Житие преподобного Сергия Радонежского
преподобного Сергия Радонежского, СВЯТОГО ИГУМЕНА СЕВЕРНОЙ ФИВАИДЫ.1
___
1 По житию преподобного Сергия, написанного учеником его Епифанием.
Память 5 июля и 25 сентября.
ПРЕПОДОБНЫЙ И БОГОНОСНЫЙ ОТЕЦ НАШ СЕРГИЙ родился в 1314 году в Ростовской области от благочестивых и знатных родителей — бояр Кирилла и Марии. Ребенок был крещен с именем Варфоломей. Он был вторым из трех братьев, старшего из которых звали Стафаном, а младшего Петром. Дети воспитывались в строгости, благочестии и чистоте.
Стефан и Петр учились хорошо и делали большие успехи, а Варфоломей далеко отставал от них. Он сильно оттого печалился, горячо и со следами молился, чтобы Бог даровал ему разумение грамоты.
И уразумел будущий великий Святой грамоту, но уразумел ее не от людей, а от Бога. Однажды отец послал Варфоломея за лошадьми. По дороге отрок встретил инока-старца, или скорее посланного Богом ангела в иноческом образе; старец стоял под дубом посреди поля и творил молитву. Варфоломей приблизился к нему и, поклонившись, стал ожидать, пока тот окончит свою молитву. По окончании ее старец благословил отрока, облобызал его и спросил, что ему нужно. Варфоломей отвечал:
–Всею душою моею я желаю научиться грамоте. Отдали меня учиться, но ученье не дается мне; и вот я сокрушаюсь теперь о том. Отче святый! Помолись за меня Богу, чтобы Он помог мне уразуметь грамоту.
Инок исполнил просьбу Варфоломея. Окончив молитву, он благословил отрока и сказал:
–Отныне Бог даст тебе, дитя мое, уразуметь грамоту.
При этом старец достал сосудец и дал Варфоломею как бы некоторую частицу от просфоры; он велел ему вкусить, говоря:
–Возьми, чадо, и съешь; сие дается тебе в знамение благодати Божией и для разумения Святого Писания. Не смотри на то, что сия частичка так мала, велика будет сладость, когда вкусишь от нее.
Мальчик съел, ощущая медовую сладость, и спросил: Не об этом ли сказано: "Как сладки гортани моей слова Твои! лучше меда устам моим"? и: "Душа моя хранит откровения Твои, и я люблю их крепко"? (Пс.118:103 и 167)
Инок ответил:
–Ты веришь, дитя мое, и поэтому тебе откроется и более, чем это. Начиная с этого времени, благодаря Господу, превзойдешь братьев твоих и сверстников.
Затем инок наставил его о пользе душевной. Отрок впитывал те поучения, словно почва плодородная, принимающая плодоносные семена, радуясь душой и сердцем тому, что удостоился встретить сего святого старца.
После того старец хотел было удалиться, но обрадованный отрок усердно просил его посетить дом родителей. Уважавшие иноков, родители Варфоломея с честью встретили гостя. Они стали предлагать ему пищу, но старец отвечал, что следует прежде вкусить пищи духовной; и когда все начали молиться, он велел Варфоломею читать псалмы.
–Я не умею, отче, отвечал отрок.
Но инок пророчески произнес:
–Отныне Господь дарует тебе знание грамоты.
И действительно, Варфоломей тотчас же начал стройно читать псалмы. Родители его сильно дивились такой перемене, совершившейся с их сыном.
Инок вкусил предложенную ему трапезу и успокоил родителей, бывших в страхе. А страх тот был вызван тем, что, как они рассказали ему, сын их, пребывая еще во чреве матери, когда та была в церкви на Литургии трижды громко воскрикнул, и голос его слышали стоявшие в храме.
–О, благословенная пара! — произнес старец. Зачем же вы боитесь, когда бояться не нужно? Лучше возликуйте, что родили такое дитя. И вот доказательства того, что слова мои верны: когда я уйду, вы увидите, что ребенок умеет превосходно читать и писать и понимает все священные книги. Отрок этот станет великим светильником миру и служителем Пресвятой Троицы и многих приведет к уразумению Божественный заповедей.
Монаха проводили до дверей, и он внезапно исчез. Удивленные родители размышляли, не ангел ли то был, посланный научить мальчика грамоте. С того времени святой отрок без всякого затруднения читал книги и понимал все написанное в них, пребывал в послушании у родителей, ежедневно был в храме на службе, изучал Священное Писание, соблюдал душу свою и тело в чистоте. Благочестивый отрок наложил на себя строгий пост: по средам и пятницам он ничего не вкушал, а в прочие дни питался только хлебом и водою. Сначала мать, беспокоясь за здоровье своего сына, уговаривала его, чтобы он оставил столь суровый образ жизни. Но Варфоломей смиренно ответствовал своей матери:
–Разве не надлежит мне изо всех сил моих стремиться ко Господу, чтобы Он освободил меня от грехов моих?
И продолжил он смирять воздержанием плоть свою, и Божия помощь сопутствовала ему в его добром устремлении.
Радонеж – городок, где прошли ранние годы преподобного Сергия.
Между тем Кирилл и Мария переселились из древнего славного города Ростова, где жить тогда было очень не спокойно, в скромный городок Радонеж и там поселились у церкви Рождества Христова. Стефан и Петр женились, а Варфоломей, проводивший жизнь в воздержании, покаянии и молитве, мечтал об иноческом пострижении: он давно уже стремился посвятить себя Господу. Хотя родители его и ставили выше всего иноческую жизнь, однако просили сына подождать некоторое время, так как они состарились, жили в скудости и болезни и некому было послужить им. Варфоломей, покорный и любящий сын, повиновался воле родителей своих и усердно старался успокоить их старость, чтобы заслужить их молитвы и благословение, пока они сами не приняли монашество в Покровском Хотьковском монастыре, где и прожили несколько лет до кончины. Сюда же пришел овдовевший около того времени старший брат Варфоломея — Стефан и вступил в число иноков. Братья после смерти родителей провели в монастыре сорок дней, вознося усердные молитвы Господу о упокоении новопреставленных рабов Божиих. Дом и скудное свое имущество Кирилл и Мария оставили Варфоломею. Но он часть наследства истратил на помин души на милостыню и кормление нищих, а остальное отдал младшему брату Петру. Ничего не взял он себе.
Стремясь к отшельничеству, Варфоломей умолял старшего брата Стефана оставить Хотьков монастырь и идти для подвигов в пустыню. Стефан согласился, и братья отправились отыскивать пустынное место, удобное для отшельнической жизни.
