Возобновить забытое?..

     Конечно, до современного романа существовал рыцарский, например, роман. Но было много и тех литераторов, которые свои романические способности оттачивали написанием памфлетов. Почти совсем забытый сейчас жанр!

    Многие, когда слышат  или читают слово "памфлет", вспоминают ещё одно слово. Фельетон.

     Есть такая, может быть, взбалмошная точка зрения, что жанры памфлета и фельетона очень близки друг другу. Даже если эти жанры близки, то и в этом случае у них есть отличия друг от друга.

     А, если памфлет и фельетон отличаются друг от друга, то не могут не отличаться друг от друга  сознательный памфлетист и сознательный фельетонист.

     Бывают, конечно, и бессознательные памфлетисты и  фельетонисты. Хочет написать репортаж, а у него получается памфлет. Хочет написать небольшой очерк, а у него получается фельетон.

     Сознательные памфлетисты и фельетонисты то, что хотят получить в итоге, то и пишут.

     Памфлетисты раньше писали свои памфлеты, очень часто,  на политические темы, желая вызвать дискуссию, полемику. 

     Чем сильнее памфлетист  кого-то укалывал-цеплял, тем острее выходила дискуссия, тем более жгучей была полемика.

     А фельетоны, печатавшиеся вначале на отдельных листах, как художественно-литературный жанр возникли во Франции, создавались не столько для того, чтобы вызвать полемику, сколько для того, чтобы кого-то высмеять.

     Высмеивание - это сатира, и до сих пор не очень ясно, где должно быть больше высмеивания-сатиры: в памфлете или в фельетоне?

     Вполне возможно, что для ответа на этот вопрос нужно рассмотреть те места, где размещались памфлеты и фельетоны.

     Памфлеты часто размещались в серьёзных газетах и журналах.

     Серьёзными когда-то считались журналы, в которых можно было печатать даже трактаты.

     Сейчас отдельные главы трактатов переродились в эссе, а современным трактатом, если бы кто-то сейчас возобновил этот жанр, вполне возможно, стали бы называть сборник мини-эссе и эссе, посвящённых одной конкретной теме.

      Но вернёмся к таким же забытым, как трактаты, памфлетам и фельетонам.

     Фельетоны печатали, как правило, в специализированных, - сатирических и юмористических газетах и журналах, отдельные номера которых были посвящены конкретным злободневным темам.

      Некоторые памфлетисты раньше видели в злободневности то, что отвлекало внимание читательниц и читателей от действительно важных обшественно значимых тем. А вот Иван Андреевич Крылов к злободневности относился  уважительно.

     Большинство писем входящих в "Почту  духов" И.А. Крылова - это не столько памфлеты, сколько именно фельетоны.

      И тот, кто сейчас бы взялся за возобновление такого жанра, как памфлет, мог бы по неопытности впасть в фельетонизм, а тот, кто сейчас бы стал сознательно писать фельетоны, мог бы, в конечном итоге, подняться до высот памфлета.

     Возьмём два отрывка и подумаем, какой из них больше подходит современному памфлету, а какой - современному фельетону?

     Отрывок первый:
     "Многие считают, что оппозиционер - это исключительно почётное звание.  Сами оппозиционеры о себе думают, что только они и никакие других люди не могут разглядеть в окружающей нас действительности чёрные явления. Но часто оппозиционеры белое называют чёрным не бескорыстно, а за деньги, которые идут из-за рубежа. Поэтому только тот, кто видит в окружающей нас здесь, на нашей Родине, действительности чёрные явления без всякой иностранной оплаты, есть настоящий, искренний оппозиционер, а тот, кто белое на своей Родине  называет чёрным, чтобы получать деньги из-за рубежа - иностранный агент".

     Отрывок второй:
     "Н...ка проснулась поздно, чуть ли  не в два часа дня. До полуночи она тусовалась в ночном клубе, и не одна, а с серьёзными  напитками и разноцветными таблетками.  А потом, вернувшись, домой, она заполняла мессенджеры своими гневными сообщениями об отсутствии свободы критики и о вакханалии коррупционеров, о вонючих  руках душителей свободы слова и пропагандистов, и  о блестящих, от жира,  волосах тупых чиновников. Проснувшись не ранее двух часов дня, навальнистка посмотрела на своё лицо в зеркало, и решила помыть, в знак протеста, свои, немытые месяца три, волосы дорогим иноагентским шампунем..."

      Отрывки, конечно, ужасные по стилю, потому что они сделаны в жанрах, мало используемых в современной жизни, но по ним можно сделать грубый, предварительный вывод, что первый отрывок из недоработанного памфлета, а второй - из не очень удачного фельетона.

      И зачем сейчас, в двадцатые годы двадцать первого века, возобновлять работу над такими старыми жанрами, как памфлет и фельетон?

     Даже среди литературоведов, а не только среди любителей сочинительства, есть мнение, что работая над памфлетами и фельетонами, можно научиться писать если не романы, то уж точно - повести.         
    

      


Рецензии