2. 19. Антикварные часы. Опасный вояж
Третий день в неизвестном доме «под замком» находилась мадам Ювар-Крыскина, ей надоело бездельничать, молчать, принимать и благодарить за еду и утренний кофе. Как и положено в науке, психика человека в такие минуты изоляции переходит на резервный, сберегающий режим, когда положительные эмоции получаются уже не из реальной жизни, а вытаскиваются из памяти и замещаются приятными воспоминаниями прошлого, яркими картинками, когда были счастливы.
Юварт, смотрела в окно, и не видела, что за окном жизнь идёт своим чередом: девушка по имени Фатима гуляет с двумя детьми дошкольных возрастов, пожилой мужчина ухаживает за садом, иногда по аллее проходит знакомая женщина. Она вспомнила свою маму, которая почти всю жизнь прожив во Франции, но разговорила всегда по-русски, сохранив старомодный говор:
- «Скушно», «Нарошно», «Яишница», «Горнишная» «Филипповская Булошная, там ма-сковские калачи с изю-мом», а окно называла «празорица», а слёзы то у меня «солоны». Давно ушёл этот мягкий, московский говор, но вспоминая своё детство, я начинаю говорить сама с собой, как будто разговариваю на материнском языке… Странно это….
А мамины руки, такие в морщинках, и некоторые пальцы от болезни искривились, но кожа на ладонях всегда такая нежная, когда она пыталась обнять меня, погладить по голове, а я делала вид, что сопротивляюсь, и говорила: «Мамам, не нужны мне эти телячьи нежности…». Глупая была, рано мне хотелось стать взрослой и самостоятельной, а теперь бы хоть на немножко стать той девочкой. Эх, не бывает.
Маму помню старенькой, когда она просила меня: «Доченька! Сядь со мной, поговори о чем-нибудь…», а я отвечала: «Что время за зря тратить, некогда про ерунду говорить, учиться, работать нужно…». Эх, вернуть бы это время, я бы с тобой мамам говорила и говорила бы, и не отходила бы …. А теперь и сама хочу, чтобы со мной кто-нибудь поговорил, одиночество – это страшно.
Почему-то по молодости кажется, что мама будет всегда, да, она стареет, слабеет, а ты, вроде бы, никогда не состаришься, и всегда будешь сильным. Вроде бы я, не глупая, многое знаю, на нескольких языках разговариваю, а простую жизненную истину не постигла, что старость наступает у всех и счастлив тот, у кого рядом будет такой близкий человек, который сядет с тобой и будет с тобой разговаривать о чём угодно, про любую ерунду, но не молчать и смотреть в потолок, как я сейчас здесь, рассмотрела все углы.
Что же ещё замечательного было в детстве? Помню, как с братьями и младшей сестрой ожидали Великий праздник: «Рождество Христово», сказочные витрины, огни, рождественские елка и мама успевает сшить новое платье с бантом, шила она хорошо, белошвейкой работала, долгими ночами стучала её швейная машинка, а утром нам выдавали по одному круассану, ох какой он вкусный превкусный был, более вкусного в жизни я ничего не ела….
Ещё помнится дедушка, его руки пахли морем и рыбой, он любил гулять со мной по городу и всегда в лавке у одного сирийца покупал мне вкусную халву или сахарную вату, пастилу, сладкие орехи, и так этому радовался. Да, дедушка я обязательно верну твои любимы часы, я должна узнать правду твоего последнего дня, я найду, сколько бы мне это не стоило.
В комнату вошла молодая женщина, которая опять молчала, но было такое ощущение, что она что-то мне хочет сказать. И тогда мадам Юварт сама решила первой с ней поговорить, хоть о чём-нибудь, о какой ни будь ерунде.
- Как Вас звать-величать, «новая русская»? Давайте познакомимся. Я, из старинного, известного, хорватско-венгерского рода Ювартов, мой дедушка, барон фон Юварт проживал в Царской России, но революционерами был изгнан из страны вместе со своей семьёй, революция сделала их эмигрантами-белогвардейцами, трудно было выживать в чужой стране, без средств к существованию. Турции для них стала второй родиной. Позже мои родители выехали через Балканы в Европу, я родилась и училась искусству в Париже.