Долго они ходили по окрестным лесам, пока не пришли на место, называемое Маковец, которое было покрыто густым дремучим лесом. И далеко во все стороны простирался лес и пустыня. Устроив хижину, братья стали ревностно подвизаться молиться Богу. Потом воздвигли небольшую церковь. Варфоломей спросил свое брата, которого считал за духовного отца, какому празднику посвятить ее. Стефан же напомнил ему о тех знамениях, которые были даны ему еще в утробе матери, что станет он служителем Пресвятой Троицы и многих обратит к Ней. Потом они пошли в Москву и просили у митрополита Феогноста благословения и освящения церкви. Святитель ласково их встретил и послал с ними священнослужителей освятить церковь.
Но Стефан тяготился жизнью в таком пустынном месте. Вокруг не было ни дорог, ни тропинок, ни деревень, ни отдельных домов, никто их не навещал, негде было добыть пропитание и воду. Оказав Варфоломею только небольшую помощь в трудах, он оставил юношу одного в пустынном лесу, переселился в Московский Богоявленский монастырь. Там он преуспел в добродетельной жизни и аскетизме. В этом же самом монастыре подвизался в те годы Алексий, будущий митрополит и святитель. Стефан пел с ним на клиросе. О Стефане и его праведной жизни узнал Великий князь Симеон и повелел его рукоположить, а позднее сделал его игуменом монастыря. Стефан был также и духовником самого Великого князя. Оставшись в совершенном одиночестве, Варфоломей еще усерднее стал приготовляться к иноческой жизни; лишь только тогда, когда укрепился он в трудах и подвигах и приучил себя к строгому исполнению правил монашеских, он решил принять пострижение.
Для этого отшельник призвал к себе одного игумена, по имени Митрофана, который и постриг его в иноческий чин на двадцать третьем году жизни, в седьмой день октября, в день памяти святых мучеников Сергия и Вакха, от чего Варфоломею и дано было имя Сергий. После пострижения Митрофан совершил Божественную литургию в церкви Пресвятой Троицы и сподобил нового инока причащения Святых Христовых Таин, и благодать Святого Духа низошла на него и с того времени пребывала в нем неотступно. Есть свидетельство, что каждый раз, когда он принимал Святые Таины, церковь наполнялась благоуханием, которое распространялось даже за стенами храма. Семь дней новопостриженный инок неисходно пребывал в церкви. Каждый день игумен совершал Литургию и приобшал его Святых Тела и Крови Господних. За все это время пищею Сергия была просфора, даваемая ему ежедневно Митрофаном. День и ночь проводил Сергий в молитве и Богомыслии, постоянно славословя великое имя Господне, воспевая псалмы Давидовы и песни духовные.
Святой смиренно просил игумена наставить его в жизни пустыннической. Игумен сотворил молитву, преподал новопостриженному несколько наставлений об иноческой жизни и предал его в руце Божии, оставив одного в лесной глуши.
Кто сможет описать труды и борения Святого в его отшельничестве? Кто может постичь любовь его к Богу, его молитвенные воздыхания и слезы? Кто сможет понять бесстрашие души, которым он должен был обладать, чтобы противостоять многочисленным козням вражиим? Много диких зверей подходили к его жилью не только ночью, но и среди дня; бывали там и медведи, завывали волки. Сначала он, как всякий человек, боялся, но обратился к молитве, и сила молитвы, милостью Божией, спасала пустынника.
Однажды преподобный Сергий заметил перед своей келлией медведя; видя, что он очень голоден, подвижник сжалился над зверем, вынес ему кусок хлеба и положил на пень. С тех пор медведь стал часто приходить к келлии Сергия, ожидая обычного подаяния. В то время у Святого не было никакой еды, кроме хлеба и воды из ручья, и хлеба было крайне мало. Преподобный радостно делился с ним хлебом, часто даже отдавал ему последний кусок. И дикий зверь в продолжение целого года каждодневно навещал его.
Да не удивляет это никого, ибо известно, что когда Святой Дух обитает в человеке, то твари подчиняются тому человеку, подобно тому как подчинялись они первозданному Адаму до грехопадения, когда жил он в пустыне и звери подчинялись ему.
Много времени посвящал Преподобный чтению духовных книг, разум его вдохновлялся желанием постичь сокровища вечных истин. Никогда не ослабевало его стремление к тихой, не потревоженной ничем жизни в пустыни, наедине с Господом.
Спустя примерно два года такой жизни к преподобному Сергию пришли несколько богобоязненных иноков. Они просили принять их к себе в сожители и сподвижники, Преподобный, видя их веру и стремление, подивился и сказал:
–Братия мои, желание мое было жить одному в этой глуши до конца жизни земной. Но если есть на то Божия воля, чтобы был здесь монастырь с многочисленной братией, то да исполнится Его святая воля! Я принимаю вас с радостью, и пусть каждый из вас построит себе келлию. И да будет вам известно, что если вы решили жить в пустыни, то подвижничество ваше да начнется со страха Божия.
Благоговея пред Господом, преподобный Сергий дни и ночи проводил за изучением слова Божия. Будучи молодым и сильным телом, работать он мог за двоих и более. Диавол же стремился уязвить его стрелами плотского желания. Но Святой держал плоть свою в узде, укрощая плоть свою постом и милостью Божией освобождаясь от этой страсти.
Тихо и мирно проходила подвижническая жизнь пустынников; ежедневно они собирались в свою небольшую церковь и здесь возносили Господу усердные молитвы: они служили полунощницу, утреню, часы, вечерню и повечерие, а для совершения Божественной литургии приглашали к себе из ближайших сел священника.
Братия просили Преподобного, чтобы он принял сан священства и был у них игуменом. Сергий отказывался: он хотел подражать Господу и быть всем слугою. В пустыне собралось двенадцать человек. Среди первых к преподобному пришли Василий, прозванный Сухим, быть может, за свое строгое воздержание; Иаков, который между братией назывался уменьшительным именем Якута, он служил братии в роли рассыльного; Онисим диакон и Елисей, отец с сыном. Преподобный своими руками построил четыре келлии, на своих плечах носил воду в два водоноса из источника под горой, рубил дрова, пек хлебы, шил одежду, готовил пищу и смиренно исполнял другие работы.
Скромен и убог был тогда вид Троицкой лавры. В глухом бору над речкой расчищена поляна и обнесена тыном. На поляне стоит небольшая церковь и несколько таких же малых келлий, разбросанных в беспорядке, как пришлось. В монастыре между келлиями стоят и шумят деревья; около самой церкви лежат срубленные колоды дерев и торчат пни; кой-где взрыты гряды и засажены овощами. Таков был монастырь преподобного Сергия в первые годы своего возникновения.
Свои труды великий подвижник соединял с молитвою, постом и бдением: питался одним только хлебом и водою и то в небольшом количестве, каждую ночь он проводил в молитве и бдении, лишь на краткое время забывался сном.
