Раздольстрой - 1953 год
В 1953 году началось строительство дороги от Мотыгино до Рыбного, был сдан в эксплуатацию быткомбинат в двухэтажном здании из бруса, с паровым отоплением, душевыми, сушилкой для одежды, буфетом, административными и служебными помещениями, в ноябре 1953 года было сдано хирургическое отделение по заказу Минздрава. В текущем году был выполнен капитальный ремонт расходного склада ВМ для хранения 500 кг аммонита, 4 км огнепроводного шнура и 5 тысяч капсюлей. Всего предприятием было освоено 54 миллиона 774 тысячи рублей капитальных вложений.
САГПУ уверенно производило продукции свыше тысячи тонн, за 1953 год было выпущено 1297,1 тонн сурьмы. Хороших результатов добились инженеры завода совместно с учёными «ОТБ-1» по гидроэлектрометаллургическому методу переработки концентратов. Извлечение сурьмы в раствор при выщелачивании достигало 95%, при чём выщелачиванию подвергались и флотационные концентраты. Процесс выщелачивания проходил в агитаторах, снабжённых «паровой рубашкой». Режим электролиза с повышенной анодной плотностью тока, разработанный и внедрённый работниками САГПУ являлся новым и эффективным процессом, ранее не известным. Технологии, внедрённые на заводе в Раздолинске с успехом, применялись на Кадамджайском комбинате, а также были рекомендованы Красноярскому металлургическому заводу и другим предприятиям, перерабатывающим сурьмяный концентрат.
Рудник отрабатывал месторождение с двумя обособленными флангами, разделёнными безрудной зоной. Северо-восточная часть вскрыта шахтой «Капитальная» глубиной 172,5 метров и шахтой «Слепая» глубиной 72 метра. Шахты пройдены в лежачем боку месторождения квершлагами на каждом горизонте, девятый горизонт вскрыт уклоном. Юго-западная часть вскрыта шахтой «Новая» до восьмого горизонта на глубину 227 метров. В 1953 году был выполнен комплекс работ по подготовке шестого горизонта к электровозной откатке. Вентиляция горных выработок отвечала требованиям, буровые работы проводились с промывкой водой, однако орошение забоев не проводилось, не работала лаборатория по пыли в виду отсутствия части оборудования.
Металлургический завод имел три цеха. Обогатительный – производил дробление, классификацию и флотацию руды с выдачей концентрата электролитному цеху, находящемуся в кирпичном пятиэтажном здании. Здесь процессом получения высших сортов являлось выщелачивание трёхсернистой сурьмы из сурьмяных концентратов оборотным электролитом, содержащим едкий натр, с получением сульфасоли сурьмы. Далее происходило электролитическое осаждение на катодах металлической сурьмы, а затем рафинирование - переплавкой катодной сурьмы при температуре 900 градусов с добавлением флюсов (кальцинированная сода и каустик). Рафинировочный цех находился в кирпичном здании высотой 10 метров и площадью 450 квадратных метра. Средний расход в месяц по заводу: каустическая сода – 119,4 тонны, кальцинированная сода – 12 тонн, сульфат – 4 тонны. Хвостохранилище обогатительного цеха – прямоугольник 220 на 600 метров обвалованный дамбой из песка. В 1953 году сюда сбросили 272664 тонны хвостов. Южнее этого места по соседству с отвальными шлаками было складировано на 1.01.1953 года 8 тысяч тонн кеков (токсичные отходы электролитного цеха). В отдельных блоках руды встречался мышьяк, который не извлекался выщелачиванием, а сбрасывался с хвостами, где его содержание доходило до 3%, это было отражено в отчёте исследовательской работы Московского института «Гиредмет» в 1954 году на странице 120.
