Сахаров в контексте времени
И в самом деле, Андрей Дмитриевич только этого, наивысшего признания человечества за свои заслуги пока и не удостоен. Государство, взрастившее гения, высоко оценило и труды Сахарова: он награжден за научные достижения Ленинской и Сталинской премиями, стал трижды Героем СССР. Не обделен, не обижен, работал в научной среде самого высокого уровня.
Что замечательно в этом фильме и является в некоторой степени даже открытием для широкой публики, так это прежде не предаваемая широкой гласности реакция высшего руководства страны на предостережения Сахарова об опасности изобретенного им оружия. Его услышали, соответствующим образом реагировали, корректировали международную политику.
Вынуждена думать, что заданность интонации фильма выставляет Сахарова этаким борцом-одиночкой. Ведь здесь же приведен пример катастрофической гибели группы ученых при запуске ракеты на Байконуре, а уж после испытания сверхмощной бомбы, когда взрывная волна обошла вокруг всей планеты, не могла наша власть не осознать страшной угрозы применения такого оружия. Как, впрочем, и власти западных стран. Этот голос факта был впечатляющим, он и привел к мирным инициативам, договоренностям о нераспространении ядерного оружия, о взаимном контроле.
Казалось бы, незначительный акцент, перенесенный с реальных достижений - на общественные камлания, и вот уже все восторги и преклонение просвещенной публики достаются не отцу ядерной бомбы, а борцу с собственной страной. Господа, да это в борьбе Запада со всей советской идеологией самый весомый, самый ранний выигрыш, еще до появления комбайнера Горбачева во власти!
Какие притеснения советского режима были излишними и тяжкими по отношению к академику Сахарову после его перехода от научной работы к общественной? Носитель секретной информации, передающий статьи в самиздат, к последующей публикации на Западе, и должен быть ограничен в контактах! Более того, его вторая жена Елена Боннэр, которая продолжала курсировать между областным центром Горьким, куда из Москвы переселили Сахарова, в столицу, осуществляла его связь с международным сообществом в полной мере. Его сыну дали уехать за границу, а после демонстративных голодовок Сахарова – и любимой девушке сына Лизе.
Сахаров, живя в Горьком, громко сокрушался, что лишен научной среды и возможности плодотворно работать. Но после того, как Горбачев позволил ему вернуться в столицу, академик с головой ушел в общественную диссидентскую деятельность. И тут он получил всё, чего добивался! От Запада – Нобелевскую премию, от родной страны – избрание в высший орган власти, стал депутатом Верховного Совета СССР, выступал, раздавал интервью и добивался, добивался Свободы.
Заметим, что он оставался носителем секретной информации научного и военного порядка. Всего лишь шаг оставался до того немыслимого момента, когда не наши военные выскочили за рубеж, а ОТТУДА – в наши военные и научные закрытые учреждения явились наблюдатели и контролеры.
Впрочем, это осталось уже за кадром благостного повествования о героической борьбе изобретателя самой мощной бомбы – за мир во всем мире и всеохватной неограниченной свободе.
Под дивную музыку пафосный голос за кадром вещает о Садах Сахарова в Иерусалиме, что почти уже равноценно причислению к лику святых!
Остается добавить самое главное, ради чего я стучу на клавиатуре: фильм снят не в 90-х годах, вскоре после смерти нашего героя на все времена. Он снят в 2021 году. То есть его создатели, перечисляющие в финале весомые открытия Андрея Дмитриевича Сахарова в физике и астрономии, как-то стыдливо умалчивают его (или – Госдепа США?) завоевания в миротворческой деятельности. Разрушена огромная держава, в основе которой все же была социальная политика, но на смену Советскому Союзу лихорадочно возводился Евросоюз, куда перескакивали отвалившиеся огрызки СССР. Запад открыл для себя огромный рынок, изо всех сил способствуя уничтожению индустрии некогда могущественного конкурента. Варшавский договор прекратил свое существование, а НАТО растопырился до самых границ России.
Ау, правозащитники, наши и …или в свободном мире таковых нет, и в них не нуждаются? Пробавляются теми, которые спешно кинулись в Европу и Америку – обслуживать дальнейшее разрушение русского мира, до основания?
Так я проявлю все же настойчивость: правозащитники, вы своих соплеменников от русофобии защищать не собираетесь? Запрет куда бы то ни было летать, ездить, выражать своё мнение всем русским исключительно по национальному признаку, вы, наследники Сахарова, не осуждаете? То есть игра теперь исключительно в одни ворота, в свои собственные?
Там, где цветут и пахнут Сады Сахарова, Израиль беспощадной военной операцией расширяет свои владения, вытесняя палестинцев с земли обетованной. Кто будет протестовать, может быть, писательница Дина Рубина, которую выпестовала русская земля, а она с высоты своего писательского великолепия теперь смачно плюет на неё!?
За минувшие сто лет можно бы уже понять, что нет на нашей Земле никаких общечеловеческих ценностей, есть неустанная и непримиримая борьба интересов. Межгосударственных, конкурентных. С нарушением всех ранее установленных прав и правил, с диверсионной и террористической дозволенностью самим себе – и категорическим отрицанием прав и свобод для конкурентов. Диссидентство – один из приемов этой диверсионной деятельности. На той стороне могут играющего в их пользу героя сделать Нобелевским лауреатом, основать его музеи и сайты, принять в своих пенатах и обеспечить благами на всю оставшуюся жизнь.
Кто-то из этих «борцов» скончался еще в СССР, кто-то затихарился в Майами, но все эти ельцины, козыревы, скрипали, сахаровы, горбачевы, чубайсы, гайдары и их мелкие родственники, дети и внуки, получившие прибежище в Америке или Израиле, получат в истории свою оценку.
Вы не уверены? И я не очень уверена. Что не мешает лично мне уже сегодня по заслугам оценивать эту деятельность. Или мы не видим, чего они уже добились, а их последователи продолжают добиваться?
Меньше всего эта диссидентствующая публика печется о судьбах народа (или – всего человечества!), в основе – исключительно шкурный интерес. И почему кто-то думает, что Чубайс отличается от Сахарова? Теория большого взрыва или практика самой большой бомбы вовсе не добавляет чести академику, еще надо очень хорошо подумать, что Андрей Дмитриевич принес людям своей научной деятельностью и миротворчеством, благо или непоправимый вред.
Фильм, возводящий Сахарова чуть ли не в святые, остался где-то там, в советской, искаженной западной пропагандой, действительности. В наше время шагнуть побоялся. Или – Госдеп такую задачу не ставил, оставаясь на прежних великодержавных амбициях США, которым должны служить ВСЕ, и нынешние релаканты, и покинувшие этот мир политики?
А еще говорят, что в России нет свободы мнений, да тут преобладание чужой пропаганды над собственными интересами выпирает со всех каналов! Вы прикиньте, сколько экранного времени в России отведено боданиям республиканцев с демократами где-то там, за океаном? Можно подумать, что от этой истерии вокруг Трампа и Байдена наша реальная жизнь зависит! Теперь вот Камаллу Харрис все эксперты будут усердно облизывать, пропади она пропадом. Стыдобища.
Свидетельство о публикации №224072300783