Спустя некоторое время поселился в новооснованной обители и священноинок Митрофан, совершивший обряд пострижения над преподобным Сергием, но, прожив в обители около года, скончался. И тогда братия стали просить Преподобного принять игуменство. Сергий страшился игуменства, но братия снова настойчиво просили его. И он покорился воле Божией. С двумя старцами отправился Святый в Переяславль Залесский к епископу Афанасию просить у него игумена в свою обитель. На его просьбу Святитель ответствовал:
–Отныне будь отцом и игуменом для братии, тобою собранной в новой обители Живоначальной Троицы!
Святой говорил, что недостоин этого, но епископ возразил:
–Чадо мое, ты усвоил все добродетели, кроме послушания.
И преподобный Сергий, земно поклонившись, ответил:
–Да исполнится воля Божия! Да прославится имя Божие ныне и во веки веков.
И все сказали:
–Аминь.
ИКОНЫ ИЗ ЖИТИЯ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ, НАПИСАННОГО УЧЕНИКОМ ЕГО ЕПИФАНИЕМ В XV ВЕКЕ.
Святые родители преподобного Сергия приносят дитя в церковь.
Святому ребенку Варфоломею является ангел, дарующий ему разумение грамоты.
Юный подвижник, будучи еще в миру, молится в чистоте в своей комнате.
Икона Божией Матери Смоленская Одигитрия – главная икона в келье преподобного Сергия, перед которой он изливал в молитве свое сердце.
Икона святителя Николая из кельи преподобного Сергия.
Явление Пресвятой Богородицы преподобным Сергию и Михею (вышивка Х;-го века).
Святитель посвятил преподобного Сергия сначала в иеродиакона, затем рукоположит в иеромонаха. С величайшим благоговением, весь исполненный страха и умиления, совершал Сергий первую литургию, после которой и был поставлен во игумена.
Наставив, облобызав и благословив Преподобного, Святитель отпустил его с миром в обитель Пресвятой Троицы. С ликованием встретили игумена пустынножители, они вышли навстречу своему наставнику и отцу и с сыновнею любовью поклонились ему. Помолившись, Преподобный обратился к братии со словом поучения и в первый раз преподал им свое игуменское благословение.
В своих подвигах преподобный Сергий подражал древним устроителям монашества Антонию Великому, Павлу Фивейскому, Савве Освященному, ангелоподобному Пахомию, Феодосию и другим, жития которых читал с великим усердием. Он молился Пресвятой Троице, чтобы и ему сподобиться идти по стопам святых мужей. Он стал ежедневно совершать Божественную литургию.
Долгое время братии в монастыре было двенадцать человек. Но вот приходит из Смоленска архимандрит, по имени Симон, и с этого момента число монахов постоянно возрастало.
Бог дал преподобному Сергию быть таким же сильным, как отцы древности. Он сам пек просфоры для Литургии. Кроме того, сам варил кутью и катал свечи для Богослужения. Первым приходил в церковь, где стоял прямо, никогда не позволяя себе прислониться к стене или сесть, последним уходил из храма. Став игуменом, он не изменился и всегда был смирен.
Поздно вечером, особенно в темные и долгие ночи, неутомимый и ревностный игумен после келейной молитвы совершал обход келлий и через оконце смотрел, чем кто занят. Если он заставал инока творящим молитву или занимающимся рукоделием, или читающим душеспасительные книги, то с радостью воссылал о нем Богу молитвы и просил, чтобы Господь подкрепил его. Если же он слышал недозволенную беседу или заставал кого-либо за суетным занятием, то, постучав в двери или окно, отходил далее. На следующий же день он призывал к себе такого брата и вступал с ним в беседу, издалека, тихо и кротко наводя его на признание своей вины. Послушный инок сознавался, просил прощения, и Сергий с отеческой любовью прощал его, на не покоряющегося же, не сознающего своей виновности он налагал епитимью. Так преподобный Сергий заботился о вверенном ему стаде, так умел он соединять кротость со строгостью. Истинным пастырем, а не наемником был он для братии своей обители.
Обитель преподобного Сергия в первое время своего существования была бедна самыми необходимыми предметами; часто подвижники испытывали крайний недостаток в самом нужном. Часто у братии не было вина для совершения Божественной литургии, и они были принуждаемы лишать себя духовного утешения; часто не хватало пшеницы для просфор или фимиама для каждения, воска для свеч, елея для лампад; тогда иноки зажигали лучину и при таком освещении совершали службы в церкви.
Приблизительно через пятнадцать лет после возникновения Радонежской обители вблизи нее стали селиться крестьяне. Они вырубали лес, настроили дворов и сел, распахали поля и стали сеять хлеб.
Однажды у Преподобного не оставалось ни одного куска хлеба, да и во всем монастыре была скудость в пище; выходить же из обители для того, чтобы просить пропитания у мирян Преподобный строго запрещал инокам: он требовал, чтобы они возлагали надежду на Бога, питающего всякое дыхание, и у Него с верою просили бы благопотребное; а что он повелевал братии, то и сам выполнял без всякого опущения. Поэтому три дня терпел Святой. Но на рассвете четвертого дня, томимый голодом, он пришел к одному старцу и за несколько кусков старого хлеба (в то время обитель еще не была общежительной, и иноки содержались каждый на свои средства) работал у него, пристраивая сени к его келлии. Лишь вечером на заходе солнца Святый принял хлеб; помолившись, вкусил его.
Как-то в другой раз случилось оскудение в пище; два дня переносили это лишение иноки, наконец, один из них, сильно страдая от голода, стал роптать на Святого.
Преподобный утешал братию словами Священного Писания, говоря:
–Если мы перенесем кратковременное испытание с благодарностью, то сие самое искушение послужит нам на большую пользу; ведь и золото не очищается без огня. Вот написано: "вечером водворяется плач, а на утро радость" (Пс.29:6). Сейчас у нас нет хлеба или другой еды, но вот все будет в изобилии.
Не успел подвижник кончить своих слов, как в ворота монастыря начали стучать. Привратник увидел, что в обитель привезли кладь с провизией, и побежал сообщить Святому, а тот велел сразу же открыть ворота. Но перед тем как есть, вместе с братией пошел в церковь совершить благодарственную молитву. Затем они вкусили в трапезной хлеб, теплый и мягкий, и вкус его был сладок, как мед. После трапезы Святой заметил: "А где тот брат, который роптал по поводу заплесневелого хлеба? Пусть он обратит внимание, что хлеб свеж и вкусен. И вспомните Пророка, сказавшего: "Я ем пепел, как хлеб, и питье мое растворяю слезами" (Пс.101:10)". Преподобный поинтересовался, кто послал хлеб. Привезшие говорили, что это один христолюбец прислал авве Сергию и братии, живущей с ним.
