Адмирал, которому всегда везло

Пролог. – Руководитель Первой русской арктической экспедиции. – Награды первопроходцев. – Единомышленник М. В. Ломоносова. – Победитель «“Ленивого” сражения». – Победитель Эстляндского сражения. – Победитель Ревельского сражения. – Победитель Выборгского сражения. – На Транзундском рейде. – Эпитафия императрицы.

Трикрат на нас сильней флот Шведов тек;
Бесстрашный Чичагов Екатерине рек:
«Коль нам помощник Бог, нас тьмой не сглотят сил!»
Отбил, облег, разбил, пленил.
(Державин Г. Р. 1790 г.)


На Транзундском рейде, на месте Выборгского сражения под командованием адмирала В. Я. Чичагова, мы оказались в те дни лета, когда это сражение и происходило более двухсот лет назад.

Яркое солнце над Выборгским заливом склонялось к закату. Летом дневное светило заходит за горизонт лишь ненадолго. В Северо-Западном крае наступают «белые ночи».

К середине лета воды Балтики начинают прогревать и приобретают особые свойства текучести. При лёгком ветре морской залив под солнечными лучами начинает переливаться искрящимися мелкими волнами, создавая быстро сменяющиеся картины необычной, ослепительной красоты. Поверхность воды чередуется с небольшими живописными островками. Эти крохотные участки суши, придающие Выборгскому заливу обманчивый вид уютного озера, кое-где покрыты редкими группами тоненьких кривых берёзок, листва которых находится в постоянном движении, раскачиваясь в такт всем ветрам.

При подходе к Выборгу справа над заливом нависает скалистый отвесный массив парка Монрепо (1). Разноцветный каменный пояс, покрытый россыпью северных лишайников фиолетовых, синеватых, розоватых оттенков серебристо-зеленого цвета, таит в себе несметные богатства минералов.

На вершине этого знаменитого плато, где издавна добывали мрамор для украшения дворцов, плотно выстроился хвойный лес. Солнечные блики на поверхности моря на закате больше напоминают оживлённую мерцающую игру прозрачных хрустальных граней.

По мере захода солнца движение ветра над заливом постепенно замедляется, затихает и к ночи, наконец, замирает. Тогда искристая рябь лёгких волн сменяется на плоскую спокойную водную гладь с холодным блеском, напоминая драгоценное серебро, покрытое патиной.

Однако цель нашей поездки не была связана с наблюдением за восхитительными морскими пейзажами северо-западного уголка России. На корабле, в составе команды Санкт-Петербургской общественной организации «Память Балтики» им. Петра Великого, мы вышли на Транзундский рейд, где в прошлом разворачивались сражения, вошедшие в историю двух войн с интервалом в полтора столетия.

Здесь Балтийский флот под командованием адмирала В. Я. Чичагова сражался со шведской эскадрой. Историческая баталия, в результате которой шведский флот, потерпев полное поражение, больше не смог угрожать Санкт-Петербургу захватом территории в пользу короля Густава III, завершилась 21 июня 1790 года, в период «белых ночей».

Несмотря на давний срок этого события, часть акватории Балтики, где состоялось победное для русского оружия Выборгское морское сражение, продолжает приносить всё новые и новые важные исторические находки.

Имя адмирала Василия Яковлевича Чичагова занимает, по праву, одно из самых почётных мест в истории морского дела. В. Я. Чичагов, в разные годы, был полярным исследователем, командиром Архангельского порта, Ревельского порта, Кронштадтского порта, командовал одним из отрядов «Азовской» (Донской) флотилии, командовал эскадрами кораблей на Балтийском и Чёрном морях, выполнял самые ответственные поручения на протяжении всей своей службы на флоте.

Победы флотоводца В. Я. Чичагова в морских сражениях – это летопись русской морской славы. Например, после победы флота Чичагова в 1790 году в Выборгском заливе, императрица, чтобы встретить адмирала, как встречают дорогого гостя у порога, сама лично вышла к нему навстречу прямо на улицу ко входу в Зимний дворец, с благодарностью за спасение Петербурга от захвата шведским десантом.

Исследователи северных широт в Ледовитом и Тихом океанах, воспользовавшись своим правом первооткрывателей в присвоении и выбору названия новому географическому объекту, в знак уважения к командиру Первой и Второй арктической экспедиции нанесли на топографическую карту координаты с именем Василия Яковлевича Чичагова – пролива Чичагов и горы Чичагов на полуострове Аляска, горы Чичагов на острове Западный Шпицберген, мыса Чичагов в Маркизском архипелаге, островов Чичагова в архипелаге Новая Земля и др.

Более 10 наименований на географической карте мира носят имя адмирала Василия Яковлевича Чичагова. Среди гардемаринов первых выпусков Навигацкой школы в Москве учились дед адмирала Чичагова, Матвей Гаврилович, со своим братом Петром. Пётр Гаврилович Чичагов (2) был участником Камчатских экспедиций и производил топографическую съёмку бассейна Иртыша, Оби, Енисея. Изучал полуостров Таймыр под руководством лейтенанта В. В. Прончищева (3). Часть побережья Таймыра именуется Берегом Петра Чичагова.

Среди известных исторических личностей, с которыми трудился над планами по освоению Арктики командир Архангельского порта, флотоводец В. Я. Чичагов, особое место принадлежит великому русскому учёному М. В. Ломоносову (4), который являлся также руководителем Географического департамента Российской академии наук.

