30. Читаем вместе творения Св. Иоанна Златоуста
Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: Следуй за Мной (Мф. 9:9).
После чуда с расслабленным Христос удаляется из Капернаума.
"Так и нам не надо, - советует Святитель Иоанн Златоуст, - раздражать врагов своих пребыванием с ними, но чтобы смягчить гнев их, надо уступать и удаляться от них."
Также Святитель отмечает: "Достойно удивления и любомудрие евангелиста Матфея.
Он не только не скрывает своей прежней жизни, но и называет себя по имени, тогда как другие скрывали свое имя под другим наименованием. Для чего же евангелист сказал: сидящего у сбора пошлин? Для того, чтобы показать могущество Христа, Который призвал его не после того, как он оставил свой бесчестный торг и перестал заниматься им, но исхитил его из среды зол, так же как и блаженного Павла, когда он неистовствовал, дышал яростью и злобой на Церковь...
Ремесло мытарей было позорно и бесстыдно.
Это - корысть, ничем неизвиняемая, бесчестная нажива, хищение под видом закона.
И однако, ничего этого Призвавший не устыдился..."
2."Призвав Матфея, Христос удостоил его великой чести, тогда же приобщившись его трапезы. - продолжает Святитель Иоанн Златоуст. - Через это Он подал ему благую надежду на будущее время и породил в нем большое упование."
Матфей пригласил на трапезу многих своих сотоварищей.
"И хотя все, что предлагалось на этой трапезе, было собрано неправдою и хищением, тем не менее Христос не отрёкся быть её участником; так как Его присутствие могло принести великую пользу, то Он согласился быть в одном доме и за одним столом с великими грешниками, хотя и навлек на Себя худую славу за то, что ел вместе с мытарем в доме мытаря и со многими мытарями. Такова ведь участь врача: если он не захочет переносить гнилого запаха от больных, то не может исцелить их болезни.
Смотри, как иудеи поносят Его за это: Вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам (Мф. 11:19).
Да услышат это все, кто постом старается приобрести великую славу..".
Господь все поношения оставлял без внимания, "чтобы исполнить Свое намерение, которое и совершил: мытарь переменился и таким образом сделался лучшим".
3. Святитель Иоанн Златоуст обращает наше внимание, что Христос ... "показывает фарисеям, что они сами немощны, потому что не знают Писания, и пренебрегая прочими добродетелями, все свое служение Богу ограничивают одними жертвами.
На это преимущественно указывая, Спаситель в кратких словах заключает то, что говорили все пророки. Научитесь, - говорит Он, - что значит: милости хочу, а не жертвы...
Он не сказал: милости хочу и жертвы, но - милости хочу, а не жертвы, - одно одобрил, а другое отверг и тем показал, что обращение к грешникам, за которое его обвиняли, не только не воспрещено, но ещё предписано законом и даже предпочитается жертвам...
Итак, опровергнув фарисеев и общими доказательствами и свидетельством Писания, Он присовокупляет далее:
Я пришёл призвать не праведников, но грешников к покаянию.. т.е Я пришёл не для того, чтобы грешники остались грешниками, но чтобы они переменились и стали лучшими".
3. Святитель рассказывает нам, что ученики Иоанновы тоже завидовали ученикам Христа и вместе с фарисеями попрекали их: Почто мы и фарисеи постимся много, ученики же твои не постятся (Мф IX, 14).
" Однако, Он не укоряет учеников Иоанна, и не называет их тщеславными и кичливыми, отмечает Святитель, - но со всею кротостью отвечает им, говоря: Не могут сынове брачнии поститися, елико время с ними есть жених ( Мф. IX, 15). Когда Христос защищал других, именно мытарей, то для утешения сокрушенного духа их сильно обличал поносителей; а когда укоряли Его и учеников Его, Он отвечал со всею кротостью...
Прежде Он наименовал себя врачом, а теперь называет себя женихом, открывая этими наименованиями неизреченные тайны...
