Медитативное чтение книги Германа Гессе Игра в бис
Медитативное чтение книги Германа Гессе
« Игра в бисер « .
Глава вторая .
Для меня стало так ясно , что книга Германа Гессе
« Игра в бисер « разворачивается как если бы это было музыкальное произведение , и эта книга может быть представлена как прелюдии и фуги Германа Гессе .
Какую же тему проигрывает Гессе вновь и вновь , чтобы увидеть разрешение этой темы ?
И эта тема проигрывается Гессе во всех его произведениях , начиная со времени первой мировой войны , которая перешла органично во вторую мировую войну - это тема смерти .
Война покончила с беспечностью человечества , и тема смерти встала перед каждым человеком . И необходимо было решить , что делать с мыслями о смерти , какие шаги предпринять , чтобы решить эту тему - тему смерти , важную для каждого человека . И , наконец , в « Степном волке « , и в то время , когда задумывалась эта книга и писалась , Гессе принял решение - решение сотрудничества со смертью со всеми вытекающими из этого решения последствиями не только для него самого , но и для его страны , и для всего человечества . И человечество приняло его сигнал и отметило тем , что выделило его из человечества , подарив ему Нобелевскую премию по литературе .
Тема смерти и сотрудничество с ней было и в творчестве Томаса Манна , и Томас Манн был прежде Гессе был коронован Нобелевской премией , и Герману Гессе передал именно Томас Манн эстафетную палочку не только за сотрудничество со смертью , но
и за убедительные призывы принять смерть и склониться пред нею , а не перед победившим смерть Иисусом Христом . Что вызывает в моём сердце печаль .
Вячеслав Всеволодович Иванов , сын классика литературы Всеволода Иванова писал : « Не будем повторять путь Томаса Манна , которому потребовался весь опыт фашизма , чтобы увидеть после падения Третьего Рейха - а не сразу после пожара в рейхстаге ( « в его свете « ) философию Ницше , когда Манну пришлось сжечь свои дневники лет , предшествующих приходу Гитлера к власти … часть этих дневников грешит предфашизмом и сексуальной извращённостью в духе Розанова - и Дэвида Герберта Лоуренса , недаром так восторгавшимся Розановым : Лоуренс с радостью находил в близкой ему судорожной сексуальности Розанова , которому он посвятил отдельную статью , ритм онанизма . Я называю эти имена , чтобы было видно , в какой мере фашизм подготовляли внутренне или внутренне к его победе готовились ( хотя бы не видя его ужаса ) самые крупные писатели Европы , затронутые СЕКСУАЛЬНОЙ АНОМАЛИЕЙ ВЕКА , которая становилась ( хотя бы в кругах избранных ) эпидемией .
Чем писатель ЗНАЧИТЕЛЬНЕЕ , тем ОПАСНЕЕ могут оказаться заблуждения его души и тела , тем внимательнее надо думать о последствиях публикаций его записей для его же имени .
Двадцатый век бесталанных , по Розанову , - век Фрейда , Эйнштейна , Кафки , Пруста - двадцатый век слишком пострадал от тех , кто считал страшного Еврея главным противником ; из своего подполья , из своей невылазной тёмной комнаты , наполненной привидениями скопчества и мужского бессилия , из сточной канавы , где венскую юность провёл , Гитлер гнал миллионы в лагеря смерти . Сегодня мы хотим понять … «
Я присоединяюсь к тем , кто сегодня хочет понять . Осмысляя произведения эпохи , предшествовавшей первой мировой , вплоть до окончания второй мировой войн .
Пруст очень проницательно увидел крах того мира прекрасной эпохи , который сложился в конце девятнадцатого века .
Прекрасной эпохой (la belle ;poque) назвали мирные годы между франко - прусской войной и Первой мировой .
А первая мировая война - это колоссальное самоубийство из - за вроде бы пустяка , трагической случайности - убийства эрцгерцога террористом - одиночкой .
Никто из стран участниц не особенно то хотел войны , как точно подмечает Кристофер Кларк в « Сомнабулах : они развязали войну как лунатики . Это одно из таких событий , которое , начавшись вроде бы без особых причин , после начинает диктовать свои причины и свою логику .
Символично , что первые симптомы туберкулёза появились у Кафки в 1917 году . Он будто бы , как и весь мир кругом его , прежде благополучный и излучавший здоровье , заболел войной и революцией .
А когда его мир кончился , он умер .
И следом за ним и окружающий его до сих пор мир .
Франц Кафка , который , как не парадоксально , написал то , что « Мессия … придёт только на следующий день после того , как будет возвещён его приход ; он придёт не в последний день , а в самый последний . «
Кафка ещё ждал Мессию , не приняв Иисуса Христа Мессией , хотя вроде бы принял христианство .
И Вальтер Беньямин завершил своё последнее эссе , которое написал незадолго до самоубийства в 1940 году , словами : « каждая секунда времени ( есть ) ворота пролива , через которые мог бы войти Мессия .»
Он отвергал великого Еврея также .
Живя в ощущениях того , что живут во времена , когда
« ужас перед грозящим концом вызывает нечто вроде шока , а шок ведёт к сумасбродствам « , отметил друг Вальтера Беньямина Гершом Шолем вслед за самим Беньямином , который подметил то , что любой момент может быть воротами для Мессии .
И да , и в христианстве есть ожидание второго пришествия Иисуса Христа , Который в первый раз явился как Иосиф в языческих одеждах .
И уже во второй раз явится как Давид - Царь царей .
Это представление о пришествии двух мессий знакомо и для евреев .
И как то представления евреев , их интуитивные ощущения переходят и на писателей того времени , писавших на территории Австро - Венгерской империи , распавшейся именно при их жизни , и Германии .
Апокалиптические ожидания , как родовые схватки , были ощутимы в те времена , и вели , как заметил Гершом Шолем - « к сумасбродствам « .
Герой притчи Кафки « Перед Законом « всю жизнь сидит перед открытой дверью , ожидая , когда привратник разрешит войти .
Кафкианский поворот в этой истории происходит перед самой смертью человека , когда ему говорят , что « сюда никого больше не допустили , потому что этот вход предназначался только для тебя « .
Что же может произойти перед смертью любого , кто слышал об Иисусе и не принял его , я узнала от католического священника , который говорил о том , что по некоторым свидетельствам святых людей : встречает по ту сторону Иисус Христос , но с лицом знакомого ему христианина , и переходящий в вечность восклицает : « Я знаю Тебя ! « , или отказывается от узнавания . Ибо
« кто принимает малого в Царстве Моём , тот принимает Меня . «
Вдруг не с подачи Фрейда , Фрейд только заметил это своим зорким взглядом врача , наблюдающего ход болезни , сыновья как один ополчились против отцов .
Недаром в Писании как одной из причин , позволяющих прийти миру , было :
когда сердца отцов и сердца детей вернутся друг к другу . Война отцов и детей - нечестие в глазах Бога . А нечестивым не положено мира .
Для нечестивых только война .
И победного конца у этой войны , начавшейся в сердцах отцов и детей , нет .
Есть только временное перемирие .
И не мною замечено то , что идея здоровья и болезни общества - чисто протофашистская .
Об этом в том числе роман « Волшебная гора «
Томаса Манна , близкого Герману Гессе по духу .
В романе Сеттембрини , расист , с его презрением к немцам и славянам , в романе противостоит Нафте , чьим прообразом был юный Георг Лукач , венгерский философ - неомарксист , ещё в своём католическом воплощении .
Роман ещё называют романом воспитания .
Герой Касторп получает воспитание в идеальных условиях дорогого туберкулёзного санатория . Правда , все умирают - быстро или медленно .
В каком то смысле это своеобразное описание общества
belle epoche перед войной : почему и как всё это рухнуло .
Я попыталась описать время , в которое жил и творил Гессе , чтобы понять более то , что же на самом деле писал Гессе в своих произведениях , в том числе , и в « Игре в бисер « .
Он писал , как и все именитые писатели бывшей Австро - Венгерской империи , рухнувшей как будто в одночасье - как раз во времена её наибольшего расцвета , и Германии . Наконец , все нации получили право на самоопределение , не захотев в том числе
« венгеризироваться « , на чём настаивали венгры .
И фашизм , который расцвёл на фоне этого самоопределения , ополчился не против евреев , а , как заметил Вячеслав Иванов , против главного Еврея , совсем как в первом псалме .
Со всеми вытекающими последствиями .
Впрочем , причины возникновения тоталитаризма усматривались разные . В том числе и то , что своего рода повивальной бабкой , давшей жизнь тем идеологиям и политическим теориям , которые тяжким эхом отозвались в орудийных залпах двух мировых войн , считали немецкого философа Гегеля с его утверждением :
« Государство - это шествие Бога в мире . »
Тот Гегель , который усмотрев « примирение идеи и реальности « в прусской государственности и став
« должностным философом прусского государства « ,
приведшее к тому , что не только прусский город Кёнигсберг стал трофеем , но и сам философ Кант , как счёл губернатор Калининградской области .