Название научной работы, которую ко времени их знакомства завершал учёный, несмотря на почти трёхвековую давность исследований, указывает на неутихающий интерес к Северному морскому пути: «Краткое описание разных путешествий по Северным морям и показания возможного проходу Сибирским океаном в восточную Индию».

А в последнем предложении статьи М. В. Ломоносов прямо указывает оптимальное направление дальнейшего развития страны, по разумению гениального учёного: «…российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном и достигнет до главных поселений европейских в Азии и в Америке».

Благоустройство окраинных северо-восточных земель, освоении природных богатств Крайнего Севера и Тихоокеанских территорий входило в число многообразных задач, которые под силу было осмыслять физико-химику, писателю, поэту, географу, математику, – всех направлений деятельности талантливого архангелогородца и не перечислить.

«Северный океан есть пространное поле, где усугубиться может российская слава, соединенная с беспримерной пользой чрез изобретение восточно-северного мореплавания в Индию и Америку», – слова М. В. Ломоносова и в наши дни современно звучат.

Подтвердить на практике смелые гипотезы, то есть только теоретические предположения учёного, доверившись авторитету М. В. Ломоносова, отважился морской офицер Чичагов, отправившись на трёх кораблях в неведомую Арктику.

М. В. Ломоносову принадлежит разработка плана морской экспедиции под начальством В. Я. Чичагова для плавания Северным морским путем в Тихий океан. К. А. Шопотов пояснял нам, что важнейшей целью экспедиции было отыскать корабельный ход из Архангельска через приполюсный район Северного Ледовитого океана – через Берингов пролив – в Тихий океан – на Камчатку…

Освоение арктического шельфа и Северного морского пути М. В. Ломоносов считал исторической миссией России, которая, в итоге, будет «…не только от неприятелей безопасна, но и свои поселения и свой флот найдёт». (5)  Это был следующий шаг, опирающийся на приоритетные достижения 2-й Камчатской экспедиции (1733–1743 гг.).

Незадолго до этого произошло важнейшее географическое открытие, когда пакетбот «Святой Павел» под командованием лейтенанта А. И. Чирикова (6), выпускника Навигацкой школы, впервые нанёс на топографическую карту почти 400 км участка северо-западного побережья Северной Америки, включая и полуостров Аляску.

 В 1746 году Алексеем Ильичом Чириковым (1704–1748), исследователем северо-западного побережья Северной Америки, северной части Тихого океана и северо-восточного побережья Азии, был представлен императрице Елизавете Петровне документ, подводивший итог выполнения государственной задачи. «Генеральная карта Северо-Восточных пределов Российской империи», за составление которой А. И. Чириков был пожалован званием капитан-командора, указывала на новые земли, которые, по праву первооткрытия, стали принадлежать России.

 Карту начертили и подписали руководители семи отрядов Второй Камчатской экспедиции. Подводя итог исследований с 1725 по 1743 год, офицеры составили топографическую карту северо-восточных границ Российской империи, каждый на своём участке пути, включая координаты северной оконечности полуострова Таймыр, а также северо-западного побережья Северной Америки, Алеутских и Командорских островов (7).

Встал вопрос о том, как добираться за тысячи километров в такую даль кратчайшим морским путём. О том, в каких тяжелейших ледовых условиях проходила недавняя Вторая Камчатская экспедиция В. Беринга – А. Чирикова, особенно для Ленско-Енисейского отряда под командованием лейтенанта В. Прончищева, было уже хорошо известно.
 
Морской путь от Петербурга до Камчатки проходил из Балтики вниз по океану через всю Атлантику затем двигаясь вдоль южной оконечности Африки, выйдя в Индийский океан, необходимо было пересечь его пространство и идти по Тихому океану до северных широт, прокладывая дальнейший маршрут к Российским землям.

Таким образом, чтобы добраться из столицы до Авачинской бухты морским путём, приходилось прежде колесить по всем океанам земного шара или, пересекая реки, продвигаться сухопутными дорогами по обширному пространству Сибири. Чтобы сократить время, М. В. Ломоносов замыслил отыскать путь из Архангельска через приполюсный район Северного Ледовитого океана. Учёный построил теорию, что район Северного полюса свободен ото льдов, поскольку длительный солнечный прогрев в полярный день приводит к освобождению океана вокруг полюса ото льда.
Полярному исследователю В. Я. Чичагову предстояло предпринять разведку пути по Северным морям из порта Архангельск, в попытке подтвердить на практике новаторские замыслы М. В. Ломоносова.

Маршрут экспедиции должен был пройти по неизведанному пути. Учёный опасался, чтобы открытия завершившейся в 1743 году Великой Северной экспедиции не достались «в чужие руки». Необходимость скорейшего освоения новых земель в Ледовитом и Тихом океанах М. В. Ломоносов пояснял в нескольких пунктах:

«1) помянутое мореплавание к нам ближе, нежели к прочим европейским державам; 2) тамошний климат нам сноснее; 3) что на нужных и тесных местах построятся зимовья с предосторожностью для наших людей, коими чужестранцы пользоваться не могут; 4) на Камчатке или около устьев реки Уды, или на островах Курильских, где климат как во Франции, можно завесть поселения, хороший флот с немалым количеством военных людей, россиян и сибирских подданных языческих народов; против коей силы не могут прочие европейские державы поставить войска ни севером, ни югом; но хотя б и учинили, однако придут утомлённые на крепких, с привозными гнилыми припасами на снабденных жителей свежими домашними, безнадежные ближнего от своих споможения на места, где вспоможение нам неистощимо. Таким образом, путь и надежда чужим пресечётся».

