Блэкетт. Военные и политические последствия - 46
Военные и политические последствия атомной энергии / Military and political consequences of atomic energy, 1948
Глава 9. Первые шаги к контролю
Окончание
Подробное описание этапов, на которых должна быть введена в действие полная схема, в Отчете не приводится, но подробно указан порядок выполнения определенных шагов. Например, один из пунктов гласит: "Первый важный шаг Управления должен привести к получению информации о сырье и к контролю над ним. Контроль над сырьем поставит власти лицом к лицу с проблемами доступа, которые являются как технической, так и политической проблемой". Очевидно, что Россия, например, с самого начала передала бы контроль над своим ядерным сырьем и своими разработками в области атомной энергетики У.А.Р. Что она получит взамен на столь раннем этапе, неясно.
Упомянуто, что будет доступна ценная техническая информация, но нигде не сказано, что какое-либо существенное раскрытие предшествует введению контроля за сырьем или произойдёт одновременно с ним. Раскрытие информации обсуждается в плане в довольно общих чертах, и в нем содержатся ссылки на три категории секретной информации, установленные окружным комитетом по рассекречиванию Манхэттенского проекта. "Комитет разделил нашу секретную информацию на три категории, первую из которых рекомендовал немедленно рассекретить; вторую - рассекретить позже в интересах долгосрочной национальной безопасности; в то время как третью не следует рассекречивать в отсутствие эффективного международного контроля". Не зная намерений авторов плана относительно того, какие категории должны быть рассекречены и когда, а также какую фактическую информацию содержат эти три категории, невозможно оценить, какую новую информацию (т.е. сверх уже опубликованной) СССР получил бы к тому времени, когда был бы введен в полном объёме действующий на его территории контроль за сырьем. Но в отчете предпринята попытка оценить эффект от обнародования всех трёх категорий.
"Одним из элементов нынешней власти Соединенных Штатов является знание, начиная с теоретических вопросов и заканчивая практическими деталями новых технологий. Невозможно точно оценить, насколько их раскрытие сократило бы время, которое понадобилось бы для подобного проекта в конкурирующих странах. Вполне возможно, что этот срок сократится незначительно или что он может быть сокращен на год или около того. Конечно, ясно, что даже при наличии всех имеющихся теоретических знаний для реального производства атомного оружия потребуется масштабные планы, которые, несомненно, займут много лет. ...Наша монополия на знания не может быть и не должна быть утрачена сразу".
Исходя из того, что собственная программа рассчитана на пять лет, приведенная в докладе оценка заключается в том, что выигрыш во времени за счет полного раскрытия всей секретной американской информации составит от года или около того до полного отсутствия выигрыша вообще. Таким образом, время, сэкономленное за счет предусмотренного - частичного - раскрытия, может составить менее года, скажем, 20% от времени, необходимого для реализации всего проекта. Можно сделать вывод, что СССР справедливо предположил бы: любая возможная выгода от раскрытия научно-технической информации будет незначительной по сравнению с мгновенной потерей обороноспособности и возможным вмешательством в их общую программу развития атомной энергетики в промышленных масштабах.
Какими бы серьезными ни были некоторые из этих трудностей, план Лилиенталя в то время представлял собой конструктивную попытку решить проблему атомной энергии на международной основе и, таким образом, разительно отличался от стремления к чисто национальному контролю и развитию только со стороны Америки, которое поддерживалось оппозиционными группами. И в момент его появления, менее чем через год после смерти президента Рузвельта и окончания Второй мировой войны, можно было верить, что в него могли быть внесены изменения, которые Советский Союз мог принять. Ибо некоторая теплота, царившая в альянсе во время войны, еще не остыла, и все еще оставалась надежда на то, что этот план мог бы стать отправной точкой для выработки приемлемой для всех схемы.
Очевидно, что изменения должны были быть разработаны (а) таким образом, чтобы свести к минимуму возможное вмешательство У.А.Р. в экономические дела страны; (б) чтобы обозначить этапы, на которых план должен был вступить в силу, таким образом, чтобы обеспечить адекватные и взаимные преимущества каждой из крупных стран с самого начала и на каждом этапе, и (в) чтобы изменения в Уставе не могли узаконить возможную третью мировую войну. Даже с учетом таких изменений принятие плана зависело бы от доверия великих держав друг к другу и от их очевидной решимости обеспечить выполнение Устава Организации Объединенных Наций на основе признания их взаимных интересов.
О том, как на самом деле американское правительство изменило план Лилиенталя до того, как он был предложен в качестве официальной политики, будет рассказано в одиннадцатой главе. Обсуждение прервётся на некоторое время главой, описывающей обстоятельства сброса двух бомб на Японию. По мнению автора, обстоятельства, при которых были сброшены бомбы, имели не только более важные политические последствия после войны, чем военные действия во время войны, но и оказали значительное влияние на курс, которым движется кампания по установлению контроля. Следует помнить, что доклад Франка, который мы уже цитировали, в первую очередь касался аргументов относительно обстоятельств, при которых, по мнению авторов, применение бомбы было бы оправданным, а когда - нет. Многие из предчувствий, впервые высказанных в докладе Франка, и волнение докладчиков из-за внезапного сброса атомных бомб на японские города, по-видимому, были слишком обоснованным.
Свидетельство о публикации №224072400355