Любовь! Россия! Солнце! Пушкин!

мгновения из жизни Александра Пушкина
посвящение 225-летию Александра Сергеевича Пушкина

ПРЕМЬЕРА 5 июня 2024 года
ТЕАТРАЛЬНАЯ СРЕДА В ДОМЕ-МУЗЕЕ "УСАДЬБА ГОНЧАРОВЫХ"
(Полотняный завод)
ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР "ПУШКИН" МБОУ «СОШ №45 им. Г.К. Жукова» г. Калуги
художественный руководитель - Мерк В.В.
================
АННОТАЦИЯ: Любовь к истории России и служение русскому слову, непрестанный поиск идеала и служение красоте – это кредо великого гения, Александра Пушкина.
Наш спектакль – лишь мгновения его многогранной и непростой судьбы, яркие страницы от рождения до роковой встречи с Натали. Миф и реальность, поэзия и жизнь, любовь и ненависть – берега бурлящего потока событий.
Пушкин – победил и время, и пространство! А что до смерти и коварства завистников, то в лучах Солнца русской поэзии они теряют всякий смысл и силу.
==================

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

Младенец Пушкин – на руках няни
Сашенька Пушкин - подросток
Вольфганг Амадей Моцарт, затем Взрослый Пушкин
Сальери, Черный человек,  Дантес
Девушка-виденье, Наталья Гончарова
Василий Андреевич Жуковский
Арина Родионовна – няня Пушкина
Мария Алексеевна Ганнибал – бабушка по маминой линии
Ольга, сестра Пушкина
Елизавета Хитрово
Графиня Долли Фикельмон
Александра Кирхгоф, Пиковая Дама
Державин Гавриил Романович
Пётр Чаадаев
Федор Сологуб
Друзья, Лицеисты, Цыгане
Император - Александр I, Николай I

Все действие состоит из сцен, разыгрываемых на различных площадках
и в комнатах усадьбы Гончаровых (п. Полотняный завод).
Иммерсионный театр.
Начало  - перед парадной лестницей.

ПРОЛОГ. РОЖДЕНИЕ.

На ступеньках парадной лестницы стоит Пушкин, декламирует.
Внизу, в окружении зрителей, стоят все участники действия, слушают.

Пушкин

Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея, блещут небеса.
Колокола звонят
Еще прозрачные леса
Как будто пухом зеленеют.
Пчела за данью полевой
Летит из кельи восковой.
Долины сохнут и пестреют;
Стада шумят, и соловей
Уж пел в безмолвии ночей.

Крик новорожденного. Все оборачиваются. Пушкин исчезает.

Голос. Москва. Весна 1799 года. 26 мая (6 июня) день светлого праздника Вознесения Господня.

Няня несет младенца, поёт колыбельную. Поднимается по ступенькам.
За ней, отделяясь зрителей, поднимаются герои постановки, останавливаются.

Чтец: В самом сердце России родился величайший русский национальный поэт!
Чтец: Поэт, которому суждено было стать сердцем русской литературы.
Чтец_она: Александр Сергеевич Пушкин явил собою её светлую дивную весну.
Цыганка. Рождённого на свет в день Вознесенья Господня ждёт непростой путь.
Чтец_Она: Путь непрестанного восхождения к недостижимому на земле идеалу Совершенства.
Чтец: Путь к Идеалу тройственного образа – Истины, Добра и Красоты.
Чтец. Родившись в последний год блистательного XVIII века, века классицизма, поэт и взял от него самое ценное: способность в художественном творчестве умом охлаждать страсти…
Голос Пушкина, откуда-то сверху: «Выше, пойдем выше!»
Чтец: Эти последние слова в его жизни до сих пор зовут нас, хранителей его великого наследия, стремиться ввысь.

Зрители поднимаются наверх под колокольный звон.

СЦЕНА ПЕРВАЯ. МОЦАРТ И САЛЬЕРИ

Моцарт сидит, горько склонившись над конвертами писем.

 
Сальери.
Что ты сегодня пасмурен?
              Моцарт.
                Я? Нет!
              Сальери.
Ты, верно, Моцарт, чем-нибудь расстроен?
Обед хороший, славное вино,
А ты молчишь и хмуришься.
              Моцарт.
                Признаться,
Мой Requiem меня тревожит.
              Сальери.
                А!
Ты сочиняешь Requiem? Давно ли?
              Моцарт.
Давно, недели три. Но странный случай…
Не сказывал тебе я?
              Сальери.
                Нет.
              Моцарт.
                Так слушай.
Недели три тому, пришел я поздно
Домой. Сказали мне, что заходил
За мною кто-то. Отчего – не знаю,
Всю ночь я думал: кто бы это был?
И что ему во мне? Назавтра тот же
Зашел и не застал опять меня.
На третий день играл я на полу
С моим мальчишкой. Кликнули меня;
Я вышел. Человек, одетый в черном,
Учтиво поклонившись, заказал
Мне Requiem и скрылся. Сел я тотчас
И стал писать – и с той поры за мной
Не приходил мой черный человек;
А я и рад: мне было б жаль расстаться
С моей работой, хоть совсем готов
Уж Requiem. Но между тем я….
              Сальери.
                Что?
              Моцарт.
Мне совестно признаться в этом….
              Сальери.
                В чем же?
              Моцарт.
Мне день и ночь покоя не дает
Мой черный человек. За мною всюду
Как тень он гонится. Вот и теперь
Мне кажется, он с нами сам-третей
Сидит.
              Сальери.
       И, полно! Что за страх ребячий?
              Моцарт.
…Ах, правда ли, Сальери,
Что Бомарше кого-то отравил?
              Сальери.
Не думаю: он слишком был смешон
Для ремесла такого.
              Моцарт.
                Он же гений,
Как ты, да я. А гений и злодейство,
Две вещи несовместные. Не правда ль?
 