На другой и третий день в монастырь привезли еще много ястия и пития, так что их хватило надолго для пропитания братии. Преподобный игумен, воспользовавшись сим случаем для наставления иноков, сказал, поучая их:
–Смотрите, братие, как Промыслитель Господь не оставляет места сего и рабов Своих соиночествующих, живущих здесь, работающих день и ночь и все терпящих с верою и благодарением.
С этого времени монахи научились не унывать в лишениях и скорбях, все переносить, с горячей верой уповая на Господа и видя перед собой пример преподобного отца нашего Сергия.
Преподобный Сергий кормит своего медведя.
Обретение мощей преподобного Сергия. Рисунок ХІХ века.
Общий вид Лавры преподобного Сергия в наши дни.
Святый всегда носил ветхую и грубую одежду, так что многие не узнавали его и принимали за монастырского служку. Один крестьянин из дальнего селения, слыша много о святом Сергии, пожелал видеть его. Он пришел в обитель Преподобного и стал спрашивать встречающихся братий, где находится святый. Случилось, что Преподобный тогда в огороде копал землю. Братия сказала о том прибывшему поселянину; он пошел и в щель забора увидел святого, копающего землю, в худой, разодранной одежде, испещренной заплатами. Он подумал, что указавшие ему на сего старца посмеялись над ним, ибо он ожидал видеть святого в большой славе и чести.
Когда Святый вышел из огорода, крестьянин отвернулся от него и не хотел смотреть на блаженного; негодуя, он так говорил братии:
–Сколько труда понапрасну понес я! Пришел взглянуть на великого пророка и надеялся увидеть его в большой почести и славе, а вы смеетесь надо мной, показываете какого-то слугу.
Братия с негодованием рассказали игумену о недоверчивом и непочтительном посетителе. Но насколько тщеславный превозносится о похвале и почести своей, настолько же смиренный радуется о бесчестии и уничижени. Позвав поселянина к себе, Преподобный поставил перед ним трапезу и стал радушно угощать его; между прочим, Святый сказал ему:
–Не печалься, друг: по милости Божией, отсюда никто не уходит печальным, и твое желание исполнится.
Лишь только блаженный произнес сии слова, уведомили о прибытии в монастырь Князя. Сергий встал и вышел навстречу знатному гостю, приехавшему в монастырь в сопровождении множества слуг. Увидев игумена, Князь еще издали поклонился Преподобному до земли, испрашивая смиренно у него благословения. Святый же, благословив Князя, с подобаюшею честью ввел его в обитель; они сели рядом и стали беседовать, а прочие все предстояли. Поселянин, оттесненный далеко княжескими слугами, не мог, несмотря на все свои старания, приблизиться к тому старцу, коим он ранее гнушался. Тогда он тихо спросил у одного из предстоящих: Господин, что это за старец сидит с князем?
Тот же отвечал ему:
–Разве ты пришлец здесь, что не знаешь сего старца? Это – преподобный Сергий. Тогда поселянин стал укорять себя и ужасаться за свое неверие. Когда же Князь вышел из обители, он быстро подошел к Преподобному и, стыдясь прямо глядеть на него, поклонился старцу в ноги, прося прощения за то, что согрешил по неразумию. Святый же ободрил его, благословил, побеседовал с ним, утешил его и отпустил домой.
Таким великим смирением отличался преподобный Сергий: земледельца, который пренебрег им, он возлюбил не менее, чем Князя, оказавшего ему почесть. И тот ушел с великою верою к святому; прожив несколько времени в миру, поселянин скоро опять пришел в обитель и принял здесь пострижение: так сильно тронуло его смирение великого подвижника.
Современный план Свято-Сергиевской лавры.
Одно время в монастыре стал чувствоваться недостаток в воде, происшедший вероятно от того, что источник, протекавший около обители, давал менее воды, чем сколько нужно было для всех насельников быстро умножавшегося монастыря. Братии приходилось теперь носить воду издалека и с большими затруднениями. Поэтому некоторые стали роптать и святого и говорили:
–Зачем ты, не разбирая, поселился на сем месте? Зачем, когда здесь нет поблизости воды, ты устроил обитель?
Преподобный смиренно отвечал:
–Братия, я желал один безмолвствовать на сем месте, Богу же было угодно, чтобы здесь возникла обитель. Он может даровать нам и воду, только не изнемогайте духом и молитесь с верою: ведь, если Он в пустыне извел воду из камня непокорному народу еврейскому, то тем более не оставит вас, усердно служаших Ему.
После того он взял с собой одного из братии и тайно сошел с ним в чашу, находившуюся под монастырем, где никогда не было проточной воды. Найдя во рве немного дождевой воды, Святый преклонил колена и стал молиться. Тогда внезапно забил обильный источник. Сильно поражена была братия: ропот недовольных сменился чувством благоговения пред святым игуменом; иноки даже стали называть сей источник "Сергиевым". Но смиренному подвижнику было тяжело прославление людское, и он сказал:
–Не я, братия, дал вам воду, но Сам Господь послал ее нам, недостойным. Посему не называйте его моим именем.
С того времени иноки уже не испытывали более недостатка в воде, но брали ее из источника для всех монастырских потребностей; за водой из этого источника присылали нередко и миряне, иногда издалека, и пиющие эту воду с верою получали исцеление.
Много и других чудес совершил Преподобный еще при жизни: так однажды он воскресил мертвого. Это произошло следующим образом: в окрестностях обители жил поселянин, питавший к Сергию великую веру; единственный сын его был одержим неизлечимою болезнью; твердо надеясь, что святый исцелит отрока, поселянин принес его к Преподобному. Но в то время, как он пришел в келлию святого и стал просить его помочь болящему, отрок умер. Потеряв всякую надежду, отец стал горько плакать. Скорбя и рыдая, он вышел, чтобы принести все нужное для погребения сына.
Увидев рыдания огорченного отца, Преподобный сжалился над ним и, сотворив молитву, воскресил отрока. В великой радости вернулся поселянин домой, прославляя Бога и Его угодника Сергия.
Слава о чудесах преподобного Сергия стала быстро распространяться, и начали привозить больных к нему не только из окрестных селений, но даже из отдаленных местностей. Так однажды привезли с берегов Волги знатного человека, одержимого нечистым духом. Сильно страдал он: то кусался, то бился, то убегал от всех; десять человек едва моги удержать его. Когда болящего привезли в окрестности монастыря, он с необычайною силою разорвал железные оковы и стал кричать так громко, что его голос был слышен в обители. Преподобный Сергий совершил молебное пение о болящем; по окончании молебного пения, когда Преподобный подошел с крестом к бесноватому и стал осенять его, бесноватый бросился с диким воплем в воду, скопившуюся неподалеку после дождя. Когда же Преподобный осенил его святым крестом, он почувствовал себя совершенно здоровым, и рассудок возвратился к нему. На вопрос, почему он бросился в воду, исцеленный отвечал:
–Когда меня привели к Преподобному и он стал осенять меня честным крестом, я увидел великий пламень, исходящий от креста, и, думая, что тот огонь сожжет меня, устремился в воду.