И в марксисткой теории общества и государства сохранилась гегелевская на тот момент революционная идея разума . Но Генрих Маркузе считает идеологом тоталитаризма не Гегеля , а Огюста Конта .
Предшествующий Конту « позитивизм « эпохи Просвещения был воинствующей революционной силой , так как покончил со многими богословскими и метафизическими иллюзиями , так сказать , и потому способствовал , по мнению просвещенцев , развитию свободной мысли .
Свободной от тех же богословских и метафизических иллюзий . Но попали ли они из , как они считали , из
« иллюзорного мира « в реальный ?
Конт считал , что да , и что позитивная социология должна исследовать факты , а не трансцендентные иллюзии ; должна иметь дело с приносящим пользу знанием , а не с праздным созерцанием , с определённостью , а не с сомнением и нерешённостью , с организацией , а не с отрицанием и уничтожением .
При том сам Огюст Конт испытывал сильное влияние Жозефа де Местра , живущего при Льве Толстом в России , и о нём в том числе рассказывает Толстой , описывая салон Анны Шерер в романе « Война и мир « .
И его мысли были в том числе и как ответ на наполеоновскую Францию . Жозеф де Местр
отстаивал тройственный союз классицизма , монархии и церкви , и представлял из себя воплощение ясного латинского ума , полную противоположность
« сумрачному германскому гению « . И в мире полутонов и нюансов он отчётлив и ясен . В обществе , где религия и искусство , история и мифология , социальное учение , метафизика и логика , кажется смешаны до полной неразличимости , он классифицирует , разделяет и придерживается своих разграничений жестко и последовательно . Он католик , реакционер , учёный и аристократ — «frarujais, catholique, gentilhomme»; Он выглядит римлянином пятого века - крещёный , но всё равно остающийся римлянином , или , иными словами ,
« ватиканский преторианец « . Де Местр - савоец .
И посол Сардинии в России .
И со всей страстью любил Францию , называя её
«прекраснейшей страной после Царства Небесного « .
Он говорит о божественном разуме , говорит он и о Провидении . Согласно определению божественного разума , данного де Местром , он запределен и потому скрыт от людских глаз . Он невыводим из знаний , приобретённых обычным человеческим способом ; его отблески могут иногда нисходить на тех , кто с головой погрузился в мир Божественных откровений и таким образом сумел понять природу и историю в их предопределённости Провидением , даже не уразумев при этом их путей или целей .
Такие люди чувствуют себя в безопасности , ибо имеют веру . Они не задают вопросы : они достаточно мудры , чтобы постичь всё безумие попыток приложить человеческие понятия к божественной силе .
И , прежде всего , они НЕ ИЩУТ ОБЩИХ ТЕОРИЙ , которые объяснят им ВСЁ !!! И , если человек сталкивается с шумом , сумятицей , спешкой , с необходимостью преодолевать упрямое сопротивление ,
он должен быть уверен , что к этому причастны преступные или безумные силы . Ибо , говорит он :
Non in commotione Domin – Не в поспешности [ пребывает ] Господь ( лат. ).–
ВСЁ растёт , и ничто доброе и постоянное не свершается вдруг .
Любая импровизация несёт в себе семена своего скорого разрушения , и главное злодеяние революций - попытка пересоздать всё мановением волшебной палочки , внезапно и жестоко изменить ход вещей . «
Великие слова , не услышанные Огюстом Контом при всём его внимании к де Местру , и Германом Гессе , который тяготеет как раз к волшебству , и не только , но и призывает к этому других .
Ибо в один момент иллюзорное видение кареты превратится в тыкву .
И Третий Рейх пал под музыку Вагнера и Брукнера , поглощённый своим тёмным , трагическим и героическим мифом . И кто оплачет ещё раз Германию , разделённую и до с их пор , хотя видимым образом и воссоединившуюся .
Вот цена волшебства древних германских мифов .
А ведь Вагнер описал именно , что гибель древних германских богов в своей оперной эпопее .
И война у Иисуса Христа была не против людей , а именно что против богов , и потому погибают те из людей , кто отождествил себя с этими богами .
Более того я полагаю , что огонь , должным пасть
на людей , которые в конце времён Апокалипсиса , после тысячелетнего Царства пойдут войной
небесный Иерусалим , спускающийся с Небес на Землю наконец , и на них падёт огонь по Писанию , так вот , я полагаю , что всё же тот огонь сожжёт тела людей , заражённых бесами как эхинококком , и бесы так и останутся в геене огненной , но не люди .
Люди спасутся , но как бы из огня .
А Фридрих Великий , этот Прусский Соломон , так много знающий и так мало понимающий , во времена своего правления , хотел бы скрутить живое тело страстных поэтических немцев .
Но не смог . Ни Фридриха Ницше , названного в его честь , ни Карла Юнга , ни Томаса Манна , ни Германа Гессе .
Желание покориться волшебству преобладало .
Что же касается Гегеля , то для него сущность государства нового времени состоит в том , что « всеобщее связано в нём с полной свободой особенностей и благоденствием индивидов « , если он , оставляя за государством право на верховную власть , всё таки признаёт , что великие вопросы человеческой жизни должны решаться не какой - то высшей властью , а свободным человеческим « я хочу « , если он прямо заявляет , что « это « я хочу « должно иметь в великом здании государства своё особое существование , то для Огюста Конта счастье индивида не сопрягается со свободой его волеизъявления . Он пишет :
« Как сладко повиноваться , когда есть возможность наслаждаться счастьем , которое заключается в том , что благодаря мудрым и достойным вождям мы ненавязчиво освобождены ( вот в чём сладость повиновения !!! ) от ТЯЖКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ОБЩУЮ ЛИНИЮ СВОЕГО ПОВЕДЕНИЯ … «
И человечество как то подчинилось логике Огюста Конта только для того , чтобы возложить ответственность за своё поведение на вождей . Потому что такое понимание было уже ранее в языческой мифологии , которая легко стала узнаваемой от того , что всегда лежала в коллективном бессознательном языческих народов . Как радостны народы , приветствуя вождей , в подсознательном понимании того , что вождь ответит за всё и умрёт за всех них . Этот языческий симулякр Иисуса Христа . Но вождь отказывается умирать в своём неисследимом коварстве и посылает на смерть всё новых и новых людей , которые готовы умереть за него , потому что думают , что этим они избавятся от ответственности за свою жизнь на земле , полную невероятной жестокости .
При том , что Библия как раз настаивает на ответственности каждого перед Богом .
И Герман Гессе , и Томас Манн впали в язычество .
И Карл Юнг , и Фридрих Ницше до них .
Как же Герман Гессе пытался бороться против смерти своими силами , без помощи Иисуса Христа ?
Разыми мерами , в том числе с помощью музыки .
Потому как Герман Гессе отмечает музыку как выход из смертности и шаг в бессмертие . Как ?
Не отмечая знак бесконечности , ибо он , вслед за Николаем Кузанским , считает , что абсолютный минимум и абсолютный максимум равны , потому как ни один , ни другой нельзя ни уменьшить , не увеличить .
В процессе Игры Гессе считал то , что :
« Догадка о том , что весь мир , может быть , и впрямь только игра и поверхность , только дуновение ветра и рябь волн над неведомыми БЕЗДНАМИ … «
Что касается игры , то Жак Бодрийяр , философ двадцатого века , характеризуя специфику взаимоотношений в открытом им « пространстве симуляции « говорит о самом акте как об игре , симуляции разговора , потому что ни собеседников , ни смысла сообщений в сетевом пространстве уже не существует . « Здесь ИГРАЮТ в то , будто говорят друг с другом , слушают друг друга , общаются , здесь РАЗЫГРЫВАЮТСЯ самые тонкие механизмы постановки коммуникации … становится родом пустого самособлазна языка , когда ему уже просто нечего сказать . » Ибо наступила эра тотальной симуляции .
В результате , по мнению Бодрийяра , люди имеют дело не с реальностью , а с гиперреальностью , воспринимаемой гораздо реальнее , чем сама реальность .
Современное положение вещей названо Бодрийяром
« состоянием после ОРГИИ « , а оргиями и были войны .
Что ещё называется у русских метким словом
« расхристанность « .
Освобождение от Христа своим волеизъявлением в виду желания побезобразничать - побывать без человеческого образа .
Музыка же у Гессе существует как средство для забывания происходящего и как средство перехода из ужасной действительности происходящего в вечность , пусть даже эта вечность будет вечностью , даруемой смертью . Он пишет те стихи , которые представлены как стихи Йозефа Кнехта :
Проснись же , сердце , и окрепни снова !
