Поезд Победы идет по стране

                Этот Поезд  Победы   как тонкая  нить
                Между нами и теми, что были.
                Каждый год к нам, живым,  будет он   приходить,
                Чтобы  мы   НИЧЕГО   НЕ ЗАБЫЛИ!
                ( Владимир Данильчик)

             Недавно   мне   удалось посетить  уникальный передвижной музей «Поезд Победы», который останавливался в Гомеле 20-21 июля  этого года. Пришли сюда  люди разных поколений  с детьми и внуками. Мы тоже были втроем: племянница и ее 13-летний внук Ваня.    «Хочется, чтобы они  увидели и понимали, через какие испытания  прошли их предки. Как смогли выстоять в такой жестокой войне,-  сказал  мой знакомый,  отец рядом стоящего 14 – летнего сына.
            Этот патриотический проект реализуется  Белорусской железной дорогой и  их  коллегами из России  в год 80-летия  освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков.   Выставка посвящена подвигу советского народа в годы Великой Отечественной войны и создана на базе  вагонов передвижного  выставочно  - лекционного комплекса.   В каждом вагоне поезда - музея  - уникальные истории, в которых переплетены драматические события  военных лет, исторические факты, судьбы и воспоминания людей. 
            Впервые  «Поезд Победы» побывал в Беларуси  в 2021  году. Тогда он сделал остановки  в восьми городах  нашей страны. В этом году  «Поезд Победы»  прошел через вокзалы  23 городов Беларуси.  Первую остановку он сделал в Бресте.  Этот поезд – выставка   для белорусов – наша общая боль, наша память.  83 год назад  22 июня в 4 часа утра  без объявления войны фашистская Германия  атаковала первые города Беларуси: Брест, Гродно, Лиду, Слоним, Барановичи.  Именно белорусская земля приняла на себя первый и самый мощный удар  вермахта в  начале Великой Отечественной войны.   Естественно,  что эта выставка  глубоко затронула  сердца   моих  земляков. 
             Посещая выставку, испытываешь эффект присутствия в тех  страшных событиях  далеких военных лет.  Каждый из 10  экспозиционных вагонов посвящен отдельному этапу войны: предвоенные годы - Великая Отечественная война – Победа.  Итак,  мирное время. В этом вагоне  отражены последние часы перед войной. За окном вагона  мирная жизнь. Солнечный летний день.  В вагоне едут люди самых разных возрастов, профессий, устремлений.  Во всех свои заботы и планы. Но планам уже не суждено было сбыться. Мирное время отсчитывает  свои последние часы.   В 12.15 – по радио  зазвучит речь  Председателя Совета Народных Комиссаров Молотова, о том, что Германия без объявления войны напала на Советский Союз. 
            Эпизоды из мирной  довоенной жизни сменяются сценами войны. Война пришла в каждую семью. Молодые юноши едут на фронт.  Под плакатом  «Родина – Мать  зовет»  сидит  плачущая женщина.  Это  – солдатская мать.  В ее слезах – предчувствие того, какие испытания предстоит  пройти нашему народу, сколько горя принесет война.  На лицах людей – тревога, впереди фронт, неизвестность.  А вот   казематы  Брестской крепости. Именно Брестская крепость стала  стойкой преградой для врага.  Противник рассчитывал взять крепость за 8 дней, но защитники ее, истекая кровью, не сдавались почти месяц.
           Справа на декорации – фрагмент линии укреплений, окопов и траншей на передовой битвы за Москву. Надо отметить, что взятию  Москвы Гитлер придавал огромное значение.  Падение ее – показало бы всему миру  триумф   «молниеносной войны».  Отсюда – особое внимание  обороне Москвы .  В строительстве оборонных сооружений  участвовало до 250 тысяч наших граждан.  На 5 декабря 1941 года Красная Армия  перешла под Москвой в контрнаступление, и  это был первый большой успех в истории Великой Отечественной войны.
              Без слез невозможно пройти вагон, где отражен концлагерь, место массового уничтожения людей.  На полках  лежат люди: худые ноги, изможденные лица.  Слышен собачий лай.  Смотреть на все очень трудно.  И это все сопровождается  объемным звуком, спецэффектами, голограммами и т.д.  Они тоже помогают погрузиться в атмосферу  военных лет.
