Модест Мусоргский продолжение
Модест Петрович Мусоргский продолжение
Вроде все сказано в первой публикации о Гении Модеста Мусоргского, но вот просится к печати несколько иная в акцентах оценка его творчества.
Модест Петрович Мусоргский родился 9 марта 1839 г. в селе Карево Торопецкого уезда Псковской губернии. Мусоргский рано проявил музыкальные способности, однако, следуя семейной традиции, в 1852 году он поступил в петербургскую Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. В 1856 году став офицером гвардии, Мусоргский приобрел известность и как талантливый музыкант-любитель – пианист и композитор.
Вскоре Мусоргский познакомился с М.А.Балакиревым, впоследствии главой новой русской музыкальной школы («Могучей кучки»), и начал брать у него уроки композиции. В 1858 году Мусоргский вышел в отставку, чтобы полностью посвятить себя музыке. Однако разорение семьи, вызванное реформой 1861 году, заставило Мусоргского поступить на гражданскую службу чиновником. Тем не менее, уже в течение 1860-х годов появился ряд его выдающихся произведений – замечательные песни и романсы для голоса с фортепиано и оркестровые пьесы.
Наиболее известными сочинениями Мусоргского, стали опера по трагедии Пушкина «Борис Годунов», премьера которой состоялась в Мариинском театре в 1874 году, «Хованщина» (1880) и «Сорочинская ярмарка» (1880, закончена Ц.А. Кюи) и фортепианный цикл «Картинки с выставки». Скончался М.П. Мусоргский в 1881 году.
При жизни Модест Мусоргский не добился громкой славы. Его творчество было по достоинству оценено сначала в мире и потом в России только в XX веке. Современники Мусоргского в личинах великих российских музыкальных деятелей нередко ругали его. Тот же Чайковский о Мусоргском: «Мусоргскую музыку я от всей души посылаю к черту; это самая пошлая и подлая пародия на музыку» и т. д.
Биография Мусоргского поначалу ничем не отличалась от таковой у других дворянских детей той эпохи. Домашнее образование, а затем военная служба. Он был четвёртым, самым младшим ребёнком в семье, но два старших брата умерли в младенчестве, и Модест воспитывался с братом Филаретом. Отец его, Пётр Григорьевич, принадлежал старинному дворянскому роду. Мать, Юлия Ивановна, и привила маленькому Модесту любовь к музыке с детских лет.
Уже в юности Мусоргский стал великолепно разбираться в греческой, католической и протестантской церковной музыке. Он свободно владел немецким и французским языками, а также хорошо читал по-гречески и по латыни. Мусоргский обладал великолепным баритоном, и отлично пел. Модест Петрович охотно выступал в качестве певца на различных светских музыкальных собраниях. Серьёзно, профессионально музыкой Мусоргский заинтересовался уже во взрослом возрасте. Учителем его был знаменитый пианист Антон Герке. Будучи прекрасным пианистом, он рано стал сочинять музыкальные произведения. Его по достоинству смогли оценить музыкальные корифеи того времени — М.А. Балакирев, В.В. Стасов и Ц.А. Кюи, которые на тот момент времени уже организовали знаменитую «Могучую кучку». Одним из самых последовательных членов этого творческого кружка и стал Мусоргский.
Первым опубликованным музыкальным произведением Мусоргского стала небольшая полька под названием «Подпрапорщик». В 1860 году его скерцо было исполнено под управлением Рубинштейна на концерте Русского музыкального общества. После этого Мусоргский начинает работать уже над более крупными формами. Композитор много раз брался за масштабные произведения, но бросал их, не закончив. Некоторые из них позднее были всё-таки изданы посмертно. Он начал писать музыку к знаменитой трагедии Софокла «Эдип», но так и не закончил эту свою творческую задумку.
Многие его работы не встречали одобрения даже среди других членов «Могучей кучки», что в итоге привело к расколу в этом сообществе. С середины 70-х годов в творчестве Мусоргского начинается кризис, который обусловлен развалом «Могучей кучки» и его разрывом с ней. Этот крах Модест Петрович во многом принял как предательство и малодушие её членов — Балакирева, Римского-Корсакова, Кюи и других.