 
Возникает из ниоткуда девушка-виденье. Моцарт воспрял духом, восхищенно следит за незнакомкой, и увлекаемый её голосом идет вслед за ней.
 

Девушка-виденье:
 
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.
 
Девушка исчезает в проёме двери в лучах света, Моцарт уходит за ней.
 Сальери берет письма со стола, желая прочитать.


СЦЕНА ВТОРАЯ. ТРИ КОНВЕРТА

Входит, как ураган Жуковский, выбивает письма из рук Сальери-Черного человека,
прижимая их ладонью к столу.

Жуковский. (по прокурорски) 4 ноября 1836 года по старому стилю в квартиру Пушкиных на мойке доставили сразу три конверта с анонимными письмами. Первый конверт (берет в руки каждый из них, как доказательства) он получил с почтой! Второй конверт – передал Пушкину начинающий писатель Владимир Сологуб...

Все названные выходят к Жуковскому.

Сологуб: (кланяясь, словно извиняясь) я передал Пушкину его из рук в руки...
Жуковский. Третье письмо он получил с посыльным от Елизаветы Хитрово, дочери Михаила Кутузова, хозяйки модного салона и страстной поклонницы поэта.
Елизавета Хитрово: Я была уверена в том, что письмо пришло ко мне по ошибке и поспешила переправить его своему кумиру.
Жуковский: причину роковой дуэли на чёрной речке - в то утро получили ещё несколько друзей Пушкина: Вяземский, Вильегорский, Рассет.
Друзья. Но поскольку мы вскрыли конверты, то передавать письма Александру не решились. Во всех конвертах одно и то же…
Черный человек. (вальяжно) …диплом рогоносца! Вот его приблизительный перевод, разумеется, с французского. «Командоры из светлейшего ордена всех рогоносцев, собравшихся в Великом капитуле под председательством достопочтенного Великого магистра ордена, его превосходительства Нарышкина, единодушно избрали господина Александра Пушкина коадъютором Великого магистра ордена всех рогоносцев и историографом ордена».

Толпа с ужасом ахает, переговаривается возмущенно.
Невозмутим и даже равнодушен.

Жуковский. В измену жены Пушкин не верил.
Черный человек. (с ухмылкой) Однако диплом рогоносца требовал сатисфакции.
Жуковский. (пристально смотрит на Черного человека) Пушкин подозревал, что его сочинил Гвардейский офицер Жорж Дантес, приёмный сын голландского посла Геккерна.
Друг Пушкина. Дантес вёл себя демонстративно и совершенно навязчивым образом ухаживал за женой Пушкина, Натальей Николаевной Гончаровой. Он танцевал с ней на балах, присылал театральные билеты, подарки с двусмысленными записками, приглашал на свидания...
Графиня Долли Фикельмон. "...на одном балу он так скомпрометировал госпожу Пушкину своими взглядами и намеками, что все ужаснулись, а решение Пушкина было с тех пор принято окончательно".
Черный человек. И конечно, Пушкин вызвал наглеца на дуэль!
Друг Пушкина. Александр хоть и числился в списках полиции, как заядлый дуэлянт, но ни разу не пролил кровь соперника первым.
Друг Пушкина. Более того, он никогда не стрелял первым.
Друг Пушкина. Из трех десятков вызовов, брошенных Пушкиным и Пушкину, до стрельбы дошли лишь пять (остальные дуэли отменили).
Жуковский. Дантес же попросил двухнедельный отсрочки, а сам за это время сделал предложение старшей сестре Натальи - Екатерине Гончаровой.
Черный человек: (голос из оперы «Пиковая дама») «Что наша жизнь? — Игра!»

 
Что наша жизнь - игра,
Добро и зло, одни мечты.
Труд, честность - сказки для бабья,
Кто прав, кто счастлив здесь, друзья,
Сегодня ты, а завтра я!
Так бросьте же борьбу,
Ловите миг удачи!
Пусть неудачник плачет,
Кляня, кляня свою судьбу!
Что верно? Смерть одна!
Как берег моря суеты
Нам всем прибежище она.
Кто ж ей милей из нас, друзья?
Сегодня ты, а завтра я!
 

Черный человек прикрывшись маской быстро уходит,
за ним все, кроме Жуковского.

СЦЕНА ТРЕТЬЯ. ПИКОВАЯ ДАМА

Жуковский. В начале 19 века в Санкт Петербурге появилась интересная и загадочная особа, которая быстро обрела известность. Этой особой была довольно пожилая женщина. Представлялась она Александрой или Шарлоттой Кирхгоф.