Смысл же слов Христовых следующий: настоящее время есть время радости и веселия; итак, не делай его временем печали. А пост действительно имеет в себе нечто печальное, не по своему свойству, но потому, что ученики Его слабы, хотя, напротив, для желающих любомудрствовать, он составляет приятное и вожделенное занятие. Как здравие тела доставляет великую радость, так и благосостояние души приносит ещё большее удовольствие. Таким образом Спаситель приспособил свой ответ к их мыслям. Исайя, говоря о посте, называет его смирением души (Ис. LVIII, 3), равно как и Моисей (Числ.XXX, 14)."
4. "Впрочем, не этим только Спаситель заграждает уста учеников Иоанновых, - продолжает Святитель Иоанн Златоуст, - но и другим способом, когда говорит: приидут же дние, егда отнимется от них жених, и тогда постятся.
Этими словами Господь показывает, что это (трапеза с мытарями) было не ради угощения чрева, но некоторого дивного смотрения; отвечая на слова противников, Он вместе с тем начинает предсказывать и о своём страдании, заранее приучая учеников Своих помышлять о происшествиях, по-видимому скорбных..."
Свои противникам Он говорит:
И никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани, ибо вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже.(ст 16)..
"Смысл слов Его таков, - поясняет Святитель, - ученики ещё не утвердились, и требуют большего снисхождения; они ещё не обновились духом; а при таком состоянии не должно налагать на них тяжких заповедей... Не вливают вина молодого в мехи ветхие( ст. 17).
Поэтому и мы в самом начале не должны от всех требовать всего; но
только того. что возможно, и тогда скорее достигнем и остального...
Кто прежде надлежащего времени предлагает людям высокое учение, тот и в свое время уже не найдет их способными следовать ему, навсегда сделав их бесполезными. Это не зависит не от вина и не от мехов, в которое оно вливается, но от неблаговременной поспешности вливающих".
5. Святитель дает нам наставления о постепенном исправлении ближних, приводя пример исправления жены, "любящей украшать и намащать себя различными благовонными веществами, преданной излишней роскоши, болтливой и беспечной".
Он советует мужу "не сразу все запрещать ей, но начни с легчайшего, к чему она не особенно привязана. Если ты вдруг захочешь исправить её, то нисколько не успеешь. Итак, не отнимай у неё тотчас же драгоценных уборов, но позволь ей некоторое время пользоваться ими. Эти украшения можно считать меньшим злом в сравнении с разными притираниями и намащениями.
Итак, уничтожь сперва притирания; да и это делай не страхом и угрозами, но убеждениям и ласками..."
Святитель советует мужу убеждать жену, что она гораздо более нравится ему "в таком виде, в котором Бог сотворил ее"...
Если ты украсишь душу жены своей, то не увидишь более на теле её ни безобразного лица, ни окровавленных губ, ни уст подобных устам медведицы, обагренных кровью, ни бровей очерненных сажей, ни ланит (щек), подобных стенам гробов поваленных, - все это сажа, прах, пепел и знак крайнего безобразия".
6. "Итак, не будем безобразить себя ненужными украшениями; все творения Божии совершенны, и ни одно не имеет нужды в твоём поправлении...
Для чего же ты поправляешь творение рук Божиих?..Верно ты не представляешь геенского огня, верно не чувствуешь пустоты в душе своей! Точно ты совершенно оставила в небрежении душу, потому что все попечение свое истощаешь на плоть свою. И что я говорю о душе? И самому телу вашему вы не доставляете того, о чем стараетесь. Смотри: ты желаешь казаться красивою, но твои украшения делают тебя безобразною; ты хочешь нравиться мужу, но это больше печалит его, и как ему, так и другим подает случай осуждать тебя. Ты хочешь казаться молодою, но это скорее приведёт тебя к старости...
Я опустил здесь самое тягчайшее зло: то, что ты оскорбляешь Бога, нарушаешь целомудрие, возжигаешь пламя ревности, подражаешь блудницам непотребного дома.
Итак, представив все это, посмейтесь над сатанинской пышностью и дьявольским ухищрением и, оставив эти украшения, или, лучше, безобразие, уготовьте красоту в душе своей, которая и Ангелам вожделенна, и Богу любезна, и вашим мужьям приятна, чтобы вам и в настоящем и будущем веке приобрести славу, которою мы все да сподобимся получить благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа Которому слава и держава во веки веков. Аминь.
Свидетельство о публикации №224072301055