Пристанищ не искать , не приживаться ,
Ступенька за ступенькой , без печали ,
Шагать вперёд , идти от дали к дали .
Всё шире быть , всё выше подниматься .
Слова взяты из христианского обихода , присутствующего в его доме , и в его окружении .
И дары , и призвание за ним остались , и сила , сопутствующая им . Но адресат изменился .
На месте Иисуса Христа в его сердце занял гностический бог Абраскас с петушиными ногами и головой змеи .
С тех пор , когда он подвергся психоанализу .
Во время написания им « Степного волка « .
Любовь к музыке осталась .
Музыка , которая , без сомнения с моей стороны , препровождает слушающего в вечные миры .
Гессе пишет о стихотворении следующее :
« Заглавие « Ступени « неплохо передаёт его суть ; но с таким же и даже с большим правом вы могли бы назвать его « Музыка « или « Сущность музыки « .
… хвалебная песнь музыке … « . Автор заявлен как магистр Игры в Бисер : и Йозеф Кнехт , и Герман Гессе .
« Касталия , игра в бисер , сан магистра - всё это были темы , которые надо было проварьировать и исчерпать , пространства , дали , которые надо было прошагать и переступить … с кличем « Переступить пределы ! « Итак , путь его шёл по кругу , или по эллипсу , или по спирали , как угодно , только не по прямой , ибо прямолинейность была явно свойственна лишь геометрии , а не природе и жизни …
Даже если ты не шёл , а тебя ВЕЛИ , даже если не было самовольного переступания пределов , а было лишь вращение пространства вокруг стоявшего в ЕГО ЦЕНТРЕ , ДОБРОДЕТЕЛИ всё же продолжали существовать и сохраняли свою ценность и своё волшебство , ОНИ СОСТОЯЛИ в том , чтобы говорить
« да « , а не « нет « , повиноваться , а не отлынивать , и , может быть , НЕМНОГО и в том , чтобы действовать и думать так , словно ты ХОЗЯИН ПОЛОЖЕНИЯ и активен , чтобы принимать на веру жизнь и это самообольщение , эту блестящую ИЛЛЮЗИЮ САМОПРЕДЕЛЕНИЯ и ОТВЕТСТВЕННОСТИ , чтобы по НЕПОНЯТНЫМ причинам склоняться … больше к действию , чем к познанию , руководствоваться больше инстинктом , чем умом …
Вдруг память его прояснилась и помогла ему .
Он тихо твердил про себя ( о роли волшебства ) :
В любом начале волшебство таится .
Оно нам в помощь , в нём ЗАЩИТА наша ! «
Волшебство - и начало , и защита !!!
Кто же дарует волшебство ?
О нём Гессе пишет знакомые ему из христианства понятия : « Мы просто глина под рукой творца .
Не знаем мы , чего от нас он ждёт ?
( в отличии от подлинного Творца Вселенной , а не симулякра творца , Который в Писании пишет , что Он ждёт от человека : правосудия . )…
Далее желание Кнехта , и уже и самого Гессе стать под рукой выбранной им смерти камнем :
« Он глину мнёт , ИГРАЯ , без конца ,
Но никогда её не обожжёт .
Застыть хоть раз бы камнем , задержаться .
Передохнуть и в путь пуститься снова !
Но нет , лишь трепетать и содрогаться
Нам суждено , и ничего другого .
Мы жизнью духа нежною живём
( а это уже гностицизм с его неприятием тела как сонаследника спасения )
Эльфической отдав себя мечте ,
Пожертвовав прекрасной ПУСТОТЕ
Сегодняшним быстротекущем днём .
Паренья мыслей безмятёжен вид .
ИГРА тонка , чиста и высока .
Но в глубине души у нас ТОСКА
По крови , ночи , дикости горит .
( Вот и объяснения вакханалий войны ) .
ИГРА нам в радость . Нас не гонит плеть .
В ПУСТЫНЕ ДУХА не бывает гроз .
Но втайне мы мечтаем жить всерьёз ,
Зачать , родить , страдать и умереть «
Зачать - что ? родить - что ?
На память приходит :
« зачавши грех , рождает смерть … «
То есть грех вновь и вновь рождает смерть .
Благая весть состоит в том , что последний враг Бога - смерть - истребится ! Благодаря искупительной жертве Иисуса Христа на Кресте !!!
А Гессе пишет стихотворение « Игра в Бисер « , отдавая авторство герою романа :
И музыке Вселенной внемля стройной ,
И мастерам времён благословенных ,
На праздник мы зовём , на пир достойный
Титанов мысли вдохновенных .
Волшебных рук мы отдаёмся тайне , где всё , что в жизни существует врозь .
Всё , что бушует и бурлит бескрайне
В простые символы слилось .
Они звенят , как звёзды , чистым звоном ,
И смысл высокой жизни в них сокрыт .
И путь их слугам посвящённым -
Путь к средоточью всех орбит ! «
И далее Магистр Игры в Бисер Йозеф Кнехт продолжает
: « Ведь мы же отмечены задачей хранить истинную святыню Касталии , её НЕ ИМЕЮЩИХ ПОДОБНЫХ СЕБЕ ТАЙНУ И СИМВОЛ , ИГРУ В БИСЕР ! «
У Игры в Бисер , « как у всякой великой идеи , у неё , собственно , нет начала … «
( в отличии от творения нашего мира , у которого , есть начало : « В начале сотворил Бог мир ! « и « Вначале было СЛОВО « , но , несомненно то , что идея этого мира была до актуализации идеи мира )
И у Игры в Бисер , которая актуализировалась во времени была идея . Но чья ? Гессе пишет :
« … именно как идеал Игра существовала всегда .
Как идею , догадку и идеал мы находим её прообраз
( во времени , не в вечности ) во многих прошедших эпохах … у Пифагора
… в позднюю пору античной культуры
… в эллинистическо - гностическом кругу
… у древних китайцев
… на вершинах арабско - мавританской духовной жизни
… через схоластику и гуманизм
К математическим академиям 18 - го , 19 - го веков
… к философам - романтикам
И рунам магических мечтаний Новалиса .
Таким умам как Абеляр , как Лейбниц , как Гегель , несомненно была знакома эта мечта -
Выразить духовный универсум концентрическими системами и соединить искусство с ( не много и не мало ! ) МАГИЧЕСКОЙ СИЛОЙ , свойственной формулировкам точных наук … «
У чтимого Гессе Николая Кузанского не мене чтимый им
Гегель реабилитировал мысль как память , порождающую знаки . Коме того , он заново ввёл как сущностную - необходимость записанного следа в философский , то есть сократический дискурс , который всегда пытался без этого обойтись : последний философ книги стал первым мыслителем письма .
Само письмо - игра . Именно потому что оно даёт возможность повторного наслаждения записанной мыслью . Если аналитизм Декарта опирается на интуицию , то аналитизм Лейбница отсылает нас за пределы очевидности . Лейбниц пишет : Характеристик а
« бережёт ум и воображение , пользоваться которыми нужно умело . Вот главная цель этой великой науки , которую я привык называть Характеристикой .
Алгебра , или Анализ , составляют лишь небольшую её часть , поскольку именно она даёт слова языкам , буквы - речам , цифры - Арифметике , ноты - Музыке ; именно она учит нас , как закрепить наше рассуждение , оставляя на бумаге небольшое количество доступных зрению следов , с тем , чтобы исследовать их на досуге ; наконец , именно она учит нас , как рассуждать с малыми затратами , используя знаки вместо вещей и тем самым давая свободу воображению . «
А Кант разговаривает с читателем , будто школьный учитель - с несмышлёным учеником .
Он перенимает эстафету от Монтеня … также продолжает дело Лейбница . Каким образом ?
И таким образом в том числе :
Лейбниц издал « Кодекс дипломатикус « о том , как можно запустить процесс уменьшения войн , ограничения ущерба от войн и извлечения благ миру .
У Лейбница была ссылочка на голландскую шутку , что путь к вечному миру - это путь на кладбище .
Кант берёт эту же шутку и переиначивает , его трактат , направляя на политиков и генералов .
Соперник Ньютона - Лейбниц придумал более элегантную , чем у Ньютона , систему формул для математического анализа , которой мы пользуемся сегодня .
Вот такие игры философов , в основу воззрений которых Гессе поставил Пьера Абеляра , родившегося в 1079 году , когда была тысячелетняя годовщина гибели Помпей .
О жизни этого города я собираю давно материал для
« Сатурналий в Помпеях « , задуманных давно , но никак не формирующихся в текст . Но , я думаю , внутри меня происходит всё время осмысление собранного материала .
А Пьер Абеляр , от которого родился в беззаконии сын Астролябий , имя которого может много сказать о внутреннем мире самого Абеляра .
Он учился у Теодорика Шартрского .