Выходит Кирхгоф, за ней два человека в черных плащах,
с прикрывающими лица капюшонами.

Голос среди зрителей. Кто она, откуда и как появилась в Петербурге никто не знал.
Голос. Разные ходили слухи, люди говорили, что она жена пастора другие, что она знатная особа, а третьи, что ведьма.
Жуковский. Тем не менее женщина открыла свой салон гадания на Невском проспекте. Гадала старушка по-разному: на картах, по ладони и на кофейной гуще. Барыни приглашали её к себе домой и она гадала им там. В квартиру к Александре Кирхгоф в основном приходили мужчины разных возрастов и разного сословия.
Голос. Шли они больше ради забавы и всегда с ухмылкой на лице.
Голос. А вот выходили всегда серьёзные и задумчивые.
Жуковский. Было начало 1812 года и император Александр I предчувствовал неизбежность войны с Наполеоном, но очень её не хотел. Молодой царь пришёл к Александре Кирхгоф в сопровождении господина Уварова.

Один из людей в черном плаще, откидывает капюшон. Александр I.

Кирхгоф. (Александру) Вы не то, чем вы кажетесь, — вкрадчиво сказала она, — но я не вижу по картам, кто вы такой. Вы находитесь в двусмысленном, очень трудном, даже опасном положении. Вы не знаете, на что решиться. Ваши дела пойдут блестяще, если вы будете действовать смело и энергично. Вначале вы испытаете большое несчастье, но, вооружившись твёрдостью и решимостью, преодолеете бедствие. Вам предстоит блестящее будущее.
Жуковский. Предсказание сбылось в скором времени. Несчастьем стала война с Наполеоном, горящая Москва…
Александр  I. (кладет кошелек с деньгами на стол) … но потом триумфальная победа и въезд в Париж на белом коне. (стремительно уходит, прикрыв лицо капюшоном)

Кирхгоф. Как-то молодой Александр Пушкин прогуливался по Невскому проспекту со своим другом, капитаном Измайловского полка, и как раз мимо моего салона гадания.

Человек в черном плаще открывает лицо, подходит к Кирхгоф.

Пушкин решил зайти забавы ради. Я взяла его руку, внимательно посмотрела (очень серьезно) и сказала: ты будешь два раза жить в изгнании, ты будешь кумиром своего народа, будет роковая женитьба, может быть, ты проживёшь долго, но на тридцать седьмом году жизни берегись белого человека, белой лошади или белой головы. А вы капитан, погибнете очень скоро и насильственной смертью.
Друзья начали смеяться. (гипнотически глядя в глаза другу Пушкина) Тогда я предупредила Пушкина, что если в ближайшее время ему вернут старый долг и придет весть о гибели его друга - то пророчество сбудется.

Друг Пушкина молниеносно уходит.

Черный человек. (появляясь из неоткуда, равнодушно) Молодые люди ушли, так и не поверив гадалке. По возвращении домой камердинер вручил Пушкину письмо, в котором говорилось, что друг возвращает свой карточный долг в сумме 1000 рублей. А на утро Пушкин узнаёт, что в казарме убит его приятель, тот самый капитан, с которым он ходил к гадалке. С того момента Пушкин жил в боязни белой головы, белого одеяния и белого коня.
А вскоре за свои "неправильные стихи" про императора и ещё нескольких высокопоставленных особ Пушкина сослали в ссылку.

Цыгане выходят, танцуют, поют «Черная речка»,
увлекают за собой всех зрителей.

СЦЕНА ЧЕТВЕРТАЯ. ПРЕДКИ и НЯНЯ.

Черный человек и Жуковский наблюдают за происходящим,
периодически вступая в диалог.

Няня. (цыганам) Цыц, цыц, оголтелые! Чего горланите, Сашенька только первый сон смотреть изволил. (садится, покачивает младенца на руках)
Цыгане. Арина Родионовна, расскажи что-нибудь интересное!
Няня. Да что рассказать-то и не знаю…
Цыгане. Ну про Ганнибала и царя, родственника евоного…
Няня. Ну хорошо, так и быть… Давно это было. С далёких берегов Африки похитили младшего сына тамошнего, то ли князя, то ли царя, и доставили в Константинополь. Арапчонка того кудрявого увидал русский посланник, да так он ему понравился, что выкупил его задорого и отправил царю русскому, Петру Первому. А тот, недолго думая, его крестил и назвал Ганнибалом.
Абрам Петрович Ганнибал по воле царя крестился, на инженера выучился и женился, дважды. Так и остался навсегда в России. Генеральствовал и детей нянчил.
Детей у Ганнибала аж 11 было, не все токмо долго жили.
Одного из них, Осипа, царь Пётр крестником своим сделал. Вот и стал Осип дедом Сашеньки Пушкина, поэта нашего русского. Стало быть, мать Пушкина, Надежда Осиповна, была внучка арапа Петра Великого.
Жуковский. Придёт время, и Пушкин по крупицам станет собирать родословную своего африканского предка и сделает попытку увековечить его имя в литературе наравне с Петром Первым, которого называл исполином.

