К этимологии ав. гIус, гIуцI
Если речь идёт о монгольских языках, то по нашему опыту в данном случае следует искать совпадения с анлаутным монг. "УЬ-", которые должны явл. отражением анлаутного ав. фарингального "ГI-".
Халха-мнг. УЬУЬСЭХ ( корень "уьус") "возникать, происходить, явиться началом", УЬУЬСЭЛ "начало, возникновение, происхождение", УЬУЬСВЭР "почин, зачаток".
Ауарском соответствие:
1. ГIУС "коренной зуб", диал. "стог сена, сложенный на сеновале". Фонетика, семантика -безупресна. Это своего рода " основа, фундамент".
2. ГIУЦI, диал. гIус "камень" ( не мелкий камешек и не галька), ГУЦIИ "организация, структура", ГIУЦIИЗЕ "организовывать, создавать".
Семантический сдвиг в халха-мнг. УЬУЬУЦ "заготовка мяса на зиму", УЬУЬЦЛЭХ "забивать скот на зиму, готовить на зиму мясо".
Никакой связи с обозначением мяса здесь нет. Мнг. форма - семантическое расширение, призванное обозначить "заготовку мяса" как "закладку, почин" какой-то важной работы.
Сюда же, вероятно, общетюрк. ОЬЗ "истинный, настоящий, подлинный". Здесь мы видим полное совпадение с ав. ГIУС (род. п. гIос-ол) "коренной зуб", где важно значение не столько "зуб", сколько "коренной".
? Ср. ткж. мнг. ГУЬЙЦЭЛДЭХ "собирать в полном составе, укомплектовывать". Не говорит ли эта форма об изначальном наличии и в мнг. яз. фарингала? Подобная постановка вопроса однако лежит однако за пределами формата нашей статьи.
Эта основа не ограничена одними лишь монгольскими и тюркскими языками, но и, как минимум, представлена в латинском - OS, ORIS.
Achtung!
В наших статьях нет ровным счётом ничего касающегося выходцев Речи Посполитой в Бруклине, Палестине, Биробиджане, Лемберге, Тессалоники и где-либо ещё. Поэтому этим лицам не следует нам писать никаких т.н. "рецензий" во избежание резкой реакции с нашей стороны. Нам не нужны никакие "поучения","разъяснения" от этого и им подобного. контингента. Грамотным "биробиджанцам" мы рекомендуем просто не читать наши статьи. Ничего мы с ними обсуждать не собираемся, kuerzlich, RAUS!
Свидетельство о публикации №224072601116