Дефицит кадров Как возник Как решить Гл 3 Ред
Немалый вклад в кадровый дефицит внесли крупные ошибки, допущенные в стране в организации образования на всех ступенях, от школьного до высшего.
Из школьных программ были исключены элементы трудового воспитания, урезаны программы по техническим дисциплинам в пользу гуманитарных, а по гуманитарным предметам был сделан акцент на корректировку истории страны, включая описание событий Великой Отечественной войны. В программах по литературе принижалась роль великих отечественных литераторов и поднимались на пьедестал второстепенные писатели и поэты, а то и откровенные предатели. Снизился уровень знаний по русскому языку.
Кроме того, из-за снижения материального обеспечения учителей произошёл их значительный отток из школ, дефицит и падение качества подготовки в педагогических ВУЗах постепенно привели к общему снижению уровня школьного образования, которое из наивысшего по мировому признанию постепенно скатилось к посредственному.
В течение многих лет к подготовке учёных, инженеров, технических специалистов среднего звена, квалифицированных рабочих не уделялось должного внимания. В связи с малой востребованностью технических специалистов, начиная со средины девяностых годов в ВУЗах резко сократился их приём и выпуск, зато резко возрос выпуск юристов, менеджеров, экономистов. Было организовано множество новых ВУЗов и филиалов, намного превышающего их число в СССР. Уровень образования во многих из них был чрезвычайно низким, поскольку интерес этих учебных заведений заключался не в обеспечении качества образования, а в финансовой выгоде. Дошли до того, что дипломы легко можно было купить за сходную цену. В результате мы получили огромное количество неучей, обладающих дипломами о высшим образовании. К сожалению, изменился и не в лучшую сторону и профессиональные качества преподавательского состава ВУЗов, резко снизился и вклад ВУЗов в научные разработки.
Что касается подготовки специалистов со среднетехническим образованием и квалифицированных рабочих, то этот процесс был пущен на самотёк. Большинство техникумов были преобразованы в колледжи для подготовки специалистов для непроизводственной сферы, а ПТУ были закрыты. Крупные предприятия и компании зачастую вынуждены были сами заниматься подготовкой техников и рабочих и переподготовкой плохо обученных инженеров.
Помимо этого, значительная часть выпущенных специалистов, не идёт работать по специальности туда, где они наиболее нужны. Врачи устраиваются в частные клиники, государственные медицинские учреждения заполняются медработниками из среднеазиатских республик с низким уровнем образования и недостаточным знанием русского языка. Инженеры и научные специалисты находят более оплачиваемую работу не по специальности. Государственные медицинские учреждения заполняются медработниками из среднеазиатских республик с низким уровнем образования и недостаточным знанием русского языка. Всё это уже сейчас создало много проблем с кадрами, когда появилась необходимость в срочном увеличения разработки, выпуска отечественного оборудования и товаров в связи с введёнными санкциями. Последствия допущенных ошибок ещё долгие годы будут создавать проблемы для развития страны.
В последние годы, к сожалению, с большим запозданием, были приняты кардинальные меры по исправлению создавшегося положения. Закрыто много несостоятельных ВУЗов и филиалов, увеличился приём в студентов по техническим специальностям, постепенно повышается уровень их подготовки. Однако всё это не решает проблему насыщения научных, производственных предприятий, медицинских и образовательных учреждений квалифицированными кадрами.
Как выходить из создавшегося положения?
1 Видимо настало время вернуться к ранее действующей практике распределения выпускаемых специалистов по предприятиям и учреждениям с обязательством работы в течение 3-5 лет.
2 Создать систему стимулов для закрепления нужных предприятиям выпускников ВУЗов, включающих условия профессионального и карьерного роста, необходимых материальных и жилищных условий.
3 Решительно перекрыть каналы коррупции в образовательной сфере, наносящей большой вред качеству подготовки специалистов.
4 Нельзя упускать из виду необходимость повышения квалификации преподавательского состава всей системы образования.
Начало: http://proza.ru/2024/07/22/301
Продолжение: http://proza.ru/2024/07/24.662
Свидетельство о публикации №224072301470