Цыгане поют старинную хоровую величальную песню «К нам приехал, к нам приехал», заводят хоровод вокруг няни с младенцем.

 
Среди танцующих цыган появляется Сашенька-подросток в треуголке,
одет на манер Петра Первого. Бегает Сашенька, за ним Арина Родионовна, старается его поймать безуспешно.
К беготне присоединяется Мария Алексеевна Ганнибал
Цыгане исчезают, Саша забирается на стул гордо, стоит, как памятник.

Няня. (устав от беготни) Вот ведь леший неугомонный и не поймать его теперь.
Сашенька. (торжественно) Подвиг милости важнее воинской славы и других побед государства!

Саша снимает треуголку, парик, садится разгоряченный на стул,
обмахивается париком, словно веером.
 
Мария Алексеевна Ганнибал. (Няне с упреком) Вот так всегда! Вдруг так развернется и расходится, что ничем его не уймёшь - из одной крайности в другую бросается. Нет у него середины, не знаю, что будет из моего старшего внука: мальчик умён и охотник до книжек, а учится плохо.

СЦЕНА ПЯТАЯ. ХАРАКТЕР. ЛИЦЕИСТЫ.

Лицеисты, сестра Ольга выходят из толпы на сцену.

Друг. Плохо? – это скорее по части точных наук.
Друг. Учился, конечно, Сашка неровно: то взлёт, то провал. Что касается же наук гуманитарных, Пушкин с детства преуспевал. Часами пропадал в отцовской библиотеке, занимался самообразованием.
Друг. На уроках был занят сочинительством стихов и злился, когда ему мешали. Другой бы на его месте двоек бы нахватал, но Пушкина спасала цепкая память – он всё слёту запоминал.
Сестра Ольга. Свою первую комическую пьеску мой брат сочинил на французском. Ему тогда было всего восемь. Я его жестоко высмеяла! но Саша не расстроился и сам на себя написал эпиграмму уже на русском:
Сашенька. (спрыгивая со стула)
"Твоя комедия освистана партером
За то, что спёр её ты у Мольера" (ждет аплодисментов)

Все смеются. Сашенька обиженно, с рыком пробив толпу смеющихся, убегает из комнаты, Няня Арина – за ним. В дверях появляется уже Пушкин-юноша, лицеист.
С распростёртыми объятьями идет к друзьям.

Саша. Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен —
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.

Друзья аплодируют,  обступают Пушкина, переговариваются, весело хохочут, не обращая внимания на присутствующих.

Жуковский. (Марии Ганнибал и Ольге) Благодаря ходатайству Александра Ивановича Тургенева, друга семьи Пушкиных, в 12 лет Саша поступил в только что открытый Царскосельский лицей. Элитарное учебное заведение по замыслу его основателя императора Александра I было призвано взращивать поросль особой кастой образованных государственных деятелей России.
Мария Алексеевна Ганнибал. (промакивая слёзы платком) Мне тогда казалось, будущее Саши предрешено - быть ему дипломатом.
Чёрный человек. (Появляется внезапно. В пику Жуковскому говорит) Владевшего, как парижанин французским языком, друзья прозвали его французом.

Жуковский и Черный Человек сходятся нос к носу.

Жуковский. Вряд ли Пушкину нравилось это прозвище, когда шла война с Наполеоном.
Чёрный человек. С подачи однокурсника Михаила Яковлева француза переименовали в обезьяну.
Жуковский. В ответ Пушкин одарил Яковлева прозвищем «паяц 200 номеров» - за склонность к лицедейству.
Черный человек. Потом коллективное творчество лицеистов добавило к «обезьяне» прозвище «тигр» и даже соединила их вместе «смесь обезьяны с тигром», намекая на вертлявость и вспыльчивость Пушкина.
Жуковский. В ответ Пушкин сочинил стихотворение «мой портрет», в переводе с французского оно звучало примерно так:

Александр Пушкин легко и весело
встает между Жуковским и Черным Человеком, читает
(«Мой портрет» в Переводе Натальи Муромской),
затем обращается ко всем присутствующим:

 
Ты хочешь видеть мой портрет,
Написанный с натуры.
Мой милый, отчего же нет.
Прими миниатюру.

На школьной я сижу скамье.
Я молодой повеса.
Неглуп сказать не стыдно мне,
Жеманству же — завеса.

Крикливей нету болтуна
И доктора Сорбонны
Несноснее, чем есть она,
Моя, мой друг, персона.
Я с долговязым не берусь
Сравниться ростом, право.
Я свеж лицом, власами рус,
И голова кудрява.

Люблю я свет и света шум.
К чертям уединенье.
А ссоры я не выношу,
Отчасти и ученье.

Театр и балы — страсть моя.
Еще… но откровенно,
Коль не был бы в лицее я,
Сказал бы непременно.

Меня за тем, что я сказал,
Узнаешь, может статься,
Таким, как Бог меня создал,
Я и хочу казаться.

В проказах сущий бес всегда.
Мартышки лик не скрою.
Нет постоянства никогда.
Вот Пушкин. Вот какой он.
 