 Указывал учёный и на опасности «сему славному и полезному предприятию: 1) Нерадостные примеры неудачных прежде бывших походов. 2) Великие убытки. 3) Трата людям. 4) Тщетная работа, коею впредь могут больше пользоваться другие народы, хотя бы и удача воспоследствовала» (8).

Задачу высокоширотной арктической экспедиции сформулировала императрица Екатерина II своим Указом от 14 мая 1764 года: «Для пользы мореплавания и купечества на восток… за благо избрали мы учинить поиск морского проходу Северным океаном в Камчатку и далее. Того ради… не упуская времени, положить сему предприятию начало нынешним летом, под именем возобновления китовых и других, звериных и рыбных промыслов… начать оный путь от города Архангельского до западных берегов острова Большого Шпицбергена, оттуда иттить в открытое море, в вест, склоняясь к норду, до ближайших берегов Гренландских, которых достигнув, простираться подле оного на правую руку, к западно-северному мысу Северной Америки, пока удобность времени и обстоятельства допустят» (9).

Начальником первой русской высокоширотной арктической экспедиции был назначен капитан-командор В. Я. Чичагов, с повышением ему воинского звания на одну ступень.

 М. В. Ломоносов давал подробные исчерпывающие рекомендации для полярных исследователей: как измерять глубины моря, отбирать для анализа пробы воды, грунтов и минералов, подготовив «Примерную инструкцию морским офицерам, отправляющимся к поисканию пути на восток Северным Сибирским океаном».
Были изготовлены термометры, батометры, подзорные трубы, магнитные стрелки, навигационные карты. Михаил Васильевич сам лично сделал оригинальную «ночезрительную трубу» для сумерек, как прообраз будущего прибора ночного видения.
 
Для собравшихся двигаться в направлении Северного полюса были пошиты овчинные шубы, треухи на голову, бахилы, рукавицы. Помимо обычных съестных припасов полярникам особо выделили противоцинготные средства: 148 вёдер сосновой водки, 10 пудов мёда-сырца, 46 фунтов горчицы, 3,5 пуда хмеля, 58 пудов пшеничной муки, 6 четвертей лука, 60,5 пуда толокна, 45 батманов чеснока, 45 ушатов морошки, ржаного солоду и один анкерок ренского уксуса.
 
«Словом, кажется, ничего не щадили для успехов экспедиции», – отмечали спустя сто лет (10).

В Первой арктической экспедиции В. Я. Чичагов был капитаном одного из трёх кораблей, двигавшихся в высоких широтах. Весной 1765 года три судна: «Чичагов» (командир корабля и начальник экспедиции капитан-командор Василий Чичагов), «Панов» (командир корабля капитан 2-го ранга Никифор Панов) и «Бабаев» (командир корабля капитан-лейтенант Василий Бабаев) взяли курс на Западный Шпицберген, выйдя из Кольского залива.
 
В книге «ПроэктЪ Ломоносова и экспедiция Чичагова» дан отчёт о действиях полярников»: «Мая 9-го 1765 года Чичагов вышел в море с тремя судами. 16 июня зашел в Клокбай, залив о. Шпицбергена, здесь был задержан льдом до 3 июня. По выходе стали держать на запад, и 14 числа достигли долготы 16 градусов, 26 минут от Ферро, в широте 77 градусов, 45 минут. Густые сплошные льды, принудили обратиться отсюда к северу. 23 были в широте 80 градусов, 26 минут; 29-го понизились до широты 78 градусов, 25 минут. Встречая повсюду непроходимые льды, и разсчитывая, что время уже клонится к осени, Чичагов по совету с командирами других судов, решил возвратиться. 20-го прибыли в Архангельск» (11).

То есть корабли двигались вдоль кромки сплошного ледового массива, пытаясь пробиваться к северу, а на самом деле сдрейфовали вместе со льдом, идущим к юго-западу в районе Гренландии. В течение шести суток корабли каждый день сносило на двадцать миль, как показывали измерения.

На то историческое время это было максимальное продвижение кораблей на север. Участниками экспедиции был выполнен большой объём геофизических, океанографических и метеорологических наблюдений, описан животный и растительный мир Шпицбергена.

При проведении гидрографических исследований впервые была обнаружена и вычислена скорость движения дрейфующих льдов, которые сковали корпус деревянного судна. Благодаря находчивости и решительным действиям экипажей корабли удалось сохранить и вернуться в порт Архангельск.

Во время второго плавания в 1766 году у северной оконечности Шпицбергена в широте 79 градусов русские моряки увидели до двадцати голландских промышленных судов. Через два дня достигли широты в 80 градусов 30 минут и здесь были совершенно остановлены густыми, беспрерывными льдами. В. Я. Чичагов в приложении к шканечному журналу рассуждает, что «…в этих далёких неизведанных морях, наполненных льдами, покрытых почти беспрерывными туманами, где морякъ жертвует своей жизнью, не зная достоверно, получитъ ли хотя честь своему имени, или, что чаще случится может, заслужить вечное нарекание, и припишется вся неудача его безрассудству и неосторожности, хотя он в самом деле в томъ бы виноват и не былъ» (12).

