Воскрешение Лазаря из Вифании

Чудо воскрешения Лазаря описано только в Евангелии от Иоанна (11:11-57)

     «Был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, где жили Мария и Марфа, сестра ее.
Сестры послали сказать Ему: Господи! вот, кого Ты любишь, болен.
Иисус, услышав то, сказал: эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий.
Иисус же любил Марфу и сестру ее и Лазаря.
Когда же услышал, что он болен, то пробыл два дня на том месте, где находился...» (Ин. 11: 6).

     Промедление прийти на помощь другу св. Отцы объясняют желанием Иисуса воскресить настоящего мертвеца, четверодневного и смердящего, т.е. совершить чудо, дотоле неизвестное Израилю:
« Для того, чтобы скончался и был погребен, чтобы потом никто не мог сказать, что Он воскресил его тогда, как тот еще не умер, что то был только глубокий сон, или лишение чувств, но не смерть. По этой-то причине Он и остался на столько времени, что произошло даже тление, так что говорили: ‘уже смердит’ »
«А тем, что умедлил, пока не начал смердеть умерший, увеличил чудо воскресения...Для того медлил, когда умер Лазарь, друг Его, чтобы, когда тот до конца пройдет путь смерти, уже оттуда воззвать его к жизни».

    «... Иисус пришел к гробовой пещере и сказал: "Отнимите камень". Когда камень был убран, Иисус возвел очи к небу и сказал: "Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня", после чего воззвал громким голосом: "Лазаре! гряди вон". И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лицо его обвязано было платком. Обратившись к окружющим , Иисус сказал: "Развяжите его, пусть идет".После этих слов из пещеры вышел воскресший Лазарь, «обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами». Иисус повелел развязать его….»

   Ранее Сам Иисус объяснял, почему Он медлил пойти к умирающему Лазарю: "Радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали" (11:15),  потому что теперь Ему придется уже не исцелять больного, а воскрешать умершего, а это укрепит в учениках веру гораздо сильнее, чем исцеление больного.
   Когда навстречу Ему вышла сестра умершего, Марфа, она с грустью сказала, что если бы Иисус не медлил Своим приходом, если бы Он застал брата ее живым, то не умер бы он. Впрочем, не теряя надежды на что-то лучшее,она добавила : "Но и теперь, когда брат мой умер, знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог".
Иисус сказал ей: Воскреснет брат твой,ибо Я есмь воскресение и жизнь; верующий в меня , если и умрет,оживет,и всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему? (Ин. 11, 23, 25–26).
   Теперь же, после воскрешения, Он напомнил Марфе прежде сказанное: не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию?(Ин.;11,;40)
   Иисус благодарит Бога-Отца за то, что Он услышал его моление;  за то, что  ради присутствующего народа, дабы народ поверил,  Бог послал Его, Иисуса Христа,  и наделил Его соответствующей силой чудотворения (11:42).

  Чудо это произвело потрясающее впечатление на народ. Даже многие из Иудеев уверовали в Него, но некоторые из них, затая свою злобу, молча удалились и поспешили в Иерусалим объявить синедриону о случившемся.
    Весть эта взволновала врагов Иисуса и была признана настолько важной, что первосвященники и фарисеи немедленно собрали заседание членов верховного совета.
«Что нам делать? (Ин.;11,;47) – рассуждали они. – Этот Человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него (Ин.;11,;48), провозгласят Его Царем Израилевым, восстанут против римского владычества... и тогда беда: придут римские войска, овладеют Иерусалимом и всем народом нашим, и настанет конец нашей власти».
Такие мрачные картины рассеял  первосвященник Каиафа:  надо, чтобы народ не успел уверовать в Него; надо просто устранить Этого Человека, чтобы Он не творил больше чудес и не смущал тем народ.
«Удивляюсь, – сказал он, – как это вы ничего не знаете, и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб» (Ин.;11,;49–50). Речь Каиафы не встретила возражений, и  с этого дня положили убить Его.

    Ввиду состоявшегося приговора Иисус не пошел из Вифании в Иерусалим, а ушел с Апостолами в город Ефраим, расположенный близ пустыни, вероятно, Иерихонской, и там оставался некоторое время с учениками Своими.
Между тем приближался праздник Пасхи иудейской; в Иерусалим, по обыкновению, собралось множество евреев со всех концов Палестины. Многие из пришедших  хотели видеть Иисуса как целителя и чудотворца, искали Его и, не находя, спрашивали друг друга: как вы думаете? не придет ли Он на праздник? (Ин.;11,;56)...

..................................................

   В известной притче о богаче и Лазаре приводятся слова  Авраама:«Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мёртвых воскрес, не поверят» — (Лк. 16:31) .  Авраам  также сказал богачу:сказал: «чадо! вспомни, что ты получил уже доброе свое в жизни своей, а Лазарь злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь». Аврааму не дана власть воскрешать из мёртвых.
Так заканчивается притча , в которой изображена загробная участь праведных и грешных.  Авраам отклоняет просьбу грешного богача окончательно, Аврааму не дана власть воскрешать из мёртвых.