Так как заработать себе на жизнь Мусоргскому с помощью музыки не удавалось, он уделял композиторству лишь свободное время, а так он продолжал трудиться на государственной службе. Будучи не способным финансово существовать без государственной службы, он не мог посвятить себя целиком любимой музыке. Из-за финансовых трудностей ему приходится постоянно работать на государственной службе: - в Инженерном управлении, лесном департаменте, ревизионной комиссии Государственного контроля. Зарабатывал он и музыкальными выступлениями.
Он никогда не делал черновиков или набросков. Вместо этого Модест Петрович подолгу обдумывал композиции каждого произведения, до тех пор, пока у него в голове не формировался его окончательный образ, после чего он сразу писал его целиком. Мусоргский работал над операми по мотивам произведений Флобера и Гоголя, но не закончил их. Некоторые готовые их элементы он позднее использовал в других произведениях. Самым известным его произведением многие считают оперу «Борис Годунов», основанную на одноимённой трагедии Пушкина. Опера посвящена событиям жизни царя Бориса Годунова, первого избранного на Руси царя. Опера «Борис Годунов» уже давно считается мировым шедевром
Эту оперу поначалу не хотели ставить. Чтобы добиться положительного решения, Мусоргскому пришлось внести в свой первоначальный замысел множество изменений.
Незадолго до смерти композитора за неуплату выставили из съёмной квартиры. Тогда-то с ним и случился нервный припадок, в результате которого он попал в больницу, где и провёл последний месяц своей жизни. Единственный прижизненный портрет Мусоргского был написан его другом, художником Репиным, прямо в больнице, где прошли последние дни композитора. Закончив портрет, Репин оставил его там, но спустя девять дней Модест Петрович скончался. Умер Мусоргский 16 марта 1881 года в военном госпитале. Был похоронен, как и многие великие люди того времени, на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.
Опера «Борис Годунов» это абсолютный шедевр русской и мировой музыкальной культуры!
Она основана на одноимённой трагедии Пушкина. Опера посвящена событиям жизни царя Бориса Годунова, первого псевдо «демократически» избранного на Руси Царя. Эту оперу поначалу не хотели ставить. Чтобы добиться положительного решения по ее постановке Мусоргскому пришлось внести в свой первоначальный замысел множество изменений.
Другой равновеликой по своему значению оперой Мусоргского стала «Хованщина». «Хованщина» Мусоргского стала первой в России народной музыкальной драмой, в которой поднимаются пласты глубинной народной жизни, раскрывается тема народной духовной трагедии.
Только за два непревзойденных творения — оперы «Борис Годунов» и «Хованщина», имя Модеста Петровича Мусоргского навсегда вошло в созвездие великих русских и мировых композиторов во всей мировой музыкальной культуре!
Основные великие достижения Мусоргского. Музыкальный язык и драматургия нового жанра Мусоргского, музыкальной драмы, обозначили разрыв с рутиной оперного театра того времени, её действие с тех пор совершалось специфически музыкальными средствами. Специфическая мелодика, гармония музыкальных произведений Мусоргского предвосхитили многие черты музыкальной гармонии XX века. Музыкальные произведения Мусоргского оказали большое влияние на многие поколения европейских и мировых композиторов. На их основе сформировались стили М. Равеля, К. Дебюсси, а также музыкально-театральные сочинения Л. Яначека, Д.Д. Шостаковича, И.Ф. Стравинского, А. Берга, О. Мессиана и других.
Поучительно и интересно соотнести русскую философскую мысль в одном ряду: литература, музыка, живопись. Мусоргский — титан, настоящий философ не только в русской, но и мировой музыке. Мусоргский в «Хованщине» — религиозный композитор. Это нужно осознать. «Хованщина» — это прямое общение с Богом, прямая молитва, но через театр... Наша православная музыка, иконопись Рублева и его великоруских последователей была, несомненно, ближе к Богу. В ней меньше искуса, меньше искусства. В ней есть простота, запечатленные древние мелодии. Здесь и далее многие вещие мысли у меня совпадают с размышлениями о русском искусстве русского композитора Свиридова единомышленника Модеста Мусоргского.