Выполнив все возможные гидрографические измерения, сохранив команды моряков, суда Первой арктической экспедиции под руководством В. Я. Чичагова прибыли 10 сентября 1766 года в порт Архангельск (13).

Достижения Первой арктической экспедиции под командованием В. Я. Чичагова были оценены контр-адмиралом К. А. Шопотовым как совершение двух великих открытий:
во-первых, было определено, что приполюсный район – не сплошное открытое водное пространство. Оно полностью покрыто сплошным многолетним паковым льдом. Кораблям того времени с деревянным корпусом пройти по маршруту Атлантический океан – проход между Шпицбергеном и Гренландией – Северный полюс – Берингов пролив – далее Камчатка, Америка и Индия – невозможно!

Во-вторых, было обнаружено, что в Северном Ледовитом океане льды дрейфуют с востока на запад, и проведено измерение скорости их движения! (14)

Только в последней четверти XX века осуществилась заветная мечта М. В. Ломоносова пройти сквозь льды Арктики. 17 августа 1977 г. атомный ледокол «Арктика» дошел по скованному паковыми льдами океану до Северного полюса. Капитан корабля Ю. С. Кучиев (15) впервые водрузил на верхушке планеты Государственный флаг СССР.

В XXI веке, в связи с таянием вечной мерзлоты, роль Северного морского пути, который прокладывал на карте М.В. Ломоносов, а впервые приступил к освоению в Ледовитом океане В. Я. Чичагов, неизмеримо возросла, сформировавшись в наши дни в важнейшую государственную задачу.

Рассуждения М. В. Ломоносова, который, снаряжая Первую арктическую экспедицию всем необходимым, думал о будущем России, продолжают оставаться на повестке сегодняшнего дня, нереализованными. Не утратили глубины смыслов краткие выводы великого учёного: «Благополучие, слава и цветущее состояние государства от трёх источников происходит.
 
Первое, от внутреннего покоя, безопасности и удовольствия подданных; второе, от победоносных действий против неприятеля, с заключением прибыточного и славного мира; третье, от взаимного сообщения внутренних избытков с отдельными народами через купечество».

Состояние страны к середине XVIII века выдающийся мыслитель описывает простыми словами: «Российская империя внутренним изобильным состоянием и громкими победами с лучшими европейскими странами равняется, многие превосходит».
Направления, по которым нужно двигаться, – это развитие торговли с использованием морских путей, поскольку в России традиционно развивались речные торговые пути и работал на всю страну только один морской порт на Белом море – Архангельск. Расширение внешней торговли лежало на плечах «внешнего купечества», при условии собственного надёжного флота, способного к дальним плаваниям:
 
«Внешнее купечество на востоке и на западе хотя в нынешнем веку приросло чувствительно, однако, рассудив некоторых европейских держав пространное и сильное сообщение разными торгами со всеми частями света и малость оных против российского владения, не можем отрещись, что мы весьма далече от них остались; но в сем Россию до нынешних времён извинить должно. Ибо западные европейские державы по положению своих владений везде имеют открытый путь по морям великим; и для того издревле мореплаванию навыкли и строению судов, к дальнейшему морскому пути удобных, долговременным искусством научились».

Поэтому, считает М. В. Ломоносов, после успешного претворения в жизнь задач 1-й и 2-й Камчатских экспедиций. осуществивших план императора Петра I по описанию северо-восточных земель, пришло время России осваивать новые торговые морские пути: «…по открытии Петровой рукою во многие моря пристаней, по введении знания в мореплавании и строении корабельном, бывшие неудобности исчезли, и ход российских военных и купеческих судов знатно прирастает, которые со временем не токмо другим морским державам сравнится, но и превзойти может, ежели всё то употребится в пользу, что Всевышний промысл дал в участие нашему пространному отечеству».
 
В своих прогнозах на будущее выдающийся учёный-теоретик М. В. Ломоносов приобретает уверенность, так как опирается на практические результаты плаваний по сложнейшим арктическим маршрутам выдающегося моряка В.Я. Чичагова. Осознавая, что при расширении морской торговли могут возникнуть трения с другими странами, учёный оценивает возможность проявления зависти со стороны других стран: «Ибо избыток оных, расширяясь во внешние государства и снабдевая другие державы, ясно разглашает по всему свету российское богатство, которым как в европейских купеческих пристанях утвердиться, как и в Японию, в Китай, в Индию и к западным берегам американским достигнуть в состоянии, чем наше купечество не токмо приобрести новые преимущества, великое богатство и громкую славу, но и на всех завистников своего благополучия страх навести может» (16).

После возвращения из Первой арктической экспедиции В.Я. Чичагов был произведён в контр-адмиралы 1 марта 1770 года, с назначением командиром Кронштадтской эскадры. В связи с продолжением русско-турецкой войны флотские экипажи с Балтики перебрасывались к южным границам.

Командуя одним из отрядов Азовской флотилии, В. Я. Чичагов обнаружил у входа в Керченский пролив турецкий флот, имевший намерение проникнуть в Азовское море, высадить десант на Крымском берегу.
 
