Коломенский великомученик Кузьма Филиппов
Это народный герой Отечественной войны 1812 года простой дьяковский крестьянин Кузьма Афанасьевич Филиппов. Он ценой своей жизни спас от разрушения французами храм Вознесения Господня в Коломенском. Немного истории.
В самых первых числах сентября наполеоновские «двунадесять языков» вошли в Первопрестольную столицу и расползлись по ближайшим ее окрестностях, не миновало такого постоя и Коломенское. В царской усадьбе, в частности, в Екатерининском дворце, были расквартированы кавалеристы корпуса маршала Мюрата и польские солдаты корпуса Понятовского. В Георгиевском храме французы устроили конюшню, а в подвале дворца конные артиллеристы оборудовали пороховой погреб.
Однако на долго задержаться в Москве армии Наполеона не довелось. Уже в начале октября 1812 года захватчики начали покидать разграбленный и сгоревший город. Наполеон был в ярости от несговорчивости русского царя и задумал откровенную подлость в духе просвещённой Европы.
Оставляя русскую столицу, французский император приказал своему маршалу Мортье взорвать Кремль, собор Василия Блаженного, а также и храм Вознесения Господня в Коломенском. О чем он открыто сообщал в письме своей супруге. По мнению узурпатора, бессмысленное уничтожение памятников должно больно ударить в духовном плане по москвичам, да и всем русским людям.
Но он жестоко просчитался, хотя часть московского кремля и была сильно разрушена. Сама же церковь практически не пострадала, патриоты успели загасить фитили. Но это в Москве, а что же произошло в Коломенском? Там на пути антихристовых слуг стал Кузьма Филиппов.
Каким же образом он узнал о коварных планах басурманов? Это не совсем ясно. Тут есть два диаметрально противоположных объяснения. Первое – чисто материалистическое. Историки ссылаются на то, что по-видимому у французов с соблюдением военной тайны дело обстояло из рук вон плохо. И поэтому какие-то секретные сведения вполне могли стать, как говорится достоянием общественности. Конечно, банальная утечка информации вполне возможна, но между тем есть и другое мистическое объяснение.
Французская армия к 8 октября 1812 года (здесь далее по старому стилю) в общем покинула Москву, а Кузьма Филиппов погиб в ночь на 5 октября. Как же он узнал обо всем заранее? Оказывается, очень просто, уже после гибели нашего героя среди местных крестьян пошли слухи, что явилась Кузьме во сне Пресвятая Богородица и предупредила его о замыслах Антихриста. Иначе говоря, произошло чудесное явление, открывшее ему замыслы святотатцев. А источником такого слуха был престарелый отец нашего героя, весьма набожный человек.
Ну в истории подобное уже случалось, на пример предупредил же ангел Иосифа о замыслах царя Ирода относительно младенца Иисуса. И никто за две тысячи лет не подверг этот факт сомнению. Но так или иначе, а простой дьяковский крестьянин вознамерился решительно помешать осуществлению дьявольского плана Антихриста.
В темную ночь с 4 на 5 октября 1812 года, он незаметно проник в погреб под Екатерининским дворцом и запалил фитиль на одной из приготовленных для подрыва пороховой бочке. Но вот уйти незамеченным он, к сожалению, не смог. В тот момент, когда отважный герой выбирался из подвала, его заметили французские солдаты, шедшие сменять караулы, и открыли по нему ружейный огонь. Одна из пуль наповал сразила отчаянного смельчака. Но пока караульные разбирались, что к чему грянул мощный взрыв. Вся левая часть дворца взлетела на воздух, а в уцелевшей вспыхнул пожар. После этого оккупантам было уже не до уничтожения древнего храма. Богомерзкие замыслы врага сорвались.
Уже после ухода французов, дьяковские крестьяне нашли тело своего односельчанина. Его похоронили в тихом уголке Дьяковского кладбища. А в 1813 году, по инициативе настоятеля храма Усекновения главы Иоанна Предтечи, на могиле отважного героя возводится небольшая деревянная часовенка. К столетнему юбилею Отечественной войны 1812 года, на собранные по подписке средства, взамен уже старой обветшавшей часовни, возводится другая из камня по проекту архитектора Н.Шуцмана. На ее освящении присутствовал сам Император Николай II с Августейшим Семейством.
Увы, судьба этой часовни оказалась печальной. В 1920-х годах она подвергается разрушению, как объект монументальной пропаганды монархизма и контрреволюции. Не исключено, что и по инициативе тогдашнего директора музея «Коломенское» П.Д.Барановского. Сам же подвиг Кузьмы Филиппова тоже был как-то незаслуженно предан забвению. Конечно он не Денис Давыдов и не Герасим Кудрин, уничтожившие сотни вражеских солдат. Но поступок Кузьмы Филиппова ставит его даже выше ратных подвигов. Сегодня упоминание о нем можно с трудом отыскать, разве что в редких дореволюционных книгах, посвященных героическим событиям Войны 1812 года.
Здесь стоит несколько отвлечься от повествования и оценить подвиг простого дьяковского крестьянина Кузьмы Филиппова так сказать с современной позиции. Что же получается? По сути, этот герой мужественно встал поперек дороги самому Антихристу, а Русская Православная церковь после вторжения французов в Российские пределы, официально объявила таковым Наполеона Бонапарта.
Естественно, Кузьма Филиппов ни при каких условиях не мог вступить в прямую борьбу с ним, это вообще никому и никогда еще не удавалось. Однако, у Антихриста есть слуги, которые ему верно служат, в нашем случае ими являются французские солдаты. А вот с ними, как раз и вступил в открытый и смертельный бой наш храбрый крестьянин и положил в нем свою жизнь во славу Божию. То есть, получается, что он пал в смертельной битве с Антихристом, а это уже должно тянуть, как минимум на «Великое Мученичество».
В самом деле, спасти ценой своей жизни древний храм, являющийся даже более, чем знаковым для русского православного человека тех лет, есть величайший Духовный Подвиг. И он требует соответствующей оценки иерархами церкви. А оценка тут может быть только одна. Необходимо канонизировать Кузьму Филиппова, как Великомученика. И если Русская Православная церковь этого не сделает, то ей будет грош цена в глазах всего христианского люда.
Но во всей этой истории есть один единственный нюанс. Состоит он в том, а какого собственно вероисповедания был Кузьма Филиппов? Вот этого доподлинно выяснить так и не удалось. Есть мнение, правда не подтвержденное, что он являлся старообрядцем, и действительно до революции, и в Коломенском, и в Дьяково жило много приверженцев старой веры.
Однако, спас он храм, формально находившийся под юрисдикцией официальной церкви. Поэтому, думается здесь необходимо подходить не с частных, а с общехристианских позиций. Совершенно не важно, что в своей частной жизни исповедовал Кузьма Филиппов, главное - он являлся истинным христианином и своей героической смертью это убедительно доказал.
В общем, теперь слово за Русской Православной церковью.
Отец Евгений
Свидетельство о публикации №224072400749