Я, художник-ювелир, люблю настоящие художественные изделия, которые Вы назвали ветошью и фальшивкой. Например, этот портсигар, который Вы мне любезно оставили, является дорогим, антикварным ювелирным изделием начала 20 века, изготовлен из серебра в уникальной технике литья с внутренней позолотой, украшен узором из серебряной проволоки, свитой в верёвочку. Эту технику называют скань или филигрань. Узор дополнен зернью и покрыт цветными вставками в технике горячей эмали, дополнен черчением, чтобы выявить декоративный рельеф. По углам вставлены четыре сапфира с огранкой кабошон, то есть нижняя часть камня плоская, чтобы можно было прикрепить. Но самое ценное, это то, что на оборотной стороне клеймо, свидетельствующее об известной ювелирной фирме Карла Фаберже, Царская Россия
Вы, наверное, слышали про знаменитые «Пасхальные яйца» Фаберже, которые у современных коллекционеров чрезвычайно высоко оцениваются. К примеру самое последняя высокая цена за «ротшильдовское» яйцо составило на аукционе «Кристис» в США - 18,5 миллионов долларов. Но не все изделия найдены, по данным примерно 16 изделий еще не хватает. Представляю как будет взлетать их стоимость, если что-нибудь появится на антикварном рынке, или кто-нибудь выставит на продажу из своей коллекции.
Поэтому можно «прикинуть», сколько стоят другие предметы фирмы Фаберже. И этот мундштук, который Вы вилите, тоже изделие фирмы Фаберже, конечно, хоть и относится к Фаберже, но является одним из недорогих произведений, но все же это Фаберже. Сделан он из серебра с позолотой, украшен нефритом и рубином, драгоценным камнем. Я даже больше скажу, что нефрит из Китая, а рубин обработан в Индии.
Вы спросите, почему я такие дорогие, антикварные предметы ношу с собой, я отвечу, что украсть их, конечно, можно, но продать их нельзя, они в мировых каталогах числятся за мной и только я имею право выставить их на аукцион, а по-другому они не продаются. Безусловно, есть чёрный рынок, но там другие цены и настоящий коллекционер не заинтересован, потому что высокий антиквариат – это залоговое имущество, а с нелегальным имуществом банки не будут иметь дело. Никто не рискнет себя подставить. Торговля антиквариатом – это особый мир и тоже искусство.
А про мои кольца и браслеты, которые Вы назвали фальшивкой, я тоже могу много поведать. Ну, пожалуй, на сегодня достаточно рассказов, а то, если меня «завести», то буду бесконечно говорить об ювелирном искусстве разных стран, времен и народов. Турецкое золото – в основном, низкопробное, поэтому дешёвое, а вот турецкое, старинное серебро до османского периода ценится на рынке антиквариата, конечно, не Фаберже, но есть отдельные весьма ценные экземпляры.
Кстати, у Вас я вижу красивый винтажный, турецкий браслет из серебра в технике филигрань, зернь, который, однозначно, не сочетается с другими золотыми кольцами руках и с ажурным колье в технике ажурной скани, которые на Вас надеты. Простите, но в Вашем образе нет единого стиля.
Молчаливая женщина перестала молчать и заговорила, она поблагодарила мадам, что много интересного узнала, и робко спросила:
- А могли бы Вы, мадам Юварт высказать своё мнение о моих, личных украшениях? Я сейчас принесу некоторые ювелирные изделия.
В шкатулке находился обычный набор русской современницы: золотые кольца, цепочки, подвеска, отражающие знак зодиака, подвеска-крестик, но не православных христиан и сережки. Стиль всех изделий - разноплановый, то есть нет комплекта. Да, кто из женщин, покупая, или принимая в подарок ювелирное украшение, думает о стиле, стилистике, комплектности, образе?
Мадам Ювар-Крыскина, быстро взглянув на драгоценности, произнесла:
- Татьяна, или Наталья, или Ольга! Вы, так и не представились. У меня к Вам будет один вопрос: «Что Вы от меня хотите?» Цены своих изделий, наверное, Вы знаете или догадываетесь. Или Вы хотите знать моё мнение о художественном уровне изделий?
Женщина робко ответила:
- Моё имя – Люба. Да, я из России, это мои дети, но больше обо мне ничего не спрашивайте. Да, мне хотелось бы узнать, имеют ли эти украшения художественную ценность?
