Один день её жизни
Шёл 1967год. Весна была тёплой. Татьяна ещё в прошлом году окончила Верх-Катунскую среднюю школу, где литературу преподавала её мама, но в институт не поступила в тот год.
В этот день утром она была в РК ВЛКСМ Бийского района Алтайского края, как привлеченная к работе по переписи учетных документов комсомольцев. Секретарь райкома ещё не пришёл, не пришли и другие сотрудники райком. Не было никого кроме вахтёра. Таня склонились над столом, вынув из портфеля документы, и занялась работой, которая была ею не окончена дома. Открылась дверь, они посмотрели туда.
На пороге стоял молодой симпатичный мужчина в хорошо отглаженных брюках и синей рубашке, которая была ему очень к лицу. На хорошо выбритом лице появилась улыбка.
Таня скромно опустила глаза, рассматривать пришедшего было неудобно. Однако она его узнала сразу, так как не пропускала ни одного нового кинофильма и коллекционировала открытки с актерами кино. Это был уже известный ей Василий Шукшин.
Он спросил секретаря райкома, с которым хотел переговорить. Пришлось ему обождать, пока придут сотрудники. Девочка время от времени с любопытством рассматривала гостя, хотя и очень стеснялась, что он это заметит.
Ожидание было не долгим и вопрос, по которому Василий Макарович пришёл в райком комсомола, зазвучал сразу. «Почему молодежь уезжает из села». Шукшин сказал, что ему это интересно в связи с фильмом, над которым он сейчас работает. Но Татьяна о разговоре узнала уже потом, когда Василий Макарович ушёл и все обсуждали его появление в райкоме комсомола.
Ничего особенно интересного секретарь райкома сказать не мог, кроме того, что известно было всем давно, хотя актуально до сих пор.
А Василий Макарович Шукшин был человеком занятым, хоть и приезжал нередко на Алтай в Сростки к матери, напитаться энергией малой родины и отдохнуть. В 1966 году он как сценарист и режиссер завершал съемки кинофильма «Ваш сын и брат», в котором тема отъезда детей в город стояла остро в семье сибирских крестьян Воеводиных. Снимался фильм по его рассказам: «Степка», «Игнаха приехал» и «Змеиный яд». Фильм вышел, но тема, которая в нём была поднята, была Василию Шукшину по-прежнему интересна.
Рассказы эти читала и я, и моя подруга Татьяна. В писательстве внимание автора приковано было к обычным труженикам, простым людям, которые проживали зачастую в деревне. Тема знакомая Шукшину и в чём-то больная для него, ведь он и сам когда-то уехал из села в город, где была работа, где можно было учиться. Жизнь его в городе была полна разных перепетий, но, видимо, так судьбе было угодно, иначе какой он писатель, коли не знает жизни.
«Нравственность – это правда». Под этим девизом проходят ежегодные Шукшинские чтения. Шукшин верил, что именно народ всегда знает Правду, ту нравственную правду, которая так важна русскому человеку. В творчестве он искал эту правду и хотел показать её читателям.
Отчасти ещё более обострилось восприятие этой темы его работа в кино в 1967 году, где он снимался в роли «Кравченко» в фильме «Три дна Виктора Чернышева».
Татьяна, как и её мать, выучилась на учителя в Бийском педагогическом институте, занялась наукой в области педагогики. На Шукшинские чтения в Сростки она ездила ежегодно с мамой, пока та была жива, ездила независимо от того, где жила: из Москвы, из Латвии. Подъём на гору Пикет стал для неё необходимым ритуалом.
А память о встрече с Василием Макаровичем Шукшиным в тот далёкий 1967 год осталась важной страницей её жизни, а для него это был всего один день его творчества, попытки проникнуть в глубины жизни простого человека.
Встречала она Шукшина В.М. случайно и ещё один раз, когда ехала как-то из Бийска домой, в Верх-Катунское. Автобус был полным, но как принято на Чуйском тракте, он останавливался, чтоб посадить пассажиров. Притормозил он в тот день в районе аэропорта, откуда прилетают люди из Новосибирска и других городов. В автобус вошёл Шукшин. Не узнать его она не могла. Как все он ехал стоя, направляясь в Сростки, на родину, которую очень любил. Запомнила эту встречу, как всё, что связано у неё с личностью Василия Макаровича Шукшина – писателя, сценариста, режиссёра, актера.
Короткие встречи, по сути, без какого-то общения – важные эпизоды жизни Татьяны.
Свидетельство о публикации №224072400343