 
Лицеисты аплодируют. Черный человек подходит, жмет руку Александру.

Черный человек. Ай да Пушкин! Ай да сукин сын! (присоединяется к лицеистам)

К Пушкину подходят Мария Ганнибал и Ольга. Ольга уходит к лицеистам, Бабушку Пушкин провожает присесть в кресло.

Василий Андреевич Жуковский. (зрителям) Да, в кругу друзей Пушкин любил подурачиться. К тому же в ту пору он не знал о себе, что велик. Ему сказал об этом старший друг, поэт Василий Андреевич Жуковский. (подходит к Пушкину, берет за плечи, смотрит в глаза) Ты имеешь не дарование, а гений… ты рожден быть великим поэтом; будь же этого достоин!

СЦЕНА ШЕСТАЯ. ЛИЦЕЙ. ЭКЗАМЕН.

Лицеисты. (шипя, с восторгом, суетясь) Державин! Державин! Мэтр словесности!

Усаживают Державина в кресло.

Жуковский. Однажды, в зимнюю сессию, 15-летний лицеист Александр Пушкин держал экзамен. На испытаниях присутствовал мэтр русской словесности, сам Гавриил Романович Державин.

Пушкин стоит в двух шагах от Державина. Все, замерев слушают.
Волнуется читает, «голос его отроческий зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом…»

Александр. «Воспоминание в Царском селе»
Бессмертны вы вовек, о Росски Исполины,
В боях воспитанны средь бранных непогод;
О вас, сподвижники, друзья Екатерины,
Пройдет молва из рода в род.
О громкий век военных споров,
Свидетель славы Россиян!
Ты видел, как Орлов, Румянцев и Суворов,
Потомки грозные Славян,
Перуном Зевсовым победу похищали.
Их смелым подвигам страшась дивился мир;
Державин и Петров Героям песнь бряцали
Струнами громозвучных лир.
«Сердце его было так полно, что самый обман, совершенный им, как бы исчез, растворился, и читая последнюю строфу, он уже воистину обращался к сидящему пред ним старцу»:
О Скальд России вдохновенный,
Воспевший ратных грозный строй!
В кругу друзей твоих, с душой воспламененной
Взгреми на арфе золотой;
Да снова стройный глас
Герою в честь прольется,
И струны трепетны посыплют огнь в сердца,
И ратник молодой вскипит и содрогнется
При звуках бранного певца!
Державин встал, со слезами на глазах и хотел было обнять Пушкина…
Пушкин быстрее молнии убегает.
Под каким-то неведомым влиянием все молчат.

Державин. (через паузу, отчаянно) Пушкина, верните, Пушкина!

Лицеисты бегут, кричат, зовут. Ольга с Марией Ганнибал засуетились.
Лицеисты возвращаются.

Лицеисты.  Мы его искали, но не нашли.

Державин обессилено махнул рукой, медленно пошел к выходу,
сложив руки за спиной.

Черный человек. (Жуковскому) Пушкин, сидя у себя в келье переписывал для Державина «Воспоминания в Царском Селе». Переписывая, заменил в конце строку, ту, где говорилось о Жуковском: «Как наших дней певец, славянский бард дружины», написал по-другому: «Как древних лет певец, как лебедь стран Эллины».
Жуковский. (Черному человеку) Что ж… Пушкину хотелось порадовать старика.
Державин (остановившись в дверях, восторженно): Скоро явится свету второй Державин: это Пушкин, который в Лицее перещеголял всех писателей. (к Марии Ганнибал, растерянно застывшей в поклоне) За доставление сего подарка благодарим искренно родственников молодого поэта, талант которого так много обещает.

Мария Ганнибал, вскрикнув чайкой, садится в поклоне еще ниже.
Державин поднимает ее за плечи, уходит.
Мария, всхлипывая, прикрывает рот платком.

Ольга. (радостно трясёт журнал в руках, показывая всем, как доказательство) В номере журнала «Российский Музеум», под стихами Сашеньки «Воспоминания в Царском Селе» впервые стояла его полная подпись: «Александр Пушкин».
Державин. (из зала) Я не умер. Вот, кто заменит меня!

Мария и Ольга уходят в зал, гордо и радостно обнявшись.

СЦЕНА СЕДЬМАЯ. РЕВОЛЮЦИЯ В ЛЕКСИКЕ.

Входит Чаадаев, Пушкин ему навстречу.

Лицеист. (восторженно) Мы на последних курсах сблизились с гусарскими офицерами.
Лицеист. О, дааа! мы стали участниками их пирушек и собраний.
Лицеист. Там мы познакомились с передовыми людьми.

Чаадаев и Пушкин знакомятся.
Лицеисты наблюдают за ними, комментируют.

