К заповеди ищите прежде Царства Божия и правды его
Евангелие от Матфея 6:25-32
25 ПОСЕМУ ГОВОРЮ ВАМ: НЕ ЗАБОТЬТЕСЬ ДЛЯ ДУШИ ВАШЕЙ, ЧТО ВАМ ЕСТЬ И ЧТО ПИТЬ, НИ ДЛЯ ТЕЛА ВАШЕГО, ВО ЧТО ОДЕТЬСЯ. ДУША НЕ БОЛЬШЕ ЛИ ПИЩИ, И ТЕЛО ОДЕЖДЫ?
26 Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?
27 Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?
28 И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут;
29 но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них;
30 если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!
31 Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?
32 ПОТОМУ ЧТО ВСЕГО ЭТОГО ИЩУТ ЯЗЫЧНИКИ, И ПОТОМУ ЧТО ОТЕЦ ВАШ НЕБЕСНЫЙ ЗНАЕТ, ЧТО ВЫ ИМЕЕТЕ НУЖДУ ВО ВСЕМ ЭТОМ.
33 ИЩИТЕ ЖЕ ПРЕЖДЕ ЦАРСТВА БОЖИЯ И ПРАВДЫ ЕГО, И ЭТО ВСЕ ПРИЛОЖИТСЯ ВАМ.
34 Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы.
Евангелие от Луки 12:22-31
22 И СКАЗАЛ УЧЕНИКАМ СВОИМ: ПОСЕМУ ГОВОРЮ ВАМ, – НЕ ЗАБОТЬТЕСЬ ДЛЯ ДУШИ ВАШЕЙ, ЧТО ВАМ ЕСТЬ, НИ ДЛЯ ТЕЛА, ВО ЧТО ОДЕТЬСЯ:
23 душа больше пищи, и тело – одежды.
24 Посмотрите на воронов: они не сеют, не жнут; нет у них ни хранилищ, ни житниц, и Бог питает их; сколько же вы лучше птиц?
25 Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе роста хотя на один локоть?
26 Итак, если и малейшего сделать не можете, что заботитесь о прочем?
27 Посмотрите на лилии, как они растут: не трудятся, не прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них.
28 Если же траву на поле, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, то кольми паче вас, маловеры!
29 Итак, не ищите, что вам есть, или что пить, и не беспокойтесь,
30 ПОТОМУ ЧТО ВСЕГО ЭТОГО ИЩУТ ЛЮДИ МИРА СЕГО; ВАШ ЖЕ ОТЕЦ ЗНАЕТ, ЧТО ВЫ ИМЕЕТЕ НУЖДУ В ТОМ;
31 НАИПАЧЕ ИЩИТЕ ЦАРСТВИЯ БОЖИЯ, И ЭТО ВСЁ ПРИЛОЖИТСЯ ВАМ.
Слова Господа отнюдь не отрицают необходимость заботы о хлебе насущном, не зовут к жизни праздной, беспечной и безответственной. Они о том, что нельзя становиться рабом своих житейских забот и потребностей, выходящих за рамки реально необходимого.
