Правда жизни 1865-1933 от проф. В. Баранова. Ч1
К БИОГРАФИИ ПРОФЕССОРА БОТАНИКИ КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА АНДРЕЯ ЯКОВЛЕВИЧА ГОРДЯГИНА
К ИСТОРИИ КАЗАНСКОГО (ФЕДЕРАЛЬНОГО) УНИВЕРСИТЕТА
То, что происходит сейчас с ботанической наукой в Казанском (Приволжском) федеральном университете так похоже на то, что было столетие назад в Императорском Казанском университете. Давно хотелось рассказать тебе, дорогой читатель, о тёмном периоде, преодолев который наука ботаника возродилась и разрослась благодаря часто непосильным и ежедневным кропотливым трудам основоположников Казанской геоботанической научной школы Андрея Яковлевича Гордягина, Владимира Исааковича Баранова, Михаила Васильевича Маркова и их многочисленным ученикам. Они собирали и накапливали ботанические материалы, формировали гербарные фонды и ботанические коллекции - основу для передачи знания. Они проводили научное исследование и открывали закономерности развития растительных популяций, растительных сообществ, природных систем. Они разрабатывали подходы к рациональному использованию растительных ресурсов. Они способствовали внедрению в хозяйственную деятельность наукоёмких технологий по выращиванию полезных растений, в том числе сельско-хозяйственных культур. Они выявляли редкие ландшафты, редкие растительные сообщества, редкие виды растений и способствовали организации природоохранной деятельности на просторах нашей необъятной страны. Они разрабатывали новые методологические подходы к решению актуальных экологических проблем и проблем, связанных с развитием ботанической науки. Они распространяли научное знание среди населения и передавали его из поколения в поколение через систему высшего образования. Глубоко изучая жизнь и деятельность некоторых из них, я могу констатировать факт, что студенты, аспиранты, ассистенты, связанные с ботаникой в Казанском университете непосредственно трудоустраивались на работу в разные регионы. Назову их, возможно что-то забуду: Москва, Санкт-Петербург, Томск, Барнаул, Улан-батор, Владивосток, Тюмень, Уфа, Екатеринбург, Йошкар-Ола, Чебоксары, Ярославль и Барок, Самара, Пермь, Саратов, Ульяновск, Астрахань, Новосибирск, Сухуми, Петрозаводск, Ижевск... И там, где они трудились постепенно формировался новый научный центр по изучению разных аспектов растительного мира. Во многом благодаря их собственной деятельности или особенности характера, вдохновляющего коллективы.
"Правда жизни" от Владимира Исааковича Баранова. Мне бы не пришло в голову самой писать на эту тему, если бы я не прочитала именно это произведение, которое я представлю ниже. Оно достаточно длинное и мне потребуется разбить его на несколько частей.
Читая это произведение летом 2021 года, я поразилась насколько свободным был этот человек, пишущий текст про выдающегося учёного профессора ботаники Андрея Яковлевича Гордягина. Он не лез за словом в карман, и не стеснялся резких фраз по отношению к тем, кого считал антигероем событий. Были ли они таковыми объективно или нет? Потомки не поверили этому автору? Или не читали это? Или подумали, что многое из того, что там написано слишком эмоционально? Или открылись какие-то новые научные течения и они притянули их к истории ботаники в Казанском университете? Так или иначе, но и о антигероях - с точки зрения В.И. Баранова, в настоящее время имеются очень хорошие публикации, подчёркивающие значимость их научных и педагогических трудов, датированные преимущественно концом ХХ и началом ХХI столетия.
Сейчас я могу уточнять всё, что угодно по разным документам, но тогда, когда писалось это произведение, а поводом для него стала кончина заведующего кафедрой ботаники Казанского государственного имени В.И. Ульянова-Ленина университета - Андрея Яковлевича Гордягина, наш автор ошибся несколько раз, представляя факты. Но он и сам о такой возможности предупредил заранее в тексте самого произведения. По этому поводу я буду вставлять комментарии, чтобы не запутывать читателей.
НА СТРАНИЦАХ КНИГИ: Баранов В.И. О жизни и работе А. Я. Гордягина. Памяти А. Я. Гордягина. Казань: Ученые записки Казанского университета. 1933. Том 93, книга 6. Серия Ботаника. Вып. 1. С. 3-37.
Среди потерь, понесённых в последние годы русской наукой, одной из наиболее тяжких и глубоко воспринятых является несомненно утрата Андрея Яковлевича Гордягина. Умер крупный ученый, заслуженный профессор Казанского университета, выдающийся педагог, герой труда, видный общественный деятель, оказывавший своей работой и своим творчеством исключительное влияние на развитие научной мысли.