Турецкая эскадра в составе пяти кораблей, девяти фрегатов и двадцати шести гребных судов (галер и шебек) встретила 9 июня в Керченском проливе эскадру контр-адмирала В. Я. Чичагова в составе «новоизобретенных кораблей» «Корон» и «Азов», а также фрегатов «Первый», «Второй» и «Четвертый». После небольшой перестрелки эскадры разошлись восвояси. Русская эскадра перекрыла вход в пролив в самом узком месте. В бой вступила артиллерия, обрушив на турок шквал огня из мощных орудий.

После боя, вошедшего в историю под названием «Ленивая баталия», В. Я. Чичагов вынудил турок, которые так и не смогли воспользоваться своим численным преимуществом, отойти с большими потерями.
 
28 июня к Керчи опять подошла турецкая эскадра из тридцати одного вымпела: шести кораблей, семи фрегатов, бомбардирского судна на семнадцати гребных судах. В проливе их встретила эскадра Д. Н. Сенявина (17) в составе «новоизобретенных кораблей» «Азов», «Журжа» и «Хотин», фрегатов «Первый», «Второй» и «Четвертый» и двух бомбардирских судов. И снова имела место «Ленивая баталия» с последующим отходом турок.

На сей раз турки совсем оставили Донскую флотилию в покое. А через двенадцать дней по итогам сражений как на море, так и на суше под командованием графа П. А. Румянцева (18), был заключён 10 июля 1774 года Кючук-Кайнарджийский мир с турками, по которому Россия приобрела Керчь, Еникале, Кинбурн и всё пространство между Бугом и Днепром, а также получила право свободного плавания по Чёрному морю.

По одному из основных условий этой победы, что было очень важно для людей прошлых поколений, Россия, как единственное независимое православное государство в мире, приобретала право заступаться за права православных христиан в Молдавии и Валахии, которые входили в состав Османской империи.

Однако Азовская флотилия также и после заключения мира несла службу в условиях, приближенных к боевым. На флотилию была возложена охрана Керченского пролива, патрулирование Северного побережья Черного моря от Суджук-кале до Очакова, снабжение русских сухопутных войск в Крыму.

Поскольку основные силы русского флота вынуждены были находиться на южных рубежах России, этим решил воспользоваться ближайший сосед на северо-западной границе. Объявив войну России 21 июня 1788 года, шведский король вознамерился захватить Петербург и земли, закреплённые за Россией Ништадтским миром по итогам Северной войны 1700–1721 годов.

 Густав III требовал перенести границы России на реку Сестру, разоружить Балтийский флот, передать Крым Турции. В одни и те же сроки, по времени, происходили осады крепостей Нишлот на Балтике и Очаков на Чёрном море. Густав III обещал своим подданным, что опрокинет статую Петра I на Исаакиевской площади и отпразднует победу в Петергофе (19).

В апреле 1789 года адмирал В. Я. Чичагов был назначен командующим всем Балтийским флотом. Сражение между эскадрой под командованием В. Я. Чичагова и шведской эскадрой герцога К. Зюдерманландского (20) произошло 15 июля 1789 года в Балтийском море у острова Эланд. Шведы вынуждены были отступить, не выдержав огня корабельной русской артиллерии.

3 мая 1790 года адмирал В. Я. Чичагов одержал победу у Ревеля. Шведы не просто отступили, но и получили «по полной программе», назвав этот бой «прогон сквозь строй» и сравнивали его с «жестоким солдатским наказанием», по выражению Штенцеля.

Шведам Ревельское сражение стоило больших жертв: шестьдесят один убитый, семьдесят один раненый и около пятьсот двадцати пленных, один корабль попал в руки неприятеля, один потерпел крушение, а с третьего потеряно сорок два орудия, сброшенных, чтобы сойти с мели. Несколько шведских кораблей ушли для ремонта в Свеаборг. Потери русских составили лишь восемь убитых и двадцать семь раненых.

Через три недели в бой со шведской эскадрой герцога Карла Зюдерманландского, пытавшейся прорваться к Петербургу, вступила эскадра вице-адмирала А. И. Крузе (21), но перевес ни одной из сторон не наступал. После того как на помощь вице-адмиралу прибыла эскадра адмирала В. Я. Чичагова из Ревеля, шведы отступили.
 
23 июня 1790 года шведы оказались в Выборгской бухте. Начав боевые действия, понадеявшись на то, что эскадра российских кораблей под командованием Ф. Ф. Ушакова (22) находится в Черном море, участвуя в военных действиях против турок, сам король Густав III возглавил новый поход.

Многочисленные шведские корабли расположились в шхерах Выборгского залива. Адмирал В. Я. Чичагов малыми силами сумел потопить шведский флот, сохранив все русские корабли. На уцелевшем судне король Густав III, потеряв флагманский корабль, сбежал с места сражения с морскими пехотинцами, которых специально обучали штурму крепостей.

 Погибло две тысячи шведов, в плен попало пять тысяч человек. Шведский король потерял семь линейных кораблей, оказались на дне три фрегата, более девяноста галер и гребных парусных судов (23).

Императрица была бесконечно благодарна адмиралу, что он спас город от захвата и предотвратил «неминуемое», по расчётам шведов, поражение. Жители Петербурга теперь могли спокойно спать по ночам и больше не опасаться стремительного вторжения многочисленных шведских судов в акваторию Северной столицы (24).

