Раздольстрой 1948 - 1949 годы

  В 1948 году производительность труда бурильщиков возросла благодаря внедрению новых перфораторов «ЗР-2» и «ОМ-506», однако радость была не долгой. Перфораторы «ОМ-506» проработав месяц, выходили из строя по причине износа буровращателя и поршня, которые пришлось изготавливать в мехцехе. Благодаря поступлению различного оборудования, в цехах внедрялась механизация трудоёмких процессов при активном участии рационализаторов. Так в горном цехе установили циркулярную пилу разделки крепёжного леса на половинки, для удобства переноски и монтажа крепи. В очистных забоях установили пневматические лебёдки для подъёма крепёжного леса к уступам. На металлургическом заводе доставку концентрата от сушильной печи до шихтовой площадки выполняемую носилками заменили доставкой лошадью в паре с шахтной вагонеткой по проложенным рельсам. В лесном цехе для подачи долготья под механическую балансировочную пилу установили механический рольганг, вместо ручной подачи. По сравнению с 1947 годом, улучшила работу ЦЭС, благодаря чему простои горного цеха уменьшились в два раза, обогатительной фабрики в четыре раза. Но проблема недостатка электроэнергии не была решена из-за отсутствия резервного оборудования. Установленная мощность электростанции составляла 1180 кВт, в том числе два локомобиля «Вольф» по 450 кВт и два «ЛМ-8» по 140 кВт. Во втором квартале на локомобиле «Вольф» №1 производства немецкого Магдебурга сломался коленвал, повлёкший простой фабрики и горного цеха на период ремонта. Благодаря предложению Берданосова и Берзина по восстановлению вала путём установки ввёртыша, удалось избежать длительного простоя до поступления нового вала. Ремонтные работы оборудования цехов комбината выполнялись в механической мастерской имеющей 5 токарных, 2 строгальных и 2 сверлильных станка. Но только один станок удовлетворял требованиям, остальные могли выполнять лишь грубые операции по причине их износа. Несмотря на это слесарь Кудрявцев с товарищами сумел изготовить новый мотовоз с учётом недостатков первого экземпляра.
  В текущем году жилищный фонд комбината состоял из 95 строений, общей площадью 6159 квадратных метров где проживало 1025 человек. Было сдано в эксплуатацию нового жилья 331 квадратный метр (4 дома). На предприятии работало 1141 человек из которых 447 – женщины. Промышленного персонала 878 человек, в том числе: рабочих - 657 человек со среднегодовой зарплатой 8798 рублей, ИТР – 64 человека с зарплатой 21040 рублей, служащих – 49 человек с зарплатой 11246 рублей, охрана ВОХР и пожарная – 49 человек с зарплатой 5512 рублей. Большая заслуга в высоких показателях работы предприятия принадлежала стахановцам. Так знатный стахановец и лесоруб Орлов Г.И. за три года выполнил 8 годовых норм, слесарь Кудрявцев выполнил пятилетний план за четыре года. Лучшими стахановцами по итогам 1948 года также признаны: бурильщик Стрельников В.С., крепильщики Буйницкий Л.Я. и Бурмакин М.П., рудоспусчица Кожемякина Г.Т., плавильщики Машуков В.В. и Казимиренко И.В., кочегар Машукова А.П., загрузчик печей Зябко М.Ф., фильтровальщик Неминущий М.Ф., мельник Козлова А.П., токарь Моисеев А.В., сварщик Непомнящий А.Г., лесорубы Иванов Н.И. и Первухин С.И., трелёвщик Мандрыка Д.А., шофёр Безруких А.И.