Чаадаев. (представляется Пушкину) Участник Бородинского сражения и заграничных походов, корнет лейб-гвардии гусарского полка Пётр Чаадаев.
Пушкин. (представляется Чаадаеву) Александр Пушкин, поэт. Пётр Яковлевич, я с вами абсолютно согласен в том, что наше современное общество столь же презренно, сколь глупо; что это отсутствие общественного мнения, это равнодушие ко всему, что является долгом, справедливостью, правом и истиной, ко всему, что не является необходимостью. Это циничное презрение к мысли и к достоинству человека.
Лицеист. Познакомились они в доме Николая Михайловича Карамзина.
Лицеист. Крупный русский мыслитель, философ, наставник декабристов.
Лицеист. После окончания Лицея для Пушкина Чаадаев становится старшим другом и наставником.
Пушкин. Хотя лично я сердечно привязан к государю, я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя; как литератора — меня раздражают, как человека с предрассудками — я оскорблен, — но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам бог ее дал.
 

Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!

Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена.
 

 
Чаадаев. Да здравствует, гимн декабристов!

Ликуют. Чокаются, пьют шампанское.
Жуковский и Черный человек спорят.

Жуковский. Пушкин никогда не был декабристом.
Чёрный человек. Позвольте, но ведь один из лидеров восстания декабристов, впоследствии казнённый Кондратий Рылеев, печатал его произведения в своих изданиях «Полярная звезда» и «Звёздочка»
Жуковский. В том числе и первые главы Евгения Онегина. Это ничего не доказывает. Он был поэтом-романтиком и верным восторженным товарищем.
Черный человек. Через год после восстания декабристов в тетради черновиков Пушкина появилась Неоконченная строка (с упреком): «..и Я бы мог»…

Цыгане поют «Черная речка». Словно река – уносят с толпой Лицеистов.
Пушкин остается в той же мизансцене что и в первой сцене - Моцарт.

Пушкин. …и Я бы мог!!! (оправдывается, горюет, сожалеет) Я узнал о готовящемся выступлении на Сенатской площади и, хотя мне было запрещено, велел заложить сани и уже выехал в столицу, когда внезапно дорогу перебежал заяц.  Это считалось очень плохой приметой. (громко, в страхе) Я велел повернуть назад!
Черный человек. (язвительно, торжественно) В Михайловском был поставлен памятник зайцу, спасшему поэта от тюрьмы и каторги.

Пушкин, сдерживая слёзы, читая стихотворение,
всё тверже и увереннее становится его голос

 
Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.

Несчастью верная сестра,
Надежда в мрачном подземелье
Разбудит бодрость и веселье,
Придет желанная пора:
Любовь и дружество до вас
Дойдут сквозь мрачные затворы,
Как в ваши каторжные норы
Доходит мой свободный глас.
Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут — и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут.
 
Появляется девушка-виденье, в руках листок, с которого читает стихи.
Пушкин, как завороженный смотрит на нее.
 

Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви
.
 
СЦЕНА ВОСЬМАЯ. НОВАЯ ЖИЗНЬ.

Девушка -виденье, Пушкин, Жуковский, Черный человек.

Пушкин. (не отрывая взгляда от Девушки-веденья, уверенно и светло, с надеждой) В столицу же мне хочется для вас друзья мои! Хочется ещё с вами перед смертью поврать.
Жуковский. Ты ни в чем не замешан — это правда. Но в бумагах каждого из действовавших находятся стихи твои. Это худой способ подружиться с правительством.
Пушкин. Я сжег мои тетради, которые могли замешать имена многих, а может быть и умножить число жертв.
Жуковский. Ты знаешь, как я люблю твою музу и как дорожу твоей славою, ибо умею уважать Поэзию и знаю, что ты рожден быть великим поэтом и мог бы быть честью и драгоценностью России. (строго и раздраженно) Но я ненавижу все, что ты написал возмутительного для порядка и нравственности. Наши отроки (то есть все зреющее поколение), при плохом воспитании, которое не дает им никакой подпоры для жизни, познакомились с твоими буйными, одетыми прелестью поэзии мыслями; ты уже многим нанес вред неисцелимый. Это должно заставить тебя трепетать. Талант ничто. Главное, величие нравственное. Я люблю и тебя и твою музу, и желаю, чтобы Россия вас любила.
Пушкин. (отрываясь от девушки, смотрит резко на Жуковского) Все это мне надоело… Вот если оставят меня в покое…
Черный человек. Тебе хочется жаловаться на судьбу, на людей, но ты ли один терпишь, на тебя ли одного обрушилась бремя невзгод? если припёрло тебя потеснее другого, то верни свой пьедестал, который выше другого.
Жуковский. Не просись в Петербург. Еще не время. Пиши Годунова и подобное: они отворят дверь свободы.
Пушкин. (Жуковскому и Черному человеку)
Что дружба? Легкий пыл похмелья,
Обиды вольный разговор,
Обмен тщеславия, безделья
Иль покровительства позор.

(уходит к столу, опускает голову, словно принимает решение) Как бы то ни было, я желал бы вполне искренне помириться с правительством! (в зал) Я готов уславливаться! моё глухое Михайловское наводит на меня тоску и бешенство. (смотрит на Девушку-виденье) Отныне участь моя будет связана с этой молодой особой.