Русский флот одержал блестящую победу под командованием адмирала В. Я. Чичагова. За этот бой императрица Екатерина II вручила отважному адмиралу награду – орден Св. Георгия, 1-й степени (25) шпагу, украшенную алмазами. С тех пор никто из морских офицеров и адмиралов не заслуживал такого высокого почёта и монаршей милости.
 
Дополнительно выразительные краски в памятную картину того исторического периода, когда России пришлось одновременно вести сражения на Балтийском и Чёрном морях, с турками и со шведами, привносит личная переписка императрицы Екатерины II c графом Г. А. Потёмкиным (26).

 «Друг мой любезный князь Григорий Александрович. Письмы твои от Троицына дня и от 29 маия мною получены. Ежели ты обрадовался многим чудесам Божиим у Ревеля, то последствия оных не менее тебе приятны будут… 26 маия шведы узнали, что от Ревеля адмирал Чичагов идёт с одиннадцатью кораблями к соединению с Кронштадтской эскадрою. Тогда они соединились со своей гребной флотилией, которая их втянула за мелями, за камениями и между островов в Выборгский залив. Тут они доднесь ещё здравствуют, быв от моря заперты нашим всем флотом корабельным; с боков же старание прилагается день ото дня гребному флоту их, зашедшему в Березовый зунд, отрезать возможность к выходу…От Ревеля же идут бомбарды и прамы и, естьли Бог поможет, то, кажется, что из сей мышеловки целые не выйдут. Между тем, в бухте Выборгской они мечутся, аки угорелые кошки, то туды, то сюды делают десанты и стараются где-нибудь находить или проделать пролазу…» – пишет императрица о начале морской баталии.
 
Основные вооружённые силы России располагались на южных границах в связи с событиями на русско-турецком фронте. Граф Г. А. Потёмкин в письме из Кокотени пишет о боевой обстановке на южных рубежах, полагая надежды на Бога и таланты флотоводца Ф. Ф.Ушакова:

 «…получил известие из Белграда, что от устий Дуная слышна была в море пушечная пальба, остановил отправление в ожидании верного известия, которое вчерашнего дня получил, что флот неприятельский показался у берегов Тавриды против Тарханова кута, откуда спустился к Севастополю и потом склонился на юг; шел он от берегов верстах в 20, северным ветром, который для нашего флоту для выхода противен. Лишь будет возможно, адмирал Ушаков пойдет его искать. С сужу, что он клонится к Синопу, а оттоль к Еникольскому проливу ради предположенного десанта. Я своим предписал на суше и на море сражаться мужественно. Молю Бога да поможет».

В следующем письме императрица сообщает Г. А. Потёмкину о заключительных событиях Выборгской баталии и о полной победе: «…есть что писать. Король шведский с корабельным и галерным своим флотом был заперт от 27 маия до 21 июня, как я тебе писала. Во всё то время веял Вестовый ветр, совершенно противный нашему гребному флоту; между тем успели паки построить в Петербурге канонерских шлюпок…Наконец, 20 повеял и ветр, способный гребным судам… Король шведский отступил и пошел далее по Выборгской бухте и, соединясь с корабельным своим флотом, предпринял с оным пробиться сквозь наш флот.

Что же зделалось во власти и мудрости Божеской? Зажегши три брандера, шведы пустили оныя при сильном нордовом ветре на пять кораблей контр-адмирала Повалишина. Но брандеры сцепились с двумя шведскими кораблями, и все пять шведские взлетели на воздух; наш – ни один… Одним словом, доныне еще все обстоятельства сей совершенной победы не собраны: пленных тысяч до пяти, пушек до восьми сот, а мелких судов щету нет еще.

Король – сказывают разно: одне – будто ушел на баркасе между провиантских двух судов; другие, что был на своей яхте “Амфион”, коя потоплена, и будто, сошед, сел на галеру. Сея галера взята, с ней соскочил в шлюбку; сия шлюбка также взята; с шлюбки соскочил в бот, бот сей ушел. Завтрак его взят: он состоял в шести сухарях и копченом гусе и двух штофах водки. Брат королевский уехал на своем весьма разбитом корабле в Свеаборг, пред которым теперь Чичагов крейсирует.

Поздравляю тебя с сегодняшним праздником и с сей победою. Разрешил нас Бог от бремени, и обрадовал тебя Чичагов ещё раз, как видишь». «Вчерась в день Полтавской баталии (27) был молебен, а в воскресенье поеду в город, и будет молебен в морской церкви у Николая Чудотворца», – сообщала императрица 28 июня 1790 года . (28)

 «Нет пророка в своём Отечестве» – эта перефразированная цитата из Евангелия в полной мере относится к оценке морских сражений адмирала В. Я. Чичагова. Со временем, имя адмирала, постепенно забываясь, перемещалось на дальний план в свете шумных событий нового столетия. Складывалась другая геополитическая установка, появлялись иные герои, где значимость побед Чичагова на Балтийском море утрачивала в глазах законодателей ценности побед и вершителей судеб свою актуальность.

 Почти единственный, кто из зарубежных военных историков придавал огромное значение событиям июня 1790 года в Выборгском заливе, кто профессионально, по достоинству оценил успех Балтийского флота под командованием адмирала Чичагова, оказался… англичанин. Теоретик военно-морского искусства Джон Джейн назвал Выборгское морское сражение «Трафальгар Балтики» (29).