Святитель Филарет (Дроздов) так пишет об этом:
«Поставление одного дела ПРЕЖДЕ показывает, что допускается ДРУГОЕ ДЕЛО ПОСЛЕ. Следственно, в изречении Господнем заключаются две мысли: одна открытая, другая сокрытая в слове: ПРЕЖДЕ. Мысль открытая: ДОЛЖНО ИСКАТЬ ЦАРСТВИЯ БОЖИЯ И ПРАВДЫ ЕГО ПРЕЖДЕ. Мысль сокрытая: НЕ ВОЗБРАНЯЕТСЯ ИСКАТЬ И НЕКОТОРЫХ ДРУГИХ ПРЕДМЕТОВ ПОСЛЕ. Таким образом, из слова Христова открывается, что ЕСТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ, с успехом упражняться в деле небесном, в искании царствия Божия и правды Его, и, БЕЗ ВРЕДА ДЛЯ СЕГО ДЕЛА, ЗАНИМАТЬСЯ И ДЕЛАМИ ЗЕМНЫМИ, ДЕЛАМИ НЕОБХОДИМЫМИ, как-то: снисканием пропитания, одежды, жилища; делами должными, как-то: исполнением обязанностей звания и службы в обществе человеческом…» («Слова и речи», Слово в день обретения мощей преподобного Сергия, говорено в Троицкой Лавре июля 5, 1850 год)
Вот как толкуют эти слова Господа другие святые отцы и богословы:
Иоанн Златоуст: «…Не только попечение о снискании богатств для вас вредно, но даже ВРЕДНА ИЗЛИШНЯЯ ЗАБОТЛИВОСТЬ О САМОНУЖНЕЙШИХ ВЕЩАХ, поскольку ею подрывается ваше спасение; она удаляет вас от сотворившего, промышляющего и любящего вас Бога…» («Беседы на Евангелие от Матфея»)
Григорий Нисский: «…Кто в услужении естеству не увлекается сверх необходимости суетными заботами, тот ненамного ниже ангельского чина по жизни, в довольстве для себя малым подражая ангелам, ни в чем не имеющим нужды. Поэтому ПОВЕЛЕНО НАМ ИСКАТЬ ТОЛЬКО ДОСТАТОЧНОГО К СОХРАНЕНИЮ ТЕЛЕСНОЙ СУЩНОСТИ…» («О молитве», Слово 4)
Максим Исповедник: «…Будем избегать, насколько возможно, любви к материи…; БУДЕМ ДОВОЛЬНЫ ОДНИМ ТЕМ, ЧТО ПОДДЕРЖИВАЕТ НАШУ ЖИЗНЬ, А НЕ ТЕМ, ЧТО ДОСТАВЛЯЕТ ЕЙ НАСЛАЖДЕНИЕ… Тогда ясно будет, что мы едим для того, чтобы жить, а не живем для того, чтобы есть, поскольку первое свойственно разумной природе, а второе – неразумной…» («Толкование на молитву Господню»)
Епископ Михаил (Лузин): «…Господь ПРЕДОСТЕРЕГАЕТ ОТ БЕСПОКОЙНОЙ, ТОМИТЕЛЬНОЙ ЗАБОТЛИВОСТИ О БЛАГАХ ВРЕМЕННЫХ, ОТ ПРИСТРАСТИЯ К НИМ. В известных пределах необходимо заботиться о нуждах житейских; трудиться для удовлетворения их заповедуют и Спаситель, и Апостолы, тогда как беззаботность всегда порицается. НЕ БЕЗЗАБОТНОСТИ НАУЧАЕТ ГОСПОДЬ, А ИЗЛИШНЮЮ ЗАБОТЛИВОСТЬ ЗАПРЕЩАЕТ…» («Толкование на Евангелие от Матфея»)
Борис Гладков: «…Поселяя первых людей в раю, Бог вменил им в обязанность хранить и возделывать рай, то есть трудиться. Этот закон труда дан был не в наказание первым людям за грехи, так как они тогда еще не согрешили, а как необходимое условие счастья людей. Следовательно, КТО ТРУДИТСЯ, ТОТ ИСПОЛНЯЕТ ВОЛЮ БОЖИЮ, А КТО ПРОВОДИТ ВРЕМЯ ПРАЗДНО, ТОТ ПРОТИВИТСЯ ПОВЕЛЕНИЮ БОГА… ПРЕДУСМОТРИТЕЛЬНОСТЬ И ЗАБОТА ТОЖЕ НЕ ВОСПРЕЩЕНЫ… (Господь) ПРЕДОСТЕРЕГАЕТ ТОЛЬКО, ЧТОБЫ ЗАБОТЫ о том, что пить, что есть и во что одеться, НЕ ДОВОДИЛИ бы нас до того тревожного состояния духа, которое близко к безнадежному отчаянию, К ПОТЕРЕ ВЕРЫ В МИЛОСЕРДИЕ БОЖИЕ…..» (Три заповеди: Oтрывок из неоконченного сочинения «Библия в общедоступных рассказах»)
Алексей Осипов: «Слова Христа «не заботьтесь» означают не «ничего не делайте», а – «не терзайтесь» душой, не отдавайте все силы на заботу об этом, НЕ БЕСПОКОЙТЕСЬ СВЕРХ НЕОБХОДИМОГО О ЗЕМНЫХ НУЖДАХ, как это делают язычники-материалисты, не знающие Бога…» (сайт А.И.Осипова)
Господь показывает, что наше благополучие не зависит лишь от наших усилий, попечений и переживаний. Они тщетны без помощи Божией:
Иоанн Златоуст: «ЕСЛИ БОГ ОСТАВИТ НАС, ТО НИ ПОПЕЧЕНИЕ, НИ ЗАБОТЛИВОСТЬ, НИ ТРУД – словом, НИЧТО НЕ ПОМОЖЕТ НАМ, но все будет тщетно.» (Беседы на святого Матфея евангелиста, Беседа 21)
Евфимий Зигабен: «Как невозможно достигнуть этого нашим усилием, так точно невозможно и собрать пищи, если Бог не позволит. Хотя бы мы в тысячу раз больше прилагали забот, МЫ НИЧЕГО НЕ ДОСТИГНЕМ БЕЗ ЕГО ПРОМЫШЛЕНИЯ…» («Толкование Евангелия от Матфея»)
Христос называет маловерами людей, которые излишне беспокоятся и тревожатся о земных потребностях. Имеется в виду, что Бог видит наши нужды, и при вере в Бога и доверии Ему люди не мучались бы тревогой и неуверенностью в завтрашнем дне.