Слух о таких чудесах преподобного Сергия распространялся все далее и далее, молва о его святой, подвижнической жизни росла шире и шире; более и более возрастало число посещавших его обитель. Многие иноки приходили под кров основанной Преподобным обители. Все уважали его и считали за пророка или как бы за одного из древних святых Отцов.
Гравюра ХІХ века. Последняя сохранившаяся от времен преподобного Сергия церковь в Гефсиманском скиту Лавры.
Один раз поздно вечером блаженный, по своему обычаю, совершал правило и усердно молился Богу о своих учениках; вдруг он услышал голос, звавший его: Сергий!
Преподобный сильно изумился такому необычайному в ночное время явлению; отворив окно, он хотел посмотреть, кто зовет его. И вот, видит он большое сияние с неба, которое настолько разгоняло ночной мрак, что сделалось светлее дня. Голос послышался во второй раз:
–Сергий! Ты молишься о своих чадах, и моление твое услышано: посмотри — видишь число иноков, собирающихся под твое руководство во имя Пресвятой Троицы.
Оглянувшись, святой увидел многое множество прекрасных птиц, прилетевших и в самый монастырь, и за его ограду. И опять был слышан голос:
–Так умножится число твоих учеников, подобно сим птицам; и после тебя оно не оскудеет и не умалится, если они станут следовать твоим стопам.
Святый был изумлен таким видением. Желая, чтобы и другой кто-либо порадовался вместе с ним, он громким голосом позвал Симона, жившего ближе прочих.
Удивляясь необычайному призыву игумена, Симон поспешно пришел к нему, но видеть всего видения уже не сподобился, а узрел только некоторую часть небесного света.
Изображение XVI века. Преподобный Сергий трудится для братии.
Вскоре после сего к преподобному Сергию пришли послы от святейшего патриарха Константинопольского Филофея и передали Святому вместе с благословением дары от патриарха: параманд1 и схиму.
___
1 Параманд, или аналав – монашеская одежда – перевязь хитона на плечах и под мышками. В древности эта одежда состояла из двух ремней и надевалась крестообразно в знаменование подъятия на рамена крестного ига Христова.
Они принесли из Константинополя следующее послание: "Милостью Божиею архиепископ Константина града, вселенский патриарх, господин Филофей сыну и сослужебнику нашего смирения о Святом Духе Сергию благодать и мир и наше благословение! Мы слышали о твоей добродетельной жизни по заповедям Божиим, восхвалили Бога и прославили имя Его. Но вам еще недостает одного и притом самого главного: нет у вас общежития. Ты знаешь, что и сам Богоотец пророк Давид, все обнимающий своим разумом, изрек: "Как хорошо и как приятно жить братьям вместе" (Пс.132:1). Посему и мы преподаем вам добрый совет устроить общежитие, и да будет с вами милость Божия и наше благословение".
Получив патриаршее послание, Преподобный отправился к блаженному митрополиту Алексию и, показав ему грамоту, спросил его:
–Владыко святый, как ты прикажешь?
Святый Алексий одобрил намерение Преподобного и посоветовал ввести строгое общежитие.1
___
1 Предполагают, что преподобный Сергий лично сам или чрез святого митрополита Алексия обращался к Константинопольскому патриарху, которому подчинена была тогда Русская Церковь, с просьбою одобрить и благословить свое решение ввести в монастыре строгое общежитие, так что мысль об устроении общежития принадлежит самому преподобному Сергию.
С того времени преподобный Сергий установил в своей обители общежитие и строго приказал братии соблюдать общежительный устав: никому из иноков ничего не приобретать для себя, не называть ничего своим, но по заповедям святых Отцов все иметь общее, монастырское: и пищу, и одежду, и жилище.
Скоро однако в Радонежской обители произошел беспорядок – восстание против самого игумена. Братия, с такою настойчивостью принудившая Преподобного принять власть, теперь стала недовольна, вероятно, строгостью общежития. Родной брат его Стефан, не чуждый духа властолюбия, был во главе восставших и оскорбил Святого в церкви за вечерним богослужением.
–Кто здесь игумен, — громко сказал он, разве не я первый здесь поселился?
Кроткий подвижник ничего не сказал обидчику. Прямо из церкви и не заходя в келлию, несмотря на позднее время, он скрылся из монастыря и ушел на реку Киржач, где основал новый монастырь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы.
Троицкие иноки скоро хватились своего игумена, пошли в разные стороны искать его и, когда открыли новое место его подвигов, начали переходить в монастырь на Киржаче. Лишившись своего наставника, Радонежское братство начало быстро уменьшаться; порядок монастырской жизни расстроился. Тогда оставшиеся просили святого митрополита Алексия, чтобы он повелел преподобному Сергию возвратиться в обитель Пресвятой Троицы. Тогда святый Алексий послал к Преподобному двух архимандритов с просьбою, чтобы он внял молению братии и возвратился к ней. Беспрекословно исполнил преподобный Сергий сие прошение блаженного святителя: он возвратился в Лавру, на место первого своего пребывания, поставив игуменом Киржачского монастыря ученика своего Романа, и с величайшею радостью был встречен братиею.
Многие благочестивые мужи просияли славою в обители Преподобного. Среди учеников Преподобного был один, по имени Исаакий; он желал посвятить себя подвигу безмолвия и посему часто просил у Святого благословения на этот великий подвиг. Святый дал его. По окончании Божественной литургии осенил его честным крестом и сказал:
–Господь да исполнит твое желание.
В это мгновение Исаакий видит, что необыкновенный пламень исходит от руки Преподобного и окружает его, Исаакия; с того времени он пребывал в молчании.
Святый Стефан, епископ Пермский, питавший великую любовь к Преподобному, однажды ехал из своей епархии в Москву; дорога, по коей проезжал Святитель, отстояла от Сергиева монастыря верстах в восьми. Так как Стефан очень спешил в город, то проехал мимо обители, предполагая посетить ее на обратном пути. Но когда он был против монастыря, то остановился, прочитал: "Достойно есть" и, сотворивши обычную молитву, поклонился преподобному Сергию со словами:
–Мир тебе, духовный брат.
Случилось, что тогда блаженный Сергий вместе с братией вкушал за трапезою. Уразумев духом поклонение епископа, он тотчас же поднялся; немного постояв, он сотворил молитву, в свою очередь также поклонился епископу и сказал:
–Радуйся и ты, пастырь Христова стада, и благословение Господне да будет с тобою.
По окончании трапезы иноки стали расспрашивать его о происшедшем, и он сказал им:
–В тот час против нашего монастыря остановился епископ Стефан на пути в Москву, поклонился Пресвятой Троице и благословил нас грешных.