Адмирал Василий Яковлевич Чичагов был участником многих важных событий конца XVIII века. Из морских баталий, где его эскадра принимала участие, он выходил без поражений и с минимальными потерями флотских экипажей кораблей. Возможно, поэтому завистники, из века в век неизбежные спутники храбрых талантливых полководцев, поддерживали слухи, что адмирал не проигрывает баталии только потому, что ему просто-напросто… везёт! То ветер во время сражения дует в неблагоприятную для противника сторону, то русская эскадра заранее заняла слишком удачное местоположение в проливах, среди островов перед боем, то неприятель был уже заранее уставшим, выдохшимся. Оправдать причины поражения и шведов, и турок от военных действий флота В. Я. Чичагова только лишь направлением дующего ветра, «плохой погодой» находилось много охотников.

У адмирала Василия Яковлевича Чичагова (1726–1809) было восемь детей (30). Его сын Павел (31) – адмирал и морской министр Павел Васильевич Чичагов – менее известен, чем отец, но его служба отличительна не только участием в Отечественной войне 1812 года в составе Дунайской армии, но и строительством гаваней и кораблей, развитием на базе торгового порта Севастополя военно-морского флота.

Похоронен адмирал Василий Яковлевич Чичагов в некрополе Александро-Невской Лавры в Санкт-Петербурге (32). На мраморном надгробии хорошо заметно написанное крупными золотыми буквами четверостишие. Это не произведение поэта Г. Р. Державина, а те слова, которые любила произносить императрица Екатерина II, когда вспоминала о победе Балтийского флота под командованием адмирала В. Я. Чичагова в Выборгском морском сражении:

Съ тройной силой шли шведы на него
Узнав он рекъ Бог защитникъ мой
Не проглотятъ они насъ
Отразивъ пленилъ и победы получилъ.





История.

1- Монрепо; (фр. Mon Repos – «мой покой», «моё отдохновение») – скальный пейзажный парк на берегу бухты Защитной Выборгского залива, на острове Твердыш в северной части города Выборга в Ленинградской области. Официальное наименование – Государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник «Парк Монрепо». Находится в Петровском микрорайоне Выборга, рядом с Северным и Выборгским посёлками.

2- Пётр Гаврилович Чичагов (1694 – после 1756) – российский геодезист, картограф, исследователь Сибири.

3- Василий Васильевич Прончищев (1702–1736) – русский полярный исследователь Арктики и морской офицер. В апреле 1716 г. поступил учеником в Навигацкую школу в Москве, располагавшуюся в Сухаревой башне. В 1718 г. был переведён в Санкт-Петербург в Морскую академию (учился с Челюскиным, Харитоном и Дмитрием Лаптевыми) и в марте 1718 г. стал гардемарином. В 1722 г. участвовал в Персидском походе Петра. В 1727 г. произведён в подштурманы. Вошёл в комиссию по аттестации чинов флота. В 1730 г. представлен к званию штурмана 3-го ранга.

4- Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765) – первый русский выдающийся учёный, профессиональный исследователь природы: физик, химик, географ, металлург, математик и астроном.

5- Ломоносов М. В. Краткое описание разных путешествий по Северным морям и показания возможного проходу Сибирским океаном в восточную Индию. М-Л.; Государственное издательство художественной литературы.  1950. С. 47–55.

6- Алексей Ильич Чириков (1703–1748) – русский дворянин, мореплаватель, капитан-командор (1747), исследователь северо-западного побережья Северной Америки, северной части Тихого океана и северо-восточного побережья Азии.

7- Шопотов К. А. Великий русский мореплаватель Алексей Чириков. СПб.: Изд-во «ГеоГраф», 2005. С 58–117.

8- Русская проза XVIII века. Т. 1. Ломоносов М. В. Из «Краткого описания разных путешествий по Северным морям и показания возможного проходу Сибирским океаном в восточную Индию». Государственное издательство художественной литературы. М.-1950-Л. С. 46–56.

9- Берг Л. С. Очерки по истории русских географических открытий. – М.; Л. 1946. С. 34–35.

10- ПроэктЪ Ломоносова и экспедiция Чичагова. – СПб.: Издание гидрографического департамента, 1854. С. 29–47.

11- Проэктъ Ломоносова и экспедiция Чичагова. – СПб.: Издание гидрографического департамента, 1854. С. 19.

12- Там же. С. 22–23.

13- Там же. С. 19–22.

14- Шопотов К. А. Великие географические открытия в Ледовитом и Тихом океанах. С 82.

15- Юрий Сергеевич Кучиев (осет. Кучиты Сергейы фырт Юрий) (1919–2005) – арктический капитан, первым достигший Северного полюса в надводном плавании.

16-Русская проза XVIII века. Т. 1. Ломоносов М. В. Из «Краткого описания разных путешествий по Северным морям и показания возможного проходу Сибирским океаном в восточную Индию». С. 46–56.

17- Дмитрий Николаевич Сенявин (1763–1831) – русский флотоводец, адмирал, участвовал почти во всех войнах александровского времени, после 1825 г. командовавший Балтийским флотом.

