Ронда. Андалуссийская красавица
Новый мост
Оставив машину в покое, мы с фотографом Павлом Харитоновым идем по улицам старинного города, чья история насчитывает 3000 лет, а древние поселения на его месте видели кельтов-бастулов, греков, карфагенян и римлян. Так же эта земля оставила отпечатки сведов, вандалов и аланов, а чуть позже вестготов. Кусочек земли - плоскогорье на высоте 750 метров над уровнем моря, на котором стоит Ронда, а в последствие и сам город, постоянно переходили из рук в руки. В силу своего положения, в частности, близости к Гибралтару, Ронда легко меняет как врагов, так и союзников. История Ронды без всякого преувеличения перенасыщена событиями и именами. Вместе с тем, она также величественна, как и Новый, высотой в 98 метров мост, под которым несет свои прозрачные воды, рожденная в горах Сиерры де лас Ниевес и Орегеналь, река Гвадалкивир. Построенный из тесанного камня шедевр, упирается своим фундаментом в дно пропасти Тахо. По обе стороны моста скалистый гигант держит на своих плечах монастырь Санто Доминго и выбеленные известью дома с садами из роз и жасминов, гераней и кактусов. Три секции моста, нижняя часть которого составляет полукруглую арку, над которой возвышается центральная девяностометровая с боковыми более мелкими арками, несут на себе настил на уровне уличной дороги. В центральной части моста находится помещение (примерно 60 кв. м), имевшее самое разное предназначение. Одно время оно служило тюрьмой для особо опасных преступников и осужденных на смертную казнь.
Строительство моста, которое возглавил арагонский архитектор Дон Хосе Мартин Адеуэла, началось в 1751-м году и продолжалось целых 42 года. Дон Хосе умер в 1802 году в возрасте 80 лет в Малаге (откуда, собственно, и идет основной путь в Ронду: трасса Сан Педро - Коста дель Соль), а вовсе не покончил жизнь самоубийством, бросившись в пропасть с собственного детища, как гласит местная легенда.
Колыбель тавромахии
Быть в Ронде и не посетить Арену для боя быков (Пласа де Торос), это все равно, что зайти в церковь и не помолиться. Тем более, что улица Висенте Эспинеля - главная пешеходная артерия андалусийской красавицы заканчивается именно в этом, почитаемом поклонниками испанских традиций, месте. Пласа де Торос - святая святых истории ведения боя быков, старейшая в стране арена современной корриды.
Арена представляет собой идеальный (диаметр 66 метров) круг с ядром арок на 176 тосканских колоннах, среди которых выделяются богато оформленные, украшенные резьбой колонны королевской ложи. Трибуны вмещают 5000 зрителей и это единственная арена с каменной оградой. Именно она, с момента своего открытия в 1784 году, стала свидетельницей триумфа великого тореадора Педро Ромео, вступившего в мир тавромахии в восьмилетнем возрасте и покинувшим его в возрасте 72 лет. Прожив 92 года и убив 6000(!) быков, Педро Ромеро так и не испытал на себе мощь рогов разъяренных животных. Это был очень отважный человек. В отличие от своего вечного соперника на арене Пепе Ильо, родоначальник пеших коррид Педро Ромеро всегда встречал быков лоб в лоб, а не на бегу. Он же сформулировал и основные правила корриды, которыми в боях быков руководствуются до сих пор: держать, усмирять и повелевать!
В настоящее время бои на арене в Ронде проводятся достаточно редко, но каждую вторую неделю сентября здесь проходят традиционные гойские корриды и Ронденьские корриды верхом на лошадях. (Искусству держаться в седле учат здесь же в Королевской школе верховой езды). Любители со всего мира съезжаются на уникальную в своем роде гойскую корриду, чтобы получить ее классические уроки. В гойской корриде принимает участие большое количество основного и вспомогательного персонала, причем все одеты в костюмы конца 19 века, периода жизни великого Гойи. Душа Андалуссии, поэт Федерико Гарсия Лорка, называл корриду в Ронде - величайшей корридой всех времён.