И о Шартре я также собираю материал и размышляю .
Как и о христианстве , возникшем после государственной поддержки , оказанной Константином Великим .
Только в этих мыслях я как то не заметила то , что почти два года размышляю о Германе Гессе .
Всё произошло как то вдруг , и захватило меня .
А Гессе размышлял о Пьере Абеляре как о родоначальнике Игры в Бисер . И вовлёк в эти размышления и меня .
Чему мог Абеляр научиться у Теодорика из Шартра ?
Теодорик считал , что делом Бога было только создание материи , состоящей из четырёх основных элементов : огня , воздуха , воды , земли , а дальнейшая структуризация происходит уже в силу внутренних свойств элементов .
Абеляр не размышлял о Боге как о Творце , и вообще размышлял не о Нём , а о богословских вопросах .
Всё таки он был схоласт . Абеляр полагал , что язычники , которые преследовали Христа , не совершали никаких греховных действий , так как эти действия не находились в противоречии с их убеждениями .
Не были греховны и античные философы , хотя и не были христианами ,как , впрочем , и язычники , потому что эти философы действовали в соответствии со своими , по мнению Абеляра , высокими моральными принципами .
Таким образом он отпускал им их грехи , не признавая сами грехи греховными .
Таким образом и Гессе мог бы получить от Абеляра отпущение грехов , так как действовал также в соответствии с установленными им же самим принципами . И не только он .
Абеляр так же полагал , что человечество унаследовало от Адама и Евы не способность к греху , а лишь способность раскаиваться в нём .
Если продолжить построения Абеляра , то , поменяв слово « грехи « как отступление от того , что Бог ожидает от человека , на установленные взамен самим человеком или обществом принципы , то проблема греха вообще исчезнет в результате схоластических построений
И вообще , считал Абеляр , Божественная благодать нужна человеку не для осуществления добрых поступков , а в качестве награды за их осуществление .
А вот как их осуществлять без дарованной Иисусом Христом благодати , действенной по Его милости , Абеляр не стал даже объяснять . Потому как он подверг сомнению утверждение об искупительной миссии Христа , ибо у него Христос пришёл для того лишь , чтобы быть примером высокой морали , которой должно следовать всё человечество . Сам он не смог это сделать как представитель человечества , но человечеству предлагал .
Да , хотя Абеляр был философом , но он был также поэтом и музыкантом , который записывал свои песни - плачи без помощи нотных знаков , которых ещё не было .
Как философ Абеляр был основоположником концептуализма . Логика Абеляра представляет собой теорию речи , на которой были построены дальнейшие философские построения и Лейбницем , и Гегелем .
Поскольку в основе речи лежит идея высказывания , понятого как концепт - связь вещи и речи о вещи .
Концепт есть по Абеляру - универсалия , поскольку именно речь « схватывает « ( конципирует ) все возможные смыслы , отбирая необходимое для конкретных представлений о вещи . В отличие от понятия , концепт связан с общением субъектов речи - говорящим и слушающим , и осуществляется в пространстве души с её ритмами , энергией и интонацией . Это предельное выражение субъекта , которое изменяет душу и размышляющего индивида , и слушателя , актуализируя в ответах на его вопросы те или иные смыслы . Концепт синтезирует в себе
3 способности души : как акт памяти ориентирован в прошлое , как акт воображения - в будущее , а как акт суждения - в настоящее .
Вот о ком и о чём думал Герман Гессе , когда писал
« Паломничество в страну Востока « и « Игру в бисер «
Приглашая и нас поразмышлять о том , что занимало его
тогда , когда шли к войнам , и тогда , когда шли войны . Нам тоже полезно поразмышлять обо всём , о чём он размышлял , и делать свои собственные выводы , не принимая всё же на веру всё , написанное Гессе .
Во второй главе Гессе говорит о происхождении Йозефа Кнехта вариативно : может быть так , а может быть и по другому . И усыновлён Педагогическим ведомством .
В этом был свой плюс , в отсутствии воспитания от родителей : « он не знал того конфликта между элитной школой и родительским домом … «
Его воспитание было не контролируемым со стороны родителей . И таким образом , по мнению Гессе , бывшему воспитанником Маульбронской семинарии , и убежавшим оттуда , Кнехт получил лучшую участь без родительской опеки : « Кнехт принадлежит к счастливцам , словно бы рождённым и предназначенным для Касталии , для Ордена и для службы в Педагогическом ведомстве … «
Преломление доктрины о предопределении Жана Кальвина , а до него блаженного Августина , разумеется . У Педагогического ведомства и Ордена под рукой Гессе как в Королевстве Кривых Зеркал .
Гессе зеркалит христианские доктрины , которым он был научен и в родительском доме , и в семинарии .
Кроме того , Орден понимает значимость пребывания в элитных школах и в университетской среде , особенно отмечая тех , кто по каким то причинам лишён заботы о нём собственными родителями .
На их место стремится Орден Паломников на Восток и Орден меченосцев Феликса Дзержинского , опекавшего беспризорников . Потому что для их воспитанников , как и для Йозефа Кнехта « проблематичность духовной жизни отнюдь не осталась ему неизвестна , трагизм , присущий всякой отданной ( неизвестному ) духу жизни , ему всё таки довелось изведать без личной горечи …»
Каким же образом ?
Гессе пишет : « … посвятить личности Йозефа Кнехта подробный очерк СОБЛАЗНИЛ НАС ( ? ) … не столько сам этот трагизм , сколько та тихость , весёлость , или , лучше сказать лучистость , с которой ОН ОСУЩЕСТВЛЯЛ СВОЮ СУДЬБУ ( ! ) , своё назначение … «
А дальше он более рассказывает о себе :
« Как у всякого значительного человека , у него есть
СВОЙ ВНУТРЕННИЙ ГОЛОС и свой amor fati- Любовь к своей участи, судьбе ( лат . )
Но его amor fati
предстаёт НАМ свободным от мрачности и фанатизма .
Кто эти мы , нас ? От чьего имени высказывается Гессе ?
И эти « мы « « не знаем сокровенного и не должны забывать , что ПИСАНИЕ ИСТОРИИ при всей трезвости и при всём желании быть объективным всё таки остаётся СОЧИНИТЕЛЬСТВОМ и её ТРЕТЬЕ ИЗМЕРЕНИЕ - ВЫМЫСЕЛ .
И Бах предстаёт « возвышающим и утешающим душу смирением с неизбежностью страданий и смерти как с Отчей волей Бога … « ; Моцарт осведомлён о том , что
«осенён рукой смерти « в « предчувствии окружённости смертью . « Гессе размышляет о том , как смерть преломилась в жизни Баха и в жизни Моцарта .
И Гессе описывает именно последнюю часть жизни Кнехта , предсмертную , которая , по словам Гессе « стала легендой «
Гессе от имени таинственного « Мы « пишет :
« Мы приводим эту легенду и согласны с ней , даже если она - БЛАГОЧЕСТИВЫЙ ВЫМЫСЕЛ … «
Своего рода житие святого из христианской мифологии .
Форму Гессе и таинственные « Мы « берут старую .
И потому она разрывается от вложенных в неё новых смыслов . « … в предположениях об его конце МЫ охотно присоединяемся к легенде и доверчиво приводим её … поступаем так потому , что всё , о чём сообщает легенда , вполне соответствует , на НАШ взгляд , как последняя ступень этой жизни , её предыдущим ступеням . Признаёмся даже , что уход этой жизни в легенду кажется Нам естественным и правильным , ведь не возникает же у нас никаких сомнений в том , что светило , ушедшее из нашего поля зрения и для нас « закатившееся « , продолжает существовать … « Потрясающее сравнение !
И расшифровка таинственного МЫ очень красиво :
« Внутри мира , в котором МЫ , АВТОР И ЧИТАТЕЛЬ … ЖИВЁМ , Йозеф Кнехт достиг наивысшего и совершил наивысшее : будучи как Магистр Игры вождём и образцом для людей духовной культуры и духовных исканий образцово распоряжался он , приумножая его , доставшимся ему духовным наследием , ПЕРВОСВЯЩЕННИК ХРАМА , СВЯЩЕННОГО ДЛЯ ЛЮБОГО ИЗ НАС … «
Здесь « МЫ « - единомышленники . Но не только .
А поклонники ИГРЫ В БИСЕР как религии .
Ибо Йозеф Кнехт представлен как первосвященник этой религии ,храм которой созидается именно Германом Гессе , представившим себя в сонме бессмертных из романа
« Степной волк « , то есть как языческого бога .
О себе он решается рассказывать в романе такими превосходными категориями , именуя себя скромно как Йозеф Третий , рыцарь без страха и упрёка .
И Дзержинский представлял себя таким рыцарем .
И они , как и Игнатий Лойола , создали Ордена .
Гессе - Орден паломников в страну Востока .