РОМАНС
(во время романса, Пушкин делает предложение девушке-виденью, протягивая коробочку с кольцом. Та берет кольцо)
Быть может, уж недолго мне
В изгнанье мирном оставаться,
Вздыхать о милой старине
И сельской музе в тишине
Душой беспечной предаваться.
Но и в дали, в краю чужом
Я буду мыслию всегдашней
Бродить Тригорского кругом,
В лугах, у речки, над холмом,
В саду под сенью лип домашней.
Когда померкнет ясный день,
Одна из глубины могильной
Так иногда в родную сень
Летит тоскующая тень
На милых бросить взор умильный.
 
 
СЦЕНА ДЕВЯТАЯ. ПЕРВЫЙ ПОЭТ И НИКОЛАЙ ПЕРВЫЙ. ДОГОВОР.

Девушка сидит, замерев смотрит на кольцо.
Черный человек, Николай 1, Пушкин, Жуковский.

Черный человек.  (как глашатай) По высочайшему государя императора повелению чиновнику десятого класса Александру Пушкину надлежит отправиться в Москву при посылаемым вместе с ним нарочно фельдъегерем. Господин Пушкин может ехать своим экипажем свободно, не в виде арестанта, но в сопровождении только фельдъегеря. По прибытии же в Москву имеет явиться прямо к дежурному генералу главного штаба его императорского величества канцелярии.

Император. Здравствуй Пушкин. Доволен ли ты своим возвращением?
Пушкин. (не смотрит на Императора) Я отвечал, как следовало.
Император. А принял бы ты участие 14 декабря если б был в Петербурге?
Пушкин. Да все друзья мои были заговоре! Одно лишь отсутствие спасло меня, и я благодарю за это Бога.
Император. Довольно ты подурачился! Надеюсь, теперь будешь рассудителен. И мы более ссориться не будем. Но переменится ли твой образ мысли и дашь ли ты мне слово думать и действовать иначе?
Черный человек. После долгих комплиментов Императору (Пушкин не смотрит на императора) Пушкин протянул ему руку с обещанием сделаться другим.
Император. А что ж ты теперь пишешь?
Пушкин. Почти ничего, цензура очень строга.
Император. Зачем же ты пишешь то, что не пропускает цензура?
Пушкин. Цензура не пропускает и самых невинных вещей. (смотрит на Черного человека)  Она действует крайне нерассудительно. (садится на стол)
Император. (отворачивается от Пушкина, смотрит на Черного человека)  Ну что ж, отныне я сам буду твоим цензором. (Пушкину) Присылай всё, что напишешь!
Жуковский. На момент рождения Саши, дворянскому роду Пушкина по отцу было около 700 лет. Не это ли чувство личной причастности к истории России подвигла его на революцию в стилистике и лексике русского литературного языка?
Черный Человек. Объявляется бал в честь Александра Пушкина!

Врывается яркая веселая музыка. Вальсирующие пары заполняют зал.
Пушкин и Император исчезают в толпе.

СЦЕНА ДЕСЯТАЯ. ПУШКИН и НАТАЛИ.
ПЕРВЫЙ ПОЭТ И ПЕРВАЯ КРАСАВИЦА.

Девушка-виденье, потерявшая Пушкина, словно ищет его среди вальсирующих.
Вальсирующие, легко кружась, с восторгом говорят о поэзии Пушкина.
Жуковский гордо смотрит на Черного человека, стоящего напротив него.

Дама. Пушкин избавил литературный язык от иностранных заимствований и тяжеловесных словесных конструкций.
Дама. Пушкин сделал его близким и понятным простому народу.
Дама. Пушкин заставил заговорить на нём аристократов.
Цыгане. До Пушкина литераторам, равно, как и читателям, в страшном сне не могло присниться такое натуральное и экспрессивное описание переживаний.
Няня. Благодаря Пушкину в литературу вошли образы маленького человека.
Гость. Гений Пушкина проявил себя и в журналистике.
Гость. Он добивался авторского права на печатное слово.
Гость. Пушкину Россия обязана выходом в свет литературного журнала Современник.
Гость. Пушкин стал первым, кто зарабатывал в Российской империи писательским трудом.
Жуковский. Что и ни говори, Пушкин стал первым! Первым поэтом, «умнейшим человеком» России.
По аплодисменты в зал стремительно входит Пушкин.
Вальс обрывается. Черный человек вздрагивает и выходит вон.

 
Пушкин. (среди толпы – как будто бы один, размышляет)
Четырёхстопный ямб мне надоел:
Им пишет всякий. Мальчикам в забаву
Пора б его оставить. Я хотел
Давным-давно приняться за октаву.

А в самом деле: я бы совладел
С тройным созвучием. Пущусь на славу!
Ведь рифмы запросто со мной живут;
Две придут сами, третью приведут.

 
Дамы, обмахиваясь веерами, разговаривают о Пушкине.