Мадам Юварт, после нескольких дней одиночества, заговорила с большой радостью:
- Наконец-то, мне приятно с Вами познакомиться. Люба или Любовь, Любава Любушка. Любаша! Это праславянское, христианское имя. Ваше имя вполне соответствует Вашему внешнему виду, а украшения про Вас ничего не говорят. Пойми, я Вас не осуждаю, потому что так большинство женщин поступает, а многие русские женщины особенно любят золото и, чтобы всё моё было на мне. И в таком виде могут пойти, и на рынок, вызывая зависть у всех воров и бандитов, и на официальное мероприятия, и на пляж в золотых украшениях, и даже в море, не снимая, с ними купаются.
Да, восточные женщины тоже любят украшать себя, особенно в Индии, но это другие украшения, они не случайные, это полный набор символов и знаков, там мало золотых, драгоценных вещей, много так называемой бижутерии из бус и фантастически окрашенных камней.
Мне достаточно взглянуть и сразу скажу, что уникальных, художественных, антикварных изделий здесь нет. Если Вам нравятся эти украшения, то и носите их с удовольствием, тем более что многие из них имеют память, наверное, были приобретены по какому-нибудь случаю. А, если Вы ис христианка, то поинтересуйтесь, какая форма православных христиан, и желательно, освятить его в церкви.
А вот эта шкатулка, которую Вы используете для хранения украшений, мне понравилась, и, скорее всего, она не турецкая, а из Марокко, горного района Антиатлас. В этих отдалённых и труднодоступных местах проживают в основном берберы, это общее название несколько этнических групп, относящихся к коренным жителям Северной Африки, которые не подверглись ассимиляционному процессу и сохранили традиционный образ жизни. Они были христианами, но в позднее средневековье приняли ислам, и стали мусульманами-суннитами, что, естественно, отразилось в предметном искусстве. Наличие серебряных рудников способствовало развитию ювелирного промысла, и берберские украшения представляет интерес для искусствоведов как своеобразный пласт северо-африканской этнической культуры.
Я могу продолжить художественную экспертизу, но сразу предупреждаю, что мои знания – это товар, который дорого стоит, я бесплатно не работаю. Понимаю, что сейчас я нахожусь в зависимом положении, да, и Вы, тоже не самостоятельны, у Вас нет своих денег, и находитесь на содержании, наверное, своего супруга, который, следит за Вами, Вашими тратами и Вашим поведением, и, естественно, он не одобрит наше общение. Тогда я попрошу Вас, при удобном случае, перевести средства на помощь бездомным кошкам, и пообещайте, что регулярно будете кормить уличных животных со словами: «Мао, это Вам от мадам Юварт. Мао – переводится с китайского как «котик». Договорились?
Люба ответила согласием:
- Да, согласна. Я, итак, помогаю бездомным кошкам и котятам, здесь, в этом доме у меня живет четыре кота.
Мадам Юварт-Крыскина продолжила:
- Теперь о самой шкатулке, в которой нет случайных элементов, она проектирует исламскую модель мира, отражает «пять столпов» в исламской вере, пять основных обязанностей каждого мусульманина: 1. Исповедание (шахада); молитва (намаз, пять раз в день); 2. Пост (в месяц Рамадан); 3. милостыня (закят); 5. Паломничество (хадж). Соответственно, пять основных ценностей ислама: вера, жизнь, разум, продолжение рода, собственность, где во главе иерархии находится вера.
Эти пять столпов отражены в конструкции шкатулки, опирающейся на пятиугольник в плане и пять боковых стенок и крышки в виде купола как небесного свода, украшенного сверху бирюзой голубого цвета. Каждая из пяти пластин выполнена в форме архитектурных арок подковообразного типа, характерного для архитектуры народов Северной Африки.
Шкатулка сделана из берберского серебра, которое включает в состав никель и медь, поэтому заметен желтоватый оттенок. Оформление стенок в виде геометрических узоров в технике горячей эмали по скани. Кстати, непрозрачные эмали тоже говорят в пользу предположения, что это изделие из Северной Африки, так как другие марокканские изделия используюти прозрачные эмали.