Дзержинский - Орден под именем ЧК .
Чтобы попасть таким образом и в будущее , чтобы совершать там свои деяния во славу князя тьмы .
И Герман Гессе может сказать о себе так :
« … поприще мастера , места на вершине нашей иерархии
( адептов Игры в Бисер ) он не только достиг , не только занимал его - он его переступил , перерос … ушёл от него в такое измерение , о котором мы можем только почтительно догадываться … «
И в детстве Йозефа Кнехта , как и в своём собственном детстве отмечено « только одно событие , но событие важное и символическое , ибо оно знаменует первый великий зов духа , к нему обращённый первый акт его призвания ; и характерно , что первый этот зов донёсся не со стороны науки , а со стороны музыки … «
И учитель музыки как и « дважды в году появляющиеся школьные инспекторы ( элитной школы ) прибывает из какой - то высшей сферы Педагогического ведомства , … принадлежит к двенадцати полубогам , двенадцати высшим руководителям этого почтеннейшего учреждения и является для всей страны высшей инстанцией во всех музыкальных делах ... « Был такой учитель ( который должно быть казался Гессе полубогом ,и не только для него , но и для всей Швабии ) в родном городке Германа Гессе Кальве , напоминающем игрушечный , расположенный в Швабии с её провинциальным идеализмом и чистотой нравов . Он собственно и создал прообраз игры в бисер .
А Йозеф Кнехт тем временем « заранее проникся огромным и робким благоговением перед этим мастером музыки , представляя его то царём , то волшебником , то одним из двенадцати апостолов ( ! ? )…. или Иоганном Себестьяном Бахом … Подумать только : один из ПОЛУБОГОВ и АРХАНГЕЛОВ , один из таинственных и всемогущих ПРАВИТЕЛЕЙ ДУХОВНОГО МИРА появится ВО ПЛОТИ здесь , в городке , он , Кнехт , увидит его …
Это было великое событие , своего рода чудо , РЕДКОЕ НЕБЕСНОЕ ЯВЛЕНИЕ … »
И вот , описание этого редкого небесного явления :
« в комнату вошёл человек , совсем старый … не очень высокого роста , седой , с красивым , ясным лицом , и голубыми глазами , пронзительного взгляда которых можно было бы испугаться , не будь он не только пронзительным , но и весёлым , в нём была какая - то не смеющаяся и не улыбающаяся , а тихо сияющая , спокойная весёлость … мастер весело вступил своими тремя голосами , и четыре голоса потянулись тонкими , чёткими линиями , говоря друг с другом , опираясь один на другой , взаимно пересекаясь , обводя друг друга весёлыми изгибами и фигурами … они музицировали , захваченные их СЕТЬЮ , и тихо покачивались в лад с ними , повинуясь НЕВИДИМОМУ ДИРИЖЁРУ … - Знаешь ли ты уже , - спросил теперь мастер , - что такое фуга ? … Лучше всего ты поймёшь , если мы сами сочиним фугу . Итак , для Фуги прежде всего нужна ТЕМА … Он сыграл тему ещё раз … уже последовало первое вступление , второе превратило квинту в кварту , третье было повторением первого на октаву выше ,а четвёртое второго , экспозиция закончилась клаузулой
( клаузула лат. clausula «заключение, окончание, конец»
Клаузула – заключительная часть стиха или строфы )
в тональности доминанты . Вторая разработка свободнее переходила в другие тональности , третья , с тяготением к субдоминанте , закончилась клаузулой в основном тоне … сердце мальчика кипело почтением , любовью к мастеру , а уши его внимали фуге ! … »
Вот самое начало обучения для того ,чтобы стать мастером игры в бисер . И Герман Гессе прошёл его .
Так что , те , кто не начали обучения игре в бисер с того , чтобы научиться сочинять фуги , концом которых являлись стихи , предшествующие музыке , как сам Герман Гессе , стоит пройти это обучение , по моему мнению .
А юный Йозеф Кнехт , о происхождении которого нельзя узнать из романа « … за возникавшим перед ним произведением он чувствовал дух , отрадную гармонию закона и свободы , служения и владычества ( противоположные , но по закону диалектики , открытого Гегелем , из отрицания отрицания возникает синтез - бесконечно малого и бесконечно большого , равенство которых открыто Николаем Кузанским . )
Гессе опирается на эти открытия .
И он , как и Йозеф Кнехт , в своём детстве понял то , что он « покорялся и клялся ( со всей горячностью мальчишеской клятвы ) ПОСВЯТИТЬ СЕБЯ ЭТОМУ ДУХУ
( и поэтому ) этому мастеру … он видел в эти минуты себя и свою жизнь , и весь мир ведомыми , выстроенными и объяснёнными ДУХОМ МУЗЫКИ ( ! ) , и когда ИГРА кончилась , он смотрел , как тот , кого он чтил ,
ВОЛШЕБНИК и ЦАРЬ , всё ещё сидел , слегка склонившись над клавишами … тихо светящимся изнутри лицом …
Не знал , ликовать ли ему от блаженства этих мгновений , или плакать от того , что они прошли … »
Я думаю , что Гессе описывал пережитое в детстве так , будто оно произошло тотчас же , так живо оно пронеслось перед его глазами , глазами сердца , исполненного восторга даже от воспоминаний .
И слова , сказанные учителем музыки : « Ничто не может так сблизить двух людей , как музицирование … надеюсь , мы останемся друзьями , ты и я …. «
А Кнехт , как и Гессе , в своём детстве
« выйдя на улицу , он нашёл город и мир преображённым … «
Ибо он , как и его герой , понял то , что « он пережил акт призвания , который вполне можно назвать таинством : вдруг стал видим и призывно открылся ИДЕАЛЬНЫЙ МИР …
Он был рядом и был деятелен … излучал свет , он посылал гонцов , апостолов , вестников , людей , как этот старик магистр … из этого мира , через одного из этих достопочтенных гонцов , донёсся и до него … призывный оклик ! « Он осмыслил этого событие , может быть тогда , когда писал свой роман , а писал он его долго , и понял то , что « магическому акту того священного часа соответствовал и очень определённый акт в реальном мире , что призвание было не только отрадой и зовом собственной души и совести ( а советь и есть вход в дух человека , потому есть такое понятие как « сожжённая совесть « , которая делает возможным проникновения духа человека хотя и в духовный мир , но не в мир Божий , а в мир Его врага , вполне духовный , и глава этого мира обещает поклонившимся ему « показать все царства мира « ) … но также даром и зовом земных властей ( ! ) «
Гессе осмыслил то , что « призвание открывается во многих видах и формах , но ядро и смысл этого события всегда одни и те же : душу пробуждает , преображает или укрепляет то , что вместо мечтаний и предчувствий , живших внутри тебя , вдруг слышишь призыв извне , видишь воплощение и вмешательство действительности .
Тут воплощением действительности был мастер :
знакомый дотоле лишь как далёкий , внушающий почтение ПОЛУБОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ , мастер музыки , АРХАНГЕЛ ВЫСОЧАЙШЕГО ИЗ НЕБЕС , появился во плоти , глядел всезнающими голубыми глазами ( В ОПИСАНИИ похожий на главу Ордена из « Паломников в Страну Востока « ) … музицировал с Йосифом , почти без слов показал ему , что такое музыка , благословил его … после того как его коснулась рука ВОЛШЕБНИКА , быстро и страстно собирать и напрягать свои силы , он почувствовал себя изменившимся , почувствовал , как растёт , почувствовал новые трения и новое согласие между собой и миром , в иные часы он справлялся теперь в музыке , латыни , математике с такими задачами , до которых его возрасту и его товарищам было ещё далеко , и чувствовал себя при этом способным к любому свершению … отдаваясь симпатии , любопытству , желанию понять , уносясь от собственного
« Я « к другому миру , к тайне и таинству .