Некоторые из учеников Преподобного тотчас же поспешили к указанному месту, потом нагнали святого Епископа и убедились, что все произошло именно так, как сказал Преподобный.
Среди учеников преподобного Сергия был один, по имени Андроник, происходивший из того же города Ростова, откуда был родом сам Преподобный. Еще в юных летах он пришел в монастырь Живоначальныя Троицы и был принят им в число иноков. Здесь он подвизался много лет, украсил себя добродетелями и подъял много трудов; посему и Святый сильно любил своего ревностного ученика. У Андроника было желание построить свою обитель и ввести в ней общежитие. И желание это исполнилось. В то время митрополитом Московским был святой Алексий; тесная дружба и узы братской любви соединяли Святителя с блаженным Сергием. Однажды, посетив монастырь, Алексий сказал Сергию:
–Возлюбленный, хочу просить у тебя одного благодеяния. Я хочу, если Бог поможет, построить монастырь. Когда мы плыли из Константинополя, поднялась сильная буря, так что мы едва не погибли. Все начали молиться Богу. Тогда я дал обет построить храм во имя того святого, память которого празднуется в тот день, когда Господь дарует нам высадиться на берег. С того часа буря прекратилась, наступила тишина, и мы достигли берега 16 августа, теперь желаю исполнить свой обет – построить церковь в честь Нерукотворенного образа Господа нашего Иисуса Христа; при ней хочу устроить общежительный монастырь. Посему прошу тебя, дай мне возлюбленного ученика твоего Андроника.
Преподобный с готовностью исполнил просьбу митрополита. Святый Алексий отправился в Москву и здесь на берегах Яузы основал монастырь, а игуменство в нем поручил Андронику. Спустя несколько времени сам преподобный Сергий прибыл в новую обитель; благословил ученика своего. Преподобный Андроник мудро управлял монастырем, к нему присоединилось множество монахов, а по смерти его следующим игуменом стал его послушник святой Савва. В то время в монастыре было много насельников, и среди них преподобный Андрей (Рублев), великий иконописец, превосходивший всех своим умом и выделявшийся внушающими почтение сединами.
Имя Преподобного связано с основанием еще одного монастыря в Москве, именно Симоновского. Феодор, племянник Сергия, долгое время пребывал в обители великого подвижника, живя с ним в одной келье и процветая добродетелями. Все удивлялись тому, что Феодор никогда ничего не скрывал от своего наставника игумена, но исповедывал ему всякий помысл. Когда он был уже священноиноком, то пожелал основать где-либо свой монастырь и рассказал о том преподобному Сергию. И подвижник согласился отпустить его, а вместе с ним и тех из братий, которые хотели за ним следовать. Феодор избрал место для основания новой обители вблизи Москвы, называемое Симоново. Преподобный Сергий пришел осмотреть избранное место, нашел его удобным и дал свое благословение на постройку новой обители. Слава о добродетельной жизни Феодора стала широко распространяться, число иноков его обители все возрастало. Сам преподобный Сергий неоднократно посещал сию обитель и принимал участие в трудах братии. Спустя некоторое время святой Феодор был возведен в сан архиепископа Ростовского и своими добродетелями светло сиял там, подобно яркому светильнику, до самой своей кончины, последовавшей 28 ноября 1394 года.
Преподобный Сергий еще при жизни, будучи во плоти, сподобился иметь общение с бесплотными. Однажды святой игумен совершал Божественную литургию вместе с братом своим Стефаном и племянником Феодором. В церкви тогда среди прочих находился также Исаакий молчальник. Со страхом и благоговением, как и всегда, совершал святый великое таинство. Вдруг Исаакий видит в алтаре четвертого мужа, в чудно блистающих ризах и сияющего необычайным светом; при малом входе с Евангелием небесный служитель следовал за Преподобным, лицо его сияло, как снег, так что невозможно было взирать на него. Чудное явление поразило Исаакия, он отверз уста свои и спросит рядом стоящего с ним отца Макария:
–Что за дивное явление, отче? Кто сей необыкновенный муж?
Макарий также был сподоблен видения; изумленный и пораженный им, он отвечал:
–Не знаю, брате.
По окончании литургии иноки приступили к Святому и спросили его; тогда Преподобный сказал им:
–Чада, если Сам Господь Бог открыл вам, то могу ли я утаить сие? Тот, кого вы видели, был ангел Господень; не только ныне, но и всегда, когда мне недостойному приходится совершать литургию, он, Божиим изволением, служит вместе со мною. Вы же никому не говорите, что видели, пока я жив.
Около полутораста лет прошло с тех пор, как Русскую Землю завоевали ордынцы. Тягостно и унизительно было иго сих грозных завоевателей. В это время Божиим попущением за грехи людские один из ханов ордынских, нечестивый Мамай, поднялся на Русь со всеми своими несметными полчищами. Великий князь Димитрий Иоаннович также стал готовиться к войне, но прежде чем выступить в путь, он отправился в монастырь Живоначальной Троицы, чтобы поклониться Господу и испросить благословения на предстоящий поход у святого игумена обители.
Осенив Князя честным крестом, Преподобный пророчески изрек:
–Иди, господин, небоязненно; Господь поможет тебе против безбожных: победишь врагов своих.
В то самое время в обители Сергиевой подвизались два инока: Александр Пересвет и Андрей Ослябя; в миру они были боярами-воинами, опытными в ратных делах. Этих иноков-воинов и просил князь у преподобного Сергия; старец тотчас же исполнил просьбу Димитрия Иоанновича; он приказал возложить на иноков схиму с изображением креста Христова.
7 сентября 1380 года ополчение достигло Дона, переправилось через него и расположилось на знаменитом поле Куликовом, готовое встретить грозного врага. Утром 8 сентября, в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы, войско стало готовиться к бою; перед самою битвою пришли иноки Троицкой обители, посланные от преподобного Сергия. Святой игумен хотел укрепить мужество Князя: он передает ему благословение Пресвятой Троицы, присылает Богородичную просфору и грамоту, в которой предрекает, что Господь дарует ему победу. Весть о посланниках Сергиевых быстро разнеслась по полкам и вдохновила воинов мужеством.
Тысячи доблестных воинов русских пали в тот день, но вдвое более было побито ордынцев, и битва окончилась совершенным поражением неприятелей.
Во все время, пока происходила Куликовская битва, преподобный Сергий, собрав братию, стоял с нею на молитве и усердно просил Господа, чтобы Он даровал победу православному воинству. Имея дар прозорливости, Святой ясно видел как бы перед своими глазами все то, что было удалено от него на большое расстояние; он поведал братии о победе русских, называя павших по именам, сам приносил о них моление.