  11 апреля 1949 года было создано Главное управление «Енисейстрой» Министерства внутренних дел СССР. Образовано «для всемерного и быстрейшего освоения полезных ископаемых Красноярского края и развития промышленности цветных и редких металлов».  В апреле 1949 года «Раздольнинский сурьмяный комбинат» из «Главвольфрамредмета» МЦМ СССР был переведён в ведение «Енисейстроя». Акт передачи от 30.04.1949 года подписали: горный директор Мельников С. М. и инженеркапитан Адельсон В. Г. К акту прилагалась пояснительная записка на 40 листах, благодаря которой мы вкратце можем ознакомиться с предприятием. В своём составе комбинат имел цеха: горный, транспортный, лесозаготовительный, обогатительную фабрику, металлургический завод, ЦЭС. Месторождение сурьмы вскрыто вертикальной шахтой «Главная» сечением 11,5 квадратных метра на глубину 175 метров с креплением ствола подвесной крепью, с квершлагами на жилу по каждому горизонту. Система разработки - потолкоуступная с наклонной распорной крепью при выемке до двух метров, свыше двух метров – с костровой крепью. В юго-западной части месторождения заложена, как вспомогательный ствол и находится в проходке шахта «Новая» (в черте посёлка). Для вскрытия месторождения в этой части, с шестого горизонта шахты «Капитальная» проходится штрек на сбойку с шахтой «Новая». Также с шестого горизонта, на северо-востоке заложена и проходится шахта «Слепая», для вскрытия седьмого и восьмого горизонтов.
  Доставка руды из забоя производится конной тягой в вагонетках ёмкостью 0,33 кубометра. по штрекам до ствола шахты. Шахта оборудована двух клетьевым подъёмом с машиной «ПМ-10». Копёр шахты деревянный высотой 12 метров. Доставка руды от устья шахты до бункера обогатительной фабрики производится вручную по закрытой деревянной галерее. Из бункера ленточным транспортёром руда доставляется в щековую дробилку крупного дробления, далее в валковую дробилку мелкого дробления и далее в два бункера ёмкостью 120 тонн. Из бункера ленточным питателем руда подаётся в шаровую мельницу, работающую в замкнутом цикле с двумя реечными классификаторами. Слив классификаторов поступает в контактный чан, а затем на флотацию в 22-х камерах флотационных машин. Готовый концентрат после двух очисток поступает в сгуститель и далее фильтруется на рамочном фильтропрессе Абрагама. Сушка концентрата производится на плите – печи в специальном помещении. Технологический процесс обогащения руды отлажен, извлечение металла в концентрат 30 – 35%, достигает 80% и более. Среднесуточная производительность фабрики 114 тонн, планируется расширение с увеличением производительности до 200 тонн.
  Металлургический завод состоит из двух отделений. В первом расположены 7 отжигательных печей: печи №7 и №9 работают на выплавке черновой сурьмы из концентрата; печь №8 работает на восстановительной плавке сурьмы из трёх окиси, рафинировки и доводки сурьмы до высших сортов; печи №1 и №2 предназначены для рафинировки сурьмы; печи №4 и №6 используются для доводки рафинированной сурьмы.
Во втором отделении расположены 4 печи по 4 квадратных метра, предназначенные для дистилляционно-окислительного обжига сурьмяных руд, с получением трёх окиси сурьмы. Улавливание трёх окиси и очистка газов производится двумя электрофильтрами «ХР-2». Шихтовочное отделение оборудовано магнитным аппаратом местного изготовления для сепарации стружки, весами для вагонеток и тачек. Шихтовка производится вручную, только подача материала на печь №9 механизирована. Технологический процесс на заводе полностью освоен, продукция соответствует требованиям ГОСТ. Производительность печей и оборудования может обеспечить переплавку концентратов при расширении обогатительной фабрики.
  Электростанция (ЦЭС) расположена в кирпичном здании, в котором установлены: два локомобиля фирмы «Вольф» мощностью по 450 кВт и двумя локомобилями «ЛМУШ» по 165 кВт. Среднесуточная выработка электроэнергии составляет 12000 кВт-час, которые потребляет: горный цех – 30 %, фабрика – 31 %, металлургический завод – 8 %, собственные нужды – 8 %, прочие производства – 13 %, быт – 10 %. Имеется в резерве локомобиль «Асман» 232 кВт побывавший в пожаре. Питание электроэнергией осуществляется через 9 км линий электропередач и 7 подстанций. Для связи на комбинате имеется 116 телефонных аппаратов и коммутатор на 100 номеров.