к мучительно - прекрасной игре явлений …
Так , в полной чистоте , начинаясь внутри и вырастая до взаимоутверждающей встрече внутреннего и внешнего , вершилось призвание у Йозефа Кнехта :
он прошёл все его ступени , изведал все его отрады и страхи . Без таких помех как внезапное разглашение тайны или какая - нибудь нескромность , вершился благородный процесс , типичная история юности всякого БЛАГОРОДНОГО ДУХА и его предыстория ; гармонично и равномерно росли
( всё же росли , а не возникали ! ) , пробиваясь друг к другу , внутреннее и внешнее . Когда в конце этой эволюции
( всё же эволюции , то есть в результате естественного отбора ) ученик осознал СВОЁ ПОЛОЖЕНИЕ И СВОЮ ВНЕШНЮЮ СУДЬБУ ( каким же образом ? )
Когда он увидел , что учителя обращаются с ним как с коллегой , даже как с почётным гостем , который вот - вот отбудет , что ученики наполовину восхищаются им или завидуют ему , наполовину же избегают его , даже в чём - то подозревают ,
а иные недоброжелатели высмеивают и ненавидят , что прежние друзья всё больше и больше отдаляются и покидают его , - к тому времени этот же процесс отдаления и обособления давно уже совершился внутри его , внутри , в собственном ощущении … всё это было пропитано теперь ТАЙНОЙ СМЕРТЬЮ , флюидом нереальности , изжитости , стал чем то временным , какой – то изношенной … одеждой … эта прерываемая часами блаженства и СИЯЮЩЕЙ ГОРДОСТИ жизнь отозванного и прощающегося стали для него под конец мукой , почти невыносимой тяготой и болью
( переход ещё на земле в объятия смерти , уход из возможности жизни в вечности ! )
И « среди мук , сопряжённых с настоящим призванием , эти - самые горькие « , ибо « кто отмечен призванием , получает тем самым не только некий ДАР и ПРИКАЗ , он берёт на себя и что – то вроде вины - так солдат , которого вызывают из строя его товарищей и производят в офицеры , достоин этого повышения тем больше , чем дороже платит за него чувством вины , даже НЕЧИСТОЙ СОВЕСТЬЮ перед товарищами … ( но тем не менее ) призвание он осознал не как повышение в чине , а только как внутреннее предупреждение и поощрение … «
Таким образом Йозеф Кнехт оказался , как я вижу , вполне закономерно в Касталии , « приветливейшей области горной страны , которую раньше часто называли также , пользуясь термином писателя Гёте « Педагогической провинцией « , ( школы которой ) представляют собой мудрую и гибкую систему отсева , через которую руководство
( так называемый « учебный совет « с двадцатью советниками - десятью от Педагогического ведомства
и десятью от Ордена ) … Заведующие и старшие учителя ….элитных школ ( а не … университетские преподаватели ) составляют ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЕДОМСТВО , УПРАВЛЯЮЩЕЕ всем обучением и ВСЕМИ ДУХОВНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ в стране … из элитных учеников составляются ОРДЕН и вся иерархическая лестница учёных чинов , от школьного учителя до высочайших постов - двенадцати директоров ( число 12 - важное для Гессе , и если 12 апостолов положено по числу колен Израилевых , то каким образом число 12 употребляется у Гессе - неизвестно ) или « мастеров « , и Ludi magister, мастера Игры . … и даже покинув Касталию , остаются ПОЖИЗНЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ ОРДЕНА , то есть строго соблюдают дистанцию между собой и « нормальными « ( получившими образование не в элите ) … всю жизнь подчиняются правилам ОРДЕНА , в которые среди прочих входят отсутствие собственности и безбрачие … « за что их называют « мандаринами « .
То есть всё же не монахами , а « цвет касталийских школ … посвящают себя свободным исследованиям неограниченной длительности , прилежно – созерцательной духовной жизни … ( могут ) всю жизнь ( продолжать ) что – либо изучать , исследовать или коллекционировать на положении пенсионеров ( Педагогического ведомства ) … их вклад в общее дело заключается преимущественно в учёных трудах .
Среди этих учёных Гессе упоминает Lodovicus crudelis или Людовик Жестокий (лат . ) , упомянутого среди паломников в страну Востока , утверждая , что он ,
« ценой тридцатилетнего труда перевёл на греческий и на санскрит ВСЕ сохранившиеся древнеегипетские тексты , или ( внимание ! ) тот странноватый
Chattus Calvensis II, Хатт II из Кальва (лат . )
( Так он представляет самого себя как входящего в Орден )
И что он говорит об этом Хатте Втором из Кальва ?
При том , что первым он считает наверняка своего отца .)
Так вот , о себе как о члене Ордена он говорит следующее :
« Оставил четыре рукописных ( ? ) фолианта -
о « латинском произношении в высших учебных заведениях южной Италии конца 12 века «
( время и место первых университетов ) .
Труд этот был задуман как первая часть
« Истории латинского произношения 12 - 14 веков « «
О , кто может рассуждать вообще о латинском произношении ? Только знаток латинского языка , а не только букв латинского алфавита , как , допустим , я .
Знание древних языков было доступно только моим дедушке и бабушке со стороны моего отца , а другим моим бабушке и дедушке не далась даже русская письменность .
Так что своему хотя бы правильному русскому языку я должна быть благодарна отцу , и его предкам . И я благодарна ему с тех пор как меня осенила мудрость , пришедшая свыше , что , если я даже и не получила материального наследства , то получила нематериальное сполна . Так как моя мать , единственная из братьев и сестёр получившая высшее образование , в то время как мой отец - единственный , кто не получил высшего образования в своей семье из - за того , что с конца войны находился в армии девять лет , но так и не стал военным . Ибо он лучше просиживал за шахматным столом с тех пор , как оставил карьеру футболиста , левого полузащитника в команде « Металлург « Днепропетровска , и стал кандидатом в мастера спорта по шахматам .
Я сожалею о том , что так и не стала играть в шахматы , но к тому же в переездах потеряла шахматный сборник с напечатанной в нём его задачей , толстый такой сборник , и нарисованную им маслом копию « Берёзовой рощи « Куинджи .
Но взяла от него хороший почерк и склонность к сочинительству . Он литературно обрабатывал воспоминания за партизан и писал портреты передовиков на холстах , мною загрунтованных , писал с фотографий .
Хотя я сама пишу то , что пишу , причём без мук творчества , а с удовольствием , совсем как по слухам пишет графоман , кем , возможно и являюсь .
Но оставьте графоману - графоманово .
Пусть получает удовольствие от написания .
А Герман Гессе знал и латынь , и древнегреческий .
И он пишет своё пожелание к тем , кто возьмётся создать Касталию , используя книгу Гессе « Игра в бисер « , и высказывает такое пожелание в числе прочих :
« Если кто хотел растратить всё отпущенное ему время на расшифровку одной единственной древней надписи , ему давали на это полную свободу и даже оказывали содействие …« , но « … если он притязал на приятную жизнь , на изящную одежду , на деньги или ( внимание тщеславным карьеристам ! ) на звание , он натыкался на непререкаемые запреты … «
Тем временем Йозефа Кнехта
« определили в эшгольцкую школу … ровно и привольно раскинувшись , стояли здания школы , они замыкали прямоугольный двор , в центре которого пять стройных исполинских деревьев ( здесь Гессе описывает маульбронскую семинарию , в которой он учился , хотя и недолго )
… деревьев , расположенных как пятёрка на ИГРАЛЬНОЙ КОСТИ , вздымали ввысь свои тёмные стволы … «
Описание школы наполнено тёплыми тонами , потому как Маульбронская семинария своим видом вызывала у Гессе тёплые чувства . « … красивый , рослый мальчик … протянул ему руку и сказал Кнехту о том , что тот будет жить в корпусе с именем « Эллада « .
« Оскар , назначенный правлением корпуса в менторы Йозефу и действительно старавшийся играть свою роль хорошо … тот , старший и уже давно освоившийся в Касталии , был , конечно , в его глазах ПОЛУБОГОМ … ( даже , как пишет Гессе « конечно « , судя по всему это его первые впечатления от пребывания в Маульбронне ) «
А в так называемом « домовом журнале « имелись записи об Йозефе во время его пребывания в Эшгольце :
«ingenium valde capex, stu-dia non
angusta, mores probantur» или «ingenium felix et profectuum avidissimum, moribus placet officiosis».
Что означало :
«Ум очень восприимчивый, в занятиях не узок, благонравен». «Ум счастливый и очень жаждущий преуспеть, нрава любезного» (лат . )
Воспоминание о годах , проведённых в Эшгольце , приводит сам Кнехт в прочитанной им лекции .
« Говоря об аналогии и ассоциациях в Игре , Кнехт различает среди последних « законные « , то есть общепринятые , и « частные « или субъективные ассоциации … Чтобы привести пример этих частных ассоциаций , которые не теряют своей частной ценности оттого , что в Игре они безусловно запрещены , расскажу вам об одной из таких ассоциаций времён моего собственного ученичества … один из соучеников предложил мне … пойти с ним нарезать веток бузины … Земля была влажная … почки и только что появившиеся серёжки уже окутали голые кусты дымкой , и воздух был душист , он был напоен запахом , полным жизни … казалось , что вот – вот послышится запах фиалок , хотя их ещё не было …
Мы подошли к кустам бузины , на них были крошечные почки , но листьев ещё не было , и когда я срезал ветку , в нос мне ударил горьковато - сладкий запах , который как бы вобрал в себя , сложил вместе и усилил все другие весенние запахи . Я был совершенно оглушён , я нюхал свой нож , нюхал свою руку , нюхал ветку ; это её сок пахнул так пронзительно и неотразимо … Что ж , у всякого события своя магия , и на сей раз моё событие состояло в том , что наступающая весна , которую я , бродя по раскисшему лугу , слыша запахи земли и почек , уже остро и радостно почувствовал , теперь , в фортиссимо запаха бузины , сгустилась , усилилась , стала чувственно воспринимаемым СИМВОЛОМ , ОЧАРОВАНИЕМ … «
Что за язык у Кнехта , так напоминающий язык молодого , романтически настроенного Гессе ! Потрясающе !