               А вот санитарный вагон, где прямо  при свете «керосинки»  врачи проводят операции.  Идет борьба за спасение человеческих жизней. Тяжелая, но очень важная работа медиков.  Видим мы здесь и трагедию сильных мужчин, ставших инвалидами, трагедию совсем молодых солдат,  которые столкнулись с ужасами войны  еще  в самом начале жизненного пути.  Во второй части вагона   рассказывается  о значительном вкладе  советской науки в  Победу. Труды ученых и конструкторов в предвоенные и военные годы  позволили осуществить разработку новых самолетов, танков, значительно улучшить их  характеристики.
               Банно-прачечные поезда в годы  войны  стали важным средством соблюдения санитарно - эпидемиологических норм в армии, поэтому в нашем  экскурсионном поезде тоже есть банно-прачечный вагон  с его душевыми кабинками, сушилками, дезинфекционными камерами.  Здесь мы  увидели  и  немецких солдат.  Взятые в плен под Сталинградом, они приведены  в банный вагон вместе со своим генерал – фельдмаршалом   Паулюсом.
               Одна из самых трагичных страниц истории Великой Отечественной войны – блокада Ленинграда. Почти на 900 дней  немцы отрезали город с суши. С Большой Землей Ленинград соединяла только – Дорога Жизни. Шла она через Ладожское озеро: летом – по воде, зимой – по льду. В Ленинграде погибло от  голода, холода,  обстрелов около 700 тысяч человек.
               В  штабном вагоне   мне особенно запомнился  материал, касающийся наступления Советских  войск в Белоруссии. Это была самая масштабная наступательная  операция в истории войны под названием «Багратион».  Ее успех  был обусловлен во многом возросшим  военным мастерством командиров Советской Армии.  Героем этой операции  стал  любимый солдатами  военачальник Константин Константинович     Рокоссовский,  который  получил за эту операцию маршальскую звезду , а потом и звание Героя Советского Союза.
               И вот,  наконец,  Победа.  Весна 1945 года.  1418 дней осталось позади. И снова – сидячий вагон.  Но в нем  возвращаются  уже  другие люди.  Война оставила глубокий след  не только шрамами на теле, но и в душах солдат. На фронт уходили  молодые парни и девушки,  а возвращаются   возмужавшие, уверенные в себе – победители.  Но  сколько их не вернулось  с фронта? Сколько семей не досчитали своих любимых  мужей, отцов, братьев?  Но эти СОЛДАТЫ  возвращаются.  Их будут встречать с цветами. Они будут восстанавливать свою страну.  Эти люди не  ждали почестей, наград, славы. Они просто любили свою  Родину  и хотели, чтобы их дети, внуки и правнуки жили  счастливо.
               Рассказ ведет от своего имени машинист поезда,  девушка Лидия. По- моему,  она не  только аудиогид,  а    это  собирательный образ  молодого поколения  того времени.  Кстати,   у девушки Лидии есть прообраз -    машинист локомотивного депо  Гомель -  Елена  Чухнюк.  В  Великую Отечественную войну  она водила  воинские эшелоны с оружием и боеприпасами  к линии фронта.
               Проходя  вагон за вагоном,   все мы  испытали невероятные эмоции. У многих на глазах были слезы.  Каждый из посетителей  убедился, какою дорогой  ценой досталось нам мирное небо, и почтил память миллионов людей, чьи жизни были принесены на алтарь Победы.
 
                «Поезд Победы» идет по стране.
                Стучат по стыкам колеса.
                Горькая   правда о той войне
                Вошла в мою душу без спроса.
    Возвратившись когда-то из ада войны,
    Прибыл к нам, благодарным потомкам.
    За спокойную жизнь,  да  за миг тишины
    Мы  «спасибо»     им    скажем  негромко.
               
         Июль .2024 год
      

 
               

    
 
 
   
 

   




   
               
            

               


Рецензии