О названии Ханаан и древнейшем его населении

Как отмечает израильский ученый М.И. Зильберман, название «Ханаан» в древности писалось и произносилось как Ки-нах-хи. Он объясняет это название посредством чеченского языка: «страна людей воды» (КИ – «земля, страна»; НАХ – «люди»; ХИ – «вода») [1]. Под «людьми воды» М.И. Зильберман подразумевает финикийцев, прославленных мореплавателей, называвших себя «ханааняне», «ханаанцы».

Древний Ханаан, как известно, занимал территории современных Израиля (Палестины), Сирии, Ливана и Иордании. Именно эта территория, собственно, и называется в религиозной литературе как «Земля обетованная» или Шам (Шами, Шема), что также означает «Священная (земля)». И весьма интересно, что израильский ученый связывает первичное, древнейшее название этой сакральной территории с чеченским языком. Попытаемся выяснить, имеются ли к тому исторические основания.
 
Прежде всего отметим, что на территорию «Большой Сирии», т.е. Ханаана, уже с конца III тыс. до н.э. стали проникать родственные чеченцам хурриты, а с началом II тыс. до н.э. это проникновение стало массовым и на всей этой территории возобладал хурритский язык [2, с. 210-211]. Более того, Сирия и Палестина (в числе других упомянутых регионов) не только были заселены хурритами, но и входили в этнополитические границы хурритской державы Митанни, то есть напрямую подчинялись митаннийским царям или, как они себя именовали, «царям воинов хурри» [3, с. 3-4].

Исходя из этой исторической данности, мы получаем возможность немного подкорректировать этимологию названия Ханаана (Ки-нах-хи), предложенную М.И. Зильберманом. Компонент «КИ» (варианты «КА», «ГА», в современном чеченском КХА) в этом названии действительно является древнейшим обозначением «земли», «страны» [4, с.54-55], [5, с. 58], как это и отметил М.И. Зильберман. Столь же древним (даже «допотопным») ближневосточным термином в значении «люди», «народ» считал  чеченское слово НАХ известный немецкий ученый-востоковед Йозеф Карст [6, с. 85]. Однако конечное «ХИ» в названии Ки-нах-хи, по всей вероятности, является не термином в значении «вода», а хорошо известным лингвистам хуррито-урартским суффиксом принадлежности -hi-. Вследствие этого этимологического анализа у нас получается, что Ки-нах-хи означает не «страна народа воды», а «народ страны», «народ земли».

Сказанное подкрепляется тем, что и в ассирийских документах I тыс. до н.э. население Ханаана называлось так же, как и на хурритском языке – nishe mati (нише мати) – «народ земли», «народ страны» [7, с. 290-312]. Древние евреи (западные семиты) также обозначали население Ханаана (Большой Сирии) как am haarec (ам хаарец), что опять же означает «народ земли», «народ страны» [8, с. 14, 17, 19 и сл.]. И это неудивительно, поскольку древние евреи («сыны Исраила») являлись хурритами, перешедшими на западносемитский язык, ставший диалектом арамейского и финикийского языков.

Несмотря на свое слияние с западными семитами, «сыны Исраила» долгое время продолжали (и по сей день продолжают) называть себя хурритами. В этой связи М.И. Зильберман пишет: «Любопытно, что слово "тсабар, цабар" (tzabar), обозначающее в иврите коренного жителя Израиля, уроженца страны (еврея), восходит своими лингвистическими корнями к шумерскому наименованию хуррита – "субир"» [9]. Известный урартолог Б.Б. Пиотровский подтверждает, что шумерским (и аккадским) обозначением хурритов действительно являлось название subir (субареи) [10, с. 113].
_____________________

Источники:

1. Зильберман М.И. Земля Ханаанейская http://samlib.ru/z/zilxberman_m_i/zemljahanaanejskaja.shtml
2. История Древнего Востока. Ч. 2 «Передняя Азия. Египет», М., «Наука», 1988 г., 623 С.
3. Гернот Вильхельм. Древний народ хурриты. Очерки истории и культуры. (Пер. с нем.). М., «Наука», 1992 г., 155 С.
4. Ушаков П.Н. Проблемы древнейшего населения Малой Азии, Кавказа и Эгеиды.//ВДИ, 1939 г., №4, 50-59 С.
5. Георгиев Владимир. Вопросы родства средиземноморских языков.//Вопросы языкознания. 1954, № 4, 42-75 С.
6. Dr. Jozeph Karst. Vorgeschichtlichen Mittelmeerv;lker. Nach upsprung, schichtung und verwandtschaft. Etnologische-linguistische forschungen. Heidelberg, 1931.
7 Дьяконов И.М. Ассиро-вавилонские источники по истории Урарту (АВИИУ).//ВДИ, 1951, №2, 257-356 С.
8. Амусин И.Д. «Народ земли» (к вопросу о свободных земледельцах Передней Азии.//ВДИ, 1955, №2, 14-36 С.
9. Зильберман М.И. Этносы Ханаана и евреи//сетевой журн. «Заметки по еврейской истории», №10 (145), октябрь 2011 г.
https://berkovich-zametki.com/.../Nomer10/Zilberman1.php
10. Пиотровский Б.Б. Ванское царство (Урарту). М., изд-во Восточной литературы, 1959 г., 341 С.

(На рисунке представители древнейшего населения Ханаана)


Рецензии