Феофан Затворник: «МНОГОЗАБОТЛИВОСТЬ ГРЕШНА ТЕМ, ЧТО все хочет сама устроить и добыть без Бога, тем, что после того НАУЧАЕТ ОПИРАТЬСЯ НАДЕЖДОЮ НА добытое и на прочие СПОСОБЫ СВОИ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО, БЕЗ БОЖИЯ ПРОМЫШЛЕНИЯ, а чрез то и другое настраивает житейские блага почитать главною целью и настоящую жизнь конечною, не простирая помышлений о будущей жизни. Видите, какой дух богоборный движется в этой многозаботливости! …Если не станете бороться, забота совсем вас съест, а станете бороться – она отойдет, как и всякая другая немошь душевная, когда с нею борются.» (Наставления в духовной жизни. Забота житейская)
Епископ Михаил (Лузин): «…Каждый день приносит свою заботу; для малых сил человеческих достаточно, если они справятся с заботами одного только дня. О БОЛЕЕ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ ЗАБОТИТЬСЯ НЕБЕЗОПАСНО ДЛЯ ДУШИ…; ПРЕДОСТАВИТЬ НАДОБНО СИЕ ОТЦУ НАШЕМУ НЕБЕСНОМУ.» («Толкование на Евангелие от Матфея»)
Итак, подводя итог изложенным выше толкованиям, можем сделать следующий вывод:
Не запрещены нам ни предусмотрительность, ни забота о необходимом. Однако ИЗЛИШНЯЯ ЗАБОТЛИВОСТЬ ДАЖЕ О САМОНУЖНЕЙШИХ ЗЕМНЫХ ВЕЩАХ ВРЕДНА, ПОСКОЛЬКУ УДАЛЯЕТ НАС ОТ БОГА, свидетельствуя о потере веры в Его милосердие, о почитании житейских благ главной целью жизни и о забвении того, что БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ И ПРОМЫШЛЕНИЯ БОЖИИХ ТЩЕТНЫ НАШИ ЗАБОТЛИВОСТЬ И ТРУД. Ученики Христовы не должны простирать свои желания и молитвы далее насущных потребностей, достаточных лишь для поддержания нашей жизни, а не для доставления наслаждений телу.
