Про выхухоль Носяшу

Есть в наших краях занятный зверёк – русская выхухоль. Ростом невелик, но учёные-зоологи относятся к нему с большим вниманием: уж очень необычное создание! Выхухоли появились на Земле в незапамятные времена, ещё когда в наших краях бродили мамонты. Однако мохнатые гиганты исчезли тысячи лет назад, а русская выхухоль – знай себе живёт: ползает по земле, хорошо плавает и ныряет, роет норы возле неглубоких водоёмов с мелкой подводной живностью, которой питается сама и кормит своих маленьких выхохулят…

Увидеть выхухоль непросто, она сторонится людей. Да и осталось в природе этих забавных зверьков не так уж и много. Выхухоль записали в Красную книгу – особый документ, где перечислены представители животного мира, которые нуждаются в защите. Недавно у нас в национальном парке «Угра» даже открыли Музей выхухоли – вот какой чести она удостоилась!
Но всё это, как говорится, присказка. А теперь – начинается сказка…

*      *     *

Выхухоль Носяша жила в отдельной норе рядом с семейством бобров. Отношения с соседями были хорошие. Глава семейства был неутомимый труженик, он работал на строительстве плотины и домой приходил поздно. Его жена, многодетная Бобриха, занималась воспитанием маленьких бобрят и из дома выходила редко. Выхухоль, когда отправлялась за едой, заодно приносила и бобрам каких-нибудь вкусняшек.

– Спасибо, соседка, выручаешь ты меня! – улыбнулась Бобриха, принимая продукты. – Слушай, а ведь тебя поздравить можно: ты у нас теперь знаменитость. Мой вчера с работы пришёл и газету принёс. Её кто-то из людей оставил на берегу. Так там, подруга, про тебя написано: мол, открыли в заповеднике целый музей, назвали «Царство выхухоли». Будут теперь туристов водить, про тебя рассказывать. А что? Я считаю – справедливо это, заслужила!

«Ну да, заслужила, – подумала Носяша и незаметно вздохнула. – А на открытие музея даже не пригласили. Могли бы сфотографировать, интервью взять. Эх… А ещё – люди называются!»

К людям Выхухоль относилась с опаской: никогда не поймёшь, что у них на уме. Родители когда-то ей рассказывали, что в стародавние времена охотники ставили на выхухолей ловушки. С тех пор, как говорится, много воды утекло, но от людей Носяша на всякий случай держалась подальше.

А с другой стороны, узнать, что теперь в заповеднике есть самый настоящий Дом-музей выхухоли, было приятно. Значит, уважают. И почему бы ей не побывать в собственном царстве? Имеет право!

*      *     *

Выхухоль Носяша пришла к музею поздно вечером. Подумала, что придётся делать подкоп, чтобы попасть внутрь, но обошлось без этого: дверь оказалась не заперта. Осторожно ступая перепончатыми лапами, Выхухоль вошла в музейный зал.

Чего там только не было! Огромные фотографии, рисунки, фигурки разных зверей и рыб – совсем, как настоящие. Были среди них и скульптурные портреты выхухолей. В углу на стене чернел выключенный экран большого телевизора. Единственное, чего, по мнению Носяши, не хватало в доме, – небольшого водоёма или хотя бы аквариума. Выхухоль была прибрежным млекопитающим и, плавая, чувствовала себя как рыба в воде. А на суше сильно уставала и страдала от жары.

Продолжая осмотр своего дома-музея, Носяша прикидывала, где здесь можно было бы поставить небольшой бассейн для водных процедур, как вдруг услышала на крыльце человеческие шаги.

Перепуганная Выхухоль, неуклюже цокая когтистыми лапами по скользкому полу, подбежала к двери и закрыла замок изнутри. «Теперь меня не поймают! – облегчённо подумала она. – В крайнем случае притворюсь музейным чучелом. Главное выиграть время, а потом как-нибудь выберусь».

*      *     *

Тем временем человек, стоявший снаружи, пару раз толкнул дверь, не желавшую открываться, и недоумённо произнёс:

 – Странно. Вроде не запирал, когда выходил…
– Музей закрыт! – громко пропищала Выхухоль. – Нету дома никого, приходите завтра.

Человек за дверью пару минут молчал от изумления.

 – Что за чудеса… – наконец сказал он. – Если никого нет, то кто со мной разговаривает?
 – Это я, русская Выхухоль, – громко доложила Носяша. – Родилась в 2023 году, место жительства – Калужская область, озеро Ленивое, третья норка от кочки, вход под водой. Я – краснокнижный зверь, охраняюсь законом, охота на меня запрещена...

Выхухоль готова была рассказать наизусть всё, что прочитала о себе на одном из музейных стендов, но человек её остановил:

 – Знаю, знаю. Я – научный работник заповедника, давно исследую…гм…ваш народ. Меня зовут Александр, и я сегодня проводил здесь экскурсию. Вышел на минутку, не стал закрывать дверь. Вернулся – и вот, здрасьте-пожалуйста – не пускают!

 – Ой, а я вас знаю! – обрадовалась Носяша. – Вы опытный выхухолевед, про вас я сегодня читала в главной областной газете.

*      *     *

И Выхухоль рассказала, как узнала об открытии нового музея.

 – Всё здесь хорошо, – поделилась она. – Будь моя воля, приходила бы сюда каждый день. Я бы и экскурсии могла проводить – кто лучше меня знает жизнь выхухолей! Но, к сожалению, без купания я в этих стенах долго не продержусь. Климат не мой!
Научный работник Александр подумал немного и быстро решил проблему. Он вручил Выхухоли водонепроницаемый смартфон и объяснил, как им пользоваться.

С тех пор Носяша стала штатным работником музея. Она читала лекции прямо из подводной норы, в режиме онлайн на своей страничке в социальных сетях. Увидеть и услышать её можно было и в музее. Когда начиналась прямая трансляция, все посетители музея устремлялись к большому экрану. Дети от нового экскурсовода были в полном восторге!

Руководство неоднократно выписывало Выхухоли премии за отличную работу, но она каждый раз отдавала деньги в Фонд защиты живой природы.

Как и все сотрудники заповедника, она работала для того, чтобы животный и растительный мир нашего края был ещё богаче, разнообразнее и сохранялся для будущих поколений.

2024 год
Иллюстрация (фотоколлаж с использованием нейросетей) автора


Рецензии