Интересно цветовое решение. которое тоже символично и состоит из трёх цветов: зеленый, черный, белый. Зеленый — это священный цвет в исламе, как представления о красоте природы в райской жизни, где вечно всё зеленеет, чёрный цвет считается самым чистым, цветом флага Мухаммеда, а белый цвет - символ добра и непорочности. Данный колорит говорит о более раннем времени исполнения, потому что в современных марокканских ювелирных изделиях преобладают: синий, зеленый и желтый, как символ света и приближение к цвету золота.
Таким образом, я могу сделать вывод, что шкатулка относится к началу 20 веку, изделие берберов из Марокко, в стиле раннее-исламских канонов. Этот редкий предмет может быть интересен частным коллекционерам и этнографическим музеям, специализирующимся на этническом искусстве стран Магоиб.
Я понимаю, что Вы приобрели данную шкатулку случайно на рынке, в какой-нибудь одной из тысячи ювелирных лавок. как турецкий сувенир. Вряд ли Вы являетесь коллекционером или арт-дилером антикварного ювелирного искусства.
Люба, внимательно прослушав лекцию мадам Юварт-Крыскиной, воскликнула:
- Ого! Я и подумать бы не могла, что какой-то предмет обладает такой информацией, а Вы, мадам Юварт, оказывается такая эрудированная и так глубоко разбираетесь в украшениях и в искусстве. Простите, вначале я подумала, что какую-то старомодную старуху привели, да ещё и пьяную, с бутылкой. Наверное ей негде остановиться в турецкой столице .или она отстала от своей туристической группы, в этом густонаселенном городе с узкими улочками нетрудно затеряться.
Спасибо, очень интересно, теперь я на свою шкатулку совершенно другими глазами смотрю. Я поняла, что украшения, это не только золото и драгоценный камень, а ещё должно быть искусство и культура ношения. Да, Вы совсем по-другому смотрите предметный мир. Теперь я немного понимаю, зачем Вас сюда привели и поселили.
Мадам Юварт оживилась и заинтересовано переспросила:
- И зачем же я здесь? Будьте так любезны и выскажите Вашу гипотезу?
Женщина, собирая свои украшения в антикварную шкатулку, ответила:
- Я не знаю да мне запрещено на эти темы с Вами разговаривать, но я предполагаю, что Вы нужны как консультант по ювелирному товару.
Юварт-Крыскина, улыбнувшись, ответила:
- Нет, дорогая Любаша,это слишком мелко для меня, да и специалистов хватает, в том числе и в Турции. Здесь что-то другое, а вот что? Я пока сама не пойму. Мне уже надоела эта одиночная жилплощадь, я скучаю по своему любимому котику, по имени Цин, да и дел у меня много.
И продолжила:
- Может быть, мы не встретимся больше, сейчас, на всякий случай, скажу свой номер телефона, лично для Вас, и никому его не говорите, думаю, что пригодится. Постарайтесь запомнить, записывать не нужно. Это я Вам как опытный конспиратор говорю. Если по каким-то причинам не получится созвониться, то про меня можно узнать у директора галереи современного искусства в г. Анкара. Я понимаю, что здесь видеокамеры и разговоры записываются, но кому нужно уже знают и мой номер и все мои контакты, потому что у них мой телефон. А сейчас у меня будет только одна просьба: верните мне мой подарок, настоящее французское сухое, розовое вино!
Люба принесла вино и хотела что-то сказать, но промолчала, а мадам достала свой антикварный серебряный портсигар, вставила сигарету в мундштук, и закурив, продолжила рассказ про марокканские изделия:
- В городе Тизинит, лучше, чем в других местах Марокко, делают знаменитые берберские броши-застежки из серебра для одежды, которые в Европе называют фибулами. Ещё мне нравятся марокканские женские браслеты из берберского серебра с эбонитовыми, черными вставками, очень шикарно и современно. Сегодня архаика у молодежи в моде.
Я хотела бы у Вас купить эту марокканскую шкатулку и продать её вместе со своим актом экспертизы, в каком-нибудь европейском или американском антикварном магазине. Конечно, это изделие не Фаберже, но всё же антиквариат, на котором можно заработать. Я всегда говорю, что знания – это тоже товар, который дорого стоит.
(Продолжение следует)
Свидетельство о публикации №224072300854