В истории русской ботанической науки с именем Андрея Яковлевича Гордягина связано развитие совершенно особого геоботанического направления, плодотворность основных идей которого особенно остро чувствуется в настоящий момент развернутого социалистического строительства и реорганизации сельского хозяйства, требующих для их рационализации надлежащим образом поставленных территориальных исследований, в частности почвенно-ботанических. Последние в их исходной стадии с наибольшей полнотой и эффективностью, вне всяких сомнений, были обоснованы и развиты трудами Гордягина и его школы, конечные разветвления которой упираются в многочисленные кадры работающих на необозримых полях СССР и её окраин геоботаников и почвоведов. Творческая деятельность Гордягина нашла своё выражение не только в осуществленных им оригинальных исследованиях, но и его интеллектуальном воздействии, как глубоко одарённого человека, простиравшемся на несколько поколений исследователей, которые, являясь его учениками, продолжали углублять и развивать обоснованные им идеи. Большая амплитуда научных интересов Гордягина в связи с указанным воздействием на молодые поколения делает сферу его работы чрезвычайно широкой, и характеристика её вышла бы однобокой, если бы при оценке его исследовательской деятельности касаться только выполненных лично им работ. Обстоятельства жизни складывались так, что ему до самых последних минут приходилось как самому вести научно исследовательскую работу, так и направлять работу других.
В его натуре мы видим наиболее удачное воплощение работника высшей школы, совмещавшего в себе задатки крупного оригинального исследователя с достоинствами неповторяемого, талантливого педагога умевшего метким и четким словом крепко, почти навсегда, закреплять в слушателях высказываемые им мысли.
Естественно, что эти две плоскости в работе А. Я. тесно переплетаются между собою и не могут быть резко разграничены. Поэтому в основу описания его жизнедеятельности мы кладём хронологическую последовательность, наилучше в исторической перспективе отражаю щую многогранность его творческой деятельности в связи с окружающей обстановкой. И это в особенности касается послереволюционного этапа в жизни Гордягина, содержание которого не может не интересовать всех, расценивающих А. Я. прежде всего как глубоко образованного человека, никогда не стоявшего оторвано от общественности и иногда, ещё в дореволюционное время, поражавшего своей эрудицией в областях, весьма удалённых от ботаники, например в политической экономии и социологии. Эта общественно-политическая грамотность А.Я., быть может служившая причиной того, что при царском режиме он и многие из его сотрудников попадали в разряд "неблагонадежных" несомненно подсказала ему своевременную и верную оценку итогов Октябрьской революции и обеспечила последующую его преданность делу социалистического строительства. Он сразу стал на сторону Советской власти без всяких колебаний или шатаний, которых не лишена была значительная часть русской интеллигенции.
Его отношение к партии наилучшим образом сказывается в ответе Б. А. Келлеру на обращённый к нему запрос по поводу вступления последнего в ВКП(б); он ответил, что это единственный правильный путь, вместо того, чтобы болтаться ни в тех ни в сех, как обыкновенные интеллигенты.
Как это обычно для резко выраженных интеллектуальных натур, несомненно, оригинальная фигура А. Я. была бы неполной, если бы при его характеристике не касаться некоторых мелких житейских особенностей, дополняющих обрисовку этой замечательной личности. К сожалению, разбросанность биографических данных и срочность работы над предлагаемым очерком не позволили с надлежащей тщательностью подобрать весь необходимый материал и тем более дать ему надлежащее оформление, для которого иногда не хватает слов, потому что здесь нужно было бы работать импрессионистическими мазками академика Б. А. Келлера, давшего наиболее живую обрисовку Андрея Яковлевича: "Ученый с замечательно широким кругозором, удивительный педагог, человек исключительно привлекательный, о котором его ученики всегда вспоминают с горячей любовью и благодарностью. И во всём этом — весь особенный, неповторяемый" 11].
ИСТОЧНИК
1. Келлер Б. А. Памяти А. Я. Гордягина. Советская ботаника. Ленинград, 1933. № 2)
Владимир Исаакович Баранов, Казань, 1933 г.
Светлана Федорова, Казань, 26 июля 2024 г.
Свидетельство о публикации №224072601050
Валерий Ушаков 26.07.2024 18:51 Заявить о нарушении
СВЕТЛАНА !
Хочу Вам как ботанику сообщить о деятеле лесного хозяйства
Обыденном Петре Трофимовиче.
для информирования через вас и вашых коллег.
(В архивах министерества лесного хозяйства есть его работы, частично есть и в интернете)
к 1990-м годам планировалось (по результатам его деятельности - производства грибов на древесине ) строитнльство крупного завода, но политика изменилась, это вам известно.
пример успешности :
В опытном производстве он получал сухой массы грибов почти 1 кг с одного же !!! кг древесины (несколькими волнами урожая).
Это важно, если учесть площади леса в России и нынешний дефицыт производимого белка для пищи граждан, что он и показывал в отдельных аналитических книгах.
При заводском производстве себестоимость продукта много много меньше, чем у нынешних не крупных грибоводческих ферм.
-----
С уважением к сохраняющим верность профессии !
Георгий Сотула 03.08.2024 00:56 Заявить о нарушении