В русской церкви в послераскольный период со второй половины XVII века образ обрядности восторжествовал над Сущностью Русской Веры. Вот великоруский дух этой расовой Сущности Русского Народа хорошо чувствовал и понимал Мусоргский. Влияние музыкально-исторического великоруского таланта и природного Дара творчества Мусоргского было огромно. Корсаков в «Китеже» это музыкальная традиция Мусоргского. После Мусоргского и Корсакова это Рахманинов с его «Всенощной» и «Литургией». На этом закончилось русское религиозное искусство. Его совершенно необходимо знать и понимать современному человеку Русского Мiра, как свою расовую основу, как свою Великорускую Историю.
Мусоргский страстно защищал великорускую самобытность и расовую типологическую неповторимость нашей великоруской наднациональной культуры. Именно этим и объясняется замалчивание значения его расового природного великоруского дара. Но влияние его творчества оказалось так огромно, что сквозь зубы его начали признавать в «ссср» и России. Утрата русским имперским народом природных Истоков и Основ своего поэтическо-музыкального типологического самовыражения, своих художественных ценностей, закономерно воспринималась Мусоргским как общенародная трагедия, как опасность самому природному самодеятельному существованию Русского Народа. Вот что писал он М. А. Балакиреву (по этому поводу) в 1867 году: -
«Народ или общество, не чующее тех звуков, которые, как воспоминание о родной матери, о ближайшем друге, должны заставить дрожать все живые струны человека, пробудить его от тяжелого сна, сознать свою особенность и гнет, лежащий на нем и постепенно убивающий эту особенность, — такое общество, такой народ -мертвец, а отборные люди этого народа – доктора заставляющие посредством насильственного электрогальванического тока дрыгать члены этого мертвеца - народа, пока он не перешел в химическое разложение трупа»
Мусоргский был человеком времени «великих реформ» 60-80-х годов XIX века, как периода общественного слома Культурологии и расовых Великоруских Традиций Бытия русского народа. Он носил в себе колоссальный бунтарский дух против гибельной «общечеловеческой» европеизации жизни русской общественной среды. Он предчувствовал многие события будущего, те огромные социальные потрясения, которые ждут Россию. Без предчувствия таких потрясений невозможно было бы написать заключительную сцену «Бориса Годунова» — «Сцену под Кромами».
Сочинения Мусоргского по существу, насквозь наднациональное искусство пронизанное великоруской расовой мистикой в театральной форме. Музыкальное творчество Стравинского, Глинки, Римского-Корсакова, балетная деятельность «парижских сезонов» Дягилева, та же техничка Плисетская, в основном это распространенная болезнь культурологического духа того русского общества. Вполне светское «общечеловеческое» либерально политизированное содержание в форме этнорусского духовного искусства. В этом случае изображается русифицированный обряд — не более того...
Русская философская мысль никогда не впадала в схоластику. Это чуждо русскому сознанию, самой религиозной мистики Русской Веры. Русская литература родилась из церковной проповеди поучения святителя Илариона «Слово о Законе и Благодати» не зря ее литературно-поэтической вершиной является «Слово о ролку Игореве» и т. д. Великая типологическая литература и великое искусство всегда отражают расовый Дух Великоруского нравственного Канона. Дидактика, поучение стали считаться недостатком искусства, недостатком литературы. Но в искусстве гармоничном, в искусстве глубоко религиозном момент поучения — это один из главнейших моментов искусства, искусства на службе нравственного канона и расовой мистики Русской Веры.
Русские народные песни и романсы в их народном музыкальном сопровождении — это грандиозное наднациональное расовое сокровище. Уже у Пушкина — типичные романтические произведения. «Капитанская дочка» это настоящий романтизм и нравственный Великоруский Канон: - «Береги платье снову, а честь смолоду». Во многих образцах русское искусство теснейшим образом было связано с романтизмом. Романтизация своего прошлого, романтизация предания — без этого культурологический народный социум не может существовать. Возьмите народные песни, былины — это и есть романтизация прошлого — гигантские богатыри: - Илья Муромец, Добрыня Никитич. Это же есть высшая точка развития и нашей музыки ее русская опера. «Слово о полку Игореве» Бородина, «Хованщина», «Борис Годунов» Мусоргского, «Псковитянка» у Корсакова. Выявление великоруского типа, показ русского расового характера.