18- Пётр Александрович Румянцев (1725–1796) – русский полководец и военный теоретик, генерал-фельдмаршал. Во время Семилетней войны командовал осадой и взятием Кольберга. Главнокомандующий действующей армией в ходе Русско-турецкой войны (1768–1774). За победы над турками при Ларге и Кагуле, которые привели к заключению выгодного для России Кючук-Кайнарджийского мира, удостоен титула «Задунайский».

19- Между Швецией и Турцией в 1739 году был заключён оборонительный союз, на случай разрыва одной из стран с Россией. Через 50 лет шведы вспомнили об этом давнем договоре, поскольку момент для нападения на Россию казался удачным, основные военные силы были скованы войной с Турцией и находились далеко от Балтики. Требования состояли в уступке Турции Крыма, а Швеции – Карелии.

20- Герцог Карл Зюдерманландский (1748–1818) – брат шведского короля Густава III, командующий шведским флотом в войну с Россией 1788–1790 гг. Король Швеции с 5 июня 1809 г., с 4 ноября 1814 г. также и король Норвегии, из Гольштейн-Готторпской династии.

21- А. И. Крузе – русский адмирал датского происхождения, кавалер ордена Св. Андрея Первозванного.

22- Контр-адмирал Ф. Ф. Ушаков назначен командующим Черноморским флотом 12 марта 1790 г. Победа эскадры Ф. Ф. Ушакова над турецким фортом капудан-паши Хуссейна у мыса Тендра обеспечила господство русского флота на Чёрном море. Фёдор Фёдорович Ушаков (1745–1817) – русский флотоводец, командующий Черноморским флотом (1790–1798), командующий русско-турецкой эскадрой в Средиземном море (1798–1800), адмирал (1799), знаменитый на всём Востоке непобедимый «Ушак-паша».

23- В Выборгском сражении под командованием шведского короля Густава III участвовало свыше трёх сотен шведских парусных и гребных судов, в том числе 22 линейных корабля. На их борту находились более тридцати тысяч матросов и солдат.

24- Следующая война со Швецией началась в феврале 1808 г. 20 марта того же года вышел Манифест «о покорении Шведской Финляндии и о присоединении оной навсегда к России». Так император Александр I решал давнишнюю проблему России – близость границы к столичному Петербургу.

25- Императорский Военный орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия (Орден Святого Георгия) – высшая военная награда Российской империи. 1-й степенью удостоен всего 25 человек.

26- Григорий Александрович Потёмкин (1739–1791) – великий русский государственный деятель, граф, светлейший князь (Потёмкин-Таврический), генерал-фельдмаршал (1784). Член Российской академии (1783). Фаворит и ближайший сотрудник императрицы Екатерины II. Сыграл большую роль в освоении Северного Причерноморья, Новороссии, Крыма, строительстве Черноморского флота.

27- Генеральное сражение Северной войны между русскими войсками под командованием Петра I и шведской армией под командованием Карла XII. Битва состоялась 27 июня (8 июля) 1709 г. (28 июня по шведскому календарю) в 6 верстах от города Полтавы (Русское царство). Разгром шведской армии привёл к перелому в Северной войне в пользу России и, в результате, к её победе в Северной войне и концу доминирования Швеции в Европе.

28- Екатерина II и Г. А. Потёмкин. Личная переписка 1769–1791. Изд. подг. В. С. Лопатин. М.: Наука, 1997. С. 416–420.

29- Для справки: Трафальгарское сражение (1805) – морское сражение между британскими и франко-испанскими морскими силами во время Войны третьей коалиции, которая была частью Наполеоновских войн. Под Трафальгаром 27 британских линейных кораблей сошлись с 33 французскими и испанскими линейными кораблями. Союзники потеряли 18 кораблей (один потоплен, остальные захвачены) и около 15 тысяч человек убитыми, ранеными и сдавшимися в плен. Англичане захватили или потопили почти весь союзный флот, не потеряв ни одного корабля. Потери убитыми и ранеными составили у них около 2 тысяч человек. Центральную площадь в Лондоне перед королевским дворцом назвали Трафальгарской, чтобы память о победе жила в веках.

30- В. Я. Чичагов – адмирал, единственный из моряков – кавалер ордена Св. Георгия Победоносца 1-й степени. Закончил Моск. Навигацкую школу, победитель Эландского, Ревельского, Выборгского морских сражений, командующий Кронштадтским портом. Разрабатывал с М. В. Ломоносовым план первой экспедиции в Арктику и совершил первое плавание на деревянном судне к высоким широтам до о. Шпицберген (80 градусов 26 минут). Сумел вывести свой корабль из ледового плена и оставил научные труды по исследованию Ледовитого океана, не имеющие аналогов. Шопотов К. А. Великие географические открытия русских моряков в Северном Ледовитом и Тихом океанах. – СПб.: ГеоГраф, 2018. – С. 71–81.

31- Павел Васильевич Чичагов (1767–1813) – адмирал, министр морских сил Российской империи в 1802–1811 г., президент Адмиралтейств-коллегии в составе Министерства морских сил Российской империи в 1802–1809 г. По воспоминаниям современников, П. В. Чичагов был умным и образованным человеком, честным и «прямого характера». К «придворным знатным льстецам относился с большим невниманием, а к иным — даже с пренебрежением»; «с низшими и подчинёнными был приветлив».

32- Музейный Некрополь XVIII века в составе Государственного музея городской скульптуры (с 1932 года).).


Рецензии