О недопустимости выставления добрых дел напоказ

О НЕДОПУСТИМОСТИ ВЫСТАВЛЕНИЯ ДОБРЫХ ДЕЛ НАПОКАЗ
Проповедь Святителя Иоанна Златоуста  ( краткое изложение)
Толкование на Святого Матфея Евангелиста
Беседа 3.

Отметив, что в родословии Христа есть и блудница Раава и иноплеменница Руфь, родоначальница великого Царя Давида, Святитель обращается к нам:
" Невозможно,  совершенно невозможно через  добродетели или пороки предков быть честным или бесчестным. Напротив, я должен сказать, - хотя мои слова показались и странными, - что тот более и знаменит, кто, будучи  рождён не от добрых  родителей,  сделался добрым."
Иоанн Златоуст предупреждает нас, чтобы мы отложив свое тщеславие,  не хвалились  своими предками и тем более своими заслугами. "От самохвальства фарисей  стал хуже мытаря."
'Итак, не губи трудов своих, не делай, чтобы твой пот был пролит напрасно, и ты, пробежавши тысячи  поприщ, лишился всякой награды."
Нельзя, по мнению Святителя, выставлять свои добродетели напоказ.
Он  говорит: "Или ты не знаешь, что, если хвалить самого себя, не будешь похвален Богом?"
Накал обличения  Святителем хвалящих себя за добрые дела и считающих себя достойными награды за них  нарастает.
Иоанн Златоуст говорит: "Каждый день оскорбляя Бога, мы не обращаем на то и внимания, а, если подадим бедному хотя бы малую монету, то носимся с этим постоянно. Это крайнее безумие и величайший ущерб для того, кто собирает.
Забвение добрых своих дел есть самое безопасное их хранилище. И как одежда и золото, если мы раскладываем их на торгу, привлекают многих злоумышленников, а если убираем и скрываем их дома, то соблюдаются  в полной  безопасности,  так если и добрые свои дела  мы постоянно держим в памяти, то раздражаем Господа, вооружаем врага и возбуждаем  его к похищению!"
И фарисей благодарил и возносил все к Богу,  но это не спасло его.
" Благодарящему Бога не прилично поносить других, показывать свое преимущество пред большинством и превозноситься перед грешниками!..."
"...Хочешь знать, как выражать свою благодарность Богу?"- спрашивает нас Святитель.
И сам отвечает:
" Исповедывать свои согрешения и значит благодарить Бога; кто исповедует свои грехи, то показывает этим, что он виновен в бесчисленных грехах, и только не получил достойного наказания. Он- то и более благодарит Бога. Итак, будем остерегаться хвалить себя за доброе, потому что это делает нас и пред людьми ненавистными, и пред Богом мерзкими.
Потому, чем больше будем делать добра, тем меньше будем говорить о себе.
Таким образом , можем приобрести величайшую славу и у Бога и у людей; вернее же - у Бога не только славу, но и награду и великое  воздаяние".

Итак, если ты желаешь, чтобы твои дела были велики, то не почитай их великими, и тогда они будут великими".
Святитель Иоанн Златоуст приводит нам примеры из Евангелия, когда людей,  считающих себя великими грешниками и недостойными,  прославил Бог.
Это сотник, который говорил: "несьм достоин, да под покров мой внидеши  (Матф.VIII: 8.),  и чрез это сделался достойным, и заслужил удивление более всех иудеев. Это Павел, говоривший: "несмь достоин нарещися апостол ", ставший первым апостолом.. (Кор.XV, 9). Это Иоанн Креститель, который говорил: "несмь достоин отрешите ремень сапоги Его", ставший другом Жениха, и руку которого Христос возложил на Свою главу.  Это Пётр, говоривший: "Изыди от мене, яко муж грешен есмь "( Луки V, 8)., и за это стал основателем Церкви.
Святитель Иоанн Златоуст убеждает нас: " Подлинно, ничто так не приятно Богу, кто себя считает в числе величайших грешников.".
Святитель  Иоанн Златоуст  также  приводит нам в пример Царя Давида, который особенно  прославился сокрушением души.
В тяжёлых испытаниях он говорил, " если угодно Богу, чтобы я был гоним, скитался и бегал, а враг мой был в чести, то я принимаю это с любовью" и благодарю Господа за бесчисленные бедствия.Святитель указывает нам, что " многие бесстыдные и дерзкие, едва увидят кого-нибудь в благополучном состоянии,  а себя хоть в малой скорби,
бесчисленными хулениями губят душу свою."
"Постараемся и мы приобрести кротость и смиренномудрие Давида, чтобы с нами не случилось.
С помощью этих добродетелей мы сможем без волнений переплыть и море настоящей жизни, и достигнуть тихой пристани, благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков .
Аминь."


Рецензии