Как же бороться с этой излишней заботливостью о земных потребностях? Как представляется, реальный действенный метод преодоления такой заботливости – это твердо усвоить себе и всегда помнить слова Господа о том, что всё, что нам необходимо, все наши земные нужды будут удовлетворяться, если мы – прежде забот о них – будем искать Царства Божия и правды Его: «ИЩИТЕ ЖЕ ПРЕЖДЕ ЦАРСТВА БОЖИЯ И ПРАВДЫ ЕГО, И ЭТО ВСЕ ПРИЛОЖИТСЯ ВАМ.» Это сказал сам Бог, в устах Которого не было лжи (Ис. 53:9), и это – духовный закон. Профессор Духовной академии А.И.Осипов так формулирует этот закон:
ЕСЛИ ЧЕЛОВЕК БУДЕТ ПРОИЗВОЛЬНО, ЧЕСТНО, НЕУКЛОННО И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО ПРОДВИГАТЬСЯ К БОГУ, то есть стремиться жить по-христиански, бороться с грехом внутри себя, исполнять, насколько это возможно, заповеди Божии, ТО ВСЕ ЕГО ОБЪЕКТИВНЫЕ ЗЕМНЫЕ (ТЕЛЕСНЫЕ, ФИЗИЧЕСКИЕ) НУЖДЫ И ПОТРЕБНОСТИ БУДУТ УДОВЛЕТВОРЯТЬСЯ КАК БЫ САМИ СОБОЙ – БЕЗ КАКИХ ЛИБО СПЕЦИАЛЬНЫХ УСИЛИЙ ИЛИ НАПРЯЖЕНИЯ С ЕГО СТОРОНЫ. (лекция «О законах духовной жизни», часть 1)
О законодательной силе этого обетования Божия говорит игумен Никон (Воробьёв): «ищи Царствия Божия и правды его — и, ПО СЛОВУ НЕПРЕЛОЖНОМУ САМОГО ГОСПОДА, СЛОВУ БОЛЕЕ ТВЁРДОМУ, ЧЕМ НЕБО И ЗЕМЛЯ, приложится и всё необходимое в материальной жизни. Хотя и испытывает Господь рабов Своих, но и следит за всем, за духовными и за телесными нуждами и всё подаёт в нужное время тем, кто доверился Господу, а не своей ловкости, силе, умению и прочее». (Письма о духовной жизни, Письма к Наде и ее матери Надежде Михайловне Евдокимовым, письмо от 4 февраля 1949 г.)
По утверждению святого Григория Паламы, «…ЕСЛИ ВНИМАНИЕ ТВОЕЙ ДУШИ БУДЕТ УСТРЕМЛЕНО К БОГУ, то от этого ты не потерпишь никакого вреда относительно телесных нужд; но более того – БОГ УСТРОИТ ТАК, ЧТО ВМЕСТЕ С СПАСЕНИЕМ ДУШИ ТЫ НЕСОМНЕННО БУДЕШЬ ОБЛАДАТЬ И ЭТИМИ (НЕОБХОДИМЫМИ ЗЕМНЫМИ БЛАГАМИ).» («Беседы /омилии/», Омилия 26, произнесенная во время жатвы)
В том же ключе рассуждает блаженный Феофилакт (Феофилакт Болгарский):
«…Если ты ищешь малого, ты делаешь неугодное Ему, ибо оскорбляешь Его великодаровитость; ЕСЛИ ИЩЕШЬ ВЕЛИКОГО, ТО И ЕГО ПОЛУЧИШЬ, И МАЛОЕ ПРИДАЕТСЯ ТЕБЕ. Ибо если Он увидит, что ты занят исканием Царства Его, то Он, всеконечно, будет промышлять о тебе в твоих нуждах. Даже и мы в своих делах не так ли поступаем? И мы заботимся более о тех, кои всецело предали себя нашему попечению… Не тем ли паче (так сотворит) Господь? Итак, ГОСПОДЬ ПРЕСЕКАЕТ ЗАБОТУ О ЖИТЕЙСКОМ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ УБЕДИТЬ НАС ИСКАТЬ ЦАРСТВИЯ ЕГО: ибо при заботах о житейском это невозможно.» («Толкование на Евангелие от Луки»)
И он же: «Царствие Божие… дается за жизнь по правде. Итак, КТО ИЩЕТ ДУХОВНОГО, ТОМУ ПО ЩЕДРОСТИ БОЖИЕЙ ПРИЛАГАЕТСЯ И ТЕЛЕСНОЕ.» («Толкование на Евангелие от Матфея»)
О том же пишет и игумен Никон (Воробьев): «КТО ИЩЕТ УГОДИТЬ БОГУ, ТОТ НЕ БУДЕТ ОСТАВЛЕН БОГОМ, лишь бы мы не оставили Его». («Господи, откройся мне», Духовные ступени)
Об этом духовном законе неоднократно говорится и в Ветхом Завете, в частности:
«Не допустит Господь терпеть голод душе праведного» (Книга притчей Соломоновых, 10:3)
«Я был молод и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба» (Пс. 36:25)
Вот толкования на первый из этих двух стихов:
Иоанн Златоуст: «…ДУШУ ПРАВЕДНУЮ, стремящуюся к знанию, премудрости и всему доброму, ГОСПОДЬ НЕ ПРЕДАСТ ГОЛОДУ…» («Толкования на Притчи Соломона»)