Так хочется быть там , и ломать ветку бузины !
И ещё : есть какие то общепринятые ассоциации , и только они приняты в Игре в Бисер . Они « законны « .
Что это за ассоциации ? А ассоциации Йозефа Кнехта должно быть незаконны . Или нет ?
А Кнехт продолжает :
« В ту пору я нашёл у своего учителя фортепианной игры старый альбом нот , сильно меня привлекший , это был альбом песен Франца Шуберта .
Я полистал его … и был тогда совершенно им очарован …
И вот в день моего похода за бузиной или на следующий я открыл весеннюю песню Шуберта
„Die linden Lьfte sind erwacht“, «Проснулся нежный ветерок» ( нем . ) …
И аккорды пахли в точности так же , как та молодая бузина , так же горьковато сладко , так же сильно и густо , так же были полны ранней весны !
С той минуты ассоциация
« ранняя весна « - « запах бузины « - « шубертовский аккорд « стала для меня устойчивой и абсолютно законной ,
( то есть устойчивая ассоциация переходит в разряд законной ) , при звуках этого аккорда я тотчас же непременно слышу тот терпкий запах , и всё вместе означает :
« ранняя весна « . Для меня в этой частной ассоциации есть что – то прекрасное , с чем я ни за что бы не расстался бы . Но ассоциация эта , неизменное оживление двух чувственных ощущений при мысли « ранняя весна « - моё частное дело . Ассоциацию эту можно рассказать …
Но её нельзя передать ( ! ) . Я могу сделать свою ассоциацию понятной … но я не могу сделать так , чтобы хоть у одного из вас моя частная ассоциация тоже стала непреложным знаком , механизмом , неукоснительно реагирующим на вызов и срабатывающим всегда одинаково «
Будучи мальчиком , Йозеф говорил так :
« Когда какого – нибудь ученика отсылали обратно из Эшгольца и он покидал нас ,я каждый раз воспринимал это как чью - то смерть … в сочувствии бедняге , загубившего своё будущее легкомыслием и ленью … «
Но позже я знал , « что во многих случаях сами отчисленные рады вернуться домой … я чувствовал теперь , что дело тут не только в суде и наказании , жертвой которых может стать человек легкомысленный , но что … внешний мир … для многих был …. Великой , полной притягательной силы реальностью , которая их манила и наконец отозвала … «
По существу слова христианского пастора или священника , только вне христианского контекста . Это потрясает меня !
Йозеф Кнехт в Эшгольце , что означает в переводе с немецкого « ясеневый лес « .
В скандинавских сагах ясень известен как Мировое Древо -
Иггдрасиль .Он олицетворяет источник жизни и бессмертия .
Его крона , ствол и корни соединяет небеса , землю и подземный мир .
Ясень посвящён верховному богу Одину и символизирует плодородие , ЕДИНСТВО ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ , непобедимость и непрерывность жизни . Годы учёбы в Эшгольце , несущие многоплановый символ , заканчиваются для Кнехта .
Он размышляет о многом .
В том числе об отступниках . И , конечно , в этом высказывании слышен голос самого Германа Гессе :
« В отступниках есть что - то , внушающее мне уважение , как есть что - то великое в ангеле - отщепенце Люцифере :
Они как то поступили , они что то совершили , они отважились сделать прыжок , для этого нужна храбрость …»
И террористы действуют .
То есть , проще говоря : « Оцените красоту Игры « ,
а результаты , о них можно сказать девизом иезуитов :
« Делай , что должен , и будь , что будет ! « .
Прыжок в никуда , в Пустоту .
Ну что же , и Иисус говорит : « лучше быть холодным , или горячим , ибо Меня тошнит от тёплых ! «
О ком же говорит и Герман Гессе , как о « нас « ?
« У нас же было прилежание , было терпение , был разум , но сделать мы ничего не сделали , прыжка мы не совершили … способность освободиться ( от чего ? ) , решиться всерьёз , вот именно прыжок ! … «
О каком прыжке думает Гессе , когда пишет эти строки , о прыжке в Бездну может быть ?
Пребывание в Эшгольце закольцовывается , Кнехт опять мастера музыки , поход к которому был преддверием к поступлению в школу в Эшгольце .
Теперь « ,,, он привёл Кнехта в большую сводчатую келью , где не было никакой утвари , кроме старого пианино и двух стульев …
- Скоро ты перейдёшь в другую ступень ,
- сказал мастер . – Там ты узнаешь много нового , в том числе немало славных вещей , да и к игре в бисер … скоро подступишься … но всего важнее одно : ты будешь учиться медитации … От тебя я хочу , чтобы размышлять ты учился по настоящему хорошо , так же хорошо , как ты учился музыке ; всё остальное тогда приложится …»
В учителе музыки вырисовывается образ даже не учителя музыки , каковой к него был в детстве ,в Кальве , а никто иной как духовный наставник , незримый , но реальный в том мире игры в бисер , который Гессе описывает .
« … первые два - три урока я хочу дать тебе сам …»
Первые уроки духовный наставник даёт сам .
Это как духовный закон в том мире , который описывает Гессе , мир Игры в Бисер .
« Давай попробуем сегодня , завтра и послезавтра по часу поразмышлять , причём о музыке … «
« высокочтимый ХОЗЯИН сидел напротив , снова закрыв глаза … лицо его … было полно покоя , он улыбался про себя , словно погрузился в собственные мысли , как погружает УСТАВШИЙ ноги в воду … Но вот магистр … положил руки на клавиши … сыграл какую - то тему , варьируя , стал её развивать . Он велел … представить себе течение этой музыки как танец , как непрерывный ряд упражнений на равновесие , как череду маленьких и больших шагов в сторону от оси симметрии и не обращать внимания не на что , кроме образуемой этими шагами фигуры … затих с полузакрытыми глазами … повторяя эту музыку про себя и разглядывая .
Ученик тоже внутренне слушал её , он видел перед собой фрагменты нотного стана , видел , как что - то движется , что - то шагает , танцует и повисает , и пытался распознать и прочесть это движение как кривую полёта птицы … «
Очень важно проследить все ступени взаимоотношений наставника и наставляемого :
« Всё путалось и терялось , он начинал сначала , на какой то миг сосредоточенность ушла от него , он был в ПУСТОТЕ …» Он потерялся . И « смущённо оглянулся , увидел бледно маячившее в сумраке … « как облик призрака
« … тихо отрешённое лицо МАСТЕРА , вернулся НАЗАД - в то МЫСЛЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО , из которого ВЫСКОЛЬЗНУЛ , снова УСЛЫШАЛ , как в нём звучит музыка … УВИДЕЛ , как она ( музыка ) в нём ШАГАЕТ , УВИДЕЛ , как она записывает линию своего движения , и задумчиво ГЛЯДЕЛ на танец НЕВИДИМЫХ … Ему показалось , что прошло много времени , когда он вновь выскользнул из того пространства , снова ощутил стул под собой , каменный , покрытый циновкой пол … « Всё происходило в особенном помещении - КЕЛЬЕ , духовной обители , которая находится в сердце человека , и куда человек даёт или не даёт вход невидимому духу . И Иисус Христос говорит :
« Я стою и стучу … « Открывший дверь своего сердца человек даёт войти духу , представителю духовного мира .
Но в келье , в сердце Йозефа Кнехта , и в сердце самого Германа Гессе , который видит всё происходящее в этом сердце , видел всё и тайновидец Бог ; так вот , в келье Йозефа Кнехта , в которой он уединился со своим духовным наставником , духовным существом , он увидел
« … потускневший сумеречный свет за окнами … «
Свет , но только сумеречный смог увидеть Йозеф Кнехт , прежде же этот сумеречный свет увидел сам Гессе .
И описал только то , что видел . Он честен в своих описаниях .
Далее « … он поднял глаза и перехватил взгляд мастера , который внимательно за ним НАБЛЮДАЛ ( взгляд духовного наставника , который останавливает своим наблюдением какие - то процессы , которые как кванты под взглядом наблюдателя замирают ) … Едва заметно кивнув ему , мастер одним пальцем сыграл пианиссимо последнюю вариацию … и поднялся .
- Посиди , - сказал он , - я вернусь .
