Воспоминание о службе в армейке. Глава. 52 Мемуары

Глава. 52          Военная служба на станции Сулук.




Два солдата из стройбата – заменяют экскаватор, а солдат из желдорбата - заменяет взвод стройбата !

Солдатская поговорка




Железнодорожная станция Сулук является частью Дальневосточной железной дороги. При станции образован одноимённый посёлок Верхнебуреинского района Хабаровского края, в котором на момент нашей служебной командировки проживало около 1 100 жителей.

Именно восточный участок БАМа и поселение Сулук и стала для нас выпускников Волгоградской учебки новой вехой в нашем послужном списке. Только здесь, вдали от родных пенатов, в круговерти ежедневных тяжёлых трудовых армейских будней и можно было начать жизнь с чистого листа.

Зимы здесь малоснежные, суровые и продолжительные. Лето в свою очередь жаркое и с большим количеством осадков. Температура в зимнее время года достигает до - 37°C, а в летнее - до + 35°C. Основные пути следования через станцию Сулук: Комсомольск-на-Амуре - Тында и Тында - Комсомольск-на-Амуре.

Кратковременные остановки поездов на станции длятся не более 05 минут. По иронии судьбы отряд «Хабаровский комсомолец» тогда построил в Сулуке здание железнодорожного вокзала. Кстати, в переводе с эвенкийского Сулук означает – «Богатое место».

И в то время авторитетная комиссия признала вокзал лучшим на Восточном участке БАМа. Но по истечении срока в восемь лет здание вокзала в Сулуке стало памятником головотяпству и скудоумию.

Вместо того, чтобы вбить железобетонные  сваи на восемнадцать метров на вечной мерзлоте, их вбили из соображений экономии только на восемь метров. А потом железнодорожники стали спускать горячую воду под здание.

Пластина поверхности вечной мерзлоты начала таять, а сваи фундамента разрушаться - вот здание вокзала и просело. И вообще, некоторые виды Сулука напоминают «пейзаж после битвы». По берегам реки Сулук (Хулук – «тополь» прим. от авт.) растут тополя. Издавна из них местными жителями изготавливались лодки - долблёнки для рыбалки.

Огромное, некогда красивое, двухэтажное здание встречает ныне поезда в таком состоянии, будто здесь проходили военные действия: стёкла и двери отсутствуют, а облицовочная плитка местами оторвана. Это величественный монумент запустению в два этажа.

Внутри только голые стены и колонны - подпорки. Впрочем, даже сейчас можно представить, как изначально выглядел вокзал. На фронтоне почти полностью сохранилась мозаика, где изображены военные и гражданские строители новых посёлков.

Личный состав нашего полка ЖэДэВэ  расположился на станции Сулук вблизи железнодорожного вокзала на возвышенности. После короткого построения и доведения командирами подразделений  насущных задач для взводов и рот мы вооружились кирками, ломами, а также лопатами и топорами и вскоре разбили палаточный городок.

В каждую палатку установили 06 - 07 двухярусных кроватей, рассчитанных на 12-14 бойцов, то есть отделения военнослужащих. Кроме того внутри каждой палатки была «а - ля буржуйка» – металлическая печь сферической формы.

А если кто - то из читателей пользовался военной буржуйкой, то он знает, что эта печка работает нормально только при полном нагреве. И если она начинает остывать, то весь дым начинает поступать внутрь палатки.

По этой причине её необходимо держать постоянно в рабочем состоянии и учитывая напряжённый ритм труда истопника его меняли как часового на боевом посту, то есть через каждые два часа !

Куда ни глянешь вокруг нашего палаточного городка – вздыбленные вершины гор и угрожающие утесы. Мелкие скалы, словно живые грозные чудовища, приподнимались над бамовским посёлком.

Вскоре чрева армейских палаток наполнилось жарким дыханием установленных «буржуек», и серый дымок потянулся из многочисленных труб в тёмное небо посёлка под названием Сулук.

А от дымящих полевых кухонь доносился дразняще - аппетитный запах готовившейся пищи. И всё это, на фоне горных хребтов, тонущих в утренних сумерках, обагрённых лучами восходившего из - за горизонта солнца.

Эти прячущиеся в пряной дымке горы и вправду чем - то радовали нас. Личный состав подразделений дружно приступил к обустраиванию территории палаточного городка полка ЖДВ.

Надо заготавливать дрова, вернее распиливать их на короткие чурбаки, чтобы в буржуйку легко ложились. Бойцы окапывали каждую палатку снизу по краям, присыпая края комьями земли. Климат на БАМе стоял резко континентальный и если днём жара стояла за + 30 С, то ночью температура стремительно падала к нулю.



Продолжение следует …


Рецензии
Вот они, солдатские трудовые будни. Гвозди бы делать из этих людей, как писал Маяковский. Где-то он был прав - гвозди, не гвозди, а вкалывать приходилось нашему брату-солдату на всю катушку. И ничего - тогда это воспринималось как норма, как что-то почти обыденное и совершенно необходимое. Дембель-то светил впереди путеводной звездою, и он был где-то невдалеке.
С интересом непроходящим

Владимир Радимиров   21.12.2024 07:08     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.