Дама 1. Манеры светские, но слишком подвижные. Ах, сколько ума и жизни в его неискусственной речи! А какой веселый, любезный, прелесть! Этот дурняшка мог нравиться.
Дама 2. От его чтения, в котором столько музыкальности, что я истаиваю от наслаждения; его голос певучий, мелодический и, как он говорит про Овидия в своих «Цыганах»: И голос, шуму вод подобный…
Дама 3. Мелодия сердца, музыка души, не переводимая на человеческий язык.
Дама 4. Когда Пушкин хохочет, звук его голоса производит столь же чарующее действие, как и его стихи.
Кавалер 1. Пушкин следит за развитием науки. Он интересуется астрономией.
Кавалер 2. В его сочинениях встречаются упоминания о вечном двигателе и электротоке.
Кавалер 3. Только представьте! Пушкин – первый поэт, предложил создать «машину для очистки железных дорог от снега» - механический снегоочиститель.
Жуковский.  Но особенно Пушкина интересовала экономика.
Дама 1. Ну что вы!.. Больше всего его интересовали дамы!

Дамы скрывают свои головы под желтыми палантинами,
девушка-виденье среди них.

Дамы. (кружа вокруг Пушкина, в руках письма-любовные послания)

 
Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
 

Пушкин. (кружа с каждой из женщин с покрытой головой)
(дамам) Что в имени тебе моём?
Оно умрёт, как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег дальний,
Как шум ночной в лесу глухом.
Но в день печали, в тишине,
Произнеси его тоскуя;
Скажи: есть память обо мне,
(к Натали) Есть в мире сердце, где живу я.
 
 
Пушкин срывает покрывало с Натали. Общество громко в восторге ахает и скрывает лица под масками. Пушкин и Натали стоят, смотрят друг другу в глаза,
не обращая внимания на окружение.
Все в масках фоном поют песню «Черная речка».

Маска. Поэтическая красота госпожи Пушкиной проникает до самого моего сердца.
Маска. Одни считают, что глупа, другие – что заносчива.
Маска. Есть что-то воздушное и трогательное во всем ее облике.
Маска. На вид всегда сдержанна до холодности и несловоохотлива.
Маска. Сейчас ей всё улыбается, она совершенно счастлива, и жизнь открывается перед ней блестящая и радостная.
Маска. Ходят слухи что императорская чета желает встретиться с ней на прогулке, и по этой причине Гончарова предпочитает от них скрываться в самых уединенных местах.
Пушкин. (к Натали) Прекрасные дамы просят меня показать Ваш портрет и не могут простить мне, что его у меня нет. Я утешаюсь тем, что часами простаиваю перед белокурой мадонной, похожей на Вас как две капли воды; я бы купил ее, если бы она не стоила 40 000 рублей".

Пушкин оставляет Натали играть с гостями в шахматы.
Каждый говорящий подходит делает ход, высказывается.

Пушкин. (Жуковскому) Я женюсь на м-ль Гончаровой… Я получил ее согласие и согласие ее матери; два возражения были мне высказаны при этом: мое имущественное положение и мое положение относительно правительства.
Маска. Три года Пушкин добивается руки Натальи Гончаровой. И никто из соперников ему не смеет перейти дорогу.
Пушкин.
Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.

Маска Долли Фикельмон. Наталья - прекрасное создание; но это меланхолическое и тихое выражение лица похоже на предчувствие несчастия.
Маска. Пустая, холодная, бездушная красавица.
Маска. Наталья Николаевна так красива, что могла позволить себе роскошь не иметь никаких других достоинств.
Пушкин.
В простом углу моем, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель —

Маска. Главная прелесть Натали - это отсутствие всякого жеманства и естественность.
Маска. Эта женщина не будет счастлива, я в том уверена! Она носит на челе печать страдания.
Маска. Мерси, мсье, — произнесет она, благодаря кавалера за какую-нибудь услугу, и скажет это совершенно просто, но так мило и с такой очаровательной улыбкой и таким окинет взглядом, что бедный кавалер всю ночь не спит, думает и ищет случая еще раз услыхать это «мерси, мсье».
Маска. Очень много молодых людей, которые серьёзно уверены, что влюблены в Пушкину, при этом вовсе с нею незнакомых и никогда в глаза её не видевших!
Пушкин.
Она с величием, он с разумом в очах —
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.
Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.

Жуковский. На ком же еще жениться первому романтическому поэту, как не на первой романтической красавице нынешнего поколения.
Кирхгоф.  Но и какую же трудную предстоит ей нести судьбу — быть женой поэта, и такого поэта, как Пушкин.

Дантес закруживает Натали в танце. Все маски кружат вместе сними.
Пушкин. (Жуковскому) Я женат – и счастлив. Одно желание моё, чтоб ничего в жизни моей не изменилось, – лучшего не дождусь. Это состояние для меня так ново, что, кажется, я переродился.

И пробуждается поэзия во мне:
Душа стесняется лирическим волненьем,
Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,
Излиться наконец свободным проявленьем.

Исчезает в толпе кружащихся пар, как в листопаде.

Жуковский. (остается один, в руках конверты) Вся эпоха (не без скрипа, конечно) мало-помалу стала называться пушкинской. Все красавицы, фрейлины, хозяйки салонов, кавалерственные дамы, члены высочайшего двора, министры, аншефы и не-аншефы постепенно начали именоваться пушкинскими современниками, а затем просто растворились в картотеках и именных указателях. Пушкин не смотря ни на что - победил и время, и пространство. (рвет конверты)


КОНЕЦ


Рецензии