Увещевание родителям, оплакивающим смерть отроча

УВЕЩЕВАНИЕ РОДИТЕЛЯМ, ОПЛАКИВАЮЩИМ СМЕРТЬ СВОЕГО ОТРОЧА
Проповедь Святого Иоанна Златоуста.
(Толкование на Святого Матфея Евангелиста
Беседа 31
Краткое изложение)

Что же ты напрасно плачешь?  Смерть уже есть не что иное, как сон. Для чего ты сетуешь и рыдаешь?..
Даже и эллинские мудрецы, хотя не знают ничего о воскресении, однако же находят себе утешение, говоря, переноси мужественно, случившегося нельзя переменить и исправить плачем. А ты, слушая высочайшие и назидательные истины, не стыдишься малодушествовать больше их? Мы не говорим тебе: переноси мужественно, потому что случившегося нельзя переменить; но говорим: переноси мужественно, потому что несомненно, что умерший  воскреснет. Спит отроча твое, а не умерло; покоится, а не погибло; оно воскреснет и получит жизнь вечную, бессмертие и жребий ангельский. Или ты не слышишь, что говорит псалмопевец: Возвратись, душа моя, в покой твой, ибо Господь облагодетельствовал тебя (Пс. 114 :6).
Бог  называет смерть благодеянием, а ты сетуешь. Чтобы ты больше этого сделал, если был противником и врагом умершего? Если кому должно плакать, то пусть плачет дьявол; пусть он скорбит и рыдает о том, что мы идём получить высочайшие блага. Такое рыдание достойно его злобы, а тебе, долженствующему увенчаться и успокоиться, не прилично. Поистине, смерть есть тихое пристанище...
Смотри, сколько многих бедствий  исполнена настоящая жизнь; размысли, сколько раз ты сам проклинал её. Жизнь наша, чем далее продолжается, тем  становится тягостнее...
А там (в горнем) чертог духовный, светлые светильники и жизнь небесная.
Итак, для чего  ты  срамишь умершего? Для чего других заставляешь бояться и трепетать смерти? Для чего 
побуждаешь
многих обвинять Бога , как будто Он уготовал для нас великие бедствия?
Или, ещё более. Для чего ты, по смерти кого- либо  из присных, созываешь нищих, просишь священников, чтобы они молились о нем? Для того, скажешь ты, чтобы умерший получил успокоение, чтобы Судия  был  милостив к нему. Итак, об этом ты плачешь и рыдаешь? Но ты противоречить себе самому. Оттого, что он удалился в пристань, ты подвергаешь себя буре...
Но у тебя нет наследника, тебе некому отказать свое имение?
Но чего бы  ты  пожелал лучше: того ли, чтоб сын твой был наследником твоего имения или - наследником благ небесных?.. Тебе нельзя иметь его наследником, но вместо тебя Бог его сделал наследником.
Он не имеет участия в наследии братьев; но он стал сонаследником Христу...
 Кому ж, скажешь, мы оставим одежды, дома, рабов и поля? Ему же (умершему), и притом с большей безопасностью,  нежели при жизни его; для этого нет никаких препятствий.
В самом деле, если варвары сжигают вместе с умершим их имущество, то тем более ты должен отослать вместе с умершим принадлежащее ему имущество, только не для того, чтобы оно сделалось прахом, как у тех, но, чтобы умершего облекло в большую славу, чтобы, если он отшел грешным,  разрешило его от грехов, если праведным - увеличило его награду и воздаяние...
Если же так теперь станешь любомудрствовать, то получишь два величайших блага: освободишь себя из среды зол и увенчаешься светлейшим венцом от Бога, поскольку великодушное перенесение несчастий гораздо важнее и милостыни, и других добродетелей.
Представь, что и Сам Сын Божий умер, и притом для тебя, а ты умираешь за себя самого. Он не просто претерпел смерть, но претерпел поноснейшую смерть; да ещё и прежде смерти подвергся бичеванию, а прежде бичевания. - поношению, поруганию  и злословию, научая тебя все  переносить  мужественно.
Помышляй не о том, что твой отрок уже никогда не возвратиться в дом твой,  но что и ты сам скоро переселишься к нему, но и что все видимое нами не пребудет всегда одинаковым, а примет другой вид. И небо, и земля, и море - все изменится; и тогда-то ты получишь сына своего с большей славой! И если он отошёл отсюда грешником, то через смерть у него отнята возможность продолжать зло; ведь если бы Бог видел, что он переменит образ  своей жизни, то не восхитил бы его прежде покаяния. Если же он скончался праведником, то приобрёл блага, которые никогда не потеряет.
Отсюда ясно, что слезы твои происходят не от сильной любви, но от безрассудной страсти. Если ты любишь умершего, то тебе надлежит радоваться и веселиться, что он освободился от настоящих зол...
Не видишь ли ты каждый день повторение одних и тех же перемен? За днем следует ночь, за ночью день, за летом зима... - одни бедствия увеличиваются и возникают вновь.
Итак, неужели ты желаешь, чтобы твой сын постоянно испытывал эти бедствия, чтобы он, пребывая здесь, подвергался болезням, скорбям, страшился, трепетал и одни бедствия претерпевал, а других опасался?..
 Ты ещё не успела насладиться им? (обращение к матери) Насладишься вполне в будущей жизни...
Если бы сын твой находился в царских чертогах, ты не стала  бы его требовать оттуда, чтобы посмотреть на него, слыша, что он там находится в чести...
Но у тебя нет и мужа? Но ты имеешь утешение в Отце сирых и Судии вдовиц. Послушай, как и Павел уважает такое вдовство, говоря: Истинная вдовица и одинокая надеется на  Бога ( I Тим  5:5). Подлинно, чем более таковая вдовица показывает терпения, тем более прославляется. Итак, не плачь о том, за что можешь получить венец, за что ты можешь требовать награды; ты отдала залог, но возвратила то, что тебе было вверено.
Теперь твой сын свободен от всякой перемены; а пребывая здесь, он, может быть был бы добр, а может быть - и нет. Не видишь ли, сколько людей отрекаются от детей своих? Сколь многие принуждены бывают держать у  себя в доме таких детей, которые хуже самих отверженных...
Итак, представляя все это в уме своём, будем любомудрствовать; поступая таким образом, мы и умершему блпгоугодим, и от людей  заслужим многие похвалы,  и от Бога получим великие награды за терпение, и достигнем вечных благ, которых все мы да сподобимся получить благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа Которому слава и держава во веки веков. Аминь.


Рецензии