  Лесозаготовительный цех комбината имеет лесосырьевую базу в долинах рек Рыбной, Кривляжной и Афонихи. На 1949 год планировалось заготовить 60 тысяч кубометров древесины, из которых 6 тысяч – деловой. Валка леса производится на участке «Ледянка» в районе ручья Афониха лесорубами – лучкистами. Лучковой пилой также разделывают лесины на деловой и пилят дрова для бытовых нужд. Норма пилки дров составляет 6 кубометров на человека, в семидесятые годы такая норма была на бензопилу «Дружба». Трелёвка леса ведётся двумя тракторами: «ЧТЗ» и «СТЗ НАТИ». На лесозаготовках также работают 45 лошадей. Разделка дровяного долготья производится двумя механическими пилами и двумя механическими колунами.  Вывозка дров и делового леса осуществляется по узкоколейной железной дороге протяжённостью 6,5 км. Дорога построена по заболоченной местности на деревянных прогонах. В качестве тяговой силы применяются мотовозы: один Калужского завода и два изготовлены своими силами. Вагонный парк состоит из 19 вагонов, два из которых пассажирские.
  Транспортный цех предприятия имеет в своём составе: один катер, два паузка по 70 тонн, две илимки; в конном парке имеется 142 лошади из которых 30 голов молодняка 1 – 3 года; в автопарке числится 34 автомашин их которых на ходу 12 единиц, в ремонте – 9, подлежат списанию – 9, в консервации – 4 машины «Додж». Основные автоперевозки груза (стружка, сульфат, сода, огнеупоры и прочее) происходят от пристани Мотыгино до комбината на расстояние 30 км по дороге 4 класса. Используются автомобили и для доставки дров, крепёжного леса, вывозки сена, других грузов.
  Коммунальное хозяйство состоит из 95 домов общей площадью 6159 метров квадратных, из которых 4909 квадратов – жилплощадь с проживающими на ней 1025 человек. Остальные площади заняты под конторы, культурно-бытовые помещения. На балансе комбината находятся: клуб на 250 человек, детский сад на 50 детей, баня с пропускной способностью 30 человек в час. Больница на 30 коек, родильное отделение на 10 коек, амбулатория, аптека и детские ясли находятся в ведении райздрава.
  Кроме основных цехов в структуре комбината имелись: кирпичный завод с двумя печами общей производительностью 150 тысяч кирпичей в месяц; столярная мастерская оборудованная фуговочным и рейсмусовым станками; пилорама «колхозница» производительностью 15 кубометров пиловочника в смену.
  В 1949 году на предприятии числилось 1092 трудящихся, из них в горном цехе 168 человек, на метзаводе 95 человек, на обогатительной фабрике 51 человек, в лесном цехе 197 человек. Всего рабочих промперсонала было 672, ИТР 64, служащих 48. Кроме того имелась артель старателей в количестве 51 человека, занимающиеся добычей сурьмяных концентратов и штуфной руды на горных работах и из отвалов. Семь постов первой категории охраняли 32 человека военизировано-вахтёрской службы. Противопожарная команда состояла из 22 человек, дежуривших круглосуточно по 4 бойца в расчёте. В пожарной части имелись: автонасос «ГАЗ-АА», автоцистерна «ГАЗ-АА», трубобочечный пароконный ход, огнетушители – 95 штук, ручные пожарные насосы – 5 штук. В 1948 году возгораний на комбинате не было, в начале 1949 года было возгорание в хомутной горного цеха, которое оперативно было локализовано. Случались пожары и возгорания в жилищном секторе посёлка из-за несоблюдения правил противопожарной безопасности.


Рецензии