе творения Св. Иоанна Златоуста
Тогда Он, войдя в лодку, переправил обратно и прибыл в Свой город. И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному, положенного на постели. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: "Дерзай, чадо! Прощаются тебе грехи твои" (Мф. 9:1 -2).
Святитель Иоанн Златоуст объясняет нам: "Собственным городом Иисуса евангелист называет здесь Капернаум...
Итак, поскольку и расслабленный, и принесшие его показали великую веру, то и Господь явил Свою силу, отпустил грехи больному, как имеющий на то полную власть. Он во всем показывал Свое одинаковое достоинство с Богом Отцом."
Он показывал его в исцелении прокаженного, слуги сотника, гадаринских бесноватых.
" А теперь , - обьясняет Святитель, - опять иным, высшим образом принуждает врагов Своих признать Свое равночестие с Богом Отцом и возвещает это их устами... Он не тотчас приступает к исцелению тела явившегося перед Ним больного, но от самих врагов ожидает к тому повода, и сперва врачует невидимое, т.е. душу, отпустив грехи, что само доставило расслабленному исцеление...
Книжники, снедаемые злобой и думая обвинить Его в богохульстве, против своей воли способствовали, однако, прославлению совершившегося чуда... Они возмущались и говорили: Он богохульствует. Кто может прощать грехи, кроме одного Бога? (Мф. 9:3, Мк. 2:7).
... Спаситель, желая показать им, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, тогда говорит расслабленному: Встань, возьми постель твою и иди в дом твой" (Мф. 9:6).
2. Святитель Иоанн Златоуст обращает наше внимание на ещё одно доказательство равночестия Иисуса Христа с Богом Отцом. "Книжники говорили, что власть отпускать грехи принадлежит Одному Богу, а Он не только отпускает грехи, но ещё прежде обнаруживает в Себе другое свойство, приличное Единому Богу, а именно - открывает тайны сердечные. Книжники не обнаружили перед всеми своих мыслей. При сём, - говорит евангелист, - некоторые из книжников сказали сами в себе: "Он богохульствует". Иисус же, видя помышления их, сказал: "Для чего вы мыслите худое в сердцах ваших?"(Мф. 9: 3-4).
А что ведение тайн сердечных принадлежит единому Богу, об этом, послушай, что говорит Соломон: Ты один знаешь сердце (2 Пар, 6:30), равно как Давид: Испытуешь сердца и утробы (Пс.7:10), и Иеремия: Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто знает его (Иер. 17:9). И сам Бог говорит: Человек смотрит на лицо, а Господь смотрит на сердце
(I Цар.16:7)...
Поэтому Спаситель обличает книжников, впрочем, с кротостью.
И в ответ на их мысли говорит расслабленному: Прощаются тебе грехи твои; а когда нужно было в этом уверить врагов, яснее показывает власть Свою, говоря книжникам и окружающим: Но чтобы Вы знали, что сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, и затем после невидимого очищения души от грехов, укрепляет тело расслабленного.
и и тела, - продолжает Святитель Иоанн Златоуст. - Он исцеляет больного от расслабления духовного, и телесного, и невидимое открывает посредством видимого. И, однако, свидетели все ещё пресмыкаются долу. Народ же, видев это, - говорит евангелист, - удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам. ( Мф. 9:8).
Плоть препятствовала им вознестись горе.( к горнему)... И то уже немаловажно было, что они поставляли Его выше всех людей и почитали пришедшим от Бога. Если бы эта мысль как следует утвердилась в их уме, то мало-помалу наконец они и узнали бы и то, что Христос есть Сын Божий. Но они не познали этого ясно, почему не могли и придти к Нему. Впоследствии они опять говорили: Не от Бога этот человек.( Ин.9: 16) и часто обращались к этой мысли, чтобы найти защиту от своих страстей. Так многие поступают и ныне."
Святитель обращает наше внимание, с какой кротостью поступает Господь с хулящими Его.
"Подражая Ему, - обьясняет Святитель, - и мы должны просить, увещевать и внушать с кротостью, без гнева и ярости. Богохульство не унижает величия Божия и потому не должно побуждать тебя к ярости. Кто богохульствует, тот наносит раны самому себе".
3. "Итак, тебе должно воздыхать и плакать, - продолжает Святитель Иоанн Златоуст, - потому что эта болезнь (богохульство) достойна слез, и человека, зараженного ею, не иначе можно исцелить, как кротостью. Кротость сильнее всякого насилия...
Кто из страха человеческого сделался лучшим, тот вскоре опять возвратится к прежнему несчастью. Поэтому Господь не велел исторгать и плевел (сорняков), чтобы дать время для покаяния. Многие таким образом покаялись к добру, тогда как прежде были нечестивы, как- то: Павел, мытарь и разбойник...
Итак, когда ты увидишь врага истины, исцели его, позаботься о нем, возврати к добродетели, подавай наилучший пример своею жизнью, наставляй неукоризненным словом, покровительствуй и имей попечение и употребляй все средства к исправлению, подражая наилучшим врачам...
Сделавшись врачом души, пользуйся всяким словом для врачевания по заповедям Христовым, чтобы получить тебе награду и за свое спасение, и за то, что доставлял пользу другим. Всё делай во славу Божию, таким образом и сам прославишься. Прославляющих Меня,- говорит Господь,- прославлю и уничижающие меня уничижены будут ( 1 Цар. 2:30).
Итак, будем все делать во славу Божию, чтобы сделаться наследниками той блаженной участи, которой да сподобимся все мы благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь.
Свидетельство о публикации №224072301047