С величайшей радостью возвратился в Москву Великий князь, получивший за славную победу над ордынцами прозвище Донского, и немедленно отправился к преподобному Сергию, благодарил святого игумена и братию за молитвы и сделал щедрый вклад в монастырь. Памятуя об обещании, данном перед битвой построить монастырь, Великий князь при помощи преподобного Сергия, выбравшего место и освятившего храм новой обители, воздвиг общежительный монастырь в честь Успения Пресвятой Богоматери на реке Дубенке. Игуменом там поставил своего послушника святого Савву, и многие братия вступили в тот монастырь.
Великий князь Димитрий Иоаннович, желая построить монастырь в Коломне, в местечке, называемом Голутвино, усердно просил святого Сергия благословить то место и воздвигнуть церковь. Движимый любовью к Великому князю, Преподобный отправился в Коломну пешим – он всегда имел такой обычай – благословил то место и воздвиг церковь во имя Богоявления Господня. По просьбе Великого князя он дал для новой обители одного из своих учеников священноинока Григория, мужа благоговейного и благочестивого; вскоре и эта обитель, где также было установлено общежитие, Божиею благодатью, процвела во славу Единого, в Троице славимого Бога.
По просьбе другого Князя, Владимира Андреевича, Преподобный благословил место в Серпухове для монастыря в честь Зачатия Пресвятыя Богородицы. В этот монастырь, называемый Высоцким, Святой послал строителем по настойчивой просьбе Князя одного из своих самых любимых учеников, Афанасия. Так преподобный Сергий благословлял многие обители и посылал туда своих учеников. И духовные сыны его и сыны сынов его как звезды светили и сияли во все стороны чудным житием своим всем на пользу.1
___
1 Многочисленные ученики и собеседники преподобного Сергия основали до тридцати монастырей на севере Руси: в древнем Заволжьи, в лесах Новгородского, Вологодского и Костромского края.
Равноангельская жизнь Преподобного, необычайное его смирение и труды на пользу Церкви внушили святому митрополиту Алексию желание иметь блаженного Сергия своим преемником и заместителем. Достойный пастырь стада Христова, замечая, что уже приближается кончина его, призвал к себе преподобного Сергия и, взяв свой митрополичий параманд с золотым крестом, украшенным драгоценными камнями, подал его Преподобному. Но великий подвижник, смиренно поклонившись, сказал:
–Прости мне, владыко святый, от юности не был я златоносцем, а в старости тем более желаю пребыть в нищете.
Долго убеждал Преподобного блаженный святитель Алексий. Но возлюбивший смирение Сергий остался непреклонным.
Видя, что Святой остается непреклонным, архипастырь перестал говорить ему об этом: он боялся, как бы Преподобный не ушел в более отдаленные места и пустыни и Москва не лишилась бы такого светильника. Утешив его духовною беседою, Святитель с миром отпустил его в обитель.
По прошествии некоторого времени святой митрополит Алексий скончался (12 февраля 1378 года); тогда все усиленно просили Сергия воспринять Российскую митрополию. Но Преподобный пребывал непреклонным.
Однажды ночью блаженный Сергий стоял пред иконою Пречистой Богородицы, совершая свое обычное правило, и, взирая на святой лик Ее, молился и воспевал благодарственный канон Ей. Вдруг он изрек своему ученику Михею:
–Чадо, бодрствуй и трезвись! В сей час к нам будет неожиданное и чудесное посещение.
Лишь только произнес он эти слова, внезапно послышался голос, говорящий:
–Се, грядет Пречистая.
Услыхав этот голос, Святой поспешно вышел из келлии в сени; здесь осиял его великий свет ярче солнечного сияния, и он сподобился узреть Пречитую, сопровождаемую двумя апостолами – Петром и Иоанном; необычайный блеск окружал Богоматерь. Не вынося необычайного сияния, святой пал ниц. Пречистая же прикоснулась к святому Своими руками и сказала:
–Не ужасайся, избранник Мой! Я пришла посетить тебя, ибо услышаны твои молитвы об учениках. Не скорби больше об обители своей: отныне она будет иметь изобилие во всем не только при жизни твоей, но и по отшествии твоем к Богу. Я же никогда не оставлю места сего.
Изрекши это, Пречистая стала невидима. Святой был поражен великим страхом и трепетом. Придя в себя через несколько времени, он увидел, что ученик его лежит, как мертвый. Святой поднял его; тогда Михей стал кланяться в ноги старцу, говоря:
–Отче, Господа ради, расскажи мне, что это за чудное явление; едва душа моя не разлучилась с телом, столь блистательно было сие видение.
Святой же был объят великою радостью; даже лицо его сияло от несказанного ликования; он не мог промолвить ничего другого, как только:
–Чадо, помедли немного, ибо и во мне от чудного видения трепещет душа!
И некоторое время Преподобный стоял молча; потом сказал своему ученику:
–Позови ко мне Исаака и Симона!
Когда они пришли, то Святой рассказал им все по порядку, как он видел Пречистую Богородицу с апостолами, и что Она изрекла ему. Услышав это, они исполнились великой радости, и все вместе совершили молебен Богородице; Святой же провел без сна всю ту ночь, размышляя о милостивом посещении Пречистой Владычицы. (Случилось это в 1388 году, за четыре года до кончины Святого).
Однажды прибыл в Москву из Царьграда некий епископ; он много слышал о святом угоднике Божием, но не верил этому.
–Может ли, думал он, появиться в сих странах такой великий светильник? Рассуждая так, он задумал отправиться в обитель и своими глазами посмотреть на старца. Когда он приближался к монастырю, им овладел страх; а лишь только вошел в обитель и взглянул на святого, тотчас же ослеп. Тогда Преподобный взял его за руку и ввел в свою келлию. Епископ со слезами начал умолять Сергия, поведал ему о своем неверии, просил о прозрении, каялся в своем согрешении. Смиренный игумен прикоснулся к его глазам, и епископ тотчас прозрел. Тогда Преподобный кротко и мягко стал беседовать с ним и говорил, что не следует возноситься; епископ же, прежде сомневавшийся, стал теперь всех уверять, что Сергий воистину человек Божий и что Господь сподобил его узреть земного ангела и небесного человека.
Однажды Преподобный совершал Божественную литургию. Ученик его Симон, муж испытанной добродетели, тогда был екклисиархом.1 Вдруг он видит, что по Святому Престолу носится огонь, озаряя алтарь и окружая служащего Сергия, так что Святой был объят пламенем с головы до ног. А когда Преподобный приступил к принятию Христовых Таин, огонь поднялся и, свившись, как бы некая дивная пелена, погрузился в Святую Чашу, из которой и причастился святой Сергий. Видя это, Симон пришел в ужас и стоял в безмолвии. Причастившись, Преподобный отошел от Святого Престола и, поняв, что Симон сподобился видения, запретил ему рассказывать об этом кому-либо:
___
1 Екклисиарх (слово греческое, значит: начальник храма) обязан был наблюдать за церковным зданием и чистотой в нем, за всеми принадлежностями храма, а также за порядком Богослужения в монастыре, по указаниям церковного устава.