Ещё раз отыщи в себе эту музыку , обращая внимание на её фигуру . Но не насилуй себя , ЭТО ВСЕГО ЛИШЬ ИГРА … «
Что же занимало духовного наставника Йозефа Кнехта как раз в то время , когда он играл музыку , когда наставлял
« … Он вздохнул . Нет , не было на свете окончательного порядка ( хотя он пытался навести тот порядок , о котором он мечтал ) , не удавалось окончательно устранить ПОЗНАННЫЕ ЗАБЛУЖДЕНИЯ ( он познавал заблуждения и пытался их устранить , конечно ) .
Снова и снова приходилось бороться всё с теми же ошибками … выпалывать всю ту же сорную траву !... «
Что за сорная трава ? « … Талант без характера …
Виртуозность без Иерархии …
Царившие когда - то в фельетонный век …
Искоренённые затем в эпоху музыкального возрождения … «
Понятные стенания , но почему он стенал в то время , когда он занимался с Йозефом ?
В то же время Кнехт не замечал этих внутренних стенаний Мастера : « - Это было прекрасно , - мечтательно сказал мальчик . – Музыка совершенно исчезла для меня сейчас , она преобразовалась .
- Пусть она продолжает звучать в тебе .
- Ты кое что увидел при медитации , музыка предстала тебе фигурой . Попробуй изобразить её , если будет охота …
В келье …попробовал нарисовать фигуру ,в которую превратилась для него теперь эта музыка .
Он провёл линию , и от неё в стороны и наискось через ритмические интервалы несколько коротких линий ; это … напоминало расположение листьев на ветке дерева … под конец он , играя , согнул эту линию в круг , от которого разошлись лучами другие линии - примерно так , как в венке .
Затем он лёг и вскоре уснул .
Во сне он снова оказался на том куполе холма над лесами … и увидел внизу милый Эшгольц , и , когда он стал глядеть вниз , прямоугольник школьных растянулся в овал , а потом в круг , в венок , и венок начал медленно вращаться , вращался с возрастающей скоростью , завращался наконец донельзя стремительно и , разорвавшись , рассыпался сверкающими звёздами … « .
Итак , прекрасный Йосиф видит судьбоносные сны .
Проснувшись … вспомнил сон … рассказал его …
Мастер слушал внимательно .
- Надо ли обращать внимание на сны ? , спросил Йозеф .
- Можно ли их толковать ?
Мастер посмотрел ему в глаза :
- На всё надо обращать внимание , ибо всё можно толковать . Ты же знаешь старое изречение :
Gignit autemartificiosam lusorum gentem Cella Silvestris.
( в переводе : А Вальдцель родит ( ! ) семью искусников , играющих в бисер … Наверное , это и есть твой путь …
( Мастер произносит напутствие )
… не все согласны с Игрой .
Говорят , что она просто заменитель искусств
( игра слов : искусники , играющие в бисер , и искусство )
… а игроки просто беллетристы , что их нельзя считать людьми по настоящему духовными , что они всего - навсего свободно фантазирующие художники - дилетанты . «
( То есть игроки в бисер при взгляде на них со стороны )
Мастер продолжает :
« То , что Игра сопряжена с ОПАСНОСТЯМИ , несомненно …»
Да , опасно ходить по кромке бездны , при том заглядывая в неё любопытным взглядом .
« А НАШЕ НАЗНАЧЕНИЕ « , - говорит Мастер от имени незримого коллектива , - « правильно понять противоположности , то есть сперва как противоположности , а потом как полюсы некоего единства … «
( предполагается единство зла и добра , света и тьмы , закона и беззакония и т . д Но в Писании сказано :
« Бог есть свет ,и нет в Нём никакой тьмы « !!! )
« Так же обстоит дело с Игрой в бисер .
Художнические натуры влюблены в эту Игру .
Потому что в ней можно фантазировать .
… фантазирующий художник избегает чистой математики или логики … инстинктивно …
Каждый из нас лишь человек , лишь попытка , лишь НЕЧТО куда - то движущееся … но двигаться он должен туда , где находится совершенство … должен стремиться к центру , а не к периферии .
ЗАПОМНИ : можно быть строгим логиком или грамматиком , и при этом быть полным фантазии и музыки .
Можно быть музыкантом или заниматься игрой в бисер , и при этом проявлять величайшую преданность закону и порядку … « ( Мастер не только сам стремится к порядку , но , похоже , приводит в порядок весь мир )
Духовный наставник опять выступает от имени некоего духовного коллектива и описывает параметры человека , нужного Им : « Человек , которого Мы имеем в виду и который НАМ нужен , стать которым - наша цель ….
Мог бы в любой день сменить свою науку или своё искусство на любые другие , у него в ИГРЕ в БИСЕР засверкала бы самая кристальная логика , а в грамматике - самая творческая фантазия .
Такими и надо НАМ , надо , чтобы нас можно было в любой час поставить на другой пост …
- Пожалуй , я понял , - сказал Кнехт , -
Но разве те , кому свойственны такие сильные пристрастия и антипатии , не обладают просто более страстной натурой , а другие просто более спокойной и мягкой ? … засмеялся мастер …
- Чтобы всё уметь и всему отдать должное , нужен , конечно , не недостаток душевной силы , увлечённости и тепла , а избыток . То , что ты называешь страстью , - это не сила Души , а трение между душой и внешним миром . Там , где царит страстность , нет избыточной силы желания и стремления , просто сила эта направлена на какую то обособленную и неверную цель , отсюда напряжённость и духота в атмосфере .
Кто направляет высшую силу желания в центр , к истинному бытию , к совершенству , тот кажется более спокойным , чем человек страстный , потому что пламя его горения не всегда видно , потому что он , например , не кричит и не размахивает руками при диспуте
Но я говорю тебе : он должен пылать и гореть ! … «
Йозеф совершает в этом разговоре о силе неожиданный поворот , он восклицает :
« - Ах , если бы можно было ОБРЕСТИ ЗНАНИЕ ! …
Если бы было какое - нибудь УЧЕНИЕ , что - то , во что можно было ПОВЕРИТЬ … нигде нет уверенности …
Неужели нет ИСТИНЫ ? Неужели нет настоящего , имеющего законную силу учения ? … «
Наставник ответил . Он уверил ученика в том , что
« ИСТИНА ЕСТЬ …
НО … учения , которого ты ЖАЖДЕШЬ
( похоже что как умирающий от жажды )
Абсолютного , ДАРУЮЩЕГО совершенную и единственную мудрость , … нет .
( В духовном мире наставника Йозефа Кнехта , жаждущего , нет единственной мудрости . Но почему , если ИСТИНА существует ? ) Чем же предлагает Мастер подмастерью утолить жажду ИСТИНЫ , которая есть , но недоступна как источник утоления жажды :
« … стремиться надо тебе , друг мой , вовсе не к какому - то совершенному учению , а к совершенствованию себя самого ( каким же образом ? а вот каким )
Божество в тебе , а не в понятиях и книгах .
ИСТИНОЙ живут ,а не преподают … «
Мастер « боевых искусств « продолжает :
« Приготовься к битвам , Йозеф Кнехт , я вижу ( визионер ! ) , они уже начались . «
А далее уже боевые будни :
« Если введение в медитацию
( а медитация - это и есть общение с божеством внутри )
оставило в нём такое глубокое и стойкое впечатление , то дело тут было … не в какой - то особенно тонкой … самобытной технике , а только в личности мастера , в его примере ( и это да ! ) …
Мастер музыки , уверенный в СВОЕЙ ВЛАСТИ над этим юношей … только задавал темы и вёл за собой собственным примером … Кнехт ( же ) наблюдал , как его учитель … полузакрыв глаза , погружался в себя … и не было для Кнехта свидетельства пути к истокам , пути от беспокойства к покою … тогда же Кнехт получил у магистра и какие - то первые намёки и указания насчёт игры в бисер … как отличие , как знак того , что за ним СЛЕДЯТ и чего – то от него ждут : это была
ВТОРАЯ СТУПЕЬ ПРИЗВАНИЯ .
Ему позволили заглянуть во внутреннюю сферу … «
Это было прощание с Эшгольцем , с мировым древом , возможно , что и с древом познания добра и зла .
« На прощание Йозеф получил тетрадь с двумя хоральными прелюдиями Баха … « И очередное напутствие :
« ты покажешь себя с лучшей стороны .
НАША КАСТАЛИЯ не должна быть простой элитой , она должна быть прежде всего ИЕРАРХИЕЙ , ЗДАНИЕМ , где только целое даёт смысл каждому камню .
Выхода из этого целого нет …
И тот , кто поднимается выше и получает задачи более значительные , не делается свободнее , он берёт на с ебя только всё большую ответственность .
До свидания , юный мой друг , твоё пребывание здесь было для меня радостью !
На следующий же день Кнехта назначили в Вальдцель …» , который , по определению , « родит семью искусников , играющих в бисер . «
Свидетельство о публикации №224072400785