Епископ Виссарион (Нечаев): «…Смысл стиха может быть так изложен: ГОСПОДЬ, НА КОТОРОГО ОДНОГО БЛАГОЧЕСТИВЫЕ ВОЗЛАГАЮТ СВОЕ УПОВАНИЕ, НИКОГДА НЕ ПОПУСТИТ ИМ ПОГИБНУТЬ ОТ НИЩЕТЫ И ГОЛОДА… Напротив нечестивые, которые, разбогатев, забывают Бога, наказываются от Него нищетою и гибнут от неё, лишенные средств для поддержания жизни.» («Толкование на паримии из Книги Притчей»)
А вот два толкования святого Киприана Карфагенского на оба эти фрагмента Священного Писания:
«…ДЛЯ ПРАВЕДНИКА НИКОГДА НЕ МОЖЕТ БЫТЬ НЕДОСТАТКА В ЕЖЕДНЕВНОЙ ПИЩЕ, по Писанию: «Не допустит Господь терпеть голод душе праведного» (Книга притчей Соломоновых, 10:3). И опять: «Я был молод и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба» (Пс. 36:25). Он обещает, что ищущим Царства и Правды Божией все приложится: ведь все Божие; следовательно, ИМЕЮЩИЙ БОГА НИ В ЧЕМ НЕ БУДЕТ ИМЕТЬ НЕДОСТАТКА, ТОЛЬКО БЫ САМ НЕ ОТСТАЛ ОТ БОГА...» («Книга о молитве Господней»)
«…Но КОГДА ЖЕ У ПРАВЕДНОГО МОГЛО НЕДОСТАВАТЬ СРЕДСТВ К ЖИЗНИ?» («О делах и милостыне»)
Что же такое Царство Божие?
Следует отметить, что в богословских текстах говорится как о Царстве Небесном, так и о Царстве Божием. В Евангелиях словосочетание «Царство Небесное» встречается только у евангелиста Матфея. Евангелисты Марк и Лука использовали понятие «Царство Божие» в тех случаях, где Матфей использует «Царство Небесное», часто при параллельном описании одной и той же притчи. Таким образом, поясняют богословы, эти два понятия означают одно и то же.
Под Царствием Божием нужно понимать не тот мир иной, в который мы перейдем за порогом земной жизни. Нет, по словам Господа ЦАРСТВИЕ БОЖИЕ «ВНУТРЬ ВАС ЕСТЬ». Евангелие от Луки 7:20-21:
«Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть».
Симеон Новый Богослов: «Но знаете ли, какого царствия велит Он искать нам? Того ли, которое находится на высоте небесной и имеет открыться по воскресении всех мертвых? И когда заповедует нам искать его, сколь далеким полагает Он его от нас? …Царствует Он над нами правдою, ведением и истиною. …Направляет нас туда, куда хочет, управляя желаниями нашими, как конями, по воле Своей, ЧТОБ МЫ ОХОТНО ПОКОРСТВОВАЛИ ЗАПОВЕДЯМ И ПОВЕЛЕНИЯМ ЕГО И ИСПОЛНЯЛИ ИХ. Этим способом царствует Бог в тех, в которых никогда не царствовал, после того как они очищаются посредством слез и покаяния и делаются совершенными духовною мудростию и разумом…» («Слова», Слово 52)
Протоиерей Павел Великанов: «…Царство Небесное бесконечно далеко от состояния «душевного комфорта» или «карманного Бога в душе», которым так любят оправдывать свое практическое безбожие наши современники. Здесь Бог приходит к человеку именно как Царь, Господин – и это откровение невозможно ни перепутать, ни сымитировать. …Царство Небесное появляется лишь там, где происходит встреча человека и Бога – встреча, результатом которой для этого человека становится новая жизнь. ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ – не пища и питие, не власть и могущество, не довольство и богатство. Всё это – горизонтальная плоскость: и в любой точке этого пространства может появиться новая реальность – ВЕРТИКАЛЬ, КОТОРАЯ ВЫСТРАИВАЕТСЯ ТОЛЬКО МЕЖДУ БОГОМ И ЧЕЛОВЕКОМ… И чтобы попасть в это Царство, не нужно куда-то ехать или мучительно долго ждать, когда же оно придет «в силе и славе»: …ЭТО ЦАРСТВО …ходит ногами тех, кто Его считает своим царем, ЖИВУЩИХ ПО ЕВАНГЕЛИЮ, ИСПОЛНЯЮЩИХ ТО, ЧТО ОН, ХРИСТОС, ЖДЕТ ОТ СВОИХ БРАТЬЕВ И ДРУЗЕЙ. Оно всегда рядом: лишь бы оказался настроен приемник нашей души на эту частоту Небесного Царства… Не став подданным Царства Божия здесь, на земле – слишком мало шансов попасть в него после смерти…» (журнал «Фома», «Царствие Небесное: Где оно находится и как туда попасть?», 28 февраля 2018 г.)