–Не говори никому, что ты видел, до тех пор пока Господь не призовет меня к Себе. И оба они стали горячо благодарить Творца, явившего им такую милость.
Прожив много лет в большом воздержании среди неусыпных трудов, совершив много славных чудес, Преподобный достиг глубокой старости. Ему исполнилось уже семьдесят восемь лет. За шесть месяцев до кончины, провидев свое отшествие к Богу, он призвал к себе братию и поручил старейшинство в монастыре своему ученику Никону, который хотя и молод был летами, но умудрен опытностью духовною. А сам предался совершенному безмолвию и стал готовиться к отшествию из сей временной жизни. В сентябре месяце он впал в тяжелый недуг и, почувствовав приближение кончины, призвал к себе братию и в последний раз обратился к ней с поучением и наставлением; он увещевал иноков пребывать в вере и единомыслии, умолял их сохранять чистоту душевную и телесную, завещал питать ко всем нелицемерную любовь, советовал им удаляться от злых похотей и страстей, наблюдать умеренность в пище и питье, убеждал не забывать страннолюбия и быть смиренными, бежать от земной славы. Наконец он сказал им:
–Я отхожу к Богу, меня призывающему, и поручаю вас Всемогущему Господу и Пречистой Его Матери; да будет Она вам прибежищем и стеною от сетей и козней вражиих.
В самые последние минуты Святой пожелал сподобиться Святых Таин Христовых. Уже он не мог сам подняться со своего ложа: ученики благоговейно поддерживали под руки своего учителя, когда он в последний раз вкушал Тела и Крови Христовых; затем, воздев свои руки, он с молитвой предал Господу чистую свою душу. Это было 25 сентября 1392 года. Лишь только Святой преставился, несказанное благоухание разлилось по его келлии. Лицо праведника сияло небесным блаженством, казалось, он опочил глубоким сном.
Лишившись своего учителя и наставника, братия почувствовали себя осиротелыми, сильно скорбели и проливали горькие слезы, с надгробными песнями и псалмопениями они погребли честное тело Святого, положив его в церкви Живоначальной Троицы, на правой стороне ее.
Оставив братию видимым образом, преподобный Сергий не оставлял с нею общения невидимого.
Осенью 1408 года, когда игуменом был ученик Преподобного Никон, к пределам Московским стали приближаться татары под предводительством свирепого Эдигея. Преподобный Никон долго молил Господа, чтобы Он сохранил обитель Своего угодника и защитил ее от нашествия грозных врагов; при этом он призывал имя великого основателя обители – преподобного Сергия. Раз ночью после молитвы он присел, чтобы отдохнуть, и забылся дремотой. Вдруг он видит святителей Петра и Алексия и с ними преподобного Сергия, который изрек:
–Господу было угодно, чтобы иноплеменники коснулись сего места; ты же, чадо, не скорби и не смущайся: обитель не запустеет, а процветет еще более.
Затем, преподав благословение, святые стали невидимы. Придя в себя, преподобный Никон поспешил к дверям, но они были заперты; отворив их, он увидел святых, идущих от его келлии. Тогда понял он, что это был не сон, а истинное видение. Предсказание преподобного Сергия скоро исполнилось: татары разорили обитель и сожгли ее. Но, предупрежденные таким чудесным образом, иноки временно удалились из монастыря, а когда враги отступили от Московских пределов, Никон, с Божиею помощью и по молитвам преподобного Сергия, снова отстроил обитель и воздвиг деревянный храм в честь Пресвятой Троицы.
Прошло уже тридцать лет после преставления преподобного Сергия, когда Господь восхотел еще более прославить Своего угодника. В это время близ монастыря жил один благочестивый человек; имея великую веру к святому, он часто приходил ко гробу Сергия и усердно молился угоднику Божию. Однажды ночью после горячей молитвы он впал в легкий сон; тогда ему явился святой Сергий и сказал:
–Возвести игумену обители: зачем оставляют меня так долго под покровом земли во гробе, где вода окружает мое тело?
Пробудившись, тот муж исполнился страха, но вместе с тем почувствовал в сердце своем необычайную радость, немедленно рассказал он о видении ученику преподобного Сергия Никону, бывшему тогда игуменом. Никон поведал братии, и велико было ликование всех иноков. Слух о скором открытии мощей угодника Божия распространился далеко, и много людей стекалось в обитель. Лишь только собравшиеся открыли гроб Преподобного, тотчас великое благоухание распространилось кругом. Тогда увидели дивное чудо: не только честное тело преподобного Сергия сохранилось целым и невредимым, но тление не коснулось даже и одеяния его. Видя это, все возрадовались и восхвалили Бога, прославившего Своего угодника. С ликованием были положены святые мощи Преподобного в новую раку. Обретение мощей преподобного Сергия последовало 5 июля 1422 года, в память чего и было установлено празднование.
Невозможно умолчать о чудесах угодника Божия, но не легко и описать их: так велико число их, так различны они. Но особенно много чудес было совершено преподобным Сергием в тягостное время осады Троицкого монастыря поляками. Своими явлениями Святой хотел ободрить мужество защитников славной обители и укрепить всех православных людей, а иногда – чтобы пригрозить врагу. Осаждавшие видели, как по монастырским стенам ходили два светозарых старца, похожие на чудотворцев Сергия и Никона; и один из них кадил монастырь, а другой кропил его святою водою. Молитвы преподобного Сергия спасли его обитель от разорения: разбитые несколько раз, после шестнадцатимесячной осады, враги в страхе отступили от стен Троицкой обители.
После революции в России монастырь преподобного Сергия был закрыт, а его святые мощи были выставлены на поругание в музее атеизма. Когда однако религия снова стала "полезна" для советского правительства во время Второй Мировой войны, монастырь вновь открыли и возвратили туда мощи. Сегодня великое множество людей приходит в Троице-Сергиеву лавру почтить мощи Святого. Даже и в наши страшные времена исполняется обещание Пресвятой Богородицы не оставлять монастырь угодника, и все еще, спустя шесть столетий после его кончины, у преподобного Сергия есть ученики – последние от множества "птиц" из прижизненного видения его.
Преподобный Сергий, отец многих обителей и игумен Северной Фиваиды, продолжает по-прежнему печалиться и хранить Русскую Землю, у Престола Господня творя непрестанную молитву о порабощенном русском православном народе, который все еще питает надежду освободиться от безбожного ига и увидеть расцвет православного монашества в духе великого Радонежского святого.
Свидетельство о публикации №224072301689