Великоруское расовое воздействие композиторского творчества Мусоргского на дальнейшее развитие духовной типологической культуры приобретало масштабы Русского Космоса и выходило за рамки Великоруской Типологии и Культурологии. Главный вклад человеческого таланта этого Русского Титана далеко не ограничивалось одной только музыкальной областью. В части 7 моего обзора Галереи Русской Культуры отражено великоруское мироощущение органической деятельной связи Звука, Слова и Движения. Феномен таланта Модеста Мусоргского и его самовыражение в операх «Царь Борис Годунов» и «Хованщина» выдвигают этого Русского Гения в ряды исторических провидцев своего времени.
Прямо или косвенно творчество Модеста Мусоргского влияло и на русскую поэзию, и на живопись, что частично заметно и во многих стихотворениях Блока, и в живописных полотнах Нестерова, Корина, как и непосредственно в иконописных фресках созданных Врубелем.
Однако и в самом широком общечеловеческом смысле многие высказывания, сохранившиеся в его частных письмах, не только не потеряли своей актуальности, но и воспринимаются в наши дни с необыкновенной остротой.
Блок в начале 1910-х годов в поэме «Возмездие» называл предшествующее столетие; «век расшибанья лбов о стену экономических доктрин». В письмах Мусоргского аналогичные мысли высказываются порой не менее крупно, не менее сильно, но на сорок лет раньше!
Было бы непростительным искажением истины, да и никому и не придет в голову назвать композитора реакционным мыслителем, хотя идеи прогресса цивилизации как таковой были ему глубоко антипатичны. Ибо понимал он и умом и сердцем, и высказывался неоднократно, что развитие цивилизации без сопутствующего или даже опережающего ее духовного развития общества должно привести человечество к воистину адской бездне.
Вот строки из письма к поэту А. А. Голенищеву-Кутузову от 18 марта 1875 года:
«Если не произойдет громкого переворота в складе европейской жизни, буфф вступит в легальную связь с канканом и задушит нас остальных.
Способ легкой наживы <.> очень родственно уживается с способом легкого сочинительства (буфф) и легкого разврата (канкан). <.> Но, боже мой, как всем скучно! Как бесчисленно переполнены все каким-то мертвящим, удушающим газом! Казарменный лазарет, громадный плот с жертвами океанического крушения <.> Господи, сколько жертв, сколько болей поглощает эта чудовищная акула - цивилизация!»
Чем больше постигаешь расовый Дух и смысл наднационально-исторических опер Мусоргского, то замечаешь, что композитор пророчески чувствовал глубинную внутреннюю взаимосвязь событий Русской Истории. Мусоргский создавал свои произведения, подчиняясь процессу какого-то удивительного внутреннего озарения своего творческого духа. Мусоргский в своих сочинениях (за исключением, пожалуй, самых ранних и незрелых) хочет видеть в музыке, прежде всего, живую, непосредственную беседу с людьми.
Тайна гения Мусоргского заключена не только в его уникальном художественном таланте и интуиции, но и в замечательной широте кругозора мышления композитора, ведь он был государственным служащим, который впитывал в себя и перерабатывал в своей душе очень многие из идей социального, общеисторического, естественнонаучного, религиозно-философского плана. Подобные великоруские веяния тогда лишь едва ощущались, либо еще витали в воздухе эпохи. Еще раз, оглядываясь на любую эпоху, видишь, что любой ее Русский провидческий Гений всегда и везде был ее практическим делателем. Пустышки, среда чисто «творческой» интеллигенции, порождали своей пропагандой лишь террор против «царизма» и они же превратили XIX век, по Блоку, в «век расшибанья лбов о стену экономических доктрин». Катастрофа постигает народ, когда внешними силами разрушается сама его внутренняя духовная Типология расовых Традиций и от нее Социальность его Культурологии. Вот такой печальный итог пророчит Нам с Вами, Русскому Мiру этот гибельный процесс.
Свидетельство о публикации №224072500883