1953 год предприятие впервые отработало с достаточным количеством электроэнергии. При установленной мощности 3130 кВт, рабочая мощность составляла 2800 кВт, что удовлетворяло потребностям. Леспромхоз, обеспечивающий ЦЭС, ОКС и другие участки дровами, пиломатериалом, шахтным крепежом имел три участка. На участках в урочищах рек Авериха и Афониха лес заготавливался лучковыми пилами, лесосеки в урочище Кривляжной использовали электропилы «К-5». После валки, лес хлыстами трелевался на верхний склад тракторами на расстояние от 200 метров до 4 километров. Разделка леса производилась балансирными пилами и механическими колунами на пяти лесоразделочных пунктах. С участка на реке Авериха деловой лес и дрова вывозились автотранспортом, с двух других участков по железной дороге мотовозом и паровозом. В урочище Афонихи была проложена ветка пути в 9650 метров, в урочище Кривляжной - 6412 метров с расчётом нагрузки паровоза. Деловой лес пилился двумя пилорамами «Р-65» производительностью по 25 кубов в смену. Проблемой леспромхоза являлись трактора. Из пяти полученных в 1949 году трелёвочных тракторов «КТ-12», рабочих было два, остальные стояли из-за отсутствия запчастей. Проблемы с запасными частями плохо решались и по автотранспорту. Всего имелась 61 автомашина, из которых: «ЗиС-150» - 14 штук, «ЗиС-585» - 5 штук, «ЗиС-50» - 4 штуки, «ЗиС-21» - 17 штук, «ГАЗ-51» и «ГАЗ-93» по 6 штук, «ГАЗ-63» - 1 штука, «ГАЗ-67» (легковые) – 5 штук, «ЗиС-5» и «ГАЗ-ММ» (пожарные) по одной, автокран – один. Из их числа капитального ремонта требовали 14 автомобилей, среднего – 30 машин, 16 единиц простаивали по причине отсутствия аккумуляторов. Подлежали списанию две легковушки и мотоцикл «Харлей-Девидсон» 1927 года выпуска. Водный транспорт предприятия был представлен одним катером «БЛК №139» без аккумуляторов и паузком грузоподъёмностью 50 тонн. Ещё один катер и три паузка с 1951 года не допускались водным регистром к эксплуатации из-за ветхости.
По жилищно-коммунальному отделу числилось 136 жилых домов общей площадью 13338 метров квадратных, из которых третьей части требовался ремонт. Всего в домах проживало 3376 человек, из которых 240 человек в общежитиях при отсутствии комнаты для приготовления и приёма пищи, сушилки, красного уголка, необходимого минимума мебели. 56 семей жили в тяжёлых жилищных условиях, 45 работников предприятия не имели жилья и снимали квартиры или комнаты у частников. В 1949 – 1950 годах, при большом прибытии рабочих (вероятно спец контингента), для их размещения использовали с небольшими переделками помещения кузницы, хомутной, фуражного склада и даже построили две каркасно-засыпных палатки. На балансе САГПУ находились также клуб с залом на 346 мест, баня из бруса с пропускной способностью 53 человека в час, детский сад бревенчатый на 65 детей, при потребности 120, профилакторий на 50 коек, пионерский лагерь на 150 детей. В центре посёлка имелись две артезианские скважины, но из-за отсутствия водопровода они совсем не решали проблемы снабжения водой населения, живущего в домах, раскинувшихся на шесть километров. Кроме того, особо отмечалось, что посёлок совершенно не благоустроен – отсутствуют тротуары, на дорогах и улицах мусор, ямы и грязь, отсутствует освещение.
Так получилось, что полковник Антонов в 1949 году принял Раздолинский сурьмяный комбинат в МВД, а 17 марта 1954 года его подпись стоит о сдаче комбината под названием «САГПУ» обратно в гражданские структуры. Принял комбинат горный директор первого ранга Леднёв А.П. Член комиссии капитан-инженер Соловьёв С.Ф. был директором комбината в 1947, 1948 годах. На Январь 1954 года Раздолинское сурьмяное месторождение, представленное «Главной» жилой, отрабатывалось шахтами «Капитальная» и «Новая». Разведанная часть жилы простиралась на 1230 погонных метров, при глубине залегания по данным скважин 300 метров от поверхности. Разведанные запасы суммарно по всем категориям составили 30216 тонн сурьмы. В связи с не хваткой квалифицированных ИТР, на руководящих должностях старших инженеров, начальника шахты, нормировщика, главного инженера ЦРММ, начальника участка ОКСа, инженера-экономиста работали 8 человек из ссыльных по статье 58.
Что в итоге получила страна и что получило население посёлка, района от деятельности «Енисейстроя»? С большим трудом удалось добиться показателей производства сурьмы и других достижений, переступая через людей, их быт, требования безопасности труда. По документам в архивах, после снятия грифа «секретно» понятно, что больших достижений не было, материально-техническая база деградировала быстрей, чем её пополняли, да и пополняли плохо на примере речного флота, буровых установок колонкового типа, жилищного фонда, защитных средств. Ни порядка, ни дисциплины не было, местное население продолжало жить на грани выживания, умирая от силикоза (они в основном работали в пыльной шахте). Приезжие же отбыв срок по своей воле либо по принуждению, бежали сломя голову в родные края, чтобы больше никогда сюда не вернуться, и только малая часть оставалась очарованная природой и особым укладом жизни.
Свидетельство о публикации №224072500929