   И всё-таки воскрешение из мертвых состоялось, только не в Евангелии от Луки, а от Иоанна:  воскрешен Иисусом из мертвых   Лазарь , но это -  уже другой Лазарь  из Вифании, прозванный также Лазарем Четырёхдневным. Именно на четвёртый день после смерти Лазаря приходит Иисус, чтобы вернуть его к жизни. Таким образом, из Нового Завета мы узнаём о существовании двух Лазарей: история одного из них, нищего, уходит корнями в ветхозаветное прошлое, а история другого- знамение,прообраз обещанной Христом всем верующим вечной жизни.

   Говоря о воскрешении Лазаря, необходимо заметить прежде всего, о том, что оно фигурирует только в Евангелии от Иоанна; в других трех Евангелиях воскрешение Лазаря даже не упоминается.Синоптические Евангелия  включают отрывки, касающиеся деяний сестер Лазаря, но не упоминают воскресение их брата. Если другие евангелисты знали об этом чуде, как могли они не упомянуть его? Ведь если оно на самом деле произошло,почему о нём рассказывает только одно Евангелие от Иоанна? Согласное молчание Матфея, Марка и Луки об этом чуде вызывало недоумений также у христианских апологетов.. Известно немало попыток объяснить этот факт; однако, ни одна из них не явл. вполне обоснованной.

    Не менее удивляет и то, что Иоанн ничего не сообщает нам о свидетельствах самого воскресшего Лазаря. Ведь если описанная история действительно имела место, она наверняка получила БЫ широкую огласку, и наверняка, всех интересовало, что он ТАМ видел (если видел). Если Лазарь действительно умер, потенциально участвуя в загробной жизни , а впоследствии был воскрешён, переживания, которыми он мог бы поделиться с другими, вероятно, были бы более интересными, чем все остальное в Новом Завете

Одно из об’яснений Церкви , почему в других Евангелиях не описано воскрешение Лазаря, основано на том, что Евангелие от Иоанна, а соответственно и письменное свидетельство о чуде, появилось уже после смерти Лазаря, в то время, как при написании синоптических Евангелий он был еще жив и все его видели . Любопытные люди беспокоили бы Лазаря расспросами на тему жизни после смерти, как там ему было в аду и т. п. Но как считают церковные интерпретаторы, «что было в аду, Лазарь ничего не поведал – то ли оттого, что не дано было ему вовсе видеть тамошнее, то ли оттого, что, увидев нечто, повеление получил про то умолчать»... Возможно также , что это необычайное чудо, которое описывает один евангелист Иоанн в то время как другие евангелисты опускают, связано с тем, что тогда им необходимо бы было доказать, что Христос — Сын Божий и Бог, что Он воскрес и будет воскресение мертвых, в чем лучше всего убеждал Лазарь. Некоторые исследователи полагают, будто для уверения в этом Евангелие от Иоанна и было написано, так как другие евангелисты вовсе не упоминают о безначальном рождении Христа.

    Имеются также другие, не-христианские объяснения,напр.:

1.Появившийся лишь в хронологически наиболее позднем из четырех Евангелий эпизод с воскрешением Лазаря  -результат спонтанного мифотворчества, которое выводило сверхъестественные моменты жизни Иисуса из ветхозаветных посылок, прежде всего мессианских пророчеств

2. Молчание синоптиков объясняется тем, что они, в отличие от Иоанна, были уверены: с этим воскрешением – дело нечисто, и незачем лишний раз о нем напоминать.

    В этой связи кажется уместным привести версию такого комментатора Нового Завета, как Ренан.
Он полагал, что воскрешение Лазаря – это «интрига сестер вифанских». В Иерусалиме не было совершено ни одного чуда, равнодушие евреев все более увеличивалось. Друзья Иисуса  жаждали великого чуда,  которое нанесло бы  сильный удар по иерусалимскому неверию. Возмущенные дурным приемом, оказанным в Иерусалиме обожаемому ими Христу, сестры попытались устроить такое происшествие, которое поколебало бы скепсис недоверчивых иудеев. Таковым могло бы стать воскрешение человека, небезызвестного в Иерусалиме.     Когда Иисус пребывал за Иорданом, Лазарь серьезно занемог. Перепуганные сестры послали за Иисусом, однако прежде чем тот появился в Вифании, брат уже пошел на поправку. Тогда сестрам пришла в голову блестящая идея – бледного, еще не оправившегося Лазаря обвили погребального пеленами и перенесли в склеп». После того, как отведенный к гробнице Иисус пожелал взглянуть на друга, закрывающий вход камень был отвален, Лазарь вышел наружу и -все уверовали в «чудо».

Знал ли об этом Христос? Ренан полагает, что Он просто не в силах был обуздать жажду чудес, обуревавшую его сторонников. Апостолов же это очевидное жульничество, пусть и совершенное с благой целью, возможно, искренне возмутило , однако выносить сор из избы сторонников Христа они посчитали невозможным.

     Слух о «чуде» разнесся по всему Иерусалиму, и вероятно, вызвал самые  пагубные для Иисуса последствия..
Общественные власти все более ожесточались против Него. И тогда было произнесены роковые слова  первосвященника: «Лучше, чтобы один человек умер за весь народ»...
Следует заметить, что позднее сам Ренан отказался от этой версии. Д. Штраус также не поддержал ее…  Тем не менее, она  не забыта и сегодня...


Рецензии