Как же искать Царства Божия
В упомянутой выше лекции профессор А.И.Осипов говорит, что искание Царства Божия предполагает правильную жизнь, благодаря которой человек находит в своей душе эту драгоценность. И далее приводит слова святого Исаака Сирина: «Потщись ВОЙТИ ВО ВНУТРЕННЮЮ СВОЮ КЛЕТЬ, И УЗРИШЬ КЛЕТЬ НЕБЕСНУЮ, ПОТОМУ ЧТО ТА И ДРУГАЯ – ОДНО И ТО ЖЕ, И ВХОДЯ В ОДНУ, ВИДИШЬ ОБЕ. Лествица оного Царствия внутри тебя, сокровенна в душе твоей. В СЕБЕ САМОМ ПОГРУЗИСЬ ОТ ГРЕХА, И НАЙДЕШЬ ТАМ ВОСХОЖДЕНИЯ, ПО КОТОРЫМ В СОСТОЯНИИ БУДЕШЬ ВОСХОДИТЬ.» («Слова подвижнические», Слово 2). То есть Искать Царство Божие внутри себя – это стараться очистить свою душу от грехов, поскольку только в такую, очищенную от грехов душу, может войти Бог.
Протоиерей Павел Великанов: «Искать Христа, Его близости, Его ощутимого присутствия – причем не только в храме и таинствах, но и в ежедневных событиях жизни – НЕ ТАКАЯ УЖ СЛОЖНАЯ ЗАДАЧА, ЕСЛИ СЛЫШАТЬ ЕГО ЗАПОВЕДИ И СТАРАТЬСЯ ВЫПОЛНЯТЬ ИХ… А заповедь в действительности одна: быть подражателями Христу, жить и вдохновляться Им, поступать, как Он поступал; думать, как Он думал, желать того, к чему Он стремился… И Его Царство – как его ни назови – Божие или Небесное – уже здесь, на земле, с нами, среди нас. Если только сами мы – в своем сердце, в мыслях, словах и поступках – со Христом.» (журнал «Фома», «Царствие Небесное: Где оно находится и как туда попасть?», 28 февраля 2018 г.)
Иеромонах Пимен (Шевченко): «…Царствие Божие только тогда открывается в земной жизни каждого из нас, когда мы стремимся исполнить волю Божию. ДОСТИЧЬ ЖЕ ЭТОГО МОЖНО, ЛИШЬ НЕУСТАННО ТРУДЯСЬ НАД ТЕМ, ЧТОБЫ РАЗУМЕТЬ ЗАПОВЕДИ ЕГО, СТАРАЯСЬ ИХ ИСПОЛНЯТЬ… Только тогда Царствие Божие более явно открывается внутри каждого из нас уже здесь, в земной жизни.» (ТВ «Союз», передача «Читаем Евангелие вместе с Церковью», 15 июня 2020 г.)
Формулировка заповеди:
Устранись от ИЗЛИШНЕЙ и беспокойной заботливости о земных временных нуждах и потребностях, которая наносит вред душе и удаляет от Бога. Помни, что, по непреложному слову самого Господа, всё, что нам необходимо для земной жизни, известно Богу и будет нам дано Господом без каких-либо наших специальных усилий, если мы будем – ПРЕЖДЕ ВСЕГО ДРУГОГО – искать Царства Божия, то есть произвольно, честно и неуклонно продвигаться к Богу, стремясь жить по-христиански, бороться с грехом внутри себя, разуметь и исполнять, насколько это возможно, заповеди Божии.
Свидетельство о публикации №224072400543