По окончании корриды, поверженных быков тут же во дворе разделывают на мясо, причем многие считают, что животные погибли героической смертью, а это лучше, чем тупо сгинуть на тот свет на бойне, попутно выделив в организм почти все без остатка гормоны страха. Повнимательней присмотреться к пикам, бандерильям и прочему инструментарию тореадоров можно в расположенном под крышей Арены Музее тавромахии, где хранятся такие действительно уникальные вещи, как агатовый черный костюм Хоселито Гальито или гойские костюмы тореадоров из династий Ромерос и Одоньес. Именно сюда часто приходят поглазеть мальчишки, играющие в корриду в каждом дворе и мечтающие покорять прославленные арены, гонорар за один выход на которую, сегодня в зависимости от ее значимости и вместимости достигает 60.000 Евро!
Дворец Мондрагона
Понять, что необходимо посетить после Арены боя быков сложно: в маленькой Ронде, одном из лучших в Испании историко-художественных комплексов, что ни шаг, то новое удивительное открытие. Тихие и очаровательные улочки, их затаенные уголки, гербы на фронтонах и притолоки, кованые решетки и цветы создают ту необычную ауру, которую невозможно описать словами. Кажется, что сам воздух в городе наполнен тайной.
Поначалу наш выбор падает на Дворец Мондрагона - величественное здание из камня, выделяющееся среди эдакого фестона белых домов и апельсиновых деревьев одноименной площади. По легенде он был резиденцией великого короля Абд аль-Малика или Абомелича, сына Султана Марокко, Абу аль-Хасана Али. После смерти Абомелича королевство Ронда стало зависимым от королевства Гранада, поэтому в этом дворце жил последний мусульманский губернатор Хамет аль-Зегри. В 1491 году после реконкисты города и раздела земель дворец передали капитану королевской гвардии Мондрагону, а в начале 16 века дворец стал резиденцией католических королей. В 18-ом столетии был построен внешний фасадный корпус дворца. В углах две квадратные кирпичные башни. Главный портал с арочным фронтоном, по бокам которого коринфские колонны. Зал дворца с кессонным потолком мудехар.
По помещениям Дворца можно бродить бесконечно. Первый двор с колодцем ведет в мудехарский дворик с полукруглыми каменными арками эпохи Возрождения, выложенными изразцами и несущими на себе деревянные галереи. Пройдя через арки попадаешь в сад, в глубине которого виднеется белый квартал Сан-Франциско, тишину которого нарушает лишь шум фонтанов. Дворец и сад дают представление о древней андалусской культуре вкупе с величественной природой. Также внутри дворца расположен Муниципальный музей археологии, где хранятся экспонаты из местных раскопок, среди которых форма для отливки бронзовых мечей, а также богатая и большая коллекция похоронных атрибутов.
Дом святого Иоанна Боско
Второе здание, мимо которого невозможно пройти, не зайдя внутрь - Дом святого Иоанна Боско. Построенный в стиле модерн в начале прошлого века, дом принадлежал семье, родом из Гранады. В этой семье не было детей. Выполняя последнюю волю своих предков, они передали дом Братству францисканцев салезких в качестве дома отдыха для престарелых священников и больных членов Братства. Хорошо сохранился, украшенный назарийской изразцовой плиткой и полной коллекцией местной керамики, дворик. Ковры, мебель из орехового дерева и камин главной гостиной - яркие образчики работ ремесленников Ронды в чисто кастильском стиле. И опять-таки, сад - цветник на краю пропасти, подвисший в воздухе по воле человека и благодаря стараниям францисканца-долгожителя Дона Хулиана де Висенте и Миланес. Отсюда же открывается великолепный вид на уже известное нам сооружение города Новый Мост, которым мы любуемся в лучах заходящего солнца.
Мы покидаем вечно свежую розу (Хеадо Диега) - город-сказку, город-мечту, мистерию, созданную руками, умом и духом многих народов и поколений. Завтра Ронда снова божественно пробудится к жизни под шуршание листвы деревьев от легкого ветра, дующего со стороны Тахо, и волшебную музыку Гвадалкивира.
Вадим ПЕРЕСВЕТОВ.
Свидетельство о публикации №224072301636